1. Понятие мировоззрения, его содержание и исторические типы. Мировоззрение
Скачать 0.54 Mb.
|
28. Руский космизм 19-20вв (Федоров, Соловьев, Циолковский, Вернадский). Русский космизм — это сложный комплекс научных, филос-их, худож-ых идей. Философская основа идей космизма представлена прежде всего Федоровым, научная — Чижевским, Вернадским, Циолковским. В ряде работ с общим названием «Философия общего дела» Федоров предлагает систему достижения бессмертия человека, торжества справедливости, нравственности, красоты, истины, которые сопровождаются вечной духовно-материальной жизнью каждого человека, сохранением его Я. «Общее дело» — это воссоздание бывшего состояния мира, для чего необходимо развитие познания, регуляция природы силами науки и техники, самосовершенствование человека. Высшая цель регуляции природы — воскрешение предков для того, чтобы вернуть Земле все жившие поколения, преобразить их и возвратить Богу. Федоров считал христианскую идею личного спасения безнравственной. Воскрешение же отцов может быть «общим делом» человечества, на базе которого оно преодолеет вражду и противоречия. Путь к бессмертию, воскрешению, преображению лежит через научно-технический прогресс, прежде всего в области освоения космоса и управления космическими процессами, способными оказать влияние на переустройство челов-го организма. Циолковский продолжил разработку «космической филос-ии». По мнению ученого космологический процесс является последовательным развертыванием циклических усовершенствований бытия, свидетельствует о торжестве творческих сил и неупорядоченности. Циолковский поднял вопросы о месте разума в мировом целом, о его ответственности на землю и Вселенную. Чижевский создал концепцию взаимодействия космоса и исторического развития на Земле, установил зависимость между циклами солнечной активности и явлениями жизни. Считает, что резкое усиление солнечных потоков приводит через воздействие на нервную и гармональную систему индивидуальных организмов к повышению коллективной возбудимости, вспышкам негативной эмоциональности, агрессивности, экстремального поведения. В случае наличия объединяющей идеи, цели возрастает социальная раздражимость масс, начинаются соц. движения, меняется социокультурный фон. Ученый один из первых обозначил основную задачу культуры будущего — отыскание путей гармонизации жизни людей и космических процессов. Антропокосмическое учение предложил Вернадский. Его исходной установкой было понятие «биосфера» (среда живого вещества во всех его проявлениях в океанах и на суше). На основе наук показывает, что между биосферой и безжизненной частью земли происходит непрерывный обмен — движение атомов. В то же время Земля и ее биологическая оболочка тесно связана с космической средой, испытывает воздействие космических излучений. Т.о. биосфера включена в круговорот вещества и энергии. Биосфера образует благодаря почве, ландшафтам, природным зонам основу, на которой развивается вся жизнь человека. Тем самым человек включается в систему природного, космического круговорота. Появление человека свидетельствует, что в рамках спонтанной, бессознательной эволюции и сформировались предпосылки нового этапа — этапа разумного направленного. Человек образует ноосферу (сферу разума) как бы наложенную на биосферу, но не слитую с ней и оказывающую на последнюю все больше преобразующее воздействие. Ноосфера реконструирует биосферу в интересах мыслящего человеч-ва. Этот процесс прогрессивен. Но научно-технические достижения могут быть использованы в разрушительных целях. Прогресс сферы разума ограничивают социальные формы как тоталитаризм, фашизм, пассивность, инертность масс, христианство, которые по мнению Вернадского, разрушают сознание, ставя ему ограничительные рамки. Вернадский говорил о необходимости культивирования сознания нравственной ответственности ученых за использование научных открытий. Мистическая фил-ия Соловьева основным принципом избрала принцип всеединства. Соловьев связывает низший и высший уровень бытия, понимает мировой процесс как восхождение к единству. От минерального царства — к растительному, от него — к животному, затем природно-чел. и дух-человеческому («царству Божьему»). В последнем и завершается и совершается единение с Богом. Бессмертная душа человека не отделима от творца. Единение с Богом есть преображение реальности, просветление хаоса на принципах истины, добра, красоты. Это путь постижения Софии, вечной божественной идеи, божественной мудрости, основы миропорядка и мировой души. Познание миропорядка возможно только цельным знанием (связь знаний эмпирического, рационального, мистического). Тот, кто просветлен божественной истиной цельного знания, становится богочеловеком. Цельное знание развивается в результате веры, интуиции, созерцания и позволяет увидеть эволюцию бытия, совершающуюся по бож. воле. Соловьев считал, что все челов-во обретет спасение через приобщение к идее богочеловека. Впоследствии религиозная мысль развивалась далее и давала новые трактовки идей всеединства, богочеловека, гармоничного преображения миропорядка, софии. 29. Философская категория бытия, уровни бытия, их специфика и взаимосвязь. Категория «бытие» — одна из первых по происхождению категорий философии, многие смысловые значения которой были заложены ещё в мифологии. Поэтому осмысление бытия как атрибута конкретных вещей было связано с представлением о бытии как существовании мира в целом. Небытие — это не полное несуществование. Небытие мыслится как источник, начало бытия. И только в 21 в. ничто, или чистое бытие, стало рассматриваться как источник бытия, обладающего множеством форм. Разумно-логическое толкование мира стало искать ответы на вопросы: что, где, когда, почему и откуда? Что есть мир? Где он начинается и кончается? Каковы причины изменений вещей? Во всех этих и во многих других вопросах, так или иначе, речь идет о существовании вещей, их бытии. Понятие бытия с самого начала становится одним из мировоззренческих оснований философского мышления. Материя, движение, пространство, время, законы диалектики, личная и общественная жизнь, Бог, сознание, действие — все определяется через понятие бытия. Философское понимание бытия означает существование как таковое или существование вообще. Во всех учениях античных философов категория бытия, хотя и занимала центральное место, наполнялась различным смыслом. Парменид, например, придерживался абстрактного понимания бытия, но не видел смысла в различии бытия и мысли. Для него главный тезис: бытие есть, небытия нет. Для Демокрита же реально сущими оказываются и бытие (атомы), и небытие (пустота). И душа, по Демокриту, состоит из атомов, только подобно огню, из более мелких, подвижных и круглых. Платон противопоставлял истинное бытие чувственному бытию. Одним из основных мотивов его философии является мысль о том, что бытие — источник любой положительной реальности. Бытие — это жизнь, движение, душа, и благодаря истинности, красоте и соразмерности оно низводит в мир благо. Аристотель. Бытие вообще у него — это бытие в возможности. Что же касается бытия в действительности, то оно всегда бытие чего-то, а не просто бытие. В античной философии, таким образом, сущее рассматривается в виде конкретных форм бытия. Небытие могло мыслиться лишь как относительное. В средневековье, когда господствующим было религиозное учение, бытие чаще всего отождествлялось с Богом, от которого происходит, как полагали, бытие отдельных вещей. Существование вещей связывалось с формой проявления бытия, главным тезисом было суждение: «Бог есть само бытие». В новое время понятие бытия играло существенную роль во всех философских системах. В век просвещения философы выработали такую концепцию бытия, которая давала обоснование научному знанию. Немецкая классическая философия наполняет категорию бытия диалектическим содержанием. У Гегеля бытие и небытие объединены. Их взаимопереходы он рассматривает как становление. Многие философы стремились преодолеть разрыв между телесным бытием и разумом, ставя в центр своих систем целостность бытия как способ связи жизни человека с космосом (П.Тейяр де Шарден, А.Бергсон и т.д.). В западной философии проблема бытия получила яркое выражение в иррационалистических течениях. В экзистенциализме (М.Хайдеггер, К.Ясперс), в противовес классическому пониманию бытия как таковому, как самостоятельного бытия мира главный акцент делается на бытии человека. Экзистенционализм «очеловечивает» проблему бытия. Категория бытия оставалась универсальным понятием, которое связывало в единое объективное и субъективное, позволяло найти нечто общее, закономерное в различных видах реальности. Философский смысл бытия: - осмысление способа существования вещей, явлений и процессов реальности. - проблемы единства мира. - проблема осмысления мира как реальности. Формы бытия: бытие вещей, бытие человека, бытие духовного и социального. Бытие вещей включает в себя бытие вещей, явлений, процессов и бытие произведённых человеком вещей. Бытие человека — это круг связей и взаимоотношений человека со средой его обитания, который обусловлен особенностями и потребностями телесного существования. Бытие духовное — бытие индивидуального духовного и бытие объективного духовного. Бытие социального — бытие отдельного человека в обществе и истории, бытие общества. 30. Категория материи. Эволюция представлений о материи. Этапы развития содержания философской категории «материи»: 1. Оно тяготело к наглядно-чувственным представлениям (огонь, вода, воздух, земля, дерево), материя носитель определённых св-в.; 2. Отождествлялась с атомами как особой формой вещества (Демокрит, Ломоносов); 3. Философско-гносеологическое представление о материи (способность существования материи независимо от сознания; её способность отражаться человеческим сознанием; идеализированная вещь); 4. Нынешний этап: формируется субстанционно-аксиологическая концепция материи (несотворимость, бесконечность, структурность, движение, пространство, время, сознание). В истории философии понятие материи возникло в связи с попытками древних мыслителей объяснить единство мира. Многоликость и вместе с тем гармония окружающей человека действительности уже в античности породили стремление найти устойчивую, сохраняющуюся при любых изменениях конечную основу многообразных вещей и явлений — субстанцию. Отождествляя ее с веществом, материалисты прошлого искали первоматерию, из элементов которой образуются все вещи. Так, ионистская философия (7-6 вв. до н. э.) пыталась свести бесконечное многообразие видимого мира к одному общему конкретному началу: Фалес — к воде, Анаксимен — к воздуху, Гераклит — к огню. Однако, любое из начал казалось одинаково правомерным и нельзя было выделить предпочтительное. В то же время ни одно из них не было достаточным для объяснения всего существующего. В поисках более адекватного описания мира следующее поколение древнегреческих материалистов приходит к признанию множественности начал. Такими началами Эмпедокл считал четыре элемента: огонь, воздух, воду и землю, соединяемые дружбой и разъединяемые враждой. Новой синтезирующей попыткой найти начало всех вещей, не сводя их к одному единому, явилось атомистическое учение Левкиппа, Демокрита, Эпикура, Лукреция. Учение об атомах было одним из самых плодотворных завоеваний человеческой мысли. Возникнув в 5в.до н. э., атомистическая идея просуществовала более 20 веков. Она позволяла объяснить множество природных процессов. Достаточно вспомнить такие открытия, как законы Ньютона, периодическую систему Менделеева и др. В рамках учения о материи как субстанции философы Нового времени акцентировали свое внимание на ее атрибутивных свойствах. Сущность материи ими виделась не только в телесности как определяющем ее признаке, но и в таких свойствах как протяженность, твердость, непроницаемость, инертность, плотность и т.п. Бэкон полагал, что принцип всех вещей должен обладать свойствами универсальности и неуничтожимости. Локк связывает идею материи протяженной плотной субстанцией. Ломоносов полагал, что такие качества, как протяженность, сила, инерция, фигура , движение вполне достаточны для характеристики сущности материи. Вместе с тем материалисты Нового времени не ограничиваются в трактовке материи лишь ее свойствами, они говорят и о субстрате как их носителе. Таким образом, материалистическая традиция в философии исходила в основном из 2-х принципов — материя рассматривалась как совокупность специфических свойств, так и всеобщая вещественная основа. Оба принципы воплощались в одной ее модели, которую можно назвать субстратно-атрибутивной. Материя — прежде всего реальность, реальность объективная, существующая вне и независимо от человека, но это такая реальность, которая может быть обнаружена только через ощущения. В анализируемом определении материи обнаруживаются два аспекта: онтологический и гносеологический. С онтологической точки зрения материя — единственный субъект вечного бытия. С гносеологической точки зрения материя — объект, субъект и средство познания; а ощущения, мышление — его продукт. 31. Проблема единства и многообразия мира: монизм, дуализм, плюрализм. Главные постулаты концепции глобального эволюционизма:
В философии давно ставился вопрос о том, есть ли что-либо общее, что свойственно всем без исключения явлениям мира и, если это общее существует, то в чём оно состоит? Возможны следующие варианты ответа на этот вопрос: либо мир вообще лишён какого бы то ни было единства, либо единство мира существует, но достигается в идеальной сфере, либо, наконец, имеет место материальное единство предметов и явлений. В виде одного из двух последних вариантов решалась проблема единства мира в истории идеалистической и материалистической философии. Дюринг не отрицал единства мира, но видел это единство в самом факте существования вещей. Единство мира, утверждал он, заключается в его бытии. Однако существование тел само по себе ещё такого единства не обеспечивает. Позиция Энгельса: единство мира состоит в его материальности. Во-первых, понятие бытия очень широкое и не выражает ни материалистической, ни идеалистической позиции. Энгельс подчёркивает не просто существование вещей, но их существование независимо от сознания человека, т.е. решает проблему единства мира материалистически. Идеализм же видит "корень" единства мира либо в человеческом сознании, либо в "мировом разуме". Во-вторых, положение о материальном единстве мира включает в себя признание не только не зависимого от сознания существования самих вещей. Кант признавал существование "вещей в себе", но единство мира приписывал разуму. Важнейшие доказательства единства мира были получены науками о неорганической природе: физикой, химией, астрономией. Важным направлением развития наук о неорганической природе стало исследование глубин Вселенной. Биология раскрыла единство в живой природе. Определённый философский вклад в разработку проблемы материального единства мира внёс Н.Г.Чернышевский. Он обосновывал неразрывную связь между органической и неорганической природой, между растительным и животным миром, между человеком и высшими животными. Чернышевский считал, что сама наука подошла к установлению единства всей природы, и философия должна это принять в качестве бесспорного факта. Ещё одним направлением в научном осмыслении материального единства мира стало открытие законов сохранения. В них содержится естественнонаучное обоснование тезиса о единстве природы. М.В.Ломоносов заложил первый камень в разработку законов сохранения, доказав сохранение массы (веса) веществ в химических реакциях. Следовательно, вся материя связана определённым единством. Вторым стал экспериментально доказанный закон сохранения и превращения энергии. Таким образом, развитие всей совокупности естественных наук даёт безусловные доказательства материального единства мира. Позднее была выработана категория субстанции, выражающая то, что обеспечивает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, явлений, процессов, т. е. конкретных форм бытия. Монизм — философское учение, принимающее за основу всего сущего одно начало и объясняющее единства мира исходя из этой субстанции. Дуализм — философское учение, принимающее за основу всего сущего две субстанции — материальную и духовную. Плюрализм — философское учение, согласно которому всё существующее несводимо к единой субстанции. |