Главная страница
Навигация по странице:

  • 47. ПОНЯТИЕ МЕТОДА И МЕТОДОЛОГИИ. Метод

  • Общими

  • Практическими

  • Наблюдение

  • Критика

  • Формы методологии: Релятивизм

  • 49. Общество как развивающаяся система.

  • 50. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь.

  • 51. Политическая система общества, ее содержание и структура.

  • 52. Структура и функции культуры.

  • 53. Исторические типы культуры и закономерности ее развития.

  • 54. Культура и цивилизация. Культура

  • 1. Понятие мировоззрения, его содержание и исторические типы. Мировоззрение


    Скачать 0.54 Mb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его содержание и исторические типы. Мировоззрение
    АнкорFilosofia_Vodopyanov_P_A.doc
    Дата25.09.2018
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаFilosofia_Vodopyanov_P_A.doc
    ТипДокументы
    #25067
    страница7 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    46. Понятие науки и научного познания. Специфика научного познания. Наука в системе социальных ценностей.


    Что такое наука? Наука многолика. Она выступает в разных качествах. Научное знание не есть наука, точно так же, как человек знающий, образованный не есть ещё учёный. Представление о науке как о знании унаследовано по традиции от того исторического периода, когда она не была ещё опытной, экспериментальной, и являлась чисто умозрительной и когда её задача состояла в идеальном конструировании мира, а не в его преобразовании. Наука без эксперимента — это все равно, что искусство без творчества, симфония без исполнения. Наука — это не только и не столько наличные знания сами по себе, но и деятельность общества по их производству. Наука — это система исследовательской деятельности общества, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении. Процесс познания, наука не существуют иначе как в форме познавательного действия или системы действий. Познавательное действие включает в себя не все атрибуты науки. Оно связано лишь с самым существенным в ней — с производством новых знаний. Познавательное действие может быть определено как момент в духовной деятельности субъекта, направленной на объект познания с целью получения достоверных сведений. Познавательные действия можно классифицировать в зависимости от цели исследования.

    1. Теоретические действия. Они направлены на решение научной проблемы, создание теории, выдвижение концептуальной идеи, открытие закона, объяснение фактов, выработку категорий и др.

    2. Эмпирические действия. Носят прежде всего прикладной характер. Их основная цель — разработать способы связи теории с практической деятельностью и т.д. К эмпирическим действиям относится и научный эксперимент с применением технических средств.

    3. Методологические действия. Направлены на создание или разработку методологии познания, логики открытия, системосозидающих принципов и процедур научного мышления.

    4. Репродуктивные действия. Их основная цель — совершенствование системы образования, методики преподавания, подготовки и воспитания научных кадров.

    Под субъектом познавательного действия понимают индивида, группу, коллектив людей, руководимых стремлением получения новых знаний. Неотъемлемым компонентом познавательного действия является его объект. Объектом может быть природный процесс, общественное явление, социальный институт, человек, его мышление, любое материальное и идеальное явление, а также объективная и субъективная реальность как таковая. Для достижения цели познавательного действия необходимы определённые средства и методы. Это — инструменты, приборы наблюдения, техника эксперимента, промышленные объекты, научный потенциал, методологические и мировоззренческие концепции. Научное знание отличается, прежде всего, своей концептуальностью и системностью, что позволяет объяснять реальные факты и предсказывать возможные изменения явлений действительности. Формами выражения научного знания выступают теории, гипотезы, концепции, идеи, модели и т.д. Научные знания — лишь часть информации, добытой в результате познавательного действия.

    Объективно истинное и логически обоснованное знание стали называть научным. Прежде всего объективной истинностью (т.е. отображением явлений и закономерностей действительности такими, какими они существуют вне и независимо от личных мнений, пристрастий и желаний познающего субъекта) и логической обоснованностью своих средств и результатов (т.е. включенностью в систему ранее добытых знаний и совместимостью с ними на основе логических принципов) отличаются научные знания от знаний, которые вырабатывает и которыми руководствуется человек в своей повседневной жизни. Последние называются обыденными, или житейскими знаниями. Основу содержания житейских знаний составляет здравый смысл, который формируется стихийно, под воздействием повседневного опыта людей, на основе устоявшихся традиций, общедоступных данных науки, под влиянием искусства и т.д. Поэтому здравый смысл включает в себя массу некритически усвоенных, поспешных, неточных и даже противоречивых обобщений, которые, как правило, он не склонен замечать.

    Наряду с объективной истинностью и логической обоснованностью научное знание обладает другими особыми характеристиками — системностью, опережением практики, общезначимостью. Специфичен язык науки. Однако все эти свойства, как и многие другие, являются производными от основных — объективной истинности и логической обоснованности.

    Свойство системности есть результат процедуры систематизации, непременно сопутствующей совершенствованию научного знания. На значение систематизации в науке обращали внимание многие исследователи.

    Присущая научному мышлению ориентация на объективную истинность и логическую обоснованность результатов органически сочетается с установкой на их эссенциальность (от лат. essentia — сущность), т.е. на познание сущности изучаемых объектов. Сопоставление возможных оснований при принятии решений, выбор среди них наиболее предпочтительных, эффективных связано с движением к сущности. Поэтому одной из важных задач научного познания является открытие глубинных, сущностных связей и отношений объективного мира, формулирование законов науки, фиксирующих эти связи и отношения, создание научных теорий.

    Знание законов, которым подчиняется жизнь изучаемого объекта, позволяет рассматривать его возможные состояния. Среди них особый интерес представляют будущие состояния, которые отсутствуют в нынешней практике людей. Объективная истинность рассмотрения, стремление к обоснованию знаний влекут за собой опережающее отражение действительности и на этой основе прогнозирование практической деятельности. Настоящий ученый всегда обгоняет свое время.

    Общезначимость. В свое время Р.Декарт выступил с предложением отказаться от суждений, принятых когда-либо на веру. Сомнение должно расчищать почву для постройки нового здания рациональной культуры. Но научное знание, принимая этот вызов, выдержало “испытание на прочность”. Всякий, кто всерьез занимается проверкой некоторого научного положения, не в состоянии его опровергнуть. Сомневающемуся приходится, в конечном счете, признать его истинность в рамках определенной предметной области.

    Задачи, связанные с открытием истинных положений и их обоснованием, породили потребность в специфическом языке науки.

    Научный язык создается на базе разговорного. При этом посредством особого рода определений вводятся новые языковые выражения, уточняются уже существующие и вырабатывается научная терминология, т.е. совокупность слов или словосочетаний с точным, единственным значением в рамках данной научной дисциплины.

    Итак, научное знание возникло на базе жизненно важных представлений, сложившихся в процессе длительных наблюдений и практического опыта многих поколений людей, т.е. на базе того, что обычно называют здравым смыслом. Стремление людей сделать свои представления как можно более истинными и обоснованными в конечном счете привело к возникновению научного знания и науки вообще. Эти черты определяют специфику ее развития по настоящее время.
    47. ПОНЯТИЕ МЕТОДА И МЕТОДОЛОГИИ.

    Метод (путь исследования или познания, теория, учение) – совокупность правил, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

    Учение о методах называется методологией. Она стремится упорядочить, систематизировать их, установить пригодность применения в различных областях, ответить на вопрос о том, какого рода условия, средства и действия являются необходимыми и достаточными, чтобы реализовать определенные научные цели.

    В структуре метода центральное место занимают правила. Правило есть предписание, устанавливающее порядок действий при достижении некоторой цели.

    Знания о совокупности принципов и методов, применяемые в той или иной специальной научной дисциплине, составляют ядро методологии.

    Различают методы общие и специфические, практические и логические, эмпирические и теоретические, употребляемые при открытии и обосновании.

    Общими называются методы, которые применяются в человеческом познании вообще, в то время как специфическими — те, которыми пользуется только наука. К первым относятся анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, индукция, дедукция, аналогия и др., ко вторым — научное наблюдение, эксперимент, идеализация, формализация, аксиоматизация, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.

    Практическими являются методы, применяемые на практическом, т.е. предметно-чувственном уровне научного познания, в то время как логические методы — это логические “фигуры”, которые являются результатом обобщения практических действий. К числу первых относятся наблюдение, измерение, практический эксперимент; к числу вторых — доказательство, объяснение, выведение следствий, оправдание и др.

    Одновременно наблюдение, измерение, практический эксперимент, относятся к эмпирическим методам. Такие же методы как идеализация, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному являются теоретическими.

    Практические методы. К ним относятся: наблюдение, измерение, эксперимент. Эти методы тесно связаны между собой. Проведение эксперимента в обязательном порядке связано с наблюдением, предполагает его. Результаты наблюдения, как правило, оцениваются не только качественно, но и количественно, что требует применения измерительных процедур.

    Наблюдение — это преднамеренное и целенаправленное (обусловленное задачей исследования) восприятие объекта. Разновидностью наблюдения в общественных науках является опрос – метод сбора первичной информации со слов спрашиваемых.

    Измерение — метод исследования, при котором устанавливается отношение одной величины к другой, служащей эталоном, стандартом. Общей целью любых измерений является получение числовых данных, позволяющих судить не столько о качестве, сколько о количестве некоторых состояний. Любые измерения должны сопровождаться оценкой погрешностей результатов.

    Возникновение современного естествознания связано с экспериментом — методом, при помощи которого явления действительности изучаются в контролируемых условиях. В этих условиях имеется возможность следить за ходом изменения явления, активно воздействовать на него, воссоздавать, если в этом есть необходимость.

    Логические методы. В науке практические методы необходимо сочетаются с логическими методами. Эффективность измерения, наблюдения, эксперимента находится в прямой зависимости от того, насколько правильно (т.е. в соответствии с законами логики) строятся соответствующие рассуждения.

    Логические методы подразделяются на методы обоснования и методы открытия.

    Доказательство — логическая процедура, при которой выражение, о котором пока неизвестно, истинно оно или нет, логически выводится из высказываний, истинность которых уже установлена.

    Различают доказательства прямые и косвенные. В прямом доказательстве тезис непосредственно вытекает из найденных доводов. При косвенном доказательстве идут окольным путем, используя при этом ложность некоторых высказываний, что, однако, приводит к признанию истинности тезиса.

    Подтверждение. Оно играет особую роль в случаях, если в науке образуются гипотезы, т.е. положения, истинность которых еще в должной мере не установлена и отсутствуют достаточные аргументы для их принятия.

    Критика, опирающаяся на надежный фундамент фактов и логики, делает тезис недоказанным или требует его уточнения.

    Объяснение указывает на причину и одновременно на закон, которому подчиняется наблюдаемое явление.

    Методология - система исходных принципов, руководствуясь которыми мы можем осмыслить своеобразие развивающейся деятельности и определять перспективу дальнейшего развития. Она стремится к познавательной деятельности, чтобы понять развивающуюся деятельность. Познание развивающегося мира - познание определенных категорий. Формы методологии:

    Релятивизм - идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Представители этого течения утверждают, мир постоянно изменяется. Причем изменения практически бессистемны. Пока мы узнаем что-либо об объекте, он уже изменился. Все зыбко, неустойчиво, относительно : Юм. Метафизический метод - преобладает аналитический метод (метод разборки), предается забвению синтетический метод. Вещи рассматриваются отдельно друг от друга, вне их связи. Развитие рассматривается только как механическое движение. Этот метод нельзя полностью отвергать. При решении задач требующих анализа отдельных частей в состоянии покоя он приемлем. Диалектический метод исходит из принципа всеобщей связи и развития. С использованием законов диалектики (кол-во в качество, отрицания отрицания, борьба противоположностей) (Гераклид: "В одну и туже воду нельзя войти два раза").
    49. Общество как развивающаяся система.

    Человеческое общество - это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой - люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Жизненная основа потока общественной жизни - труд. Объединение людей в целостную систему происходит независимо от их воли: естественный факт рождения с неизбежностью включает человека в общественную жизнь. В своих действиях люди исходят из своих потребностей, мотивов; это значит, что они действуют сознательно. В ходе общественной жизни возникают и борются прогрессивные и реакционные, передовые и устарелые, правильные и ложные идеи.

    Сталкивается бесчисленное множество индивидуальных и классовых, национальных и межгосударственных интересов. Бурлит котел противоречивых чувств - любви и ненависти, добра и зла. Чтобы познать общественную жизнь, приходиться исследовать ее с разных сторон.

    Отсюда многообразие наук об обществе: 1)Этнография изучает быт и культуру народов земного шара, их происхождение, расселение и культурно-исторические связи. 2)Юридическая наука рассматривает сущность и историю государства и права. 3)Языкознание изучает язык, его культуру, законы функционирования и развития. 4)Педагогика имеет своим предметом вопросы воспитания, образования и обучения подрастающих поколений в соответствии с целями и задачами общества. 5)Литературоведение изучает художественную литературу, специфику литературного творчества, общественное значение художественной литературы. 6)Экономика изучает экономические отношения людей, законы, управляющие производством, распределением и обменом материальных благ.
    50. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь.

    С одной стороны история человеческого общества в определенном смысле являет собой картину его изменяющегося взаимодействия с природой, т.к. это одна из сфер жизни общества. Человек живет на Земле в пределах географической среды. Она является зоной обитания человека и сферой приложения его сил. Географическая среда – это та часть природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, т.к. вовлечена в процесс общественного производства. Общество связано с географической средой и вне ее жизнь невозможна: она является предпосылкой материального производства. Каждое общество преобразует географическую среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатства ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Но и географическая среда оказывает немалое влияние на общество. С начала возникновения общества условия среды то способствовали, то препятствовали развитию общества. Но природная среда не ограничена географической, т.к. сферой всего живого является биосфера, которая не остается постоянной. В добавление, новое качество состояния биосферы – ноосфера, которая подразумевает использование высших достижений человечества по отношению к природе.

    Еще одной сферой жизни общества является социальная сфера. Это исторически сложившаяся, относительно устойчивая система связей между различными элементами общества как целого: отдельными индивидами и социальными общностями (род, племя, семья, нация). В понимании социальной сферы жизни общества играют роль такие понятия, как «общественно-экономические формации, разделение труда, образ жизни, общественное сознание» и др.

    Политическая сфера жизни общества подразумевает существование его в рамках государства, права, собственно политики. Политика – особого рода деятельность, регулирующая отношения членов общества, объединенных в различные группы и классы. Одна из ее главных целей – устройство государственной власти. Государство – результат исторического развития общества, его разделения на классы. Основные признаки государства – публичная власть, территория, право, суверенитет. Право неразрывно связано с государством, это форма регулирования поведения людей, совокупность норм поведения. Классовое общество не может существовать без правовой регламентации.
    51. Политическая система общества, ее содержание и структура.

    В переводе с греч. «политика» означает «искусство управления государством», это особый способ осуществления целей государства внутри и за пределами его территории. Все философы, начиная с Аристотеля, подчеркивали самое характерное для политики как общественного явления – ее прямую или опосредованную связь с властью. Понятие «власть» соотносится с политической властью, хотя в действительности существуют разновидности общественной власти, возникшие задолго до появления государства. Власть – это способность осуществлять свою волю классом, группой или личностью, оказывать воздействие на поведение людей, опираясь на силу, авторитет, право. В первобытно-общественном строе власть носила общественный характер, осуществлялась всеми членами рода. Выделяют несколько видов власти – экономическую, политическую, классовую, власть группы или отдельной личности. В истории существовали и семейные власти – матриархат и патриархат. Власть выполняет ряд функций: господство, руководство, управление и организация, контроль, которые присущи любому ее виду. Политическая власть представляет собой способность личности, класса или социальной группы проводить в жизнь политическую линию в соответствии со своими экономическими и идеологическими интересами. Экономическая власть первична, именно она обуславливает содержание политической власти, ее структуру, функции. В этом проявляется тесная связь политики и экономики. Политические идеи, теории, взгляды и политические отношения находят свое выражения в различных политических организациях и институтах. К ним относятся государства, партии, профсоюзы и др. Не все организации являются политическими, но также нет ни одной организации, стоящей вне политики. Сегодня любые самодеятельно-общественные организации приобретают политический характер.
    52. Структура и функции культуры.

    Словом «культура» называют все созданное человеком. При этом важной особенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорит о единстве К, человека и его деятельности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и К. Нужно лишь различать материальную и духовную К, при этом не противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным. Однако в материальной К заключено формирующее ее духовное начало, так как она есть воплощение идей, знаний, целей человека, что и делает ее К; продукты же духовной К всегда облечены в материальную форму. Все это дает основание говорить о К как таковой, независимо от деления ее на материальную и духовную.

    Определяя сущность К, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение К есть проявление степени развития самого человека. Поэтому не будет преувеличением сказать, что К представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. К существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком.

    Структура К:

    1. различая виды деятельности, можно выделить элементы культуры по субъекту:

    • индивидуально-личностные;

    • социально-групповые;

    • К общества на определенном этапе развития;

    1. можно выделить основные виды деятельности:

    • познавательная (различные знания);

    • ценностная деятельность (цели, идеалы);

    • практически-преобразующая (нормы деятельности, эталоны, методы…)

    1. можно различать деятельность, поведение, общение,  есть:

    • К деятельности;

    • К поведения;

    • К общения, α предполагает и К чувств;

    1. К, ее элементы могут различаться и по объекту:

    • естественно-техническая К;

    • гуманитарная К (политическая, эстетическая…).

    В структуре К все элементы тесно взаимосвязаны.

    К выполняет разнообразные функции:

    1. гуманистическая. К – способ становления человека, развития личности;

    2. познавательная, связанная с достижением, фиксацией, сохранением разнообразных знаний;

    3. ценностно-мировоззренческая;

    4. методологическая, так как К – совокупность способов, методов деятельности;

    5. образовательно-воспитательная;

    6. коммуникативная;

    7. социальной памяти;

    8. психологической защиты. К и самосознание личности могут позволить человеку в психологически сложной ситуации защититься, более взвешенно отнестись к ней.


    53. Исторические типы культуры и закономерности ее развития.

    Каждой общественно-экономической формации присущ свой тип К. как исторической целостности. В связи со сменой общественно-экономических формаций происходит изменение типов К., однако это не означает разрыва в развитии К., уничтожения старой К., отказа от культурного наследия и традиций, ибо каждая новая формация с необходимостью наследует культурные достижения предшествующей, включая их в новую систему общественных отношений.

    Первоначально понятие культуры сводилось к воздействию человека на противостоящую ему природу и вместе с тем к обучению, воспитанию самого человека в процессе его созидательной деятельности. Древние эллины воспринимали это слово как «воспитанность» и в этом видели свое основное отличие от «некультурных варваров». У древних римлян она ассоциировалась с личным совершенством, доблестью. В эпоху Возрождения под совершенством культуры понимали соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем — идеалу эпохи Просвещения. Французские просветители XVIII в. сущность культурного процесса понимали как развитие человеческого разума, противопоставляя «культурность», «цивилизованность» нации «дикости» и «варварству» первобытных народов.
    54. Культура и цивилизация.

    Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие К. употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная К., социалистическая К., К. майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, художественная К., К. быта). В более узком смысле термин "К." относят только к сфере духовной жизни людей.

    Принято делить К. на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства - материального и духовного. Материальная К. охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.). Духовная К. охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию).

    Каждой общественно-экономической формации присущ свой тип К. как исторической целостности. В связи со сменой общественно-экономических формаций происходит изменение типов К., однако это не означает разрыва в развитии К., уничтожения старой К., отказа от культурного наследия и традиций, ибо каждая новая формация с необходимостью наследует культурные достижения предшествующей, включая их в новую систему общественных отношений. При этом марксистская теория К., исходя из многообразия форм К. различных народов и обществ, решительно выступает и против абсолютизации любой К., отвергает не только теорию культурного диффузионизма, но и культурный релятивизм, делящий мир на множество изначально изолированных, лишённых тесных отношений К.

    Цивилизация представляет собой социокультурное образование. Если понятие «культура» хар-ет человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности и творчестве, то понятие «цивилизация» хар-ет соц. бытие самой культуры. Антогонистические общественные отношения накладывают отпечаток на хар-р цивилизации, порождают противоречия в развитии культуры. Ориентированный на утверждение приоритета человека, гуманистических ценностей, социализм является отрицанием не предшествующей цивилизации вообще, а лишь тех антагонистических форм ее существования и развития, которые были до него. Поэтому можно сказать, что цели ориентации социалистического общества имеют общечеловеческое значение и адекватны потребностям развития современной цивилизации. Для нее плодотворны взаимосвязи и сотрудничество разных подходов, включая и развивающиеся в рамках разных социальных систем. Вклад каждой из них в общецивилизационные процессы может меняться на разных этапах истории.

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта