Главная страница
Навигация по странице:

  • 13.Социально-политические идеи в философии НВ (Дж. Локк, Гоббс).

  • 14.Философия И. Канта: докритический и критический периоды, категорический императив этического учения.

  • 15. Г. Гегель: метод, система и принципы построения его философии.

  • 16. Антропологизм и материализм философии Л. Фейербаха. Критика религии и идеализма.

  • 17. Социальная философия К. Маркса. Материалистическое понимание истории

  • 18 Становление неклассической иррациональной философии (Кьеркегор, Дильтей, Шопенгауэр, Ницше).

  • 19. Характерные черты, особенности и основные течения современной западной философии (структурализм, герменевтика, философская антропология, постмодернизм)

  • 1. Понятие мировоззрения, его содержание и исторические типы. Мировоззрение


    Скачать 0.54 Mb.
    Название1. Понятие мировоззрения, его содержание и исторические типы. Мировоззрение
    АнкорFilosofia_Vodopyanov_P_A.doc
    Дата25.09.2018
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаFilosofia_Vodopyanov_P_A.doc
    ТипДокументы
    #25067
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    XVIIв. открывает период в развитии философии, который принято называть философией НВ. Этот период связан с процессом разложения феодального общества.


    Важнейшую роль в развитии капиталистических отношений играла буржуазная революция в Нидер­ландах, а также буржуазная революция в Англии.

    Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важный фактор такого изменения общественного сознания – наука, и, прежде всего эксперементально-математическое естествознание. Xviiв. называют эпохой научной революции.

    В xviiв. разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов. Развитие науки НВ, как и социальные преобразования, связанные с разложение феодальных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии. Теперь она опирается главным образом на науку. В связи с этим в философии на первый план выходят проблемы познания – гносеологии.

    В xviiв. остро ведется критика средневековой схоластической образованности. При этом продолжается старая полемика м/д направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Эти 2 направления в xviiв. предстают как эмпиризм и рационализм.

    Родоначальником эмпиризма был английский философ ф. Бэкон. Он подчеркивал, что наука служит жизни и практике. Общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой. Для Бэкона наука – средство ,а не цель сама по себе: ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради использования для блага человека. Бэкону принадлежит афоризм «знание–это сила», в котором отразилась практическая направленность науки.

    Бэкон ориентирует науку на поиск своих открытий не в книгах, а в поле, в мастерской и т.п. Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает роскошью. Он считает, что всякое познание и всякое изобретение должно опираться на опыт, т.е. двигаться от изучения общих фактов к положениям (метод индукции).

    Однако, английский философ сделал чрезмерный акцент на эмпирических методах исследования, недооценив при этом роль рационального начала в познании, и прежде всего – математики.

    Естествознание нуждалось в разработке особого типа эксперимента, который мог бы служить основой для применения математики к познанию природы.

    Такой эксперимент разрабатывался в рамках механики – отрасли математики. В xviiв. развивается новый математический метод бесконечно малых, получивший название дифференциальных исчислений. Этот метод вводит принцип движения в саму математику, и оказываются подходящими средства для изучения физических явлений.

    Проблема конструирования идеальных объектов, составляющая теоретическую основу эксперимента составила предмет исследований представлений рационалистического направления (Р. Декарт). Декарт для познания разработал метод индукции.

    В отличие от Бэкона Декарт подчеркивает значение рационалистического начала в познании, поскольку лишь с помощью разума человек в состоянии получить достоверное и необходимое знание. Он выдвинул тезис «мыслю, значит существую».

    Т.о. К Бэкону восходит традиция европейского эмпиризма, апеллирующая к опыту, а Декарт стоит у истоков рационалистической традиции НВ.

    Б. Спинозасоздал монистическое учение о единой субстанции, которую он назвал богом или природой. Это учение – пример крайнего реализма, переходящего в пантеизм. Спиноза определяет субстанции как причину самой себя, т.е. как то, что существует ч/з само себя и познается из самого себя. Бог Спинозы – бесконечная безличная сущность, главным определение которой является существование, бытие в качестве причины всего сущего. Мышление, согласно Спинозе, суть атрибут субстанции.

    историческая заслуга Дж. Локка состояла в развернутой критике декартовой теории врожденных идей и в разработке материалистической гносеологии.

    Идеи и понятия, по Локку, не являются врожденными, они возникают в процессе взаимодействия человека и внешнего мира. Все идеи и представления человек черпает из внешнего и внутреннего опытов. Выступая против скептиков, Локк доказывал, что человек может доверять своим чувствам. В связи с этим мыслитель разработал свое учение о первичных (размер, форма, движение, положение, покой) и вторичных (вкус, запах, звук) качествах, которое оказало огромное влияние на развитие ф. и науки.
    13.Социально-политические идеи в философии НВ (Дж. Локк, Гоббс).

    Томас Гоббс выделил одну главную проблему государства, законности, мира и порядка в нем, которую он рассматривает в работах «О гражданине» и «Левиафан». Гоббс различает два состояния общества: естественное и гражданское.

    В естественном, т. е. догосударственном, состоянии люди действуют согласно законам своей природы, подчинясь своим страстям. В этом состоянии, считает Т. Гоббс, все люди равны от природы, в нем каждый хочет не только сохранить свою жизнь и свободу, но и приобрести господство над другими. Стремление людей к удовлетворению своих потребностей порождает постоянные конфликты и столкновения между ними, из-за чего возникает состояние «войны всех против всех». Чтобы удовлетворить свои страсти к соперничеству, наживе, славе, к власти, человек, утверждает Т. Гоббс, не останавливается ни перед чем, ни перед какими злодеяниями. В этой войне не может быть победителей.

    Рождается государство. Государство на место законов природы ставит законы общества. Власть издает гражданские законы и обязывает людей к их безоговорочному исполнению с помощью силы. Когда власть избрана, утверждает Гоббс, граждане теряют все права, так как они были перенесены на органы государственной власти, за исключением тех, которые сочтет целесообразным предоставить им правительство.

    Организация государственной власти, по Гоббсу, может быть различной: монархия, аристократия, демократия. Главное в том, что власть в государстве должна быть абсолютной, суверенной и единой. Именно поэтому его симпатии склоняются к абсолютной монархии, которая для него наиболее полно выражает политическое могущество государства.

    Джон Локк развил учение Т. Гоббса об общественном договоре. Он явился одним из основателей английского буржуазного либерализма.

    Он исходит из естественного состояния общества. Однако в отличие от Гоббса он не считал естественное состояние «войной всех против всех». Естественное состояние он изображает как царство свободы и равенства, в котором люди свободно располагают своей личностью, имуществом и все имеют равные права на свободу. Таким образом, к основным неотчуждаемым естественным правам человека Дж. Локк относит три права: на жизнь, свободу и собственность, приобретенную своим трудом. Никто не имеет права «причинить вред жизни, здоровью, свободе или имуществу другого».

    Полного отказа от естественных прав и естественной свободы при заключении договора быть не может. Индивид лишь настолько ограничивает свою естественную свободу и свои естественные права, насколько это нужно для охраны его личности и имущества. Власть правителя не может быть абсолютной. Абсолютная монархия, по его мнению, хуже, чем естественное состояние, так как над абсолютным монархом нет суда и он находится как бы в естественном состоянии по отношению к своим поданным. Учение Локка о естественном праве и общественном договоре стало обоснованием установившейся в Англии конституционной монархии.

    Этому же служат его идеи о разделении властей, которые он выдвинул одним из первых. Разъясняя принцип разделения властей, он указывает, что нужно различать три власти: законодательную, исполнительную и федеральную.
    14.Философия И. Канта: докритический и критический периоды, категорический императив этического учения.

    Одним из величавших умов человечества, основоположником классического немецкогоидеализма, возродившим идеи диалектики, был И.Кант. Именно с Канта занялась утренняя заря философии новейшего времени. Но не только в философии, а и внауке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им концепция проис­хождения Солнечной системы из гигантской газовой туман­ности до сих пор является одной из фундаментальных науч­ных идей в астрономии. Своими естественнонаучными работами Кант, по словам Энгельса, пробил первую брешь в метафизи­ческом объяснении природы: он сделал попытку приложить принципы современного ему естествознания не только к строе­нию Вселенной, но и к истории возникновения и развития. Он, кроме того, выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас.

    Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия, морали и религии, должно, предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установ­ление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, какон есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия «вещей самих по себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, то есть наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует не сами по себе». Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, то есть умопостигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. В прин­ципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был на­делен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга.

    Кант был убежден, что идеи пространства в времени чело­веку известны прежде восприятий. Пространство и время иде­альны, а не реальны. Чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, то есть общие понятия, которые, по Канту, суть «чисто логические» формы, характеризующие только «чистое мышление», а не его предмет. Категории даны человеку до всякого опыта, то есть априори. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рас­сматривалось как необходимый момент познания. Но диалек­тика для него — лишь гносеологический принцип, она субъек­тивна, так как не отражает противоречий самих вещей, а толь­ко противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логи­ческая форма и предметом диалектики становятся сами эти формы в их отрыве от содержания знаний, Ленин назвал логику Канта «формальной».
    15. Г. Гегель: метод, система и принципы построения его философии.

    Высшим достижением немецкой классической философии явилась диалектика Гегеля. На объективно-идеалистической основе он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический метод мышления, господствовавший как в идеалистических, так и в материалистических учениях того времени. Кантовской «вещи самой по себе» он противопоста­вил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть объектив­ные формы действительности, в основе которой лежит «миро­вой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это — деятельное начало, давшее импульс к возникновению и разви­тию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мыш­лении, цель — в самопознании. В процессе самопознания ра­зум мира проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержа­ние в системе законов и категорий диалектики); развитие идеи в форме «инобытия» в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.

    Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что разви­тие, происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим,, чго в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источ­ником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов.

    Однако гегелевская философия проникнута глубоким внутренним противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания, Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью - самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограниченно. То есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью - самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля. Таким образом, противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противоречие у Гегеля отнюдь не диалектично, ибо не является источником дальнейшего развития.
    16. Антропологизм и материализм философии Л. Фейербаха. Критика религии и идеализма.

    Иным направлением в развитии немецкой философии явилось учение Л. Фейербаха — крупнейшего материалиста домарксистской эпохи, последнего представителя немецкой классической философии. Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. Материализм так же стар и столь же повсеместен, как и само человечество; он так же ясен, как свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, непреложен, неминуем, как воздух. Однако критика им Гегеля носила односторонний характер: за отрицанием идеализма он недооценил гегелевскую диалектику. Материализм Фейербаха традиционно оставался метафизическим. Его характерной чертой был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с природой. Природа — основа духа. Она же должна явиться основой и новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом, и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качествен ной спецификой, несводимой к физиологическим процессам. Антропологизм Фейербаха имел большое значение и в борьбе против идеалистических концепций трактовки человека, против дуалистического противопоставления в человеке духовного начала телесному, а также против вульгарного материализма. Однако «природная» сторона в человеке гипертрофировалась, а социальная — недооценивалась.

    Критикуя агностицизм, Фейербах исходил из того, что мышление человека верно отражает вне сознания существующую действительность. Основную роль в познании философ отводил чувствам: ясно, как солнце, только чувственное. Мыслить — значит связывать одно показание органов чувств с другим. Все формы познания (ощущения, представления, понятия, идеи) он рассматривал как образы, копии вещей, их свойств и отношений. Метафизичность антропологического материализмаФейербаха выразилась в том, что он носил пассивно-созерцательный характер, не учитывал общественно-исторической практики, за что и подвергся критике со стороны Маркса в "Тезисах о Фейербахе".

    К заслугам Фейербаха относится то, что он вскрыл связь идеализма с религией, показав, что их корень заключается в отрыве мышления от бытия и в превращении идей в самостоятельные сущности. Фейербах подверг глубокому и яркому анализу происхождение и сущность религии. Однако он сводил ее корни к психологии человека, к его сознанию, чувствам, прежде всего к чувству любви. Сам человек есть бог для другого человека. Хотя Фейербах и отмечал, что политические, экономические, этические и другие общественные факторы накладывают свой отпечаток на содержание религии, однако подлинные ее социальные корни остались нераскрытыми им.

    17. Социальная философия К. Маркса. Материалистическое понимание истории

    Идеи марксизма сыграли исключительно важную роль в европейской и мировой истории XIX - XX вв. Их влияние на социально-экономическую и духовную жизнь мира, основательно подорванное к концу XX в., невозможно отрицать и сейчас.

    Марксизм богат теоретическими обобщениями и выводами, идеями и положениями. Однако среди них одной из наиболее разработанных философских идей является идея материалистического понимания истории, которая имеет общефилософский характер, выступая концепцией общемировоззренческой и общеметодологической. Для изложения своей концепции Маркс использовал: такие категории как «способ производства», «общественно-экономическая формация», «производительные силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка», «общественное бытие», «общественное сознание» и др.

    Концепция исходит из того, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры, теоретические концепции. Общественное бытие есть реальный процесс жизни людей, своего рода социальная материя, которая отражается в общественном сознании. Общественное сознание – это отражение общественного бытия. Общественное сознание – осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.

    В общественном бытии Маркс и Энгельс выделяют то главное, что независимо от воли и желания людей составляет основу их жизни – производство и воспроизводство материальной жизни. Способ производства представляет из себя единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это орудия труда, средства труда и люди, участвующие в производстве. Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства. Для того, чтобы производственный процесс начался и протекал, производитель должен соединиться со средствами и орудиями труда.

    Производительные силы и производственные отношения находятся в органическом взаимодействии. Определенному уровню и характеру развития производительных сил соответствуют определенные производственные отношения. Этот закон раскрывает механизм смены способов производства. Производительные силы развиваются быстрее, чем происходит трансформация производственных отношений. Наступает момент, когда производительные силы с необходимостью требуют изменения производственных отношений. Изменение производственных отношений приводит к изменению прочих сфер жизнедеятельности общества.

    Рассматривая вопрос о строении общества, его структуре, марксизм оперирует категориями "базис" и "надстройка". Базис – это совокупность производственных отношений, экономический строй общества. Над базисом возвышается надстройка, включающая в себя общественное сознание, идеологические отношения и закрепляющие их общественные учреждения и организации. Надстройка определяется базисом. Таким образом, государство, право, духовная жизнь общества относятся к надстроечным. Конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий марксизм видит в экономическом развитии общества.

    Экономическая общественная формация – это особый исторический тип развития общества, обусловленный формой собственности, уровнем развития производительных сил, социальной структурой. Смена общественно-экономических формаций (Маркс выделяет пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую) представляет собой естественноисторический процесс, который определяется объективными законами общественного развития. Основным законом является закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

    В марксистской философии представлена оригинальная концепция человека. По Марксу, человек не просто живет, чувствует, переживает, существует, но, прежде всего, реализует свои силы и способности в специфичном для него бытии — в производственной деятельности, в труде. Он таков, каково общество, позволяющее ему определенным образом трудиться, вести производственную деятельность. Человека отличает его социальная сущность. Сущность человека создается самим человеком в ходе всемирной истории, ибо эта сущность — совокупность общественных отношений.
    18 Становление неклассической иррациональной философии

    (Кьеркегор, Дильтей, Шопенгауэр, Ницше).

    С середины XX века возрос интерес философов к проблемам взаимодействия общества и природы, к осмыслению результатов и путей развития современной цивилизации.

    В целом западная философия второй половины XIX—XX вв. представляет собой большое многообразие различных течений, школ, концепций, проблем и методов, нередко противостоящих друг другу. Наиболее распространенные и влиятельные течения современной западной философии: неопозитивизм и аналитическая философия; психоанализ; экзистенциализм; герменевтика; феноменология; структурализм; философия постмодернизма.

    С середины XIX века рационалистическому вектору классической новоевропейской философии усилиями Шопенгауэра, Кьеркегора, Дильтея и Ницше был противопоставлен феномен иррационального — бессознательные процессы и эмоционально-волевые акты. Классическая мысль не фокусировала внимания на проблемах воли, интуиции, духовного озарения, инстинкта, воли к жизни и воли к власти, т.е. на тех проблемах, которые не подчинялись законам логики, разума. Этот интеллектуальный "зазор" и постарались восполнить философские оппоненты классического рационализма.

    Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный), обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, т. е. недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия. Понятие "И." объединяет разнородные философские системы и направления, выдвигающие на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (в волюнтаризме), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (в интуитивизме), мистическое "озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное" и т. п. Иррационалистическими по своему исходному содержанию являются все религиозные и религиозно-философские учения, хотя в своём дальнейшем истолковании они и используют формы рационального мышления.

    Если в самом общем смысле иррационалистические тенденции прослеживаются на протяжении всей истории философии, то в более узком смысле термин "И." относят к тем течениям буржуазной философии, которые складывались в противопоставлении себя рационализму нового времени. Поворот к философии иррационализма наметился еще в XIX веке в философских воззрениях А.Шопенгауэра (1788-186О) и Ф.Ницше (1844-19ОО), выступивших с позиций крайнего волюнтаризма, во взглядах С.Кьеркегора, положившего первые камни в основание экзистенциальной философии.

    Иррационалистические умонастроения получают широкое распространение в связи с кризисом буржуазного общества и его культуры в конце 19-20 вв. И. представляет собой прямую противоположность марксистско-ленинской философии, научному, материалистическому мировоззрению.

    Основоположником европейского иррационализма является Артур Шопенгауэр, Изложил свои воззрения в труде "Мир как воля и представление". Мир, согласно Шопенгауэру, может обнаруживаться человеком и как воля, и как представление. Воля — это абсолютное начало всякого бытия, некая космическая и биологическая по своей природе сила, созидающая мир и человека. Человек является рабом воли. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмысленным ни было его существование. Она заманивает индивида призраками счастья и такими соблазнами, как, например, сексуальное наслаждение. На самом же деле человек имеет для воли лишь косвенное значение, так как служит средством для ее сохранения. У человека есть только один выход — погасить в себе волю к жизни. Эту истину, по мнению Шопенгауэра, открыли еще древнеиндийские мудрецы, выразившие ее в буддистском учении о нирване. Шопенгауэр выделял две разновидности людей, которые перестали быть рабами воли: святые в земной жизни и гении в искусстве. Согласно Шопенгауэру, гениальность — это способность пребывать в чистом созерцании. Погруженный в такое состояние человек уже не индивид, а чистый, безвольный, вневременной субъект познания. Обыкновенный человек не способен к созерцанию подобного рода. Он обращает внимание на предметы в связи с тем, что они имеют отношение к его воле. Вместе с тем, подчеркивал Шопенгауэр, каждый человек располагает тремя высшими благами жизни — здоровьем, молодостью и свободой. Пока они есть, индивид их не осознает и не ценит, осознает же лишь в случае их утраты, поскольку эти блага, по Шопенгауэру, только отрицательные величины.

    Шопенгауэр первым в XIX в. дал философское обоснование пессимизма.

    В "философии жизни", основы которой заложил еще Ф. Ницше и которая получает дальнейшее развитие во взглядах В. Дилтея (1833-1911), А.Бергсона (1859-1941), О.Шпенглера (188О-1936), центральным является понятие "жизни" как особой целостной реальности, не тождественной ни материи, ни духу, ни сознанию. Поэтому постичь "жизнь" рациональными средствами невозможно, она доступна лишь интуиции. Под "жизнью", "живым" понималось при этом не только единично-неповторимое развертывание конкретной жизни, но и некая космическая сила, определяемая А. Бергсоном как "жизненный порыв", сущность которого состоит в непрерывном самовоспроизведении себя и творчестве новых форм, благодаря чему эволюция мира, природы приобретает характер "творческой эволюции".

    Фридрих Ницше. В своем труде "Рождение трагедии из духа музыки" философ анализирует культуру досократовской Греции. Ницше утверждает, что она определялась равноправием двух начал — диониссийского и аполлоновского. Дионис — бог вина и опьянения, бог самой жизни в ее физическом смысле. Аполлон — покровитель искусств. Культ Аполлона — это культ разума и гармонии. По мнению Ницше, начиная со времен Сократа и Платона, европейская культура пошла по пути подавления диониссийского. Это привело ее к глубокому кризису. Обыденная жизнь оказалась строго регламентированной, в ней не осталось больше места для геройства и поступка. Посредственные люди придумали себе массовые религии — христианство и социализм. Эти религии — религии обиженных и угнетенных, религии сострадания. Согласно Ницше, мораль христианская, как и мораль социалистическая, только ослабляет личностное начало в человеке. Человек же есть путь к Сверхчеловеку, тому, кто стоит над "стадом", над толпой с ее предубеждением и лицемерием. Последний нуждается в особой морали — мужественной морали борца и воина. Жизнь Ницше рассматривал как "волю к власти". Жизнь — это борьба всех против всех, в ней побеждает сильнейший. Насилие, согласно Ницше, есть кристально чистое проявление прирожденной воли человека к власти.

    Главную причину краха современной ему цивилизации философ видел в засилии интеллекта, в превалировании его над волей. Там, где интеллект возвышается над волей, она обречена на неминуемое разложение. Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти. Ницше одним из первых сказал о наступлении нигилизма, т.е. времени, когда христианский Бог утратил свою значимость для европейской культуры.
    19. Характерные черты, особенности и основные течения современной западной философии (структурализм, герменевтика, философская антропология, постмодернизм)

    В 60-70-е гг. 20 в. такие направления буржуазной философии, как прагматизм, неопозитивизм, феноменология, экзистенциализм и др., постепенно утрачивают свое былое влияние. На передний план выступают структурализм, герменевтика, философская антропология, философия постмодерна, пытающиеся путем изменения проблематики и методов исследования преодолеть кризисное состояние западной философской мысли.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта