Главная страница

Ответы на вопросы. 1. Политическая теория в структуре гуманитарного знания


Скачать 126.15 Kb.
Название1. Политическая теория в структуре гуманитарного знания
АнкорОтветы на вопросы
Дата20.06.2022
Размер126.15 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаBilety.docx
ТипДокументы
#605060
страница6 из 6
1   2   3   4   5   6

30. Феминизм как современная идеология и критика политической теории.

Феминизмом в современной общественно-политической жизни принято называть, во-первых, систему взглядов, центральной идеей которых является гражданское равноправие женщин и мужчин; во-вторых, данное понятие используется для обозначения женского движения, являющегося «продуктом» феминизма. Первым публичным манифестом феминизма является «Декларация прав женщины и гражданки» (1791 г). В этом документе впервые в истории было сформулировано требование гражданского равноправия женщин и мужчин. Одна из основных задач феминизма во всех науках — дать возможность тем, кто ранее не был услышан, заявить о себе в полный голос. Поскольку женщины отодвинуты на «обочину» политики, они могут предложить свое видение мира с других позиций. Вплоть до 1960-х годов феминизм не выступал на политической арене в качестве самостоятельной идеологии. Скорее феминизм в этот период времени можно было рассматривать как разновидность либерализма или социализма, поскольку основные теории и ценности этих двух идеологий можно было соотнести с политической проблематикой гендера. Однако с ростом популярности радикального феминизма ситуация изменилась, поскольку радикально настроенные феминистки провозгласили приоритет в политике именно гендерного деления, что вступало в противоречие со всеми существующими традиционными идеологиями. В то же время сама идеология феминизма не носит целостного характера, поскольку в ней изначально можно было выделить три основных направления: либеральный феминизм, марксистский, или социалистический, феминизм и радикальный феминизм. Общественно-личное. Семейная жизнь и личные отношения воспринимались как часть частной сферы и, следовательно, были вне политики. Современные феминистки, наоборот, настаивают на том, что политика является деятельностью, которая касается всех социальных групп и не ограничивается только делами государственными и деятельностью общественных организаций. Феминистки доказывают, что половое неравенство сохранилось именно потому, что половое разделение труда, существующее в обществе, рассматривалось как «естественное», а не «политическое». Соответственно, женщины, ограниченные частной ролью жены и матери, в сущности, исключены из политики. Патриархат. Поскольку общепринятая политическая теория традиционно не придавала значения половому притеснению и отказывалась признавать гендер в качестве политически значимой категории, феминистки были вынуждены предложить новые концепции и теории для выражения идеи о том, что общество основывается на системе полового неравенства и дискриминации. Феминистки полагают, что гендер, как и социальный класс, раса или религия, является одним из главных линий противостояния в обществе. Феминистки используют понятие «патриархат» для описания отношений между мужчинами и женщинами, построенных на власти, описания семьи и господства отца в семье. Однако большинство феминисток убеждено, что господство отца в семье символизирует мужское превосходство и во всех других институтах власти. Поэтому термин «патриархат» чаще используется в более широком значении для обозначения просто господства мужчин, как в семье, так и вне семьи. Пол и гендер. Феминистки отвергают идею, что биология есть судьба, проводя четкое разграничение между понятиями «пол» и «гендер». Пол в этом значении имеет отношение к биологическим различиям между мужчинами и женщинами, эти различия являются естественными и, соответственно, неизменными. Самыми большими различиями по половому признаку являются те, что относятся к способности к деторождению. Гендер, с другой стороны, термин, относящийся к культуре, он относится к различным ролям, которые общество приписывает мужчинам и женщинам. Равенство и различие. Несмотря на то, что провозглашаемая цель феминизма ‒ свержение патриархата и окончание дискриминации по половому признаку, феминистки порой не совсем уверенны, что это значит, на практике и как это возможно осуществить. Само понятие равенства трактуется в рамках феминизма по-разному. Так, либеральные феминистки выступают за правовое и политическое равенство с мужчинами. Социал-феминистки, напротив, доказывают, что равные права бессмысленны до тех пор, пока женщины не получат социального равенства. И хотя феминистки стремятся к свержению патриархата, многие предупреждают об опасности имитировать мужчин, что привело бы, например, к принятию соревновательного и агрессивного поведения, присущего мужскому обществу. Таким образом, идеализация независимости от пола и индивидуальности и игнорирование половых различий является ошибкой. Женщинам следует осознавать и прославлять отличительные черты женского пола, и им следует стремиться к равноправию не через бесполую индивидуальность, а добившись успеха и самореализации себя как женщин.
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта