билеты мкк. 1. Понятие коммуникации. Специфика мкк
Скачать 189 Kb.
|
Высоко низкоконтекстуальные культуры –Пример: низкий контекст- в США даже в самом маленьком городе будут висеть на каждом доме таблички с номерами и назв.улиц.В Токио(высокий контекст) лишь несколько улиц имеют название.Высококонтекстуальные культуры (Восток) отличает:- невыраженная, скрытая манера речи, многозначительные и многочисленные паузы;- серьезное значение придается невербальному общению и умению «сказать глазами»;- избыточность информации излишня, поскольку все и так ясно;- конфликт разрушителен (представители этих культур не любят напрямую выяснять отношения и обсуждать проблемы);- открытое выражение недовольства неприемлемо ни при каких условиях. + Франция,Испания, Низкоконтекстуальные культуры (Запад) отличает:- прямая и выразительная манера речи, недоверие к молчанию;- невербальное общение менее значимо;- все должно быть выражено словами и всему должна быть дана ясная оценка, недосказанность ассоциируется с недостаточной информированностью говорящего;- конфликт созидателен, так как обсуждение выявленных проблем и трудностей помогает принять правильное решение;- в отдельных случаях возможно открытое выражение недовольства. Использование в Америке «smalltalk» (вопросы как дела,прекрасный денек,не правда ли? И не ждут на них ответа) Пространство – каждому чел.необходимо пространство.размер его зависит от степени близости с людьми.личному пространству – большое значение. Формирование личного пространства из детства.бессознательно.при общении с друг.культ.- дистанция- это проблема.тк у каждой свое пространство.может трактоваться ошибочно. Пространство по Холлу принимает участие в коммуникации. Дистанция при разговоре(между чужими людьми) – показ динамику коммуникации. Также пространственный фактор для выражения – господство – подчинение. Например, в Германии и США верхние этажи офисов обычно предназначены для руководящих сотрудников фирмы или отдела. При этом угловые офисы, с наиболее широким обзором, занимаются, как правило, главными менеджерами или владельцами фирм. В России руководящие сотрудники стараются избегать верхних и вообще крайних этажей, предпочитая размещать свои офисы на средних этажах здания. Можно сделать вывод, что одна из важнейших черт коммуникационных стратегий заключается в том, чтобы, учитывая контекст, особенности восприятия времени и пространства, как можно точнее адаптировать объем информации к соответствующим информационным потребностям партнера по коммуникации. 18. концепция «ментальных программ» Г.Хофстеде. ментальные программы" – образец размышлений, чувств ,действий. Эти ментальные программы г-н Хофстеде распределил по четырем культурным измерениям, где они обнаруживают свое влияние: - дистанция власти: малая (равенство, индивидуальная свобода) vs большая ("властная вертикаль", иерархия) - коллективизм vs индивидуализм - маскулинность vs феминность - избегание неопределенности: высокое (неопределенность=стресс, следовательно, нужны правила; напр., Япония) и низкое (неопределенность естественна, минимум правил; напр., США). Уровень культуры по Хофстеде – наибольший интерес. Дистанция власти - какое значение придается властным отношениям. Степень дистанции власти зависит от типа иерархической структуры власти в государстве. В культурах с низкой дистанцией власти наибольшее значение придается таким ценностям, как равенство в отношениях и индивидуальная свобода, в иерархических обществах с высокой дистанцией власти ценностями являются подчеркнутое уважение и послушание по отношению к носителям властных полномочий. Индивидуализм-коллективизм-роль индивида в обществе. Коллективистский тип культуры предполагает превалирование интересов общества над интересами индивида. люди живут семьями или семейными кланами. Такие культуры характеризуются лояльностью по отношению к «Мы-группе», также в таких обществах не существует «личного мнения», так как оно определяется мнением группы. В обществах индивидуалистских дети чаще всего вырастают в малых семьях и быстро учатся воспринимать свое «Я» отдельно от других людей. Это «Я» определяет личную идентичность человека и отделяет его от других «Я». Дети рано покидают дом и начинают самостоятельную жизнь, уходя из семьи. Маскулинность-феминность-В маскулинных культурах центральное место занимают работа, сила, независимость, материальный успех, открытость, конкуренция, соперничество и существуют разграничения мужских и женских ролей. В феминных культурах эти признаки считаются не такими важными. На первом плане здесь находятся эмоциональные связи между людьми, забота о других членах общества, сам человек и смысл его существования. В маскулинных культурах поощряются амбициозность, соревнование, честолюбие. В работе больше ценится результат, тогда как в феминных культурах большое внимание придается развитию чувства солидарности и скромности. Избегание неопределенности -В культурах с высоким уровнем избегания неопределенности наблюдается высокий уровень агрессивности, поскольку для этих культур характерен повышенный стресс для индивидов. В культурах с высокой степенью избегания неопределенности существует множество внутренних правил и инструкций, определяющих распорядок рабочего дня. Создается четкая структура, в которой люди стараются в максимально возможной степени избежать случайностей. В таких культурах постоянная спешка является нормальным явлением, а люди не склонны к принятию быстрых изменений. В культурах с низким уровнем избегания неопределенности люди больше склонны к риску в неопределенных условиях, для них характерен более низкий уровень стрессов в неизвестной ситуации. Люди с отличающимся поведением и образом мыслей в таких обществах воспринимаются позитивнее, наблюдается отчетливое противоборство относительно введения формализованных правил, поэтому правила устанавливаются только в случае крайней необходимости. 19. аккультурация как освоение чужой культуры. Культурные контакты являются существенным компонентом общения между народами. При взаимодействии куль- туры не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные от- ношения, при этом в процессе взаимодействия каждая из них об- наруживает свою самобытность и специфику, взаимно адаптиру- ются путем заимствования лучших продуктов. Обусловленные этими заимствованиями изменения вынуждают людей данной куль- туры приспосабливаться к ним, осваивая и используя новые эле- менты в своей жизни. . В результате этого достаточно сложного процесса человек в большей или меньшей степени достигает совместимости с новой культурной средой. Считается, что во всех этих случаях мы имеем дело с процессом аккультурации. Исследованием процессов аккультурации стали заниматься в начале XX в. американские культурные антропологи Р. Редфилд, Р. Линтон и М. Херско- виц. На первом этапе они рассматривали аккультурацию как ре- зультат длительного контакта групп, представляющих разные культуры, который выражался в изменении исходных культур- ных моделей в обеих группах. Постепенно исследователи отошли от понимания аккульту- рации только как группового феномена и стали рассматривать ее на уровне психологии индивида. . В настоящее время термин «аккультурация» использует- ся для обозначения процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой культуры –донора. 2 Исследования в области аккультурации особенно интенси- фицировались в конце XX в. Это связано с настоящим миграци- онным бумом. По некоторым данным, сегодня в мире вне пределов страны своего происхождения про- живает более 100 млн человек. 20. основные стратегии аккультурации. В п р о ц е с с е а к к у л ь т у р а ц и и каждый человек одновременно вынужден решать две проблемы — сохранения своей культурной идентичности и включения в чужую культуру. Комбинация возможных вариантов решения этих проблем дает четыре основные стратегии аккультурации: ассимиляцию, сепарацию, маргинализацию и интеграцию. А с с и м и л я ц и я — вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей. С е п а р а ц и я — отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой. В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры. М а р г и н а л и з а ц и я означает, с одной стороны, потерю идентичности с собственной культурой, с другой — отсутствие идентификации с культурой большинства. Эта ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную идентичность (обычно в силу каких-то внешних причин) и отсутствия интереса к получению новой идентичности (возможно, изза дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры). И н т е г р а ц и я представляет собой идентификацию как со старой, так и с новой культурой. Согласно данным большого числа исследователей, эмигранты, прибывающие на постоянное место жительства (в отличие от временно пребывающих), ориентируются в основном на ассимиляцию. При этом у людей, приехавших для получения образования или в силу экономических причин, она происходит довольно легко. В то же время беженцы, вынужденные в силу каких-то внешних причин покинуть свою родину, психологически сопротивляются разрыву связей с ней и процесс ассимиляции идет у них намного дольше и труднее. Обычно считается, что члены недоминирующей группы свободны в выборе стратегии аккультурации, но так бывает далеко не всегда. Доминирующая группа может ограничить выбор или вынудить этих людей к определенным формам аккультурации. Так, выбором недоминирующей группы может стать сепарация. Но если сепарация носит вынужденный характер, т.е. возникает в результате дискриминационных действий доминирующего большинства, то тогда она становится с е г р е г а ц и е й. Важнейшим результатом и целью аккультурации является долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. 21. культурный стресс и освоение чужой культуры. Стрессогенное воздействие новой культуры на человека специалисты называют «культурный шок». . Он вызывает нарушение психического здоровья, более или менее выраженное психическое потрясение. Термин «культурный шок» был введен в научный оборот американским исследователем К. Обергом в 1960 г., когда он отметил, что вхождение в новую культуру сопровождается целым рядом неприятных ощущений1. Обычно выделяют шесть форм проявления культурного шока: 1) напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения психологической адаптации, 2) чувство потери из-за лишения друзей, своего положения, профессии, собственности; 3) чувство одиночества (отверженности) в новой культуре, которое может трансформироваться в отрицание этой культуры; 4) нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации; 5) тревога, переходящая в негодование и отвращение после осознания культурных различий; 6) чувство неполноценности из-за неспособности справиться с ситуацией. Главной причиной культурного шока является различие культур. Когда чело- век оказывается в условиях новой культуры, привычная система ориентации становится неадекватной, поскольку она основывается на других представлениях о мире, иных нормах и ценностях, стереотипах поведения и восприятия. Американский исследователь Р. Уивер уподобляет эту ситуацию встрече двух айсбергов: именно «под водой», на уровне «неочевидного», происходит основное столкновение ценностей и менталитетов. Диапазон симптомов культурного шока очень широк — от слабых эмоциональных расстройств до серьезных стрессов, психозов, алкоголизма и самоубийств. На практике он часто выражается в преувеличенной заботе о чистоте посуды, белья, качестве воды и пищи, психосоматических расстройствах, общей тревожности, бессоннице, страхе. По продолжительности та или иная разновидность культурного шока может развиваться от не- скольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от индивидуальных особенностей личности. Поэтому с начала 1990-х гг. специалисты предпочитают говорить не о культурном шоке, а о стрессе аккультурации. Впервые этот механизм подробно описан также К. Обергом, который утверждал, что люди проходят через определенные ступени переживания культурного шока и постепенно достигают удовлетворительного уровня адаптации. П е р в ы й э т а п называют «медовым месяцем». На в т о р о м э т а п е непривычные окружающая среда и культура начинают оказывать свое негативное воздействие. Т р е т и й э т а п — критический, так как культурный шок достигает максимума. На ч е т в е р т о м э т а п е появляется оптимистический настрой, человек становится более уверенным в себе и удовлетворенным своим положением в новом обществе и культуре. На п я т о м э т а п е достигается полная адаптация к новой культуре. 22. модель освоения чужой культуры М.Беннета. Анализ проблем освоения чужой культуры, культурного шока и аккультурации поставил перед исследователями закономерный вопрос о целенаправленном научении, о подготовке человека к жизни в чужой культуре и к межкультурному взаимодействию. Как считает один из крупнейших специалистов по межкультурной коммуникации М. Беннет, для этого нужно развить у человека межкультурную чуткость (чувствительность) — чувственное восприятие и толкование культурных различий. Людям важно осознать не сходство между собой, а различия, потому чго все трудности межкультурной коммуникации проистекают именно из-за неприятия межкультурной разницы. По мнению Беннета, осознание культурных различий проходит несколько этапов. На начальном этапе само существование этих различий обычно не осознается человеком. На следующем этапе другая культура начинает осознаваться как один из возможных взглядов на мир, межкультурная чуткость возрастает, человек ощущает себя членом более чем одной культуры. На последних стадиях развития межкультурная чуткость возрастает, так как признается существование нескольких точек зрения на мир. Далее формируется новый тип личности, сознательно отбирающей и интегрирующей элементы разных культур. Модель Беннета говорит не просто о начальном, среднем и конечном этапах развития, но и подчеркивает изменения, проис- ходящие на каждом этапе: 1.содержаниеэтноцентристскихэтапов: отрицание (изоляция, сепарация); защита (диффамация, превосходство, обратное развитие); умаление (физический универсализм, трансцендентальный универсализм); 2.содержаниеэтнорелятивистскихэтапов: признание (уважение к различиям в поведении, уважение к различиям в системах ценностей); адаптация (эмпатия, плюрализм); интеграция (контекстуальная оценка, конструктивная маргинальность). Под этноцентризмом в культурной антропологии понимается совокупность представлений о собственной этнической общности и ее культуре как о центральной, главной поотношению к другим. Обычно на эту роль претендует собственная, родная культура. . Отрицание может проявляться как через изоляцию, так и через сепарацию. На этапе защиты человек воспринимает культурные различия как угрозу для своего существования и пытается им противостоять. Это уже шаг вперед. Диффамация (клевета) — первая форма защиты — негативная оценка различий, связанная с формированием негативных стереотипов. Защищая свои культурные отличия, человек приходит к чувствупревосходства, подчеркиванию своего высокого культурного статуса, причем прямое отрицание чужой культуры не является обязательной чертой этого чувства. Обратноеразвитие (полное изменение) не является обязательным этапом межкультурного развития, хотя его переживают многие из тех, кто долгое время проживает за границей. Оно означает очернение своей собственной культуры и признание превосходства другой. Этап умаления (минимизации) последняя попытка сохранить этноцентристскую позицию. На этом этапе культурные различия открыто признаются и не оцениваются негативно, как на этапе защиты. . Очередным, по представлениям Беннета, этапом развития межкультурной чуткости и одновременно первым этапом этнорелятивизма является этап признания (одобрения), когда существование культурных различий принимается как необходимое человеческое состояние. Вначале признаются различия в поведении, затем — в культурных ценностях и т.д. Адаптация (приспособление). На этом этапе происходит углубление этнорелятивизма, приходит осознание того, что культура — не застывшее образование, а процесс. Эмпатия означает возможность испытывать разные ощущения в процессе коммуникации на основе своих представлений о потребностях другого человека. Не следует путать сочувствие с сопереживанием, которое требует ставить себя на место другого человека, чтобы его понять. Более глубокая адаптация связана сплюрализмом, под которым подразумевается не просто осознание различия культур, но и полное понимание этого различия в конкретных культурных ситуациях. Возможно только как результат личного опыта в чужой культуре. |