Главная страница
Навигация по странице:

  • 17. Сущность, закономерности и принципы обучения

  • Учение

  • Вторым фактором воспитания

  • 19. Формы организации обучения. Методы и средства

  • Компьютерные обучающие и контролирующие программы

  • Аудио и видео учебные материалы

  • Компьютерные сети

  • 21. Педагогическое общение

  • 24. Роль семьи и семейного воспитания

  • 9. Аксиологические основания современной педагогики

  • шпоргалка по педагогике на русском. 1. Педагогика как наука Наука сфера человеческой деятельности, результатом которой являются новые знания. Педагогика


    Скачать 193.5 Kb.
    Название1. Педагогика как наука Наука сфера человеческой деятельности, результатом которой являются новые знания. Педагогика
    Дата08.07.2022
    Размер193.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлашпоргалка по педагогике на русском.doc
    ТипДокументы
    #627118
    страница3 из 3
    1   2   3

    Содержание воспитания в семье определяется генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются патриотическим, экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений. Физическое воспитание детей и молодежи выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается в том, что приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.

    Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.

    Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей — любви и уважения, доброты и порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Совсем неважно, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети — христианскую мораль, общеэтические учения или моральный кодекс строителя коммунизма. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.

    Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или как минимум давать им представление о прекрасном в окружающей жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

    17. Сущность, закономерности и принципы обучения
    Обучение - двусторонний процесс учения и преподавания, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности. Учение - ребенок познает мир. Преподавание - руководство педагогическим процессом познава-тельной и учебной деятельности ребенка. Т.о., пед-кая Дея-тельность включает в себя управление деятельностью ученика и управление процессом взаимодействия с учеником. Обучение основывается на следующих принципах:

    Принцип сознательности и активности

    Принцип наглядности обучения

    Принцип систематичности и последовательности

    Принцип прочности

    Принцип доступности

    Принцип научности

    Принцип связи теории с практикой

    Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых обогащает наше представления о нем и позволяет сделать его более эффективным. Понятие “функция” близко к понятию “задача обучения”. Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения. Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.

    Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.

    Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоцио-нально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развиваю-щая функция обучения по существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития – один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике.

    Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

    Воспитывающим фактором обучения является, прежде всего, содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. У гуманистических и эстетических дисциплин он выше: преподавание музыки, литературы, истории, психологии, художественной культуры в силу предметного содержания этих областей представляет больше возможностей для формирования личности. Однако нельзя утверждать об автоматизме воспитания на этих предметах. Содержание учебного материала может вызвать неожиданные, противоположные замыслу реакции учеников. Это зависит от уже имеющегося уровня воспитанности, социально-психологической, педагогической ситуации обучения, от особенностей класса, места и времени обучения и пр. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла наряду с гуманитарными предметами в большой мере способствует формированию мировоззрения, единой карты мира в сознании учащихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.

    Вторым фактором воспитания в процессе обучения, если не считать систему методов преподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельности учеников. Современная педагогика считает, что оптимальным стилем общения учителя является демократический стиль, который соединяет в себе в себе гуманное, уважительное отношение к учащимся, предоставляет им известную самостоятельность, привлекает их к организации процесса обучения. С другой стороны, демократический стиль обязывает учителя осуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения.

    19. Формы организации обучения. Методы и средства
    Формы организации обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме: урок, экскурсии, домашняя учебная работа, консультации, семинар, факультативы, практикумы, дополнительные занятия. 

    В традиционном учебном процессе средствами обучения явл.: 

    - печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

    - дискеты с учебной информацией,

    - записи на доске, плакаты, 

    - кинофильмы, видеофильмы, 

    - слово преподавателя. 

    При получении дистанционного образования средства обучения значительно шире и, кроме традиционных, включают такие, как: 

    - учебные электронные издания;

    - компьютерные обучающие системы;

    - аудио- видео учебные материалы и мн. др.

    Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера или на дискете, гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте. Это - автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информа-ционно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обесп., которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

    Компьютерные обучающие и контролирующие программы - программные средства учебного назначения, которые широко используется в образовательном процессе ДО и позволяют: 

    - индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения; 

    - контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью; 

    - обеспечить самоконтроль и само коррекцию учебно - познавательной деятельности; 

    - моделировать и имитировать процессы и явления; 

    - проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности; 

    - повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации и мн. др. 

    Аудио и видео учебные материалы - записываются на магнитные носители, аудио - и видеокассеты, и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM.

    Компьютерные сети - средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи.

    Глобальная сеть INTERNET, является интегральным средством, широко используемым в ДО. 

    21. Педагогическое общение
    Педагогическое общение – неотъемлемый элемент профессиональной деятельности любого педагога, поскольку именно в общении с учащимися он решает задачи обучения и воспитания. Хотя в ходе профессионального образования основы педагогического общения преподаются весьма поверхностно и фрагментарно, многие педагоги-практики тем не менее становятся блестящими мастерами общения. Однако их мастерство по большей части интуитивное, основанное на житейском здравом смысле и личном опыте. Курс «Теория и практика педагогического общения» адресован в первую очередь учителям, стремящимся основывать свою профессиональную практику на реальных достижениях психолого-педагогических науки и практики.

    Существуют диаметрально противоположные взгляды на саму суть педагогического общения, его приемы и задачи. В рамках «традиционного» подхода общение рассматривается как педагогическое воздействие, призванное преподать ученику необходимые знания и сформировать у него желаемые качества. Альтернативный подход предполагает взаимодействие участников педагогического общения в рамках равноправного сотрудничества и диалога. К сожалению, оба подхода уязвимы для критики, ибо чреваты доведением до опасных крайностей – до авторитарного диктата или либерального попустительства. Оптимальным представляется комплексный подход, в рамках которого появляется возможность по-настоящему эффективного решения педагогических задач с учетом индивидуально-психологических, возрастных и гендерных особенностей учащихся.

    24. Роль семьи и семейного воспитания
    Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей еще не составляет семью: она появляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании заключены осн. ф-ции семьи.

    Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья - это такое образование, которое "охватывает" человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

    Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание - сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом каждом конкретном случае проявляется по-разному. Каковы задачи семьи? В общем, они состоят в том, чтобы:

    1. создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

    2. стать социально-экон-кой и психол. защитой ребенка;

    3. передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

    4. научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

    5. воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного "я".

    Семейное воспит. имеет и свои принципы. Наиболее общие:

    1. гуманность и милосердие к растущему человеку;

    2. вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

    3. открытость и доверительность отношений с детьми;

    4. оптимистичность взаимоотношений в семье;

    5. последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

    6. оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

    Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; поморализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

    Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

    Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.

    В ближайшие годы во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с уважением к общечеловеческим ценностям, со множеством таинств и традиционных обрядов.

    Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж. -Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияние, чем предыдущий.

    Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

    9. Аксиологические основания современной педагогики
    Аксиологический метапринцип вытекает из философского учения о ценностях - аксиологии. В последнее время "ценностный взгляд" на мир утвердился в отечественной науке столь широко и основательно, что его можно считать едва ли не доминирующим в тематике исследовательских проектов гуманитарных наук. Это объясняется тем, что ценности в природе и реальном бытии человека выступают в роли специфической призмы, преломляю-щей те или иные социально-психологические процессы. В этой связи по системе ценностей и ценностных ориентаций можно достаточно точно выявлять функциональную направленность и соц-ную значимость любого общественного процесса как системы.

    Отсюда вполне естественным является "приложение" аксиоло-гического подхода и к изучению педагогических явлений и процессов, ибо, по мнению современных ученых и практиков, ценности определяют сущность образования, в том числе и воспитания человека. Именно ценности и формирование ценностного отношения к Миру в широком смысле представляют собой содержательное ядро и стратегическую направленность воспитания в наиболее ярких моделях и концепциях последнего, принадлежащих И. А. Зимней, В. А. Караковскому и др.

    Ценность - это внутренне, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности. В связи с этим воспитательный процесс непосредственно связан с естественным (без давления и навязывания) введением разнообразных аксиологических ориен-тиров в духовно-прагматическую систему отношений человека к самому себе, другим людям, природе. При этом воспитатель не просто "презентует" воспитанникам определенные ценности, но создает условия для совместного с учениками открытия (понима-ния и переживания) их, что является важнейшей психологической предпосылкой интериоризации их воспитанниками.

    Естественно, что содержательно категория ценности обусло-влена как социально, так и исторически. В процессе становления человечества и отдельных этносов менялся круг объектов отношения людей к окружающему их миру, к самим себе, к другим людям, к труду как необходимому способу самореали-зации, и одновременно с этим менялись и векторы отношения, определяющие ценности общественного сознания. Однако, несомненно то, что ценностные приоритеты всегда были связаны с человеком, смыслом его жизни и деятельности, протекающих в определенном этнокультурном контексте. Так, в античные времена доминирующими ценностями являлись истина, гармония, красота. В эпоху Возрождения в системе ценностей стали доминировать гуманизм, счастье, свобода, добро. Общеизвестна, например, специфическая "ценностная триада" общественного сознания дореволюционной России: монархия, православие, народ.

    Приоритетным для нашего общества и, естественно, для совре-менного воспитания могут быть признаны такие ценности, как Человек, Жизнь, Семья, Родина, Труд, Коллектив в самых разно-образных вариантах их социально-психологических проявлений на гносеологическом, онтологическом и практическом уровнях.

    В этой связи актуальное моделирование аксиологической системы возможно и на базе "межценностных" отношений. Например, сегодня все чаще манифестируется такая производная от ведущих смысловых конструктов ценность, как социальная мобильность, с формированием которой отдельные исследователи связывают надежду на выход нашего общества из кризиса. Одновременно многие педагоги обращаются к специфике нацио-нальных и общечеловеческих ценностей - социальных, духовных и психологических, пытаясь наметить плодотворные пути и отыскать соответствующие им механизмы эффективного формиро-вания у нынешних школьников ценностных ориентаций. В этом случае воспитание программируется как процесс, направленный на интериоризацию наиболее актуальных для современного россиянина национальных и общечеловеческих ценностей.

    В качестве точек согласия в определении ценностной основы педагогики и воспитания в современных условиях следует считать ценностные ряды, отмеченные в законах "Об образовании" РФ, Концепции воспитания молодежи Брянской области.

    Аксиологическим ядром в этих документах являются такие ценности, как Родина, неразрывно связанная с патриотизмом - любовью и уважением к Отечеству, гордостью за свою страну и свой народ, ответственностью перед нынешними и будущими поколениями соотечественников; коллектив, выражающаяся в сочетании личных интересов с общественными, во взаимной поддержке и помощи, обязательности и ответственности; труд, определяющая отношение к труду как необходимому способу самореализации человека и проявляющаяся в понимании значимости труда, уважении к людям труда, бережном использовании продуктов труда, исполнительности и инициативе; гуманизм как признание человека высшей ценностью, что связано с проявлением доброты, отзывчивости, понимания, милосердия; природа, содержащая мощный духовный и материальный потенциал,- условие, источник и среда жизни человека; здоровье как процесс сохранения и развития биопсихосоциальных функций человека, создающий основы оптимальной трудоспособности и социальной активности. Таким образом, можно утверждать, что аксиологический метапринцип как философско-педагогическая стратегия может являться фундаментальным основанием современной педагогики.

    Введение аксиологического подхода в изучение педагогических явлений изменяет философские основы современной педагогики. Устоявшиеся методологические основы, на которых строится теория и практика педагогического процесса, не могут дать достаточно мощного толчка в развитии современной педагогической науки. Внешнее неблагополучие педагогической науки и ее кризис осознавались учеными и практиками давно. Потребовалось понять, чего недостает педагогической науке, чтобы сделать образование средством развития культурно-нравственного и интеллектуального потенциала нации, какие изменения следует произвести, чтобы создать условия для самоопределения человека в системе социальных и профессиональных ценностей.

    Аксиологический подход, основные, аксиологические прин-ципы, гуманизация образования как основа аксиологического подхода помогают вывести на высокий уровень развития педагогику и связанные с ней науки, что позволит строить прогнозы развития и модели желаемого состояния образования. Аксиологический подход как одно из оснований современной педагогики изменяет теорию и практику образования в соответ-ствии с объективными требованиями социального прогресса, требованиями гуманизации российского общества в целом.


    Контрольные вопросы по Педагогике:

    1. Педагогика как наука

    2. Воспитание

    3. Понятийный аппарат педагогики

    4. Связь педагогики с др. науками

    5. Структура педагогической науки. Её ведущие отрасли

    7. Источники и факторы развития личности

    9. Аксиологические основания современной педагогики

    10. Цель и задачи воспитания

    14. Педагогика самовоспитания

    15. Педагогика перевоспитания

    17. Сущность, закономерности и принципы обучения

    19. Формы организации обучения. Методы и средства

    21. Педагогическое общение

    24. Роль семьи и семейного воспитания

    25. Содержание семейного воспитания




    1   2   3


    написать администратору сайта