Главная страница
Навигация по странице:

  • 8. Особенности культуры в Древнем Риме

  • 9. Особенности развития физической культуры в разные периоды средних веков

  • 10. Особенности физической культуры крестьян и горожан в Европе в средние века

  • 11. Содержание рыцарской системы военно-физического воспитания в средние века

  • Предмет истории физической культуры(1к.1с). Предмет истории физической культуры(1к. 1. Понятие истории физической культуры, ее назначение и источники изучения


    Скачать 192.75 Kb.
    Название1. Понятие истории физической культуры, ее назначение и источники изучения
    АнкорПредмет истории физической культуры(1к.1с).doc
    Дата27.04.2017
    Размер192.75 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПредмет истории физической культуры(1к.1с).doc
    ТипДокументы
    #6072
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    7. Программа проведения и социальное значение Олимпийских игр в Древней Греции

    Первоначально программа Олимпийских игр ограничивалась стадиодромом – бегом на один стадий. Затем программа стала расширяться: были введены состязания в беге на два стадия, бег на 24 стадия, бег с вооружением, затем появились пятиборье – пентатлон (бег, прыжки, метание диска и копья, борьба), борьба и кулачный бой, скачки на колесницах. С 632 г. до н.э. в Игры стали включаться соревнования для детей.

    Как бы не расширялась программа Олимпийских игр, самым почитаемым оставался бег на один стадий. Победителю в стадиодроме предоставлялось право зажечь огонь на алтаре Зевса, он становился главным героем Игр.

    Главной наградой победителю Олимпийский игр – олимпионику служила оливковая ветвь. Ее срезали золотым ритуальным ножом со старого дерева, которое, как считалось, посадил Геракл. Имя атлета высекалось на мраморной плите, а особо выдающимся воздвигались памятники. Но это было, так сказать, моральное поощрение. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, предоставляли бесплатное место в театре.

    Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие; все жители радостно его приветствовали.

    Имена соотечественников, ставших победителями Олимпийских и других состязаний, увековечивались в гимназиях и храмах. Кропотливо велся учет их достижений. На примере выдающихся атлетов воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами. Из сохранившихся записей известно, что атлет Феаген добился 1300 побед на различных соревнованиях. Леонид из Родоса двенадцать раз становился олимпийским чемпионом в беге на один и два стадия и в беге с вооружением в течение четырех Олимпиад.

    Олимпийские игры оказывали существенное влияние на развитие греческой культуры. При этом можно выделить два аспекта. Во-первых, в Элладе сложился культ прекрасного обнаженного тела. Атлеты тренировались и состязались обнаженными. Стыд наготы считался признаком варварства. Греки почитали загорелое, тренированное обнаженное тело выражением высокого уровня культуры.

    Во-вторых, во время Игр съезжались со всех уголков Эллады выдающиеся философы, поэты и ученые, что содействовало дальнейшему развитию поразительного феномена греческой культуры. Философские беседы, поэтические и ораторские выступления, созерцание шедевров архитектуры и искусства, восхищение красотой и физическим совершенством атлетов формировали и развивали единую греческую культуру. При сохранении специфики развития и своеобразия различных греческих полисов, без давления какой-либо централизованной власти именно здесь, на празднествах, естественным образом формировалось национальное самосознание греков. Это было сознание высокой общественной цивилизации, духовной и физической культуры, сознание превосходства над рабами и соседними варварскими народами.

    В период расцвета Античной Греции Олимпийские игры выполняли целый ряд социальных функций кроме состязательной: религиозную, культурную, воспитательную, экономическую, политическую, зрелищную. Однако большая социальная значимость Олимпийских игр этого периода определялась, в первую очередь, их влиянием на объединение греческого мира и формирование единого национального самосознания. Атлеты этого периода отражали с одной стороны силу и мощь родного города, а с другой – общеэллинский идеал всестороннего развития и физического совершенства личности. И глубоко символично, что за долгую и напряженную подготовку, тяжелые испытания в состязаниях победитель в Олимпии удостаивался лишь венка из оливковой ветви. Это был символ бескорыстной спортивной борьбы. Почести и слава приходили к победителю как знак благодарности и любви соотечественников, то есть являлись результатом общественного признания.
    8. Особенности культуры в Древнем Риме

    В период VIII в. до н. э. в окрестностях Рима жили три народа - это латины, которые поселились на месте Палатинского холма в Х в. до н. э., уже упоминавшиеся этруски и сабины (сабиняне). Сперва были заселены холмы - Палатин, Целий, Эсквилин, Квиринал, Вилинал, Капитолий, Авентин. Между холмами образовалась площадь - Форум Романум - центр Рима. Но скоро все 7 поселений разрослись и объединились в одно поселение. Таким образом, и в истории Рима мы наблюдаем то же явление культуры, синойкизм, что и при возникновении греческих полисов. И всё же не полис является государственным центром культуры, а цивитас. Полис - это город-государство, это гражданская община, соединившая в себе и политические, государственные функции. Цивитас - это гражданская община, городская. В отличие от культуры Древней Греции, которая возникает как нецентрализованная, многополюсная, культура Древнего Рима - это единая, государственно поддерживаемая, централизованная культура. Рим, возникнув как поселение маленькой общины, выходцев из Альба-лонге, со временем превращается в политический, административный, культурный центр огромной жёстко централизованной империи, протянувшейся от Британии до Средней Азии.

    Второй период в развитии культуры Древнего Рима получил название "республиканский". Он связан с борьбой плебеев и патрициев. Под давлением плебеев были составлены и обнародованы "Законы ХII таблиц", которые хотя и улучшили правовое положение плебеев, но не избавили их от мелочных притеснений. Только в 445 г. до н. э. плебеи формально получили все

    В эпоху расцвета гражданского общества, в период республики, когда основной ценностью был сам Рим (родина), римский народ развил политико-правовую культуру, философию. Все сферы культуры были подчинены задаче обосновать превосходство римского политического строя над всеми другими.

    Но, достигнув власти и величия, Рим стал клониться к упадку. В период империи утрачиваются политические свободы, растёт культ императора, распространяется чувство отчужденности, бессмысленности, страха перед будущим. В этих условиях на первое место в иерархии культуры выдвигается религия. Сам император был объявлен богом и любой чиновник обязан был при вступлении в должность давать клятву, в которой он обязывался чтить, любить и оказывать почести императору, как богу. По всему "вечному городу" были расставлены статуи императора, которым обязаны были поклоняться все. Частая смена императоров приводила и к частой смене скульптур. Но утверждение "политической религии" не спасало положение. Рим был наполнен жрецами всевозможных богов и культов, всевозможными сектами, последователями эзотерических (тайных) учений. Среди многообразия конфессий (религиозных общин) постепенно влияние получает христианство - "религия рабов", а потом и большинства. В последние десятилетия существования Римской империи христианство доминировало в философии, искусстве, правовых учениях.

    В обыденной жизни широко были распространены самые примитивные представления о сверхъестественном: гадания, суеверия, магия. Среди приёмов магии был известен такой: дом в магических целях покрывали черепицей, на которой был выдавлен алфавит. При этом буквы сложены в слова и предложения, но располагались хаотично. Это были обращения к богам. Сами просьбы не были сформулированы - предполагалось, что божество само возьмёт из него то, что сочтет нужным. Среди магических форм распространены были "таблицы проклятий", "таблицы заговоров", амулеты, волшебные буквенные сочетания и т. п.
    9. Особенности развития физической культуры в разные периоды средних веков

    Современная историческая наука использует термин "средние века" применительно к периоду общественного развития с конца V до XVII века, когда в наиболее развитых районах мира определяющую роль играл феодализм, феодальный строй.

    С учетом главных тенденций развития физической культуры можно говорить о физической культуре раннего средневековья - периода становления феодализма, V-Х века, физической культуре расцвета средневековья, то есть периода развитого феодализма, XI-XV века, и о физической культуре периода заката феодализма, XV-XVII века. В последние два периода в Европе получает развитие физическая культура Возрождения, XIV-XVI века, явившаяся своеобразным предвестником буржуазного физического воспитания и спортивного движения.

    В различных частях мира народы в разное время пришли к новым формам физической культуры, соответствующей их изменившемуся образу жизни и общественному строю. В таких странах, как Индия, Китай, Япония, где развитие шло постепенно, чрезвычайно большую роль играли традиции. В этих странах не отказались от старых форм физической культуры, а изменили их. Аналогичное положение сложилось и у народов, проживавших в азиатских степях. Этот процесс нельзя полностью проследить у коренного населения Америки, так как завоевание этого континента европейцами в период распада общинного строя уничтожило существовавшую там высокоразвитую культуру.

    В государствах, созданных из арабских племенных обществ, значительным было среднеазиатское и персидское влияние, наряду с остатками эллинизма на завоеванных территориях. Не случайно, что шахматы и конное поло получили распространение в Европе через посредство мавров и византийцев.

    В Византии по мере усиления императорской власти были возобновлены некоторые зрелищные мероприятия, получившие новое содержание, в том числе атлетические соревнования и соревнования на колесницах, и, кроме того, наблюдалось сильное увлечение конным поло, заимствованным у персов.

    Образовавшие позднее свои государства славяне и венгры создали свою феодальную физическую культуру в соответствии с их специфическими чертами. На преобразовании их физической культуры сказалось влияние народов, которые стояли уже на более высокой ступени феодальной формы физической подготовки. В этом, естественно, решающую роль играли также экономические и политические связи. Так, на физической культуре русских княжеств сказывалось влияние Византии, а на физической культуре венгров и поляков - влияние немецкого рыцарского ордена.

    В ряде случаев большое воздействие на ту часть физической культуры, которая относилась к боевой подготовке, оказали и такие отсталые по своему общественному развитию завоеватели, как, например, монголы в Китае и в русских княжествах. В Венгрии также значительное влияние оказали монголы и половцы, а в позднее время - турки. Нельзя недооценивать и влияние арабов на Пиренейском полуострове и китайцев в Японии.

    В конечном итоге различные общественные потребности, условия, местные обычаи и их взаимное влияние создали в средние века многообразие феодальных форм физической культуры. Однако в рамках такой кажущейся пестроты все больше обособлялись в соответствии с характером общественного строя нормы игр и "спортивных" занятий по физическому воспитанию правящих классов и различных слоев, связанных с ними вассальными и прочими отношениями, а также крестьян и городского населения. Физическая культура правящего класса достигла наивысшего уровня развития там, где помимо экономических ресурсов, необходимых для удержания власти, осуществление руководящей роли внутри государства требовало также больших физических способностей. Физическая культура крестьянства и городского населения складывалась в зависимости от соотношения сил в классовой борьбе.

    Большую роль в создании феодальных форм физической культуры сыграли различные мировые религии, а также возникшие в их рамках религиозные направления. Буддизм, христианство и ислам, тесно связанные с образованием феодальных государств, выбирали и использовали в своих интересах местные обычаи или же сами приспосабливались к ним.


    10. Особенности физической культуры крестьян и горожан в Европе в средние века

    Улучшение положения крепостных в XI-XV веках создало относительно благоприятные возможности для формирования специфической крестьянской плебейской физической культуры сельских поселений. Ее содержание, цели и нормы обычаев определялись особенностями феодальных отношений в Европе. Точнее говоря; наряду с географическими и климатическими условиями, на севере - лед и снег, на западе - широкие зеленые поля; в других местах - вода, лес и горы, существовавшие общественные условия определяли то, что и в какой степени может стать народной игрой. Несомненно, в лучшем положении были народы, которые могли сохранить в эпоху феодализма богатый материал движений, характерных для периода родового строя. Однако прочные традиции народных игр могли остаться или сформироваться лишь там, где:

    а) вследствие устоявшегося натурального хозяйства и сильной взаимозависимости местные правящие слои, обычно составлявшие меньшинство, и крестьянство были связаны тесными патриархальными узами - баски, население французских Арденн, Бретани, Ирландии, Шотландии, Балкан и Кавказа;

    б) деревни с помощью населения близлежащих городов сохранили относительную независимость или вследствие других благоприятных возможностей рано ослабили отношения прямой зависимости - Англия, Швейцария, Северная Италия, окрестности французских и немецких городов, Голландия и Скандинавские страны.

    Местные нормы обычаев формировали игры сельского населения, включая и традиционные состязания. За их внутренними причинами стояли специфические престижные каноны, с трудом понимаемые сейчас: прежде всего они отражали то, на кого можно рассчитывать в случае нападения на общину. По ранним историческим источникам и этнографическим аналогиям можно констатировать, что в оценочных суждениях сельских жителей играли роль не только старшинство по происхождению и собственности, но и завоеванный в молодые годы с помощью физической силы авторитет. Победитель на скачках - "парень года", "калиф на час", сильнейшие в деревне метатели камней, самые выносливые танцоры, ловкие охотники и борцы получали всеобщее признание и материальные и социальные привилегии. В состязаниях девушек нужно прежде всего видеть мотивы возможного выбора супруга, так как о женщинах судили лишь по их мужьям.

    Противоречивый внутренний мир средневековой народной физической культуры наиболее ярко отразился в танцевальных движениях и танцевальных конкурсах. В течение Х-XI веков из-за присущих им варварских и языческих элементов танцы были вытеснены из церквей и с кладбищ, причем они могли исполняться даже за пределами святых мест только в религиозном духе. Христианская церковь молчаливо открыла дорогу к обычаям, связанным с не преодоленными страстями, стремлением к самовыражению и престижу, определив сроки проведения религиозных праздников в период, когда совершались столетиями складывавшиеся языческие обряды, и официально разрешив танцы во время рождества, крещения и масленицы. Другие же публичные народные хороводы, организуемые по прочим поводам, христианская церковь в XIII веке уже строго запретила. Жестоко преследовались народные танцы и конкурсы в праздник Ивана Купалы - 24 июня, связывавшиеся с преданиями о плодородии и чарах огня. В Венгрии еще в конце XVII века, если выяснялось, что кто-то в день Ивана Купалы прыгал через огонь или танцевал у костра, то это было достаточным поводом для того, чтобы обвинить такого человека в колдовстве и организовать над ним суд.

    Получившие всеобщее распространение в западноевропейских деревнях обычаи борьбы и поединков на палках приобрели большое значение после того, как крестьянам было запрещено ношение оружия. Наряду с борьбой наибольшее распространение на территории Священной Римской империи получили конные соревнования, состязания в прыжках, беге, метании, игры с продвижением соперников по круговой или спиральной дистанции.

    Несмотря на формирование своеобразных черт и особенностей, народная физическая культура средневековья не составляла замкнутой системы. Сословные различия и обычаи феодализма проникали и в мир детских игр, хранящий традиции прошлого. На это указывают игры с салками, где водящего выбирали с помощью считалки "император-король-епископ-дворянин-горожанин-крестьянин-гусляр-нищий". Игры "взятие крепости", "король, дай солдата", "третий лишний" напоминают об обычаях взимания пошлины на мосту, границе владения и т. п., а игры с "всадниками", взятием "пленных" и "выкупа" - об обычаях рыцарства.

    В период раннего феодализма физическая культура городских жителей испытывала на себе воздействие, по сути, тех же факторов, о которых говорилось выше применительно к крестьянству. Однако в общих чертах начиная с Х века, по мере укрепления городов и в ходе усилий по ослаблению и ликвидации феодальной зависимости, изменились и условия жизни городского населения. В XI-XV веках большинство городов сражалось против феодальной анархии, сдерживающей развитие производительных сил, уже в союзе с центральной властью. В этих условиях сложились благоприятные возможности для формирования специфических видов физических упражнений, и без того необходимых для обороны города, а также танцев и игр, сопутствующих буржуазному образу жизни.

    Для тренировки во владении оружием образовались организованные общества стрелков из лука и фехтовальные школы, сначала в голландских, североитальянских, английских, французских и немецких городах, а также в Кракове, Киеве и Новгороде. Общеизвестно, что средневековая борьба и фехтование, как это отмечалось и в отношении дворянства, в кругу горожан также не ограничивались владением холодным оружием в современном смысле слова. Однако в случае состязаний спортивного типа из суммы боевой подготовки на первый план выступал какой-либо один вид или обусловленный местными обычаями стиль единоборства.

    Хроникальные свидетельства эпохи Просвещения, проецируя в прошлое городские условия XVII-XVIII веков, отказывают средневековой городской буржуазии в стремлении к гигиене. В действительности же в большинстве городов XI-XVI веков регулярно действовали бани, а в крупных городах - в немалом количестве. После купания посетители участвовали в приемах и обедах, играли в мяч, в шахматы, в кости и танцевали.
    11. Содержание рыцарской системы военно-физического воспитания в средние века

    К 1000-му году феодальный строй укрепился во всей Европе. Многообразное развитие феодальной физической культуры обрело наиболее характерную форму в Западной Европе.

    В IX веке в борьбе против вторжения мавров и норманнов стало уже настолько очевидным превосходство рыцарей в латах, что короли Франкского государства сделали их костяком своей армии вместо вольнонаемных пехотинцев, которых было трудно вербовать и которые были нужны в производстве. Получавшие за военную службу поместья - бенефицию, и рыцарский титул воины попадали в вассальную зависимость от короля.

    В течение XI-XII веков институт рыцарей распространился уже на всю Западную Европу.

    Нормы физического воспитания в рыцарских заведениях определялись высокими физическими требованиями, необходимыми для полной междоусобиц жизни феодалов и военных действий того времени. Общеизвестно, что вплоть до конца XIV века важнейшим элементом ведения боевых действий в Западной и Центральной Европе был поединок с применением холодного оружия. А боеспособность определялась прежде всего физической силой и стойкостью рыцаря в латах. В то же время обращение с оружием в тяжелых доспехах повышало роль чувства равновесия, которое стало в конечном итоге необходимым условием того, чтобы всадник удержался в седле, а пеший - на ногах. Из рыцарских турниров были полностью исключены игры с мячом и даже такие формы, как бег с оружием или боевые танцы, которые играли главную роль в античной военной подготовке. Правда, с середины XIV века, когда стрельба из лука и бои пеших воинов вновь вышли на первый план, изменились методы боевой подготовки. Однако это не коснулось основ рыцарской физической культуры.

    В других отношениях нормы рыцарской физической культуры были органично связаны со схоластическими идеями средневековых орденов в области культуры, которые находили выражение в семи свободных искусствах и в учении о семи добродетелях, которых следует придерживаться. В соответствии с этим юношам из аристократических семей следовало научиться: 1) ездить верхом, 2) плавать, 3) охотиться, 4) стрелять из лука, 5) сражаться. Их обучали: 6) развлекательным играм на площадках и игре с мячом для службы при дворе, а также 7) искусству чтения стихов, необходимому для придворного с хорошими манерами, и основным танцевальным движениям. Позднее возникли многочисленные местные орденские уставы, но и в них основой физического воспитания остались семь рыцарских навыков.

    В число норм подготовки членов немецких рыцарских орденов с XIV века было также включено требование лазить, как необходимая часть подготовки к штурму городов, что практиковали на лестницах и шестах. В поэтическом произведении XV века "Рыцарское зеркало" отмечалось, что, наряду с семью физическими навыками, рыцари должны усвоить также семь рыцарских добродетелей. К числу рыцарских добродетелей относили: безусловную верность церкви и сюзерену, личную храбрость, соблюдение правил поединков, святость данного слова, великодушие по отношению к побежденным и более слабым, а также обязательное при дворе благородное отношение к аристократическим дамам. Словом, все, что общественное сознание в период феодализма вкладывало в понятие идеала рыцаря. Проявление рыцарских достоинств толковали в соответствии с феодальной моралью. Степень "безусловного повиновения и покорности" обычно определялась положением сюзерена.

    В церемонии посвящения местные древние обычаи языческих ритуалов сочетались с христианскими феодальными чертами. Акту посвящения в рыцари предшествовали воздержание, исповедь и принесение жертвы. В назначенный день кандидата в рыцари подвергали испытаниям, заключавшимся в том, что нужно было на полном скаку проколоть копьем подвешенное соломенное чучело. Двое поручителей подтверждали его невиновность, происхождение и наличие собственности, затем кандидат в рыцари давал клятву в том, что посвятит свою жизнь служению рыцарским добродетелям. После этого он преклонял колени перед главным магистром ордена или своим сюзереном, который символически ударял его плашмя своим мечом со следующими словами: "Вытерпи этот удар ради господа бога и святой Марии, но больше ни одного". После церемонии посвящения кандидат в рыцари получал шлем, щит, меч, рыцарский пояс и золотые шпоры и становился членом ордена.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта