Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Какие события из жизни и черты русских князей изображает летописец

  • «самовластии» человека

  • Задание 2.

  • 3. Игорь Рюрик

  • 4. Княжна Ольга

  • 6. Князь Владимир I

  • 7. Князь Ярослав

  • повести временных лет. 8 неделя Ермагамбетова. 1. Основные особенности средневекового мировоззрения. Человек в системе религиозного символизма место человека в мире, сущность его жизни, проблема самовластия


    Скачать 22.79 Kb.
    Название1. Основные особенности средневекового мировоззрения. Человек в системе религиозного символизма место человека в мире, сущность его жизни, проблема самовластия
    Анкорповести временных лет
    Дата28.10.2021
    Размер22.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла8 неделя Ермагамбетова.docx
    ТипДокументы
    #258589

     Вопросы и задания:

    1. Основные особенности средневекового мировоззрения.

    Человек в системе религиозного символизма (место человека в мире, сущность его жизни, проблема «самовластия»).

    Смысл заглавия Начального свода и «Повести временных лет».
    2. Какие события из жизни и черты русских князей изображает летописец?

    Своеобразие подхода летописца к личности князя.

    Типы изображения князей в «Повести временных лет».

    Как они связаны с идейным содержанием произведения?

    Задание 1. Важнейшей чертой средневекового мировоззрения, бесспорно, является теоцентризм – представление о Боге как единственной подлинной реальности. Вся жизнь средневекового человека была так или иначе связана с религией. Вся деятельность человека воспринималась в русле религиозных представлений. 

    Особенности средневекового мировоззрения и познания привели к тому, что наука в это время носила исключительно служебный характер. Она могла только иллюстрировать и детализировать истины Священного писания, познать же первоначала мира она не могла в принципе и в основном использовалась для решения чисто практических задач.

    Таким образом, средневековая наука перестала соответствовать введенным нами ранее критериям научного знания. Это означало ее безусловный шаг назад по сравнению с античной наукой.

    Среди идей, привнесенных в русскую культуру христианством, важное место принадлежало новой концепции человека, его личного и социального бытия. Христианство позволяло осмыслить человека вне зависимости от социальной обусловленности, раскрывало внутреннее богатство человека, акцентируя внимание на его духовной природе и, в конечном итоге, на таких его неотчуждаемых атрибутах, как свобода, достоинство, ответственность. Представление о нравственном «самовластии» человека пришло на Русь вместе с трудами представителей патристики, которая, в свою очередь восприняла его от античной философской этики и моральных императивов Библии, постулирующей дарованную Богом человеку способность осуществлять выбор между добром и злом, рассматривающей человека как «образ и подобие Бога».

    По мнению А.Л. Юрганова, идеологическая коллизия во многом была обусловлена расхождениями в стиле мышления и, в частности, в подходе к проблеме «самовластия»: «Судя по всему, еретиками иосифляне называли не только тех, кто думал иначе, но также и тех, кто позволял думать иначе в силу известной богословской истины о “самовластии” человека». В

    В творчестве оппонента иосифлян Максима Грека, в посланиях которого проблема самовластия человека раскрывается в аспектах соотношения свободы и необходимости, божественного провидения и законов мироздания. Максим Грек указывал, что признание над людьми власти звезд устраняет Промысл Божий, а значит  — и допускаемое Промыслом самовластие человека, его свободу и ответственность в мыслях, решениях, деяниях.

    Название своду дала первая строчка летописи «Се повесть временных лет…». «Повесть временных лет» означает «Повесть о прошедших годах», поскольку слово «лето» на древнерусском языке означало «год». Многие пытаются узнать, что означает название «Повесть временных лет». В самом широком значении это повесть о существовании этого мира, которого рано или поздно ждет Суд Божий.
    Задание 2.

    Характеристики князей в летописи бывают как прямые (чаще всего изложенные в посмертных панегириках или в комментариях летописца к отдельным событиям − обширными авторскими ремарками сопровождается, например, повествование о крещении Руси Владимиром), так и косвенные. По большому счету своеобразное представление автора о том или ином князе отразились почти в каждом летописном упоминании о нем. Князь Рюрикваряг, согласно древнерусским летописям, стал князем в Новгороде в 862 году. Основал династию Рюриковичей. Повесть Временных Лет указывает среди прочих деяний Рюрика разрешение Аскольду и Диру совершить поход на Царьград (Константинополь) в 866 году. Но в целом, о нем мало упоминалось в летописи.

    2. Олег Вещий – согласно летописи русский князь – варяг с 879 по 912 годы, регент Игоря Рюрика. В летописи приводится его прозвище «Вещий» – мудрый и красноречивый, а называть так стали после похода на Царьград в 907 году. В дальнейшем и сам Олег неизменно выглядит у летописца неким скрупулезным законником. Он рассаживает своих наместников по городам, устанавливает для окрестных племен дани, заключает договоры с греками. С одной стороны, здесь может показаться, что князь ведет себя как коварный обманщик – он прячет в ладьях своих воинов и выманивает из города Аскольда и Дира, представившись купцом и их родственником. Однако, с другой стороны, Олег выступает защитником интересов малолетнего Игоря. Еще одно обличие Олега в летописи – удачливый воин и жестокий военачальник. Этот князь не только значительно расширил территорию Руси, собирая многообразную дань и военные трофеи. Во главе большой объединенной армии с помощью хитроумного военного плана он вынудил просить о снисхождении непобедимых греков. Правда, за невнимательное отношение к предсказаниям Олег, в конце концов, поплатился жизнью.

    3. Игорь Рюрик – летописный Игорь положительным правителем не выглядит. В большинстве статей, где упомянут этот князь, он кажется слишком пассивным, недостаточно энергичным. Если верить «Повести», будучи наследником Рюрика, Игорь долгое время вообще не правил, за него это делал Олег. Из текста «Повести временных лет» следует, что Игорю на начало его княжения было не менее 24-х лет. Порою во время похода дружина принимает решение и диктует князю, что ему делать – брать дань с греков или идти к древлянам. Не походит Игорь на своего предшественника и во время похода на греков. Он мучает пленников, проявляя при этом столь зверскую изобретательность, что летописец даже составил список таких казней. По сообщению летописца на этот раз князь до византийских земель вообще не дошел, но согласился взять дань, предложенную греками, что говорит о его жадности.

    4. Княжна Ольга – она охарактеризована в летописи как «смышлена» и как «мудрейший всех человек», который умеет соблюсти дипломатический этикет. В летописи есть 3 эпизода, которые называют «мести княгини». В дальнейшем летописном повествовании разумная Ольга изображается и как устроительница порядка в государстве. Обходя все свои земли, она устанавливает налоги и дани, сначала у древлян, а затем в Новгороде и Пскове. Летописец не мог не знать, что во времена возникновения первых христианских общин благочестивые вдовы находились на их иждивении и попечении, возможно, поэтому дожившая до преклонного возраста киевская княгиня в его повествовании бездействует, ожидая опеки и защиты повзрослевшего сына Святослава.

    5. Князь Святослав - Сын Игоря в летописном повествовании проявляет своеобразную алчность. Его главным аргументом при перенесении столицы в Переяславец-на-Дунае было удобство доставления туда дани. Кроме того, Святослав коварен. Не слишком заботился князь и о судьбе своей земли. Довольно равнодушно рассадив сыновей по разным городам, Святослав лишь незадолго до своей гибели с сожалением вспомнит о том, что русская земля далече.

    6. Князь Владимир I. Владимир напоминает несколько своего отца – это воинственный и удачливый, но коварный князь. Он совершает многочисленные походы, с легкостью покоряя окрестные племена. При этом, в отличие от излишне самонадеянного Святослава, летописный Владимир с самого начала проявляет себя как осторожный и осмотрительный дипломат. С другой стороны, летописец все-таки изображает Владимира закоренелым язычником. Обосновавшись в Киеве, князь ставит там целый пантеон идолов, и, возвращаясь из военных походов, иногда приносит им жертвы. А самым большим княжеским пороком оказывается женолюбие. Летопись упоминает не только нескольких языческих супруг Владимира, но и 800 его наложниц, а также то, что князь вообще был «несытъ блуда». Другой образ Владимира в летописи – это образ князя, занятого испытанием вер, выбором для Руси новой, объединяющей разрозненные племена религии. Не слишком удается летописному Владимиру и поддержание порядка в государстве. Составитель летописи упоминает законодательные эксперименты князя, пытавшегося отменить вначале смертную казнь, а затем денежные штрафы. Основное внимание летописца в этот период жизни князя привлекают широкие пиры Владимира, во время которых пища также раздавалась всем больным и убогим Киева. 

    7. Князь Ярослав. Гораздо чаще летописец обрисовывает этого исторического персонажа гротесково-сатирически. Так, молодой Ярослав, посаженный Владимиром на княжение в Новгороде, изображен здесь как жадный, непокорный князь. Далее он представлен повествователем и как слабый, немудрый, коварный воевода. Позднее в портрете Ярослава появятся черты праведного мстителя за смерть братьев, исполнителя Божьей воли. Летописец даже вкладывает в его уста знакомую фразу: «Не я почах избивати братию, но он. Да будет отместник Бог крови братья моя». Отношение летописца к Ярославу меняется в лучшую сторону лишь после 1026 года, когда князь заключает со своим братом договор о мире и разделе русской земли. 


    написать администратору сайта