1. Понятие мировоззрения, его содержание и исторические типы. Мировоззрение
Скачать 0.54 Mb.
|
32. Пространство и время как формы материи. Материя не существует вне времени и пространства, точно так же пространство-время не существует вне материи. Пространство и время рассматриваются как основные формы существования материи. Фейербах отмечал, что пространство и время — не простые формы явления, а конкретные условия бытия. Понятие пространства выражает: 1) взаимное расположение материальных объектов — впереди, позади, вне, внутри, около, далеко и т. д.; 2) способность их занимать определенный объем, иметь протяженность — длину, ширину и высоту; 3) свойство объектов иметь определенную форму, структуру. Понятие время выражает такое всеобщее свойство материальных объектов и процессов, как: 1) длительность существования предметов, процессов, продолжительность изменений и развития их отдельных фаз, сторон, ступеней и т. д.; 2) порядок следования, смену состояний, известную последовательность (до, после, одновременно и т. д.). Пространство и время — это не самостоятельные сущности, а конкретные формы бытия, существования движущейся материи. Пространству и времени присущи такие всеобщие свойства, как объективность, безграничность и бесконечность, единство прерывности и непрерывности, абсолютность и относительность. Вместе с тем, несмотря на наличие общих свойств, пространство и время имеют свою специфику, а в ряде существенных признаков они различны. Так, пространство трехмерно, время — одномерно, однонаправлено, течет от прошлого к настоящему и от него к будущему. Если пространство выражает протяженность, форму расположения тел, то время — длительность их существования. Пространство обладает свойством симметрии, время же не обладает им, оно необратимо. Основные св-ва пространства: однородность, протяжённость, изотропность, трёхмерность; времени: длительность, однородность, одномерность, необратимость. Пространство и время есть единство бесконечного и конечного. При этом бесконечность следует понимать в количественном и качественном отношении. Количественная бесконечность пространства — это не имеющая ни начала ни конца, нигде не прекращающаяся связь примыкающих друг к другу материальных объектов и систем. Качественная бесконечность означает многообразие качественно различных уровней структурной организации материи. Бесконечность времени состоит в том, что материя вечна в пошлом и в будущем, что время — всеобщая форма существования бесконечной материи. В мире происходят необратимые изменения, а не абсолютные кругообороты. 33.Движение как способ существования материи В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение — это способ существования материи. Движение заключено в самой природе материи. Одни формы движения превращаются в другие, ни один вид не берется ниоткуда. Еще древнегреческие философы (Фалес, Анаксимен, Гераклит) рассматривали материальные начала вещей — воду, воздух, огонь — как непрерывные изменяющиеся, находящиеся в вечном движении. Гераклит учил, что в мире нет ничего неподвижного: "Все течет", "В одну и ту же реку нельзя войти дважды". Движение материи — не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение — это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Существует несколько качественно различных форм движения материи: механическая — перемещение тел в пространстве, физическая — движение молекул, химическая — движение атомов, биологическая — органическая жизнь, социальная — развитие общественных отношений в результате практической деятельности человека, история общества. Между этими формами существует генетическая связь, т. е. каждая предшествующая, низшая форма движения обуславливает появление последующей, высшей и включается в нее. Основные типы движения: 1) движение, когда сохраняется качество предмета; 2) движение, связанное с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. 34.Исторические формы взаимодействия человека и природы Можно выделить 3 периода:
По Вернадскому, древние люди овладели биохимической энергией для производственных целей, т.е. в целях к-ры. Это героический период в создании ноосферы. Древнее земледелие и скотоводство – человек адаптировался к природным условиям, а технологические процессы стихийно приспосабливались к законам развития костного и живого вещества.
Следовательно, задача выработки эффективной стратегии выживания, осознания путей выхода из экологического кризиса.
В мировой социологии будущее человечества обозначается как «постиндустриальное общество», «технотронное общество» и т.д. эти понятия связаны с процессами изменения НТР. Но эти термины недостаточны для отражения всей сложности переходного периода к новой цивилизации. Поэтому характеру и направлениям современного мирового развития более соотносят понятие «ноосферная цивилизация». Noos в переводе разум. Взаимодействие человека и природы должно осуществлятся посредством разумного регулирования. Разум человека должен послужить основной гарантией и средством выхода из социально-экологического, духовного кризиса, который сложился в техногенный период. Важнейшая составляющая – создание природосохраняемых наукоемких технологий. Развитие науки направлено на решение экологических проблем. Характерные черты становления «ноосферной цивилизации»
Вернадский обосновал идею о том, что в XXв. человечество стало единым целым. Он доказал, что ноосфера – закономерный результат развития биосферы. Природа постоянно находится в поисках чего-то нового. 2) Второй важный фактор – наука, которая превратилась в планетарное явление. Происходит взрыв научного творчества, возникают многочисленные центры научной мысли. Материализация достижений НТР позволяет создать экологически безвредный технологический базис ноосферной цивилизации, основывающийся на принципах биотически замкнутого круговорота веществ, энергии, информации. Информационная революция позволяет обеспечить мах экологическую безопасность технологий, их вписанность в биотические циклы. 35.Диалектика как философская теория развития и метод философии Построить целостный теоретический образ мира в его динамике достаточно трудно. Решение этой задачи растянулось на века и тесно переплелось с формированием диалектики, как наиболее полного и всестороннего учения о развитии. Понятие диалектики употреблялось в истории фил-ии в разных значениях. Родилось оно в древнегреч-ой культуре, где высоко ценилось умение полемизировать, доказывать, убеждать, обосновывать свою правоту. Согласно античным представлениям, искусство диалога предполагает, что его участники задают друг другу вопросы, стремясь понять альтернативные точки зрения и доказать преимущество своих собственных позиций. Под диалектикой понимали искусство спора, дискуссии, умение развивать обсуждаемую тему. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения и согласования различных и даже противоположных мнений. Он практиковал ведение диалогов о смысле общих понятий (красота, мужество, справедливость). Целью бесед был переход от частных случаев использования понятий к искомым общим их определениям. Обобщив опыт Сократа, его ученик Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям — идеям, выражающим истинно сущее. Сократ применил метод иронии, побуждая собеседника признать, что он прав частично. Искусство диалога наз-л маевтикой, подразумевая, что диалог помогает рождению истины как чего-то нового, что отсутствовало в начале спора и появилось в процессе обсуждения. Диалектика как искусство спора развивалось в средн. века. Вершиной средневековой диалектики стали труды Пьера Абеляра. В средн. века искусство диалога культивировалось как средство проповеднического мастерства, выработки методов опровержения доводов инакомыслящих. Не подавление, не духовное уничтожение оппонента, а стремление в ходе разрешения противоречий выработать правильный, обоснованный подход к сложным проблемам — таковы цель и назначение диалектики творческого диалога. Приемы столкновения мнений и диалектического разрешения противоречий применимы не только в ситуациях живого спора реальных людей. Они важны при анализе противоборствующих взглядов, позиций, направлений мысли, которые утверждались в разное время, в разных странах, социальных системах, культурах. Тексты и другие средства информации позволяют вступить в реальную или мыслимую полемику с людьми находящимися далеко или живущими задолго до нас. Возможен диалог поколений, эпох, культурных, национальных, политических, религиозных, философских традиций, школ. Схемы спора различных сторон воспроизводятся в общих чертах и процессе поиска истины одним лицом. Творческое мышление диалогично по своей сути. Способы разрешения разногласий между людьми оказались незаменимым средством уяснения сложных ситуаций бытия. 36.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ. ДИАЛЕКТИКА КАК ЛОГИКА МЫШЛЕНИЯ Диалектика: 1. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества, чел-го мышления. 2. Противоречие. 3. Способ постижения. Разделы диалектики: 1. Объективная как совокупность объективных закономерностей, действующих в мире (диалектика природы, общества, мышления). 2. Субъективная, диалектическое мышление представляет собой отражение в сознании, форме, мысли. Структура диалектика: 1. Принцип—руководящая идея. Это значит, принцип используется как ориентир для построения теории диалектики и как универсальный подход для раскрытия содержания, свойств реальности. В современной фил-ии выделяют: принцип универсальности взаимосвязи, принцип развития, принцип системности. 2. Законы диалектики конкретизируют принципы. Закон— всеобщее необходимое, внутренняя существенная повторяющаяся связь явления, процесса. К основным законам относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицаний. Не основные законы — это парные категории диалектики т.к. они фиксируют связи, которые нельзя разрывать (причина-следствие, сущность-явление, содержание-форма). Категория — наиболее общее понятие, которое выражает наличие в реальности всеобщих, универсальных связей. Основные законы диалектики: Закон единства и борьбы противоположностей, Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений Закон отрицания: Не основные законы: Причина и следствие. Возможность и действительность. Необходимость и случайность. Часть и целое. Содержание и форма. Проблема единства и многообразия мира, принцип глобального эволюционизма. Главные постулаты концепции глобального эволюционизма:
37. Человек как ОСНОВНОЙ предмет философии. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. Рассмотрение человека как особой философской темы обусловлено потребностью в целостном подходе к его изучению. Философы античности длительное время рассматривали человека как образ Космоса, как «малый мир», микроскоп. Человеческое и природное то и дело отождествлялись. Но вот уже платонизм делает существенный шаг вперед в понимании человека. Платонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Аристотель настаивает на единстве души и тела. Душа принадлежит телу. В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога. Человек оценивается с позиции не разума, а сердца. Главное размежевание внутри христианства проходит не столько между телом и душой, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком». Философия Ренессанса рассматривает человека как автономное существо, как живую целостность. Единство души и тела — преимущество человека перед другими созданиями. В Новое время Декарт рассматривал мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования. Специфика человека усматривается в разуме, в мышлении. Человек — это разумное существо. Тело и душа не имеют ничего общего. Для Канта человек двойственен. Специфика человека определяется его трансцендентностью и нравственной свободой поведения. В немецком романтизме конца 18 — начала 19 века происходит возвращение к традициям Ренессанса. Сфера эмоционально-чувственного полностью уравнивается с мышлением и становится выше его. Гердер и Гегель развивают идею историчности человека. Для Гегеля человек есть носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры. Фейербах в Германии, Чернышевский и Антонович в России возвращают человека в центр философских изысканий. Человек рассматривается как чувственно-телесное существо со всеми вытекающими отсюда последствиями. Маркс считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. В философии жизни (Ницше) на первый план выдвигаются мыслительные способности человека: чувство, воля, интуиция. Экзистенционализм: на первое место выдвигаются чувства, но не просто чувства, чувствования переживания. Феноменологизм Руссерля стремится преодолеть замкнутость личности, а потому переживание направлено на внешний мир. Человек не просто существует, а существует в мире. Кассирер: человек — существо, которое создает символ самого себя, культуру. Философская антропология — философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. Ставится задача воссоздать целостное понятие о человеке. Таким образом, как бы ни строилось философское обсуждение проблемы человека, в конечном счете, речь идет о его сознании, разуме, чувствах, мыслях, воле и т.п. Существуют 3 концепции происхождения человека: трудовая, игровая и религиозная. Самая аргументированная теория, которая закрепилась в статусе научной, выводит мир культуры в рамках трудовой деятельности и объявляет сознание, речь и социальную форму жизни целесообразной деятельности человека по производству орудий труда. Игровая теория строится на теории игры. Считается, что игра как биологический инстинкт, присутствует в мире животных, и она же является элементом культуры. Поэтому предлагается версия, что в какой-то момент прачеловек в стадии игры перешагивает рамки чисто биологической деятельности и становится человеком. 38. Человек как единство природного и социального. В понимании сущности человека очень важным является вопрос о соотношении в нем биологической и социальных сторон. Человек есть продукт длительного развития живой природы. Как биологическое существо он представляет собой телесно-материальное образование со своими функциями. Вместе с тем, чел. рождается и живет в обществе, в социальной среде и поэтому он, безусловно, существо социальное. Однако упрощенное понимание данного положения может привести к точке зрения, что все человеческое существование определяется только влиянием соц. среды. В социальной практике нельзя игнорировать природную сторону человека, которая выражается в биологических процессах его организма. Биологическое в человеке не может быть вытеснено социальным. Биологическая сторона проявляет себя на всех этапах социализации человека, влияет на конкретные формы его социального поведения и его деятельности. В последнее время усилилась биологическая направленность в осмыслении проблемы человека. Широко изучаются биол. основы социальной жизнедеятельности людей. Сторонники социобиологии пытаются согласовать данные генетики, этологии (наука о поведении животных) и т.д. с целью сформировать представление о социальном поведении человека. Социобиология имеет тенденцию к оправданию агрессивных действий в обществе. Агрессия — врожденное видовое качество человека, выработанное в борьбе за существование. Энергия агрессии накапливается в нервной системе под влиянием конкуренции и в целях физического подавления противников. Отсюда — всевозможные межэтнические столкновения, гражданские и др. войны. Биологическая и культурная эволюция человека носят взаимодополнительный характер. Процессы органической и культурной эволюции происходят совместно и в этой совместной эволюции гены и культура неразрывно связаны. Ведущая роль в этом процессе отводится генам. Именно последние оказываются конечными причинами многих человеческих поступков. С такой точки зрения чел. — объект биологического знания. Но попытки объяснить развитие и поведение человека в рамках биологии нельзя признать состоятельными. 39. ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СУЩНОСТИ СОЗНАНИЯ. ПОНЯТИЕ ОТРАЖЕНИЯ И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ. Сознание развивается из всеобщего свойства материи – свойства отражения, которое означает способность одних материальных систем оставлять "след" в других в процессе их взаимодействия. Вследствие взаимодействия систем отношения между ними носят характер взаимоотражения. Отражение в простейшем виде есть особая функция взаимодействующих материальных систем, каждая из которых находится в состоянии динамического равновесия. Данное состояние постоянно нарушается внешними факторами, которые оказывают воздействие на систему, приводя либо к ее разрушению, либо к восстановлению прежнего равновесия. В ходе восстановления равновесия во взаимодействующих системах происходят изменения, носящие характер отражения. Отражение есть определенная сторона изменения, происходящего внутри системы под влиянием внешних условий. Оно выступает, как способность материальных систем воспроизводить внутреннее строение воздействующих на них объектов или некоторые особенности их строения. Иными словами, отражение есть свойство материальных образований воспроизводить в ходе взаимодействия свойства и особенности других систем. В простейших случаях — это след на песке, отпечатки давно умерших животных, отталкивание тела при соударении его с другим телом и т. п. Рассмотрение форм отражения на различных уровнях организации живой материи позволяет раскрыть биологические основы сознания, выявить соотнесенность физиологического и психического. Психическое — это свойство мозга, функция особым образом организованной материи. К сознательному относятся такие психические явления, которые проходят через мышление (разум), осознаются человеком. Мышление подчиняет чувства, эмоции, волю. Можно говорить о большей или меньшей степени сознательности. Но в целом человеческая деятельность характеризуется решающей ролью сознательных поступков и действий. Происхождение сознания. Данные современной науки свидетельствуют о том, что многие виды животных обладают способностью "думать", "решать", "говорить". Так, некоторые птицы произносят слова, хотя и не понимают их значения, обезьяны овладевают знаками (свыше 150). Отсюда нередко делаются выводы, что язык и мышление присущи не только человеку, но и животным. Наделение животных свойствами человеческой психики не учитывает глубокого различия человеческого сознания и психики животных. Человеку свойственно мышление в понятиях, суждениях и умозаключениях, его сознание является самосознанием — осознание своего "Я" как противостоящего окружающему миру. Это различие проявляется уже в морфологических признаках (увеличение объема и структуры мозга), характере психических функций и в общественной природе сознания. Основой перестройки психики животных в сознание человека явился труд как процесс, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, благодаря чему относится к своим условиям не как биологическое существо, а как социально-исторический субъект изменения своих условий. Становление человека сопровождается переходом от присвоения готовых продуктов природы к трудовой деятельности, в процессе которой инстинкты животных уступали свое место сознательной деятельности человека. Изготовление орудий труда предполагало наличие не только прямой, но и опосредованной связи между действиями человека и явлениями природы, познание их внутренних связей, что приводило в конечном итоге к усложнению психического отражения посредством понятий, носящих отвлеченный и обобщенный образ внешнего мира. Формирование сознания в ходе трудовой деятельности сопровождалось выработкой специфически человеческого отношения к миру: для него имеют значение не только сугубо биологические потребности, но и те, которые этим потребностям служат опосредованно. Сознание не изолировано от других явлений общественной жизни, а неразрывно связано с ними. Оно динамично и развивается на основе ведущих социальных закономерностей, в то время как психика животных совершенствуется лишь в процессе непрерывного приспособления животных к условиям жизни. Ценностное отношение к действительности — отличительная черта сознания, выражающая определенные функции (практически-утилитарную, нравственную, эстетическую и т.п.). Оно возникает как осознание значимости тех предметов, полезность которых человек устанавливает на практике. 40. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ Общественное сознание возникло одновременно с возникновением общ-го бытия. И если природе в целом «безразлично» существование человеческого разума, то об-во не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, то есть того, что составляет содержание общ-го сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общ-го бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида. Но, подчеркивая единство общ-го бытия и общ-го сознания, нельзя забывать и их различие, относительную самостоятельность. Если на ранних этапах развития общества общ-ое сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредствованный характер — через государство, политические, правовые отношения и др., а обратное воздействие общ-го сознание на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общ-го сознания на общ-ое бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие. Общ-ое сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общ-го сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общ-го устройства В политическом сознании общества отражается понимание того соотношения, которое устанавливается между, с одной стороны, непосредственной практической деятельностью людей, а с другой — социально-регламентированными условиями, в которых эта деятельность протекает. Политическое сознание является отражением производственно-экономических и общественных отношений классов в их совокупном отношении к государственной власти. Правосознание есть та форма общественного сознания, в которой выражаются знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юридических законов нормативов социально-экономической деятельности различных субъектов права — индивида, предприятия, трудовых коллективов, организации, должнастных лиц и т.п. Правосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Нравственное сознание — это основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческой деятельности. Нормы собственно нравственного сознания складываются таким образом, что образуют систему таких социальных норм, которые регулируют межличностное общение и поведение людей в целях обеспечения единства личных и коллективных интересов. Эстетическое сознание в составе второго цикла форм общественного сознания занимает особое место, специфика которого в сжатой форме может быть выражена так: являясь, с одной стороны, прародительницей других форм общ-го сознания, синтезируя их в еще пока нерасчлененном целом, эстетическое мышление, с другой стороны, сформировало свою особую науку — эстетику. Эстетическое сознание—это тот дух. фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязанность различных проявлений дух. жизни человека и общества в целом. Религиозное сознание. Нет ни одного народа, который не знал бы религии, и возникновение и развитие религиозных представлений как таковых, вне зависимости от их конкретного смыслового наполнения, связано с какими-то социально-психологическими свойствами или потребностями человека, которые так или иначе удовлетворяются различными вариантами конкретных религий. В этом смысле и принято говорить о религиозном сознании как об одной из форм общ-го сознания. Сущностью рел-го сознания является иллюзорное удвоение мира, то есть признание наряду с реальным, природным и социальным бытием второго, потустороннего мира, в котором находят свое идеальное разрешение все противоречия бытия, которые тревожат человека. 41.Сознание и Самосознание. Функции самосознания. Сознание представляет собой высшую форму психического отражения, свойственную общественно развитому человеку и связанную с речью; человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание развивается из всеобщего свойства материи – свойства отражения, которое означает способность одних материальных систем оставлять "след" в других в процессе их взаимодействия. Вследствие взаимодействия систем отношения между ними носят характер взаимоотражения. Отражениев простейшем виде есть особая функция взаимодействующих материальных систем, каждая из которых находится в состоянии динамического равновесия. Рассмотрение форм отражения на различных уровнях организации живой материи позволяет раскрыть биологические основы сознания, выявить соотнесенность физиологического и психического. Психическое — это свойство мозга, функция особым образом организованной материи. Поэтому и сознание функционирует только в процессе деятельности мозга. Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием. Самосознание есть определенная форма реального явления - сознания. Самосознание предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий. Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это — сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания. Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе. Самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Однако самосознание – это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки – как следствие – возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. 42.Специфика познавательной деятельности человека и формы познания. Предмет и объект познания. Диалектика субъекта и объекта познания. Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой. Знание всегда является идеальным образом действительности. Знать что-либо – означает иметь некоторое идеальное представление об интересующем нас предмете. Познание и знание различаются как процесс и результат. В своей сущности, познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах и теориях. Под отражением обычно понимают воспроизведение свойств одного объекта (оригинала) в свойствах другого, взаимодействующего с ним объекта (отражающей системы). В случае познания в качестве отражения как раз и выступает научный образ изучаемого объекта, представленный в форме научных фактов, гипотез, теорий. Между отражением, данным в научном образе, и изучаемым объектом существуют отношения структурного сходства. Это означает, что элементы образа соответствуют элементам изучаемого объекта. Из миллионов познавательных усилий отдельных личностей складывается общественно-значимый процесс познания. Для того чтобы индивидуальное знание стало общественным, оно должно пройти своеобразный «естественный отбор» (через общение людей, критическое усвоение и признание этих знаний обществом и т.д.). Таким образом, познание – это общественно-исторический, аккумулятивный процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек. Процесс познания весьма многогранен, как многогранна и общественная практика. Во-первых, познание различается своей глубиной, уровнем профессионализма, использованием источников и средств. С этой стороны выделяются обыденные и научные знания. Первые не являются результатом профессиональной деятельности и, в принципе, присущи в той или иной мере любому индивиду. Второй вид знания возникает в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности, называемой научным познанием. Способно ли человечество, человек как субъект познания выработать знания, являющиеся таким адекватным воспроизведение действительности, каковы основания и критерии познавательной деятельности, в процессе которой возникает и совершенствуется знание – это и составляет мировоззренческую природу философского анализа познания. 43.Структура познания: чувственная, рациональная и интуитивная стороны познания. Важнейшей разновидностью духовной деятельности человека является познание окружающего мира и вопрос о способности познавать окружающий мир составляет вторую сторону основного вопроса философии— об отношении мышления к бытию. Процесс познания протекает в различных чувственных и рациональных формах. К чувственным формам относятся ощущения, восприятия и представления. Рациональными формами являются понятия, суждения, умозаключения, проблемы, гипотезы, теории и др. Ощущение — отражение предмета (ситуаций, событий) при их непосредственном воздействии на некоторую из чувственных систем: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и др. Существуют многообразные виды ощущений: зрительные, осязательные, слуховые, температурные, вибрационные, обонятельные, вкусовые, болевые, мышечно-суставные, ощущения ускорения, равновесия и т.д. Целостное отражение предметов в результате их непосредственного воздействия на органы чувств называется восприятием. В представлении теряется непосредственность отражения, и формируются образы предметов на основе припоминания или продуктивного воображения. Процесс отражения в рациональных формах называется мышлением . Важнейшей формой мышления является понятие. Содержание понятия прямо или косвенно строится на основе представлений. Образование понятия — процесс рефлексивный. Рефлексия — существенное свойство сознания, состоящее в осмыслении и осознании его собственных форм и предпосылок. Если с помощью понятий отражается совокупность существенных признаков предмета, то при помощи суждения раскрывается какая-то одна из его сторон, выражается наличие (отсутствие) у него какого-то признака. Форма мышления, посредством которой на основании одного или более известных суждений получается новое суждение, называется умозаключением. Действительный процесс познания осуществляется при взаимопроникновении чувственных и рациональных форм. Связь чувственного и рационального имеет характер взаимообусловленности: не только рациональное зависит от чувственного, формируется на его основе, но и наоборот: чувственное предопределяется рациональным, как бы выполняя его установки. Интуитивная сторона познания представляет собой способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения. Связь чувственного и рационального имеет характер взаимообусловленности: не только рациональное зависит от чувственного и формируется на его основе, но и наоборот – чувственное предопределяется рациональным, как бы выполняет его установки. 44.Проблема истины в познании. Истина и заблуждение, истина как процесс, истина как ценность. Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, форм ее реализации, структуры познавательных субъектно-объектных отношений и т.п. Многие ученые отождествляют понятия истины и правды. Этой же точки зрения придерживается и большой знаток русского языка В.Даль. В философии на сегодняшний день можно указать наличие, по крайней мере, следующих концепций истины. Все они имеют как позитивные, так и негативные стороны:
Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Относительная истина – это знание, которое приближенно и неполно воспроизводит объективный мир. Специфические свойства относительной истины – приближенность и неполнота – органически присущи процессу познания, поскольку человек не может познавать мир, не фиксируя своего внимания на одних его сторонах и не отвлекаясь от других. Противоположностью относительной истины является истина абсолютная. Каким бы односторонним и ограниченным ни было некоторое знание, оно содержит в себе элемент, который никогда не отбрасывается, выступает предпосылкой дальнейшего развития познания и в снятом виде содержится в его новых результатах. Это – абсолютная истина. Например, геометрия Евклида представляет собой относительное знание, поскольку обобщает человеческий опыт в привычных для нас, трехмерных пространственных условиях и непригодна относительно больших пространств. Вместе с тем в рамках повседневного опыта она является абсолютной и вечной истиной, предельно полным и точным знанием. Отказ от признания в относительной истине зерен абсолютной истины (релятивизм)ведет к отрицанию объективности познания, к агностицизму. Точно так же неверен и противоположный подход, когда игнорируется относительность истинных результатов познания в угоду признания их абсолютности (догматизм). Истине противостоит заблуждение, т.е. принимаемое за истину искаженное представление о действительности. Было бы неверным считать заблуждение чем-то сугубо субъективным, что можно исключить при желании из познавательного процесса. Какими бы точными и надежными ни казались методологические правила, указывающие дорогу к истине, они не могут соответствовать всему кроющемуся в неизведанном разнообразии объективного мира и потому неизбежно сталкиваются с предметами, находящимися за пределами своей применимости. Таким образом, заблуждение – вполне естественный этап в освоении новых, еще неизвестных сфер бытия. Итак, истина есть процесс. Благодаря ему совершается переход от незнания к знанию, от знания менее полного и точного к знанию более полному и точному. Решение вопроса об истинности наших знаний, т.е. соответствии их действительности, имеет практическую основу. 45. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ИСТИННОСТИ ЗНАНИЯ. ДИАЛЕКТИКА АБСОЛЮТНОЙ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ. Успешное использование результатов познания в практической деятельности может быть осуществлено только в том случае, если полученные знания обладают достоверностью, являются истиной. Вопрос об истине, следовательно, один из важнейших в теории познания, верное освещение которого оказывается возможным лишь с позиций диалектики. Поскольку наши знания есть адекватное отражение внешнею мира, они должны обладать истинностью. Под истиной понимается соответствие наших знаний действительности (Аристотель). Естественно, что заблуждение будет противоположно истине. Впрочем, эти противоположности могут взаимопревращаться, что свидетельствует о конкретности истины. Например, в обычных условиях вода закипает при температуре 100°. Эта истина превращается в заблуждение, если кипятить воду высоко в горах, т.е. при сравнительно небольшом давлении. Формула определения площади кругаверна лишь для привычного нам пространства; за пределами же евклидовой геометрии она перестает быть истиной, становится заблуждением. Однако понимание истины как соответствия знаний действительности недостаточно, требуется дальнейшая конкретизация и уточнение этого понятия. Истина, конечно, присуща деятельности познающего субъекта, но она в общем и целом объективна по своему содержанию и источнику. ( Термин "объективная истина" недостаточно строг: полностью объективной может быть только материальная действительность). Неправы и субъективные идеалисты, которые полностью отрицают объективную сторону истины. Субъективизм в понимании истины присущ сторонникам широко распространенной в недавнем прошлом такой философской концепции, как прагматизм (от греч. "прагма" - делаю), поскольку ее сторонники утверждают, будто истинно все то, что выгодно, приносит пользу и успех. Другой разновидностью субъективистской трактовки истины является концепция "социально-организованного опыта" А.А. Богданова. Согласно его взглядам, истинно то, что общезначимо, что соответствует мнению большинства, признается большинством. Такая позиция тоже недостаточно корректна, поскольку новое в науке первое время часто расходится с мнением большинства (открытия Коперника, А. Эйнштейна и др.). Представители объективного идеализма склонны абсолютизировать и даже обожествлять знание, вынося при этом истину за пределы реальной действительности, в трансцендентный (потусторонний) мир, в "царство чистой мысли". На самом деле, ни знаний, ни, стало быть, истины независимо от человеческой деятельности нет и быть не может. Абсолютная истина — это знание в полном объёме, содержание которого полностью соответствует действительности и не может быть изменено в ходе дальнейшего развития науки. Под относительной истиной понимается такое знание, которое при всём своём объективном содержании не обладает завершенностью и является неполным. |