Главная страница

античка ответы. 1. Олимпийская мифология. Основные сюжеты, функции, атрибутика богов


Скачать 137.12 Kb.
Название1. Олимпийская мифология. Основные сюжеты, функции, атрибутика богов
Анкорантичка ответы
Дата29.11.2021
Размер137.12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаантичка ответы.docx
ТипДокументы
#285357
страница6 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Из ямбических стихов наиболее употребительным является триметр («трехмерник») - из трех метрических единиц («метров»), по две стопы в каждой. Долгий слог при этом может быть заменен двумя краткими.

Употребительнейший трохеический.стих — тетраметр («четырехмерник»), обычно разделенный словоразделом на два диметра («двухмерника»);

Авторами элегий и ямбов в ряде случаев были не профессиональные певцы, типа аэдов и рапсодов, а люди практической политики, видные деятели эпохи. Это показательно для политической роли лирики.

Профессиональные – это аэды (певцы, сказители народных песен) и рапсоды (странствующие певцы).

МЕЛИКА

Ме́лика (от греч. μελικός сопровождаемый пением, распеваемый <стих>) — в отечественной классической филологии общее название лирической поэзии древних греков, предназначенной для распевания сольно (в этом случае филологи говорят о «монодической мелике») или хором («хоровая мелика»). Сольная мелика использовалась для любовных песен, а хоровая — для исполнения гимнов в честь богов и людей.

Античное определение «хоровая» (в лирических жанрах) зачастую соответствует современному «ансамблевая». В классический период коллективы были, как правило, небольшими (даже в трагедии, например, хор состоял всего из 12 музыкантов), редко приближаясь по размеру к тому составу, который ныне классифицируется как «камерный хор» (в позднейшей античной комедии, например, хоровой коллектив состоял из 24 музыкантов). С музыкальной точки зрения как «монодическая», так и «хоровая» мелика распевалась одноголосно, принадлежала монодическому складу (в хоре — пение в унисон); по общему признанию, полифонии античность не знала. По типу стиха мелическая поэзия относится к силлабо-метрическому стихосложению, а сами мелические размеры также называются логаэдами.

В широком смысле «мелическими» (если понимать под ними не только предназначенные, но и пригодные для распева стихи) у греков были не только силлабо-метрические, но и метрические стихи (например, распевались ямбы), что с очевидностью следует из сохранившихся памятников древнегреческой вокальной музыки.

Несмотря на многие упоминания о распеве лирических стихов в художественной, справочной и научно-популярной литературе греков и римлян, никаких специфических (точно документированных) свидетельств о том, как именно взаимодействовали слово и музыка в мелической поэзии (например, у Сапфо или Стесихора), не сохранилось. Музыковеды и стиховеды, исследующие античное наследие, выдвигают на этот предмет прямо противоположные гипотезы.

Мелика (песенная лирика) была сильнее связана с музыкальным сопровождением, чем ямб и элегия, постепенно превращавшиеся в чисто литературный жанр и терявшие исконную связь с музыкой. В отличие от ямба и элегии, где повторялись или попарно чередовались стихи или двустишия в одном размере (ямбы, дактили), мелические стихотворения были построены в основном на чередовании строф, сложных и чрезвычайно разнообразных по своим поэтическим размерам.

Сольная мелика особенно развилась на острове Лесбос, родине двух крупных древнегреческих поэтов – Алкея и Сапфо. Третьим прославленным представителем сольной мелики был Анакреонт.

Хоровая мелика имела тесную связь с культом и обрядом. В Древней Греции её использовали обычно в торжественных случаях, поэтому она отличалась пышным приподнятым стилем. К хоровой лирике относятся гимны богам (дифирамбы – в культе Диониса, пеаны – в культе Аполлона и др.), парфении (песни девушек), эпиникии – песни, прославляющие победителя на спортивных состязаниях, которые имели у греков общественное значение, так как победы атлетов составляли славу города, общины. Победитель воспевался в лирических эпиникиях не только как личность, но и в еще большей степени как представитель общины.

Хоровая лирика достигла расцвета прежде всего в Спарте, поэтому в ней воспевались идеалы спартанской доблести с ее гордой и суровой моралью: вся жизнь человека посвящена исполнению долга перед отечеством.

Из известных нам представителей древнегреческой хоровой мелики первый по времени – Алкман (вторая половина VII в. до н. э.). От него сохранились лишь небольшие цитаты и один большой отрывок из парфения. В небольших фрагментах дошло до нас и творчество Стесихора – автора лирических поэм с мифологическим сюжетом.

№12. Культура древнегреческого симпосия и художественное творчество.

Симпосий (др.-греч. συμπόσιον) — ритуализированное пиршество в Древней Греции, сопровождавшееся буйным весельем, важная составляющая мужского времяпрепровождения.

Древнегреческий симпосий – одна из базовых форм культурной активности населения греческих и находящихся под греческим культурным влиянием областей в VII–IV вв. до н. э. (а также в несколько измененной форме и в позднейшей Античности вплоть до утверждения христианства) – представляет собой в этом отношении прекрасную модель подобного взаимодействия как с точки зрения количества и качества дошедших до нас источников (что позволяет с достаточной степенью уверенности верифицировать предложенную интерпретацию), так и с точки зрения его «образцового» расположения на стыке двух основных для каждого греческого мужчины и четко противопоставленных друг другу культурных пространств, а следовательно, связанного с ними когнитивного и поведенческого контекста: пространэпсства домашнего, семейного и – маргинального, воинского. Немаловажное значение имеет и тот факт, что едва ли не большинство нынешних европейских форм культурной деятельности – как то наука, философия, литературное творчество, театр и т. д. – восходит именно к составным элементам греческого симпосия.

Симпосий можно определить как частный дружеский праздник, и в этом определении, акцентирующем прежде всего социальный контекст симпосия, в равной степени будут значимы все составляющие его смысловые компоненты. Начнем с последнего из них – праздника. С нашей точки зрения, праздник позволяет разрешить очевидную апорию: «отменить» уже сложившуюся социальную систему невозможно, поскольку она «правильна» по определению и любая попытка скорректировать ее равносильна разрушению этой «правильности», совершенно недопустимому. В то же время ее необходимо время от времени пересматривать (даже если исключить радикальные варианты) в целях ее же сохранения, связанного с неизбежной социальной динамикой – статусно-возрастной, обусловленной сменой ведущих форм деятельности и т. д. Именно этой цели служит весь известный набор непременных атрибутов праздника: особое пространство, выгороженное из бытового как с точки зрения пространственных, так и с точки зрения временных рамок происходящего; особое праздничное поведение, включающее в себя элементы демонстративного нарушения повседневного режима поведения; специфическая сюжетика.

Частный характер симпосия противопоставляет его публичной, гражданской сфере. Противопоставление это в известной мере условно, поскольку участники симпосия ни в коей мере не утрачивали своего гражданского статуса, а темы застольных бесед бывали вполне совместимы с областью гражданско-политических отношений. Более того, симпосии, устраиваемые значимыми в городе лицами с приглашением других значимых лиц, могли служить предметом повышенного общественного интереса, становясь заметным событием в общественной жизни города и оставляя после себя впечатляющий культурный след.

Дружеский характер симпосия противопоставляет его другой сфере – семейно-родовой. Две эти сферы формируют привычную всеобъемлющую оппозицию, части которой взаимно дополняют друг друга.

Симпосий также может быть использован в политическом контексте (скажем, как время и место, где могут встретиться, не опасаясь привлечь к самому факту встречи излишнего внимания, заговорщики), но именно использован, поскольку суть его совсем иная. Точно так же симпосий соприкасается и с семейно-родовой сферой, поскольку проводится под крышей конкретного дома и отдельные его участники может быть связаны между собой родственными узами: однако и в этом случае «домашние» и «родственные» контексты носят внешний по отношению к сути происходящего характер

Пространство симпосия явственным образом распадается на две составляющие – реальную и проективную, – которые при этом строго зависимы друг от друга и постоянно между собой взаимодействуют.

Пространство реальное представлено андроном – большой мужской залой древнегреческого частного дома, которая на время праздника утрачивает свои бытовые характеристики и переходит под контроль Диониса – божества, связанного прежде всего с перерождением. Присутствие Диониса маркируется несколькими его трибутами. Прежде всего это, конечно же, вино – напиток, в котором «живет» Дионис. Затем следует упомянуть еще об одном непременном атрибуте симпосия – о гирляндах, которые украшают стены андрона и, собственно, замыкают собой симпосиастическое пространство. Третьим обязательным маркером симпосия является анфасное изображение самого Диониса, представленное маской и/или изображениями на симпосиастической расписной посуде.

Симпосий проводился после трапезы у домашнего алтаря и начинался с ритуального омовения рук и обрызгивания благовониями. Участники симпосия — симпосиасты — украшали себя и сосуды с вином венками из плюща, мирта и цветов. В качестве украшений также использовались белые и красные повязки, символизировавшие преданность богу Дионису. Первый глоток вина из чаши, пускаемой по кругу, выпивался в честь доброго духа — демона. Богам также полагалось вино, которое выплёскивалось из кубков под старинную культовую песню, посвящённую богу Аполлону, и музыкальное сопровождение флейтой.

Роль виночерпиев обычно исполняли молодые юноши, в обязанности которых входило разносить вино среди собравшихся и разводить его водой. Во время симпосиев кифаристки и флейтистки исполняли музыкальные произведения, а приглашённые танцоры, акробаты и певцы обоих полов услаждали взоры гостей. Сами гости тоже исполняли песни, называвшиеся сколиями. Ксенофан сообщает, что на симпосиях устраивались артистические представления, проводились конкурсы импровизированных речей и игры в сравнения, и разгадывались загадки. Принимать участие в симпосиях приглашались и гетеры.

Симпосии славились своими играми. Наиболее популярной был так называемый «коттаб» (др.-греч. κότταβος), изображения которого сохранились на многих вазах, в том числе на знаменитом псиктере Ефрония из Государственного Эрмитажа. Во время этой игры участники выплескивали остатки вина из своих открытых сосудов (киликов или скифосов), пытаясь попасть в цель.

Пили все из кратера – сосуда для смешивания вина. Вино пили только в разбавленном виде, разбавляли всем подряд, даже морской водой. Все пили из одного кратера. На симпосии все были равны.

В античное время существовало немало сосудов различных форм, получивших в современной литературе название сосудов «грязной шутки» (dirty tricks). Среди них были килики с отверстием в ножке, вино из которых неожиданно проливалось на пьющего, сосуды с двойным дном, сосуды, в конструкции которых использовался эффект сообщающихся сосудов, а вино то появлялось, то исчезало. Все эти сосуды использовались во время симпосиев, чтобы повеселить собравшихся на пирушке.

Из числа присутствующих на симпосии выбирался симпосиарх. Он руководил пирушкой, следил за порядком и выбирал темы для бесед. От порядочного человека ожидалось, что выпивая он сохранит добродетели и самостоятельно найдёт дорогу домой.

Единственные сохранившиеся письменные предписания по проведению симпосиев содержатся в «Законах» Платона. Одноимённое стихотворение Ксенофана Колофонского свидетельствует о том, что симпосии проводились ещё в VI в. до н. э. В описанной форме традиция симпосиев сохранялась до самого конца античного времени.

№13. Происхождение афинских театральных жанров.

Классический период древнегреческой литературы. Складывается новая сложная литературная форма с особой ролью в духовной жизни человечества вообще – это драма. Термин в переводе с греческого означает «действие». Драматическое произведение качественно отличается от других литературных форм. Жизненные события раскрываются не через рассказ автора, а через поступки и речь героев. Жизнь воспроизводится действием, а не рассказом. Драма – очень сложное синтетическое единство, состоящее из ряда элементов. Основными элементами в драме являются действие и диалог, через которые непосредственно раскрываются события, характеры, мысли и чувства.

Неотъемлемой частью драмы был хор. Он пел под музыку и танцевал. Древнегреческая драма напоминала оперу или ораторию. Драматург сам писал музыку. В драме на первый план (в отличие от эпоса) выдвигался герой, человек, а не событие. Драма строится на напряженном столкновении сил, на острых конфликтах. Герой античной трагедии вступает в конфликт с судьбой, с богами, с себе подобными, намечается конфликт с обществом – 5 век до н.э.

Театру предшествовало подобие сценок в эпосе (ссора Агамемнона с Ахиллом, Гектор и Андромаха). Но это не корни трагедии. Корни лежат в культах (религиозных и мифологических) в честь бога Диониса: дифирамбы и элевсинские мистерии. Главным богом – хранителем театра – являлся Дионис. Он символизирует не только культ вина, но и неумирающий принцип жизни и принцип трагического существования человека и вселенной. Дионис теснит культ Аполлона – культ аристократов. Сами театральные представления рождаются из дифирамба. Аристотель отмечал это.

По преданию, первый дифирамб придумал Орион. Но до нас дошли только дифирамбы Вакхилида. До нас дошло семь трагедий Эсхила, семь Софокла и семнадцать Еврипида. Зато до нас дошли перечни трагедий. Что интересно, о Дионисе не написано ни одной пьесы. Этот факт пытался объяснить Фридрих Ницше, немецкий философ: раз для древних греков Дионис представляет собой обобщенный трагический принцип, возведенный в абсолют, то и все пьесы, таким образом, получаются о Дионисе – все это его мучения в разных воплощениях.

Театр не был делом будничным. Представления шли только три раза в год в празднества Диониса. Начинался сезон праздником Антестерии (праздник цветов). Это конец февраля – начало марта. На них пелись не только трагические песни, но и веселые. Толпа исполнявших такие песни называлась коммос. Был еще один жанр – сатировская драма. Древние греки заботились о воспитательной функции театра. Конец марта – начало апреля – это Великие Дионисии, ядро, театральные состязания. Состязания по-гречески – агон. Вся жизнь в Древней Греции была подчинена агональному принципу. Театральные представления шли по принципу агонов – соревновались три трагика. Они появляются на грани 7-6 века, регулярно вводятся при Писистрате в 6 веке. Первое настоящее состязание произошло в 64 олимпиаду, между 536 и 532 годом до нашей эры. На Великих Дионисиях обычно давали премьеры или самые лучшие пьесы. Второй агон – Малые (Сельские) Дионисии. Это конец октября – ноябрь. Премьер в них не давали, а повторяли то, что уже было. Третий агон – самое мрачное время, январь – начало февраля, голодное время. Эти представления называли Ленеи – это один из эпитетов Диониса, который значит «освобождающий».

По преданию, первым драматургом был Феспид, потом Фриних, но они до нас не дошли. Трилогии писались, потому что действие давалось трудно, пытались сохранить таким образом правдоподобие.

Жанры: трагедия, комедия, драма

Трагедия. Жанр трагедии был самым первым и ближайшим собственно к религиозным истокам театра. Трагедией в древней Греции называли пение сатиров – мифических козлоногих существ, служителей пьяного бога Диониса. Сатиры тоже любили выпить, а как показывает практика, когда выпил много чего-то алкогольного, сильно тянет попеть. Видимо пение товарищей сатиров был настоящей трагедией. Греческая трагедия – всегда серьезное представление по греческим мифам, где люди часто противостоят богам, но силы заведомо неравны. В конце трагедии обычно печальный финал человеческих героев, (на то она и трагедия) которые в своей слепоте решили, что могут противостоять воле богов. Самой популярной греческой трагедией была история о Прометее, который принес людям секрет огня, за что был жестоко наказан Зевсом.

Драма. Жанр драмы несколько легче трагедии. Люди и боги в драме уже не противостоят друг другу, а гармонично дополняются. Хотя драма, как и трагедия, тоже всегда серьезное театральное представление, финал у нее был не всегда плох, а человеческие герои выступают мужественными творцами своей судьбы.

Комедия. Самый легкий жанр древнегреческого театра, показывает жизнь как смешную и веселую игру, где люди и боги смеются и шутят друг над другом.

Театральное дело в Афинах V века до н.э.

Слово «театр» от глагола «смотрю».

Все античные греческие театры были построены по одному типу – под открытым небом и по склонам холмов. Первый каменный театр Древней Греции был построен в Афинах, и он послужил образцом для всех других театров: афинский театр располагался на юго-восточном склоне Акрополя. Его сооружение началось в 70-ю Олимпиаду (около 500 г. до н. э.), после того, как рухнули деревянные подмостки, установленные на центральной площади Афин, где в VI в. до н. э. происходили драматические представления.

Древнейший театр состоял из круглой утоптанной площадки, в центре которой находился жертвенник Дионису, вокруг него ходил хор. Эта площадка называлась «орхестра», от глагола «танцевать». Места для зрителей шли подковой – полукругом, делились проходом на две части. Подкова делилась на клинья для прохода. На орхестре располагалась скена (в переводе – палатка), в ней переодевались, хранили реквизит, создавали шумы. Постепенно скена стала мала, к ней пристроили параскены. Передняя часть скены украшалась, Проходы назывались парады.

Сначала их строили деревянными на пустырях, потом стали делать на склонах. В греческом театре главное – акустика. Все актеры играют в масках. Маска имеет большое значение. Содержание произведения – это всегда миф, причем известный всем. Но греков интересовал не результат, а мотивировка действия. Мотивы менялись. Трагики должны были быть изобретательными. Маска

выполняла две функции: сразу вводила в курс дела и создавала эффект необычности. Актер играл на высоких деревянных сандалиях – котурнах. Маска давала типаж – жертва, царь, убийца. Еще одна функция – усиление голоса и его видоизменение. Хор в трагедии – 12-15 человек, выступал как нечто неделимое, как коллективный герой. Хор – повествователь, комментатор, занимал центральное место в повествовании. Актеров могло быть только трое, а сначала вообще один – протагонист (первый отвечающий), который выделился из запевалы хора. Второй отвечающий – девтерагонист, его ввел Эсхил. Они могли конфликтовать. Софокл ввел третьего актера – тритагониста, это вершина греческой трагедии. Больше нельзя из-за воспитательных целей – зрители могли рассредоточить свое внимание. Было регламентировано и количество действующих лиц – не больше шести.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта