Главная страница

Отражение материальной культуры кыргызов в эпосе манас удк 8


Скачать 396.38 Kb.
НазваниеОтражение материальной культуры кыргызов в эпосе манас удк 8
Дата25.05.2022
Размер396.38 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаNSUMOLDALIEVA2016-4-1.pdf
ТипДокументы
#548240
ОТРАЖЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КЫРГЫЗОВ В ЭПОСЕ
«МАНАС»
УДК: 8
Жумагулов М.Ж. – д.ф.н., профессор, КГУСТА, г. Бишкек
Молдалиева МИ. – преподаватель, НГУ им. С.
Нааматова, г. Нарын. Аннотация. В статье описаны некоторые моменты древней материальной культуры кыргызов в эпосе

«Манас», такие как поселения, жилища, военные доспехи, одежда и пища Ключевые слова
Манас, эпос, материальная культура, жилище, пища, юрта, одежда Обращая внимание к материальной культуре в эпосе «Манас» правильно будет привести мнение известного киргизского филолога Б.М.
Юнусалиева: При отсутствии фиксируемой истории и неразвитости письменной литературы в эпосе как популярном народном произведении нашла отражение не только многовековая история, но и разносторонняя дореволюционная жизнь киргизского народа, его этнический состав, хозяйство, быт, обычаи, нравы, эстетические вкусы, этические нормы, его
суждения о человеческих достоинствах и пороках, представления об окружающей природе, религиозные предрассудки, поэтика и язык [7]. Следует отметить, что в основном опубликовано много научных изданий о материальной культуре кыргызов сначала веков, в древней материальной культуре кыргызов информация очень скудна. Часто изучение материальной культуры не являлось непосредственной целью исследователей, а происходило попутно с географическими открытиями или заданиями разведки. Одной из исчерпывающих информаций древности является
Кыргызский героический эпос «Манас», создававшийся в течение ряда веков. В нем отражение различных исторических эпох, начиная св. до н.э. — V в. н.э., которая стала героическим периодом для многих тюрко- монгольских народов и явилась периодом зарождения героического эпоса, в том числе и эпоса «Манас» и заканчивая эпохой ойрот-джунгарского нашествия, связанная непосредственно с современной территорией
Кыргызстана[1]. Из эпоса мы можем реконструировать некоторые моменты описания древней материальной культуры – это поселения, жилища, военные доспехи, одежда и пища. Основным жилищем кыргызов являлась юрта, которая неоднократно упоминается в эпосе. Также каменная крепость
Чеч-Добо, которая считается посей день святым местом кыргызов и находится на территории Кыргызстана в Ат-Баши [3]. Если говорить о бытовой жизни, тов эпосе можно хорошо представить себе всю картину. Например, юрту устилали коврами, пользовались подушками, одеялами, ханов возвышали на троны, одевали расшитые из разных материалов красивую плечевую одежду, которая делилась на повседневную и воинскую, конские снаряжения, сундуки наполненные серебром и золотом, а также пища в основном мясо, приготовленная в казанах. Вот некоторые моменты описания ковра, одеял и подушек в эпосе
Они усадили Манаса Великодушного на ковер с золотым орнаментом, все восемь ханов взялись за края ковра, один конец ухватил большими пальцами Кошой, подняли высоко натрон размером с верблюда, и на широкой поляне избрали Манаса ханом подстелив под себя несколько слоев одеял, подложив под голову несколько пуховых подушек, раскинув руки и ноги, сладко спал богатырь Манас...» [3]. Климатические условия, в которых жили кыргызы и быт оказывали большое влияние на их одежду [5]. Знать носила одежду из лучших тканей, дорогих мехов, кожи и замши, отделанную золотыми и серебряными украшениями. Ткани, поставлялись по Великому Шелковому Пути, из них шили одежду и предметы убранства. Женская одежда состояла из нательного платья, верхней плечевой одежды чепкен и головных уборов.
Платье-рубаха белого или красного цвета, шилась из ткани камки, шелка, парчи. Длина одежды достигала до земли. Одежду, которая описывается в эпосе можно поделить на два вида бытовая и военная. О бытовой мужской одежде состоявшей из пестрых халатов, расшитых узором чапанов и шуб разных мехов упоминается в отрывках Столько злата- серебра, столько скакунов быстроногих, столько дорогих халатов из парчи и шелка львоподобный Манас еще никому не дарил Они каждому на плечи накинули по черному чапану, расшитому золотым узором Старуха Чыйырды тотчас накинула на плечи дервиша халат из золотой парчи. Никому не секрет, что в основном одежда, дошедшая из далекого прошлого, найденная из археологических раскопков или хорошо сохраненная до наших дней, принадлежала богатым людям или правителям, так как она изготовлялась из материала высокого качества, которую, люди из низших слоев не могли себе позволить. Например, одежда сшитая из золота, которую одевали вожди или цари. Вот отрывок Весь в золотом одеянии Манас очнулся ото сна. Из прозаического варианта эпоса "Манас" взят отрывок, где
хорошо описывается одежда для Манаса и его «кырк чоро», которую приготовила Каныкей: Путь в Бейджин труден и суров. Поэтому я приготовила для чоро различные одежды, - иона указана огромный хурджун. - Говорят, что в Бейджине жарко летом - я приготовила сорок колпаков. Говорят, что в Бейджине стужа зимой - я приготовила сорок шапок
- ушанок верху них из куньего меха, а низ подшит дорогой тканью каждому чоро - по чесунчевой рубашке, каждому чоро - по десять пар миткалевых штанов. Сорок боевых кольчуг приготовила я воротники у них вышиты золотом, рукава - медью, толщина каждой - пол-аршина, навороте каждой вышито имя чоро, внутри каждой вшито по шестьдесят чудесных стрел. Если вражий всадник стукнет чоро акбалтой, то стрелы эти сами вылетят и поразят врага на месте. Я приготовила по сорок расшитых шимов, по сорок сапог, прошитых для прочности жилами, сорок пар шелковых портянок, сорок поясов, которые прикрывают живот от паха до груди, сорок острых мечей, огнива и ножи, множество пуль и стрел, разные лекарства, по одному барабану, чтобы привязать каждому к передку седла. К заднему краю седла привяжу я каждому все это и посажу каждого чоро на красавца коня покрытого попоной на тигровой шкуре [2]. В ближнем бою кыргызские всадники пользовались ударными копьями с ромбическим или линзовидным сечением пера удлинённо- ромбической формы боевыми вислообушными топорами с широким лезвием прямыми двулезвийными мечами саблями с изогнутым однолезвийным клинком, защищали голову шлемом-шишаком, склепанным из шести железных пластин, с навершием, козырьком и кольчужной бармицей. Технические средства защитного вооружения кыргызских воинов представлено различными видами доспехов, среди которых были пластинчатые куяки, бригандины, кольчуги. Панцирные наборы включали защитное покрытие из широких железных пластин, крепящихся
металлическими заклёпками изнутри к мягкой матерчатой основе. Пластинчатая броня защищала плечи, грудь и корпус воина [6]. К боевому оружию можно отнести и специальную камчу (плеть, которая отличалась от обычной камчи, и изготовлялась особым способом описываемом в эпосе Из шкуры пятилетнего быка Сделана плеть В середину плети вставлена жесть. На поверхности выведены узоры На сгибе камчи находится зеркало На ремешке для подвески
камчи находится кисточка. Чтобы при ударе глохли уши Внутри узелка на кончике камчи Помещен кусочек свинца с баранью печенку,
Сартов, которые не режут для гостя барана Богатырская плеть заставляла плакать. [2] О сырнайзе Манаса: Из камыша, клея и жил изготовлена найза, А сверху покрыта такими узорами Посмотрите вы на ловкость Манаса, Как вонзает эту найзу он в тело врага Каков бы ни был человек - Обязательно будет сшиблен с коня Если же он выдернет найзу обратно, То рана еще расширится
И сопротивляющийся враг будет заколот. [2] Также военная одежда описывается ив следующем отрывке Сын мой, Манас, – сказал Шай-ата, передавая ему шубу из ыпчи. – Я дарю тебе эту шубу. Она хороша для боев, ее не может пробить стрела она в огне не горит, сколько не тяни, не рвется никогда не ветшает, ворот золотой, рукава медные, двойной панцирь с мелкими, как глаз жаворонка, колечками. Она как раз впору таким, как ты, богатырям, идущим в великий поход. Надень эти доспехи от Хизра, твой враг не сможет проколоть мечом, зарубить топором. Ч. Валиханов хорошо изучил традиции и обычаи, различные обряды кыргызского народа. Фольклор он рассматривал как один из источников изучения истории и этнографии народов. Например, отрывок Поминки по
Кёкётёю” ученый считает самым замечательным эпизодом эпоса
“Манас” именно в отношении передачи особенностей быта и нравов кыргызов, где богатство, одежда, и пища - неотъемлемые части материальной культуры можно встретить вместе водной главе. Говоря о пище, кыргызы употребляли в основном мясо, кумыс, молоко, мучные изделия, рис, черный чай, а также есть моменты где употребляется меди сахар. Из мяса ели верблюжатину, конину, баранину, делали колбасу из конского брюшного жира «чучук». Об этом описывается В один из дней Чыйырды начала выбирать пищу. На радостях бай Джакып зарезал упитанную кобылицу, с мясом в четверть аршина, старуха даже не взглянула. Еще пуще обрадовавшись, он зарезал верблюда с полными жира горбами, старуха даже не попробовала. К разным яствам на дастархане, к меду и сахару даже не притронулась, требовала принести ей сердце и мясо тигра не поделившись ни с кем, сама все съела. Да и две чаши бульона сама выпила. Молочные продукты являлись одной из основ пищевого рациона киргизов. Повседневными самым распространенным продуктом было кислое коровье и овечье молоко – айран. Из накопленной за определенное
время сметаны (каймак) получали топленое масло - сары-май. Из его сгустка – чөбөгө. Без топленого масла на дастархане не проводился ни один той. Первым делом маслом потчевали входящую в юрту новую невесту и гостей. Клали в рот немного масла и только что родившемуся младенцу (оозандыруу). Такой ритуал встречается ив эпосе, тому свидетельствует следующий отрывок:
«Ребенку дали несколько кутырей топленого масла, перемешанного с медом, накормили его и уложили спать.
Кыргызы, употребляющие в основном мясную и молочные продукты редко использовали рис, фрукты и овощи. Но есть фрагмент их использования в эпосе «Джакып зарезал пятьсот лошадей, две тысячи овец, сто быков. Привез сто верблюдов фруктов и овощей, сто верблюдов риса. В пищевом рационе у киргизов встречался и чай, часто с добавлением молока и соли. Черный чай считается национальным напитком, который употребляли наши предки еще в давние времена. О чае и меде в эпосе говорится
«Кыргызы, казахи и кипчаки вместе потчевали гостей, угощали медом-сахаром, кормили конской колбасой и подгривным жиром, предлагали разные виды масла, поили вдоволь черным чаем. Любимым напитком у киргизов издревле был кумыс из кобыльего молока, подвергшегося брожению. Его и до сих пор готовят. Он славится исключительными вкусовыми и целебными свойствами. Кумыс бродили в специальных кожаных чаначах хранили в подвешенном состоянии. Вот некоторые моменты из эпоса сидели они за скатертью с разными яствами, ели
брюшной жир с прямой кишкой, пили кумыс с медом в мехах бродил кумыс. Рассматривая и сопоставляя материальную культуру в эпосе с историей, хочется отметить, что большая часть описанного в нем весьма реалистична. Белая юрта, которую наши предки использовали в качестве переносного жилья, описываемая в эпосе как основное жилище кыргызов, используется и посей день, как национальное традиционное жилье. Убранство юрты ковры, подушки, одеяла, сундуки – это неотъемлемая часть бытовой жизни кыргызов. Одежда, описываемая в эпосе, особенно бытовая, идентична одежде, которую можно встретить в фотоархивах, сделанных в период исследования русскими путешественниками исследователями) такие как В.В.Бартольд, Ф.А.Фиельструп,
С.М.Абрамзон, НА. Северцов и др. Пища описываемая в эпосе ничуть не отдаляется по своему приготовлению и описанию от национальных кыргызских блюд нашего времени. Это говорит о том, что эпос отражает далекую прошлую настоящую жизнь кыргызов. Вершиной народной памяти о прошедших героических событиях в истории киргизского народа является величественный эпос "Манас". В его почти полумиллионных стихотворных строках охвачен весь спектр культуры и быта, семьи и брака, обычаев и обрядов, идеологических воззрений и другие компоненты кыргызского народа. Литература

1.
Бакиров
А.А. Эпос "Манас" как историко- этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек,
1995. - С. 5-6 2. Бектенов З, Нанаев К. Прозаический вариант эпоса "Манас". Публикуется по изданию МАНАС: Киргизский героический эпос. По вариантам Сагымбая Орозбак уулу и Саякбая
Каралаева. - Бишкек, 1999. - 432 с.
3. Максутов Б. Повесть о Манасе Великодушном. Прозаический пересказ эпоса «Манас» в переводе на русский язык.
4. Молдалиева МИ. Кыргызская юрта. Традиции и обряды связанные с юртой. Вестник НГУ им. С. Нааматова. №3, гс. Молдалиева МИ. Байыркы жана азыркы кездеги кыргыз мырзаларынын этникалык кийимдери. Вестник НГУ им. С.
Нааматова. №3, гс Худяков ЮС. Вооружение кыргызского воина в позднем средневековье (к вопросу о возможности идентификации некоторых реалий из эпоса "Манас").
7. www. eposmanas.ru


написать администратору сайта