1. Понятие мировоззрения, его содержание и исторические типы. Мировоззрение
Скачать 0.54 Mb.
|
СтруктурализмВ формировании собственно структуралистского направления участвовали Женевская школа лингвистики (Ф. Де Соссюр и его ученики), русский формализм, пражский структурализм, американская школа семиотики Ч. Пирса и Я. Морисса, Копенгагенский и Нью-йоркский лингвистические кружки, структурная антропология К. Леви-Стросса, структурный психоанализ Ж. Лакана, структура познания М. Фуко и др. Его сторонники рассматривали все явления, доступные чувственному восприятию, как внешнее проявление внутренних, глубинных и поэтому «неявных» структур, вскрыть которые они и считали своей задачей, при этом гуманитарным наукам придавался статус наук точных. Поэтому структурализм возникает прежде всего как комплекс структурно-семиотических представлений с явно выраженной лингвистической ориентацией. Центральным базовым понятием структурализма является понятие структуры. Структура представляет собой совокупность отношений инвариантных при различных внутренних и внешних преобразованиях любой диахронически развивающейся системы. Любая структура, которую в структурализме очень часто определяют как модель, должна отвечать трем необходимым условиям: (а) целостности — подчинение элементов целому и независимость последнего; (б) трансформации — упорядоченный переход одной подструктуры в другую на основе правил порождения; (в) саморегулированию — внутреннее функционирование правил в пределах данной системы. Таким образом, структура выступает не просто в виде устойчивого «скелета» объекта, а как совокупность правил, следуя которым можно из одного объекта получить второй, третий и т. д. В рамках структурализма особое место занимает стрктурная антропология К. Леви-Стросса. В мифологическом мышлении, по его мнению, скрыта объективная логика отношений между предметами, схваченная суждениями и закрепленная в терминах. Таким образом, глубинная логика созидательной деятельности формировалась уже в примитивных культурах и является единой для древнего мира и современного человека. Исходя из этого Леви-Стросс приходит к выводу, что все человечество связано единой структурой бессознательного, породившей в различных условиях отличные, лишь на первый взгляд, этнические и национальные культуры. ГерменевтикаГерменевтика представляет собой течение в современной философии, направленное на теоретическое обоснование и методически выверенное истолкование текстов. В XX столетии герменевтика перестала быть только теорией и практикой истолкования текстов и приобрела статус философского направления, претендующего на самостоятельное место среди основных течений современной философской мысли. Сам этот термин восходит к имени посланца Богов Гермеса, который должен был истолковывать и объяснять людям божественные вести. Основы герменевтики как общей теории интерпретации были заложены вначале XIX в. немецким философом Ф. Д. Шлейержахером. Взгляд на герменевтику как на методологическую основу гуманитарного знания был выработан в работах известного немецкого философа Вильгельма Дильтея. Герменевтика была распространена им на область «наук о духе», занятых изучением культуры и истории и, разумеется, общества и человека. Взгляды Дильтея связаны с разработкой философии жизни. В его учении центральным является понятие «жизнь» как способ бытия человека и культурно-исторической реальности. Человек не имеет истории, он сам есть история, раскрывающая, что он представляет собой такое. Философ четко отделял от человеческого мира истории иной, природный мир. ПостмодернизмТермин «постмодерн» (post — после) используется для обозначения как специфики культуры второй половины XX века, так и философской мысли, представленной именами: Жак Лакан, Жак Деррида, Жорж Батай, Жиль Делез, Мишель Фуко. Постмодернизм, уделяя внимание описанию "игры частностями", не претендует на создание всеобъемлющей философской теории. Большинство постмодернистских концепций относится к сфере интеллектуальных феноменов. Первоначально они фокусировались на искусстве, позднее распространились на более широкий спектр явлений современной культуры. Основные характеристики постмодернизма: илюральность, отсутствие универсального авторитета, уничтожение иерархических конструкций, интерпретативная поливариантность. Идеалом для постмодернистов выступает "единство" предметных полей. Отсюда их требование соединить науку, искусство, философию, религию, филологию и т.п. Средством для этого должен стать "тотальный критицизм", или "контрфилософский дискурс". Понимание философии как некоего текста или акта говорения приводит постмодернистов к убеждению, что философия и ее язык не могут быть точной репрезентацией и результатом соглашения мыслителей. Это позволяет выдвинуть программное требование постмодернизма — философствование без субъекта. Философская антропология Философская антропология — фундаментальная наука о сущности и сущностной структуре человека; о его отношении к царству природы (неорганический мир, растение, животное) и к основе всех вещей; о его метафизическом сущностном происхождении и его физическом, психическом и духовном появлении в мире; о силах и властях, которые движут им, и которыми движет он; об основных направлениях и законах его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития, их сущностных возможностях и действительностях. Задача философской антропологии – точно показать, как из основной структуры человеческого бытия вытекают все специфические монополии, свершения и дела человека: язык, совесть, инструменты, оружие, идеи права и бесправия, государство, руководство, изобразительные функции искусства, миф, религия, наука, историчность и общественность. Духовная «личность» человека – это не субстанциональная вещь и не бытие в форме предмета. Человек может активно собирать в себе личность. Ибо личность есть монархически упорядоченная структура духовных актов, которая представляет собой уникальную индивидуальную самоконцентрацию единого бесконечного духа, в котором коренится сущностная структура объективного мира. Но человек как инстинктивное и живое существо равно изначально коренится также – в аналогичном смысле – и в божественном порыве «природы» в Боге. Это единство укорененности всех людей, да и всего живого, в божественном порыве мы испытываем в великих движениях симпатии, любви, во всех формах единения с космосом… № 20. Исторические формы позитивизма (классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм). Постпозитивизм и критический рационализм Позитивизм — направление совр. буржуазной философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Возникает в 30-40 гг. 19 в. Основатель ввел термин и основные теоретические положения — Огюст Конт. Также он выдвинул идею о неспособности традиционной философии отвечать на вопросы, поставленные наукой, выделил в развитии мыслительных способностей человечества 3 этапа умственного развития:
Т.е. 1. Мировоззрение мифологическое; 2. Метафизическая – мир объясняется абстрактными сущностями и причинами; 3. Позитивная стадия – характеризуется господством естественных наук, научным объяснением всех явлений. Три стадии технического развития:
Задача философии с точки зрения позитивизма — обобщение результатов естественных наук. Методы позитивизма – наблюдение, эксперимент, сравнение, индукция, дедукция и опытно проверяемая гипотеза. Для Конта метод – система интеллектуальных привычек. Законы картины мира по Конту:
Позитивистская философия должна исследовать не происхождение, а связь явлений. Позитивизм в своем развитии прошёл три стадии: 1) Классический позитивизм (О. Конт, Литтре, Лаффит, Миль, Спенсер) (философия – обобщает знания науки). 2) Эмпириокритицизм (Махизм). 3) Неопозитивизм. Эмпириокритицизм (Махизм) Возник на рубеже 19-20вв. (70-90 гг. 19 в.) Основоположник — Эрнст Мах. Махизм характеризуется отказом даже от формального признания объективно-реальных предметов, которого еще придерживались представители первого этапа позитивизма. В махизме проблемы истолковывались с точки зрения крайнего психологизма. Другим известным представителем был Авенариус. Ставилась задача очистить естественнонаучное мышление от метафизики, т. е. от философии. По мнению Маха, существует только естественнонаучная методология и психология познания. Отрицал объективность вещей. Мах стал на позицию субъективного идеализма. По его мнению, человек должен быть «как можно более экономичным», а это требует крайних форм абстрактного мышления. Основной принцип — экономизация, гармонизация и организация мысли. Поэтому, полагал Мах, все научные понятия, законы лишены объективного содержания — они продукты ума. Авенариус выдвинул учение о принципиальной комбинации, т. е. учение о неразрывной связи субъекта и объекта. Окружающий мир дан нам принципом комбинации, т. е. в опыте. Неопозитивизм (логический позитивизм). Начинается в 20-х гг. 20 в с «венского кружка». (Карнап, Нейрат, Франк, Шлик и т. д.). Основоположники – Бертран Рассел, Карнап. По мнению неопозитивистов, каждая философская проблема, если ее подвергнуть анализу, оказывается логической. Задача философии — построить логически совершенный язык науки из элементарных частей, бороться с метафизикой, т.е. традиционно понимая под этим философию. Карнап считал предпосылками ко всякому познанию факты и события, т.е. чувственные данные. По мнению Карнапа, философия — свод логических правил и форм. Карнап сформулировал принцип верификации, согласно которому в философию нужно вводить только такие предложения, которые можно проверить на истинность. Но недостатком этого принципа является то, что он не вытекает из опыта и не может быть получен аналитически. Основное место на этом этапе занимают вопросы языка, символической логики, структуры научного исследования и т.д. Отвергнув психологизм, представители этого направления пошли по линии сближения «логики науки» с математикой, по линии формализации гносеологических знаний. Постпозитивизм. Представители — Поппер, Кун. Принцип фальсификации. По мнению Поппера, научная теория не может согласовываться со всеми фактами, она должна исключать некоторые из них. Чем больше фактов, тем она более фальсифицирована, тем более она научна. С этим принципом стало возможным исследование и развитие уже готовых гипотез. Фальсификация — оправергаемость научных знаний. Кун ввел понятие «парадигма» (пример, образец), т. е. теория принята в качестве образца решения задач. Критический рационализм. ( К. Поппер, И. Лакатос, Фейерабенд) разрабатывает свою концепцию, анализируя проблемы развития научного знания. Его представители считают, что истинным методом философии является так называемая рациональная критика. Это по существу означает непризнание мировоззренческой функции философии. Критические рационалисты признают существование реального мира и возможность его научного описания. Поппер принцип фаллибилизма — признание принципиальной гипотетичности любого научного знания. Процесс научного познания рассматривается им как непрерывный критический диалог между различными типами научных теорий. Отрицая принцип объективной истины, теория критического рационализма приходит к признанию множественности истин, субъективного характера знаний. 21.СОВРЕМЕННАЯ Религиозная философия: персонализм, неотомизм. Религиозная философия рассматривает все проблемы с учением о Боге как Совершенном бытии и Творце всей реальности. Большое внимание — проблема сочетания веры и разума, науки и религии, теологии и науки. Центральное место — проблема человека. Как относится человек к Богу? Какова его миссия в истории, в чем смысл его бытия? Персонализм. Творческую субъективность человека персоналисты объясняют только через причастность к Богу. Человек — всегда личность, сутью которой является душа. Душа, фокусирующая в себе космическую энергию, отличается самосознательностью и самонаправленностью. Люди живут, разобщено и впадают в крайность эгоизма. Другая крайность — коллективизм, в котором личность растворяется в классе; другой подход, позволяющий выявить истинную сущность человека. Путь к ней — через понимание себя как неповторимый уникальный субъект. Общество развивается через личность человека. Основная проблема персонализма — это вопрос свободы и нравственного воспитания человека. Его личность стремится к Богу. Правильное нравственное и религиозное воспитание ведут к обществу гармоничных личностей. Личность становится персоной в процессе активного диалога с другими людьми. Неотомизм. Стремится к синтезу материализма и идеализма, к антропогенным учениям современности. Основная проблема — доказательство бытия Бога и понимание его места в мире бытия человека. Неотомисты создали новый образ человека, который творит культурный мир. Человек — основной элемент бытия, через него проходит истина, ведущая к высшему состоянию развития общества — «Граду Божьему» и имеющая глубинный смысл и познание. Общество может перейти к состоянию, не похожему на все известное, основанное на религиозно-нравственных ценностях. Представители, Э. Жильсон, Ж. Маритен, — представляют теологическую критику противоречий НТР, концепции единства науки и религии, усовершенствований модели мировоззрения П. де Шардена. 22.ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА Важное место в панораме философских течений XX столетия занимает экзистенциализм (от латинского existentia — существование). Это иррационалистическая философия, возникшая в русле стремления создать новое мировоззрение. Основной интерес рассматриваемого течения сосредоточен на конкретном человеке с его каждодневными заботами, печалями, горестями, переживаниями. Родина экзистенциализма Германия и Франция.. На формирование концепции экзистенциализма оказали несомненное влияние идеи «Феноменологии духа» Гегеля, воззрения Ф. М. Достоевского, В. Дильтея, М. Вебера, М. Шелера. С точки зрения экзистенциалистов предметом философии выступает бытие. По их мнению, доступ к бытию пролегает через наше существование. Оно не постигается с помощью рационального познания: его лишь можно пережить и описать таким, каким оно открывается нашему внутреннему чувству при этом переживании. Сказанное означает, что философию экзистенциализма интересует в первую очередь переживание человеческого существования. Постигая способ существования человеческой личности, мы постигаем тем самым экзистенцию-понятие одно из основных в экзистенциалистской философии. Впервые этот термин в указанном значении был употреблен Кьеркегором. Признание человеком своего участия в бытии, осознание им своей конечности, хрупкости, ранимости связаны в экзистенциализме с ощущением тревоги и страха, ведь в них наиболее полно раскрывается человеческое существование. Понятие страха одно из важнейших в экзистенциализме. Оно характеризует наиболее глубокие переживания человека, связанные с осознанием сопоставления существования с несуществованием. Пребывая в состоянии страха, человек оказывается наедине со своим существованием и обнаруживает ничто. Специфическим моментом экзистенциализма Ясперса прежде всего выступает его учение о «пограничных ситуациях». С его точки зрения, человеческое существование с наибольшей полнотой раскрывается именно в этих ситуациях, проявляющихся как наивысшие потрясения, вызванные чьей-либо болезнью, страданием, смертью, неискупимой виной и т. д. В «пограничных ситуациях» человек обнаруживает враждебность и жесткость окружающего мира и освобождается от всякого рода идеальных интересов и научных представлений о действительности, т. е. от «трансцендентального бытия-в-себе». Иную трактовку бытия дает Сартр. Для него бытие распадается на две формы: «бытие-в-себе» и «бытие-для-себя». Первая форма охватывает мир вещей - неоформленный, грубый, независящий от человека, вторая — собственно человеческую реальность. Мир «бытия-в-себе» хаотичен, инертен, «массовиден», «непроницаем» для самого себя, для всякого сознания. Мир «бытия-для-себя», наоборот, внутренне противоречив, он существует лишь в качестве отрицания «бытия-в-себе». Его сущность — это сознание, которое само себя создает и непрерывно себя отрицает: в этом его противоречивость. Важное место в экзистенциализме занимает иррационалистическое понимание свободы. С точки зрения Сартра, единственное подлинно философское определение свободы — это то, что она есть автономия выбора. Будучи свободным, человек ответственен за мир и за самого себя, и это способ его бытия. Звездный час экзистенциализма пробил в 1940-60-х гг., когда он стал самым популярным течением общественной мысли в Западной Европе. 23.ФИЛОСОФСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ В ПЕРИОД ПРОСВЕЩЕНИЯ История формирования философской и общественно-политической мысли белорусского народа уходит своими корнями в глубокую древность. Ее зарождение связано с образованием Киевской Руси. К этому времени на белорусских землях уже возникли Полоцк, Туров, Заславль и другие города, ставшие экономическими и политическими центрами местных княжеств. В период правления князя Владимира Святославовича (конец Х в.) Полоцкое княжество было включено в состав Киевской Руси. На протяжении двух веков политическая организация и культура белорусских земель были тесно связаны с этим общим государственным объединением всех восточнославянских племен, в рамках которого формировались древнерусская народность и ее своеобразная культура. Важное значение для духовной жизни Древней Руси имело христианство, ставшее в 988 г. государственной религией. Принятие христианства способствовало распространению образования, изданию рукописных книг, развитию литературы и письменности, становлению определенной системы философской, общественно-политической, этической и эстетической мысли. Однако официальная культура, основанная на христианском мировоззрении, не была единственной культурой Древней Руси. Задолго до нее существовала глубинная народная культура — фольклор, для которого было характерно генетически связанное с мифологией образное представление о природе и человеческой жизни, о единстве истины, блага и красоты. Отразившееся в фольклоре народное мировоззрение оказало существенное и плодотворное влияние на духовную жизнь людей, а позднее — на процесс формирования и развития белорусского, украинского и русского этносов. В фольклоре содержались не только нравственные убеждения народа, начала прикладных наук, но также и его предфилософия. Фольклорная афористика (пословицы, поговорки и др.) выступала как своего рода квинтэссенция народной мудрости, обладающая гносеологической и мировоззренческой ценностью. В Х—XI вв. на белорусских землях появляются первые литературные памятники, содержавшие фрагменты трудов античных авторов и мыслителей более позднего времени. Наряду с ними распространяются произведения, общие для трех братских культур, — "Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве", "Слово о законе и благодати" и др. Выдающимся мыслителем Киевской Руси в период ее расцвета был наш соотечественник Кирилл Туровский. Его "Поучения", "Слова" и религиозные стихи были широко известны в древнерусском обществе. Вопрос о взаимоотношении души и тела Кирилл Туровский решал в теологическом плане, заявляя, что душа нетленна, бессмертна и свободна. Вместе с тем в "Притче о человеческой душе и телеси" имеется суждение о взаимозависимости души и тела, суть которого заключается в том, что душа постоянно нуждается в помощи тела, как и тело в свою очередь — в поддержке души; сила разума и тела — в их взаимопомощи. Разум для Кирилла Туровского — высшая ценность человеческой жизни. Он призывал к просвещению и "книжному почитанию", приводящему человека к душевному равновесию и счастью. В литературном и философском наследии Кирилла Туровского содержатся также высказывания, свидетельствующие о его интересе к логике и ораторскому искусству. Лишь в процессе постоянного чтения и приобретения теоретического навыка, считал он, человек постигает искусство доказательства. Не утруждающий же свой мутный ум, не могущий по порядку изложить течение мыслей подвергается насмешкам, подобно слепому стрельцу, не могущему попасть в намеченную цель. В теологии Кирилл Туровский придерживался той точки зрения, согласно которой Христос имел исключительно божественную природу. По его мнению, рассказ о сотворении Богом человека "по образу и подобию своему" явился причиной "человекообразного" представления Бога. А это, полагал Кирилл Туровский, ересь, поскольку Бог "не имеет меры и качества" и не может быть представлен в пространстве и времени. В литературном наследии Кирилла Туровского нашли отражение также эстетические представления раннего средневековья. Его проповеди и "Слова" являются образцом ораторского искусства, которое призвано не только поучать, но и доставлять удовольствие слушателям. Кирилл Туровский отмечал ценность чувственной красоты, но ставил ее значительно ниже духовной. В соответствии с ортодоксальным христианством в красоте земной он видел отблеск красоты божественной. Идеал красоты у него — "божественные ангелы". Плотские вожделения "отражают красоту образа". Высшее украшение человека — добродетельная жизнь. Уже в эпоху Киевской Руси зарождается процесс, который со временем приведет к этнической консолидации, возникновению белорусской народности и формированию национального самосознания. Последнее есть акт осознания народом своего предназначения и места в мире, задач, интересов и целей; наконец — осознание ценности своей этнической и духовной специфики. Элементы этого процесса зафиксированы в летописях, где отражены достаточно сложные взаимоотношения между Киевом и Полоцком, Киевом и Новогрудком, а также другими белорусскими землями. |