Главная страница
Навигация по странице:

  • 27. И. Валлерстайн «Три идеологии или одна».

  • 28. Ричард Рорти «Обретая нашу страну: Политика левых в Америке XX века».

  • 29. Неоконсерватизм в Великобритании и США: политико-теоретические аспекты.

  • Ответы на вопросы. 1. Политическая теория в структуре гуманитарного знания


    Скачать 126.15 Kb.
    Название1. Политическая теория в структуре гуманитарного знания
    АнкорОтветы на вопросы
    Дата20.06.2022
    Размер126.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаBilety.docx
    ТипДокументы
    #605060
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    26. Идеологические дискурсы и наука в изучении политики.

    В развитии политической теории выделяют следующие этапы: традиционный; формальный. Эти два этапа фактически являются своего рода предысторией развития политической теории, поскольку исследователей в значительной степени интересовали не столько политологические, сколько правовые и политико-философские вопросы. Бихевиоральный (поведенческий). Бихевиоральный этап не эквивалентен этапу господства бихевиоризма в психологии. Начало этого этапа связано с появлением политической психологии, основателем которой является Лассуэлл. Постбихевиоральный. Начало этого этапа связывают со студенческой революцией 1968 года во Франции. Принято считать, что он продолжается до сих пор. Для этого этапа характерна разочарованность в науке и отказ от ценностных суждений. Истон связывает это с деятельностью левых. Методологическое разочарование в науке, проблематичность переноса знаний из одной сферы в другую и идеологическое разочарование в науке привели к бурному исследованию идеологий. Идеология вновь стала проблемой в работах Арона и Бэлла. У исследователей, работающих в рамках марксистских и консервативных концепций, идеология снова стала направляющей силой научной деятельности, в то время как другие высказывались за деполитизацию (Шмидт). Возможно, классификация человеческих интересов, предложенная Хабермасом, может дать ответ на вопрос о том, где проходит граница между наукой и идеологией. Хабермас выделял 3 типа человеческих интересов: к управлению, к пониманию и к освобождению человека и природы. Поскольку эти интересы расходятся и не обязательно согласуются друг с другом, возможны и противоречия в деятельностных формах их выражения, одной из которых является наука. Споры о марксизме и позитивизме в 60-е годы и позже могут служить хорошей иллюстрацией того, как трудно порой развести науку и идеологию. Поппер утверждал, что критерием научности является опровержимость, и на основании этого говорил, что марксизм не научен. С противоположных позиций выступал Адорно, утверждая, что современная наука имеет классовую природу: она обслуживает интересы господствующего класса. Разочарованность в марксизме во многом была следствием влияния Ницше. Утверждая, что человечество делится на господ и рабов, религией которых является христианство, Ницше писал о том, что нужно развивать религию господ. Наследие Ницше оказало большое влияние на Фуко и других видных исследователей, которые хорошо усвоили его тезис о фундаментальном человеческом интересе к власти. Волна популярности марксизма во второй половине 60-х годов вскоре сменилась более критичным его восприятием. Стремление преодолеть узость марксизма привело к появлению концепции постмодерна. Постмодерн − это во многом результат теоретической разочарованности в марксизме, в его научности и его тезисе о том, что главенствующей является точка зрения, связанная с властью. Постмарксизм и постмодернистский марксизм тесно связаны с Ницше и левыми. Они проникнуты эмансипаторским интересом. В связи с этим нельзя не упомянуть позицию Фуко, согласно которой идеология проблематизирует знание. Она является аналогом науки, и эти две формы духовной культуры тесно переплетены друг с другом. Во многих научных направлениях важную роль играют идеологические постулаты, которые не применимы в других областях научного знания. К примеру, методологический индивидуализм в экономике либерален по своей природе и полностью противоречит эволюционной биологии, рассматривающей человека в его родовой, коллективной сущности. Как и науку, идеологию также следует понимать «изнутри», поскольку это «самозамкнутая система». Необходимо также упомянуть современные направления изучения идеологий: Позиция, которой придерживаются большая часть современных исследователей: идеологии самоценны и являются продолжением религий с точки зрениях своих функций. Позиция марксистов: идеология как ложное сознание, предопределённое классовой ограниченностью взглядов её носителей. Позиция Мангейма. Мангейм напрямую не является учеником Вебера, но находится под его сильным влиянием, он продукт той же среды и испытал на себе влияние культа Вебера в Германии. Его позиция заключается в том, что есть утопии и идеологии. Марксизм − тоже идеология, а не научная теория. Позитивное изучение идеологий. Сколь бы спорной не была природа идеологий, они имеют позитивные поведенческие проявления. В идеологизированном сознании существует иерархия установок: идеологические постулаты, ценности, поведенческие ориентации и механизмы конкретных действий.
    27. И. Валлерстайн «Три идеологии или одна?».

    И. Валлерстайн – американский социолог и философ, известен как один из основателей мир-системного анализа. В центре внимания – происхождение, становление идеологии, ее роль в государстве; проблема разграничения идеологических течений; значение идеологии в современном обществе. Какая разница между идеологией и мировоззрением? Большое влияние на появление идеологии оказала Французская революция, особенно ее последствия – новое общественное мировоззрение, общество, реальность, новая мир-ситема. Существовала необходимость в разработке особых политических стратегий для новых обстоятельств. Идеология – средство нормализации политических перемен. «Идеология представляет собой не столько само мировоззрение как таковое, сколько один из способов, с помощью которого, наряду с другими, утверждается то новое мировоззрение, которое мы называем современностью». После Французской революции складываются три типа отношения к современности и нормализации изменений, для обозначения которых в период 1815 – 1848 гг. вошли в употребление термины консерватизм, либерализм и социализм. Консерватизм – реакция на пришествие современности. Консервативная идеология ставила своей задачей либо полное изменение положения, либо ограничение ущерба и максимально длительное сопротивление всем грядущим переменам (ограничение опасности); Либерализм. Учение, стоящее в оппозиции к консерватизму; осознание принадлежности к современности. Либерализм всегда ставил себя в центр политической арены, заявляя о своей универсальности. Либеральная идеология отражала уверенность в том, что для обеспечения естественного хода истории необходимо сознательно, постоянно и разумно проводить в жизнь реформистский курс (достижение счастья человечества наиболее разумным образом). Социализм. Суть социалистической программы состояла в ускорении исторического развития (прогресса) за счет жестокой борьбы с противостоящими ему силами (революция, а не реформа). Следует отметить, что каждый тип отношений заявлял о себе в оппозиции к чему-то. Консерваторы выступали как противники Французской революции. Либералы — как противники консерватизма и монархического строя. А социалисты выступали в оппозиции к либерализму. Подлинное единство каждого из этих идеологических течений состояло лишь в том, против кого они выступали. Кто является «субъектом» идеологии? Либерализм, консерватизм и социализм предлагают в качестве субъекта рассматривать народ. По Валлерстайну, проблема состоит в том, что ни одно из идеологических течений не дает конкретного определения народу. Они (течения) дают ответ на вопрос, кто воплощает в себе суверенитет народа. В либерализме − свободные личности; в консерватизме – традиционные группы; в социализме – все члены общества. Какова связь идеологических учений с государством (государствами)? Но все-таки, если признать народ субъектом, то его объектом является государство. Валлерстайн рассматривает вопрос о взаимоотношении государства и идеологий. Идеология создается государством и служит его целям. Идеологические течения нуждаются в услугах государства для пропаганды программ. Все идеологические течения были вынуждены оправдывать свои симпатии к государству. Итог, укрепление позиций государства по отношению к обществу. Сколько на самом деле существовало различных идеологических течений? Консерватизм, либерализм, социализм обычно рассматривают как три идеологических течения. Валлерстайн отмечает, что можно свести названные течения к двум: социалистическому/консервативному либерализму. Социалистический либерализм возник как следствие либерально-социалистических альянсов. Он уходит своими корнями к либеральной и эгалитарной мысли VIII, направленной на борьбу против абсолютизма. Консервативный либерализм (после 1848г) – сближение, примирение двух идеологий в вопросах о частной собственности, о значении реформизма для решения задач. эти два течения объединял страх перед реальной угрозой революции. Помимо названных двух разновидностей либерализма, Валлерстайн отмечает третью ‒ социалистический консерватизм. Валлерстайн заключает, что с 1789 г. существовала лишь одна истинная идеология — либерализм, которая нашла свои проявления в трех основных обличьях. Расцвет либерализма пришелся на период с 1917 по 1968 (или 1989) гг. Можно ли не обращать внимания на идеологию, иначе говоря, можно ли действовать без идеологии? По мнению Валлерстайна, в современном обществе необходимость в политических переменах не кажется очевидной, неизбежной и нормальной, в связи с чем, потребность в идеологии как средстве, с помощью которого преодолеваются последствия изменений, исчезла. Другими словами, либерализм находится в состоянии упадка.
    28. Ричард Рорти «Обретая нашу страну: Политика левых в Америке XX века».

    Ричард Рорти – американский философ. Разработал концепцию неопрагматизма. Книга написана в 1998 году и в том же году переведена на русский. Первая часть начинается с обзора наиболее распространённых в США романов конца XX века. Эти романы, в частности «Грохот снега» и «Альманах мертвеца», стремятся разрушить представление о национальной гордости американцев как шовинистских и милитаристских наклонностях части населения, которая пропагандируется через Голливуд. Для таких людей национальная гордость – это способность Америки организовать войну в Заливе или что-нибудь в этом роде. Р. Рорти считает, что этим не стоит гордиться. Американцам стоит гордиться тем, что они могут построить по-настоящему справедливое общество. И только левые, по мнению Рорти, являются причиной для гордости американцев, так как на протяжении последнего века именно они боролись за справедливую нацию. Рорти считает, что Уитмен и Дьюи – это два левых мыслителя, которые сформировали образ Америки. Этого образа придерживались все левые до 60-х. Функция левых в политической системе в том, чтобы выступать оппонентами правым, чтобы оспаривать их спокойствие и уверенность в благости настоящего. Левые призваны постоянно напоминать о том, что есть определенные идеалы, к которым нация должна стремиться. «Левые, по определению, ‒ это партия надежды. Они настаивают на том, что наша нация все еще не обретена». Левые должны мобилизовывать нацию, так как правые же постоянно ее умиротворяют. Нация должна быть мобилизована для достижения справедливого общества, образ которого создали Уитмен и Дьюи. Важность вклада Уитмена и Дьюи заключается в том, что их концепции нации строились на секулярной основе. Они создали общественную религию, где нация становилась абсолютным принципом, а реализация ее целей – эсхатологической верой. У. Уитмен и Дж. Дьюи стремились заменить религиозное стремление вверх, к бесконечности, на стремление вперед, к обретению справедливости. И Уитмен и Дьюи восторгались Гегелем, так как Гегель обосновал реализацию религиозности в гражданственности, с помощью своей философии права. При этом Уитмен с Дьюи не были фаталистами и не считали, что нация уже обретена американцами, будущее которых есть лишь реализация этого обретения. Поэтому их концепции полны случайностей, что, по мнению Рорти, полезно для нации, так как обретение нации в будущем постоянно зависит от действий в настоящем, то есть нации необходимо постоянно сверять свои действия с теми изменяющимися во времени нравственными3 ориентирами. На уровне государств такой подход означает способность страны вернуться к пути демократии в любой момент. Дьюи думал, что на такие события как уничтожение индейцев в Америке следует смотреть как на протоколы социальных экспериментов, исход которых непредсказуем. Поэтому нация не должны считать, что после таких событий они не смогут стать демократическими, наоборот им стоит вынести урок и с большим рвением стремиться к построению справедливого демократического общества. Цель обретения нации ‒ использование демократических институтов и процедур для согласования разных потребностей, чтобы таким образом расширить сферу консенсуса о состоянии дел. Во второй части работы: Закат левых реформистов Р. Рорти пишет о том, что в 60-е реформисты из числа левых не влияли на политику, а только усугубляли ситуацию. Основной повесткой 60-х, по мнению, Рорти была война во Вьетнаме, которая угрожала США превращением в «гарнизонное» государство. Антикоммунизм новых левых и их радикальные выступления имели эффект, хотя сам Рорти считает, что «Холодная война» была необходима. Выступления новых левых привели к прекращению войны и развитию мирного процесса. Также Рорти считает неправильными призывы студентов в 60-е к революции, но благодаря этим призывам в том числе произошли изменения в стране. Для Рорти основным критерием правильности является успешность действий, такая позиция в философии называется прагматизмом. Новые левые смогли изменить политику и направить ее в правильное русло, поэтому они молодцы. Остальные левые сделали лишь полработы, они смогли сконструировать образ реформ, которые необходимо провести для изменения политики. Но их реформы не могли быть реализованы без радикальных действий новых левых. Таким образом, более старые левые реформисты и Новые левые шестидесятых поровну делят заслуги между собой. Третья часть – культурные левые. Культурные левые появляются в Америке в 60-е благодаря «частичному замещению Маркса Фрейдом». Экономический детерминизм, который исповедовали левые до этого оказался слишком узким, чтобы описать реальность, окружающую их. Культурные левые считают, что необходимо изменить систему обозначений и потом говорить о реформах, так как в либеральной политической системе любые призывы к реформам мгновенно искажаются из-за неправильного восприятия. Сущность позиции культурных левых заключается в политкорректности, которая объединяется Рорти с цивилизованностью. США стали политкорректными не благодаря законам и реформам, а благодаря учителям. Однако культурные левые забыли о том, что в США в тот же самый период растет разрыв между богатыми и бедным. Рорти говорит, что левые, как будто не могут решать две проблемы сразу, они либо занимаются бедностью, либо садизмом, но не обоими проблемами. Культурные левые заявляют о том, что посткапиталистический мир будет прекрасен, но не утруждают себя созданием модели мира после капитализма. Они говорят об изменении всей системы, но как этого достичь они не знают. Они не ратуют за реформы, при этом не предоставляя никаких реальных перспектив для изменения. Рорти считает, «что левые должны снова приняться за дело постепенных реформ в рамках рыночной экономики и представительной системы правления.
    29. Неоконсерватизм в Великобритании и США: политико-теоретические аспекты.

    Неоконсерватизм (конец 70-х до начала 90-х гг. XX в.) — скорее всего, некий сплав очень разных идей, мотивов, настроений. Этот многообразный поток переходит от одной страны к другой, изменяясь, преобразуюсь, что-то приобретая или утрачивая. Основные понятия, употребляемые в рамках неоконсерватизма, в разное время и в разных странах наполняются разным содержанием. Несмотря на многочисленные различия, коренящиеся в историческом прошлом той или иной страны и в своеобразии социально-экономической ситуации, консерватизм отмечен наличием сквозных, постоянных тем или мотивов. Во-первых, это тема защиты традиционных ценностей, соблюдение их иерархии, уважение авторитетов, основных общественных институтов. Во-вторых, тема культурного кризиса, трактуемого как кризис основ, на которых покоится общество. Сюда же относится страх перед эгалитаризмом, в котором видится угроза западной культуре. В-третьих, идея социальной стабильности, понимание того, что нестабильность препятствует полезным социальным преобразованиям. В-четвертых, тема примата рынка в экономической структуре общества. B- пятых, критика «государства всеобщего благосостояния», выступающего в роли авторитарного опекун. Наиболее значимых результатов неоконсерватизм достиг в США и Великобритании. Разработкой неконсервативных идей в США занимались И. Кристол и Н. Подгорец, которых нередко называют «крестными отцами» неоконсерватизма. В США самые известные неконсервативные идеологи вышли из либеральных кругов, близких к демократической партии. Американские неоконсерваторы первой волны, например, И Кристол, Н Подгорец, дистанцировавшись от традиционных консерваторов, отрицавших необходимость в идеологических конструкциях, выступили за реидеологизацию политики Соединенных Штатов. В 1980-х гг. неоконсервативными идеями руководствовались известные политические деятели Р. Рейган, Дж. Буш., М. Тэтчер, Г. Коль. В 1970-1980-х гг. неоконсерватизм отразил такие глубинные общественные процессы, как потребность экономики в ослаблении государственного регулирования и поощрении предпринимательской инициативы, в расширении сферы действия конкурентных рыночных начал. В МО Стремление неоконсерваторов увековечить глобальное военное доминирование США и силой объединить мир вокруг вольно трактуемой «демократической идеи». Вот, например, что пишет Ирвинг Кристол про МО в своей статье «Неконсервативное убеждение». «Во-первых, патриотизм — это естественное и здоровое чувство, которое должно поощряться частными и государственными институтами. Именно потому, что мы представляем собой нацию иммигрантов, это американское чувство так сильно. Во-вторых, мировое правительство — это ужасная идея, так как она может привести к мировой тирании. К международным институтам, которые придают особое значение основному мировому правительству, следует относиться с большим подозрением. В- третьих, государственные деятели должны, прежде всего, уметь отличать друзей от врагов. И еще кратко если: он писал о том, что пока Европа тратила на социалку, США защищала демократию везде, поэтому они сейчас такие мощные, а с силой – ответственность, поэтому они будут защищать мир и все такое. В связи с неудачами в распространении демократии наметилась тенденция к размежеванию радикального и умеренного подходов в американском неоконсерватизме. В принципе, если говорить о Великобритании (Тэтчер), то они ориентировались во всем на США во внутренней политике и внешней тоже – прохладное отношение к евроинтеграции, недоверие СССР. На идеи «отцов» неоконсерватизма повлияли Лео Штраус, Хантингтон со своей идеей противостояния европейской и исламской цивилизации.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта