1. Понятие мировоззрения, его содержание и исторические типы. Мировоззрение
Скачать 0.54 Mb.
|
1. Понятие мировоззрения, его содержание и исторические типы. Мировоззрение — общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Все эти элементы мировоззрения в своей совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, наций, общества в целом. Мировоззрение формируется не только философией, но и научными (естественными, техническими, общественными) дисциплинами, а также различными формами общественного сознания и существует на двух уровнях: 1) чувственном как мироощущение, стихийное восприятие окружающей действительности и 2) рациональном — на уровне разума как миропонимание, логическое обоснование процессов и явлений (самое глубокое понимание мира). Философское мировоззрение формировалось исторически в связи с развитием самого общества. Выделяются следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, а так же обыденное. Мифологическое мировоззрение — формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире. Мифология (греч. nrythos — повествование, сказание) — фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа — боги, духи, герои — наделены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Являясь фантастическим отражением действительности, религиозное мировоззрение отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Вера в сверхъестественное — основа религиозного мировоззрения. Религиозное сознание раздваивает мир на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Религиозная вера как особое переживание проявляется в поклонении неким высшим сверхъестественным силам, которые приписывались свойствам материальных предметов — камням, металлам и т.п., связям между предметами (такова, например, вера в кровную связь племени с определенным видом животных и растений), богам и духам. Качественно новым типом является философское мировоззрение. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Строгость мысли, логика доказательств нередко сочетались с яркими художественными образами, аллегориями, сравнениями, переосмыслением мифологических и религиозных сюжетов. В особый тип следует выделить обыденное, или эмпирическое мировоззрение, являющееся первоисточником всех других его типов. Основываясь на жизненном опыте и эмпирических знаниях, обыденное мировоззрение служит ориентиром в повседневной деятельности. В современном мире сосуществуют обыденное, религиозное и философское мировоззрения, нередко представляя собой их сложное сочетание. Сохраняются также элементы мифологического мировоззрения. 2. Роль философии в обществе, ее генезис и функции. Прежде всего, это мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Методологическая функция –философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком. Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии Аксиологическая функция (от греч. axios — ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей. Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни. Но в общем плане философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. Гуманитарная. Философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества. Философия выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни. На начальном этапе философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает верхнего предела в ХVII-ХVIII вв. На этом втором этапе конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х в., наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний. 3. Предмет философии. Предмет философии — наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Таким образом, главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания. По своему методу философия есть рациональный способ объяснения действительности. Она не довольствуется эмоциональными символами, а стремится к логической аргументированности и обоснованности, к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или художественном образе. Стремясь охватить мир в его единстве, философия ставит вопросы предельного характера, такие, как: какова сущность мира? В чем его первоистоки? Почему существует человек? В чем смысл истории общества? В чем состоят фундаментальные основания совместного бытия людей? Каков смысл жизни человека? По своей цели философия есть знание, свободное от утилитарных практических интересов. Значение философии можно усмотреть не в практической полезности (утилитарности), а в нравственном пафосе. Философия и методология науки помогают отдельным наукам в решении стоящие перед ними задач. Социальная философия участвует в решении общественно-политических, экономических и др. проблем. Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает онтологию (от. греч. ontos—бытие, logos — учение) —учением о бытии, гносеологию(от греч. gnosis — знание, togos — учение) —учение о познании, аксиологию (от греч. axios — ценность и logos— учение)— учение о ценностях. Так же выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию (от греч. antropos — человек и logos— учение) — учение о человеке, историю философии, этику, эстетику. Философская онтология, или учение о бытии, рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией. Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины. Гносеология, или учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий мир ? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? и др. Философия давно обнаружила, что познание есть сложный процесс. Истина не открывается человеку без усилий с его стороны. Возникают сомнения также принципиального характера: а способен ли человек вообще познать мир, при этом ничего в нем не искажая и не прибавляя от себя? Одни философы разделяли настроения гносеологического оптимизма, другие — гносеологического скепсиса и пессимизма. Философская антропология — раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. Философию интересует человек не как представитель отдельного племени, народа, культуры, а человек вообще. Принято считать, что философская антропология как самостоятельная отрасль философского знания возникает в трудах европейских мыслителей XVIII в. Однако элементы философско-антропологических знаний легко обнаруживаются уже у древних философов. Особое развитие философская антропология получила в XX в. Социальная философия — раздел философского знания, изучающий наиболее общие характеристики общественной жизни. Предпосылкой социальной философии является признание того факта, что общество есть особое образование, отличное от природы. Следовательно, общественная жизнь подчиняется собственным закономерностям, отличающимся от закономерностей природы. Общество — это совместное бытие людей. В чем состоят основы этого бытия? При каких условиях общество сохраняет свою целостность и жизнеспособность? Каковы фундаментальные характеристики общественной жизни? Как соотносится общество и личность? — таковы основные вопросы социальной философии. Философия истории — изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Куда идет история и почему она вообще осуществима? — таков главный вопрос философии истории. Философия истории тесно связана с социальной философией, но переносит основной акцент на моменты изменения и развития общества. Иногда вместо термина «философия истории» употребляют термин «историософия». В первом приближении их можно считать синонимами. Этика — учение о нравственности. Главная тема размышлений этической теории — добро и зло. Она осмысливает вопросы о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях (качества человека, оцениваемые положительно) и пороках, о счастье, справедливости, об общественном благе. В ее задачи входит также уяснение природы морали и нравственности, их происхождения и функций. Этика тесно связана с философской антропологией, социальной философией, философией истории, эстетикой. Эстетика — учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышлений эстетики прекрасное и безобразное. В число эстетических категорий входят также возвышенное и низменное, комическое, трагическое, драматическое и др. Эстетика осмысливает проявления эстетического в жизни и в искусстве. Она тесно связана с философией искусства и искусствознанием. История философии рассматривает историческое развитие философии. Она изучает философское творчество мыслителей прошлого, а также современных авторов, выделяет эпохи в развитии философии, анализирует связь философских концепций с культурой и особенностями общества. В задачу истории философии входит также сопоставление различных учений, выявление в них того, что может представлять ценность для современности и будущего. 4. Взаимосвязь философии и науки. При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:
Первый аспект. Нельзя отрицать научного характера философии как одного из мощных потоков развития человеческого знания и культуры. И если к ней подходить не только со стороны конкретных концепций, а рассмотреть с позиции истории, то можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию, прежде всего с точки зрения «науки логики». Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями философии. Достаточно назвать имена Пифагора, Аристотеля, Бруно, Коперника, Декарта, Маркса, Фрейда, Рассела и многих других. У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет научный поиск и уже, поэтому имеет научный характер. К этому надо добавить лишь одно уточнение — если она опирается на систему научного знания. Второй аспект — взаимодействие философии и частных (конкретных) наук. Естественно, что современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, то есть она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня — выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук. Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии. Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время или в конце XIX — начале XX вв. на развитие философского знания. Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественнонаучного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, методологию и ценностные ориентации, которые, так или иначе, воздействуют на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.). Наконец, третий аспект — философия и «ненаучное знание». При этом ненаучное знание мы разделим, с известной долей условности, на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, и паранауку (антинауку, псевдонауку, «альтернативную науку»), куда входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т.д. Говоря о соотношении философии и «заблуждающегося разума», следует, на наш взгляд, рассматривать последний в качестве момента развития научного знания и философии. Причем с исторической точки зрения этот момент необходим в силу самого характера процесса познания. Он свойствен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений. Отношение философии и паранауки. Отметим, что некоторые авторы, особенно это касается представителей и приверженцев концепции постмодернизма, призывают использовать любые учения вплоть до мистики, суеверий, магии, астрологии и т.д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество и индивидов. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества и индивида. Это происходит потому, что паранаука действительно выполняет некоторую психo- и интеллектуально-терапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности. Ведь в трудную минуту всегда легче обратиться к богу, астрологу, колдуну и т.д., чем к разуму и научному мировоззрению, ибо упование на трансцендентные силы связано лишь с верой и ожиданием свыше какого-то блага. А это освобождает индивида от необходимости делать свой собственный, порой трудный выбор и от ответственности за положение дел и сравнительно легко обеспечивает душевный комфорт. Между тем строгие научные выводы, обращенные к разуму и совести личности, мало кому приносят счастье и душевное спокойствие, ибо возлагают ответственность за поступки на самого человека. 5. Становление античной философии: основные школы и направления. Древнегреческая философия возникла не в самой Греции, а в ионийских городах запад. побережья Малой Азии, основанных греками. Причем, как правило, в торговых центрах, где наряду со свободой экономических отношений развивались и духовная культура. Первые философские учения возникли на рубеже VII–VI вв. до н. э. в Милете. Представителями милетской философской школы являются мыслители: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Все три мыслителя сделали решительные шаги к демифологизации античного мировоззрения, заменив человекоподобных богов изнутри присущим всему существующему источником. Поиски первоначала, – основная задача милетцев (Из чего все?). Фалес создал первое фил. учение о начале сущего. Им он считал воду т. к. «все питается влагой», «семена всего сущего» влажны, даже огонь питается влагой и сама земля «лежит на воде… держится благодаря своей плавучести подобно дереву или чему–то в этом роде». И второе: все имеет живую душу, потому оно находится в вечном движении (т. к. «душа есть нечто движущее»). Подлинное божество мироздания, по Фалесу, это разум (его изречение: «Познай самого себя»). Анаксимандр определил признаки первоначала: это бесконечное (апейрон) – иначе оно исчерпается; вечное; всеуправляющее; божественное. Он считал, что «апейрон есть не что иное, как материя», но не нечто конкретное (не вода, не воздух). Апейрон соединяет в себе все противоположности (воду, воздух, огонь), выделение их (из апейрона) обусловливает все развитие в различных формах. Это вечное движение более древнее начало, чем влага (т. е. она тоже созд. из апейрона), а из последней рождается все живое. Его изречение о бесконечной смене мироздания: «Из чего все вещи получают свое рождение, в то все они возвращаются». Анаксимен определил в качестве первоначала воздух (из-за его бесконечности и подвижности). Притом мыслитель полагал, что не богами создан воздух, а что они сами произошли из воздуха. Возд., по Анаксимену, различался по своей плотности или разреженности своей сущности, благодаря этому из него рождаются вещи: при разрежении – огонь, при сгущении – ветер–>туман–>вода–>земля–>камень. Смена мироздания происходит благодаря вечному движению воздушных масс. За пределы мира событий милетцам выйти не удалось, но они делали попытки в правильном направлении. Они искали нечто родовое, хотя представляли его себе как событийное и фактуальное. Дальнейшее развитие философской мысли наиболее убедительно представлено в известном противостоянии учений Гераклита из Эфеса и Парменида и Зенона из Элеи. Гераклит считает, что миром правит логос. Он имел в виду, что мир состоит из противоположностей, противоборствующего, все происходит через распрю, борьбу. Вследствие этого все изменяется, все течет, нельзя дважды войти в одну реку. В борьбе противоположностей есть их внутреннее тождество:«Жизнь одних есть смерть других», да и вообще жизнь есть смерть. Мир для Гераклита есть огонь, а огонь – это образ вечного движения и изменения. И душа – огонь. «Сухая душа мудрейшая и наилучшая. Опьянение заливает огонь, т. е. разум». Парменид полагал, что есть две философии, одна соответствует истине, другая – мнению. Критерий истины – разум. Ощущения не дают точной информации, они обманчивы и их нужно изгнать, чтобы узнать истину. Есть только неподвижное бытие, небытия (чего–то сверх бытия) не существует. Все это и есть бог, он неподвижен, конечен и имеет форму шара. Все подчинено необходимости. Судьба, провидение и творец мира тождественны. Зенон (любимый ученик Парменида) взялся доказывать провозглашенные учителем единство и неподвижность бытия. Ему принадлежит следующее: 1. Разработка аргументов против множественности вещей. Если сущее множественно, то оно и велико и мало. Если вещей много, то между двумя вещами есть еще новая, т. е. вещей бесконечное множество, но их столько, сколько есть т. е. конечное множество и т. д. 2. Отрицание существования движения. Аргумент: «Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том, где его нет». Вот две апории из четырех Зенона: Первое. Летящая стрела покоится (поскольку каждое мгновение она находится, т. е. покоится в каком–то месте). «Летящая стрела стоит неподвижно», ибо «время слагается из отдельных «теперь». Второе. Ахиллес и черепаха начинают двигаться вместе. Он никогда не догонит ее, хотя движение в 10 раз скорее, потому что пока пройдет остающееся расстояние между ними, она уйдет на 1/10 этого расстояния и т. д. до бесконечности. Т. о. движение и множественность не существуют поистине, а лишь во времени. 6. Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита. Кризис, вызванный апориями Зенона, был очень глубок; что бы его преодолеть, требовались какие–то особые новые идеи. Это удалось сделать древним атомистам, наиболее выдающимися из которых были Демокрит и Левкипп. Беспредельное деление отрезка (пути) атомисты отрицали, предположив, что вещество, пространство, время в принципе нельзя делить бесконечно, ибо есть мельчайшие, далее неразделимые их фрагменты – атомы вещества, амеры (атомы пространства), хрононы (атомы времени). Стрела летит по определению, что движение есть преодоление определенного расстояния из опред. числа амеров за определенное время (число хрононов). Атомы неизменны, обладают абсолютными качествами: неделимостью и однородностью. По Демокриту, есть атомы и пустота. Атомы различаются формой, расположением, весом. Атомы движутся в различных направлениях. Земля, вода, воздух, огонь – первичные группировки атомов. Атомы создают в бесконечном пространстве бесконечное множество миров. Душа человека – из особых атомов (круглых, гладких, мельчайших, подвижных, т. е. из огня). В мире нет случайности, все происходит по необходимости (характер того же движения меняется благодаря толчку, т. е. подчиняется роковой необходимости.). Итак, атомисты уменьшили до атомов парменидовское бытие, сохранив тем самым постоянство мира. А гераклитовские изменения связали с механическим движением атомов, их сочетанием друг с другом. Новые идеи содержали в себе достоинства старых и исправляли недостатки последних. К тому же, было обнаружено элементарное, атомарное, не нуждающееся в объяснении. Наивным в идеях атомистов была неразвитость их воззрений. Они не могли теоретически обосновать атомарность в иррациональных цифрах, например (гипотенуза длиной в √2). 7. Основные проблемы философии Сократа и Платона. Сократ во многом отличается от предыдущих философов – натурфилософов, которые стремились выстроить иерархию в мире событий, понять, например, как образовались небо и земля, звезды. Сократ хочет понять мир, двигаясь от событий к их смыслу, а не к другим событиям. Типично для него рассуждение о прекрасном (все прекрасные вещи имеют нечто общее – прекрасное как таковое, это их общая идея, эйдос). Он заложил основы идеализма, утверждая, что существует родовое, общее, что можно обнаружить лишь умом, что объяснение мира событий надо начинать с родового. Главная идея – идея блага. Для Сократа нет ничего выше этического. Добродетель состоит в знании добра, ведь дурные поступки порождаются только незнанием и никто не бывает злым по доброй воле. Как приобрести знание? Для этого С. разработал диалектику, состоящую из иронии и рождения мысли, родового понятия. Ирония в том, что обмен мнениями дает результат «Я знаю, что ничего не знаю». Но в конечном итоге обсуждение позволяет достичь новых мыслей. Строение мира, физическая природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себя самих. Высшая задача знания не теоретическая, а практическая – искусство жить. Знание есть мысль, понятие об общем. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются через индукцию. Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов устраняет мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает мысль к поискам подлинной истины. Свои приемы Сократ сравнивал с искусством повивальной бабки, которая лишь помогает роженице в рождении ребенка (ученики сами открывают путь к познанию, учитель лишь указывает направление). Платон стремится развить сократовские представления. Для каждой вещи фиксируется ее смысл, идея, которая для каждой вещи данного класса одна и та же и обозначается одним именем, общая сущность. Платон говорил о «стольности» столов, «лошадности» лошадей. Отдельные предметы возникают и разрушаются (люди рождаются и умирают), класс, род же – сохраняются. Каждая идея как бы первообраз (парадигма) для каждой вещи. А каждая вещь есть подобие этой идеи. Так, «сама справедливость» или идея справедливости есть первообраз все справедливых поступков. Каждая идея представляет собой в совершенстве то, к чему стремятся отдельные предметы. (сама красота есть совершенная красота, отдельные же предметы красивы лишь относительно, не могут быть совершенны в своей красоте). Платон считает, что идеи объективны, существуют без человека, без сопричастности к ним вещей. Итак, П. признавал существование двух обособленных друг от друга миров: мира бытия и мира вечных, неизменных идей. Космос, по Платону, – одаренное разумом живое существо. Структура мира такова: божественный разум создает из смеси идей и материи мировую душу, из нее – стихии: огонь, воздух, землю, из них же – мировое тело. Все происходящее, временное, равно как и само время, есть образ вечного, идей. Знание об идеях сохраняется в душе, как воспоминание об увиденном ею в потустороннем мире. На земле эти воспоминания забываются, но потом они оживают. Космос одушевлен, гармоничен, в нем на каждом шагу встречается бож. разум. Душа бессмертна т. к. существует до воплощения в тело, является простой не способной к распаду и в ней воплощена идея жизни. Общество: люди поделены на 3 типа, зависемо от души: разумной, аффективной (эмоциональной) или вожделеющей (чувственной). Если душа разумна, то люди с такой душой привержены к правде, мудрости, умеренности и наз. философами, мудрецами – кандидатуры на роль правителей. Если преобладает аффективная часть души, то в людях много мужества, отваги, им быть воинами, стратегами. А обладатели вожделеющей души должны заниматься физическим трудом (крестьяне, ремесленники). Всем сословиям в идеальном государстве должна быть присуща мера. 8. Достижения философии Аристотеля. Материя и эйдос (форма). Первая сущность – просто отдельный предмет, единичное бытие. Субстанция – это такое бытие, которое не способно пребывать в другом бытии. Оно существует в самом себе. Мир – совокупность субстанций, каждая из которых есть единичное бытие. Всякая вещь есть единство материи и эйдоса. Наряду с этим вещь имеет причинное происхождение и целевое назначение, «то ради чего». Но и причину, и цель определяет эйдос, форма. Существует целая иерархия вещей (вещь=материя+форма), от неорганических объектов до растений, жив. организмов и человека. Началом является первая материя как чистая возможность, т. е. не оформленная определенным образом (Аристотель понял, что действительность есть осуществленная). Конечное звено иерарх. цепи – Ум–перводвигатель. Логика и методология. Аристотель различает категории: сущность, свойство, отношение, количество и качество, движение, пространство и время. Из этих категорий каждая у А. выступает в трояком виде: 1) как род бытия; 2) как форма мысли; 3) как высказывание. Но Аристотель оперирует не только отельными категориями. Он анализирует высказывания, взаимоотношения между которыми определяются тремя законами логики: 1-й закон – закон тождества (А есть А), т. е. понятие должно употребляться в одном и том же значении. Второй закон логики – закон исключительного противоречия (А не есть не А). 3-й закон логики – закон исключительного третьего (А или не-А истинно, третьего не дано). На основе логики Аристотель строит учение о силлогизме (букв.: о сосчитывании высказываний). Смысл силлогизма – в нем два крайних термина S и P соединяются посредством третьего М. В итоге получается определение–вывод: Силлогизм ≠ доказательству вообще, это метод раскрытия готового значения. Построение диалога по А.: 1) постановка вопроса; 2) стратегия задавания вопросов и получения ответов на них; 3) правильное построение умозаключения. Однако , по мнению А., логика не дает знаний эйдосов, общих принципов, и философское творчество нельзя втиснуть в рамки логики. Этика. Главное преимущество человека – его разум. Разум есть способность мыслить общее (т. е. способность познать общие начала и на основе этого знания объяснять частное, единичное). На этом основано наличие речи у человека. Далее у человека есть наука (т. е. знание общих начал). Разум обусловливает действия человека, формирует его волю. Воля складывается из стремлений предполагает готовность человека к нравственному выбору. Разум А считал привнесенным извне в животную душу и развившим последнюю. Разум – нечто общее, неизменяемое и вечное. Разум у всех один, он чужд индивидуальных различий. Он не связан с телесными процессами, поэтому душа бессмертна только в своей разумной части (в душе 2 части: животная и разум).После смерти тела разум сливается с разумом вселенским. Аристотель фактически подвел итог развитию классическо-древнегреческой философии. Он создал весьма дифференцируемую систему знаний, освоение которой продолжается и поныне. 9. Общая характеристика и предмет Ф. Средневековья. Фома Аквинский о проблеме соотношения веры и знания. В европейской истории Средневековье хронологически охватывает 4-14вв. Однако в отличие от истории Средних веков, истоки средневековой Ф. усматриваются уже в дохристианском периоде. В данной связи средневековую Ф. условно можно разделить на 2 этапа: - этап патристики (2-4вв.) - этап схоластики (11-14вв.) На первом этапе развертывается сложный процесс разработки и оформления христианской догматики и философии. Своей кульминации патристика достигает после признания христианства гос.религией Римской империи. В отличие от античной традиции, где требовалось познать истину, отцы церкви закрепили в догматах новую для своего времени идею откровения в Священном Писании. Понятая таким образом истина сама стремилась проникнуть в человека, овладеть им. Полагалось, что человек должен постичь истину не ради себя, а ради самой истины, поскольку источником ее был Бог. Виднейший представитель патристики на латинском Западе — Аврелий Августин Его труды посвящены проблемам бытия и времени, движения истории и историч.прогресса, а также личности человека, его воли и разума перед лицом творца. Человеческая душа, по мнению Августина, не имеет ничего общего с материей, поскольку она сотворена Богом. Душа бессмертна, она — единственная носительница знания, которое исходит от Бога. 11век — начало рационализации западного богословия. Место сознательного, мистического познания постепенно занимает деятельность ума — схоластика. Видным представителем схоластики является Фома Аквинский, в сочинениях которого дана своеобразная энциклопедия средневековья. Для схоластики как философской школы было характерно: -сосредоточение внимания мыслителей на том, что представлялось им религиозной ортодоксией с целью обоснования ее правоты -использование трудов Аристотеля как наиболее авторитетного античного автора -выявление факта, что Аристотель и Платон придерживались различных взглядов по вопросу об универсалиях (общих понятиях) и постановка этого вопроса в качестве одной из гл.философских проблем -переход от религиозной мистики к «диалектике» и силлогистическому методу в философских дискуссиях. Своей осн.целью Аквинат ставил разработку догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Одним из первых он понял, что учение Платона об идеях, которого придерживались Августин и др.средневековые мыслители, вело к опасному противопоставлению духа и природы, порождая тем самым мысль о ненужности последней как таковой. Авторитету Платона Ф.Аквинский противопоставлял авторитет Аристотеля. При этом учение Аристотеля было преобразовано так, чтобы оно не вступало в противоречие с догмами христианства. Ф.Аквинский разграничивал области Ф. и теологии. Предметом первой у него выступают «истины разума», второй — «истины откровения». Поскольку же конечным объектом и той и другой явл. Бог, то не может быть никакого противоречия между теологией и Ф. Фома Аквинский — центральная фигура философии средневековья, создатель системы сосредоточившей в себе все достижения схоластики. Он выдвинул пять доказательств бытия Бога на основе ряда причинно-следственных зависимостей. Он приверженец установления гармонии веры и разума. Это основной принцип его философии, предполагавшей, что разум, рационально объясняя религиозные догматы, способен отклонить все возрождения против истин веры. Аквинский полагал, что человеку для его спасения необходимо знать нечто ускользающее от разума, т.е. ему на помощь должно прийти божественное откровение. Тем не менее, Аквинский отвергал противоречие между откровением и верно действующим разумом, т.е. между теологией и философией. Система взглядов Аквинского — результат теологической интерпретации учения Аристотеля, его приспособления к христианскому вероучению. Не исключение и социально-философские воззрения Аквинского, позаимствовавшего у Аристотеля идею о человеке как об общественном (политическом) существе. Столь же важную роль в социальной философии Фомы играет и другая аристотелева идея — о том, что государство как целое логически предшествует составляющим его индивидам. Причем, благо этого целого (государства) предпочтительнее блага любой его составной части. По Аквинскому, все существующее пребывает в строгом иерархическом порядке. Человек, сотворенный Богом по собственному образу и подобию, находится в центре космоса на неподвижной Земле. Центральное место в средневековой схоластике занимал спор об универсалиях. Этим термином обозначали наиболее общие понятия в философии средневековья. В споре сложились два основных направления — реализм и номинализм. С попытками решения проблемы универсалий связаны три философских течения Средних веков: концептуализм —существование общего вне и внутри конкретной вещи; реализм — существование общего вне и до вещи; номинализм — существование общего после и вне вещи. В период, когда философская мысль Средних веков еще претендовала на роль хранительницы античной традиции, реализм рассматривался как единственно правильный подход к познанию бытия. На рубеже 13-15вв. в идеологии Средневековья наметился существенный поворот, который можно назвать кризисом религиозного рационализма. Эпоха поставила теоретическую задачу: сместить акцент в отношении общего и отдельного в пользу последнего, придав отдельному статус первичности. Номинализм предложил свою программу для культурного творчества на этой основе. Она предстала в форме противопоставления: абстрактное — конкретное с упором на конкретное. Однако, как и следовало ожидать, официальная церковь приняла умеренный реализм Ф.Аквинского, который доказал, что общее, «универсалии», существуют до вещей как индивидуальные прообразы индивидуальных предметов в божественном разуме. Потом они сущ. в вещах и после них образуются в человеческом разуме. Несмотря на схоластический характер большинства дискуссий, Средние века внесли значительный вклад в дальнейшее развитие философской мысли, разработав и существенно уточнив логически возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного. В последующем все это станет своеобразным фундаментом для формирования основ естественнонаучного и философского знания. 10. Идеи и достижения Ф. и культуры эпохи Возрождения. С 14в. в духовной и социально-экономической жизни Западной Европы происходят существенные изменения, знаменующие начало новой эпохи — эпохи Возрождения. Ф. эпохи Возрождения отличают ярко выраженные антропоцентризм и гуманизм. Человек не только выступает в ней важнейшим объектом рассмотрения, но и оказывается центральной фигурой цепи космического бытия. Для гуманистической мысли Возрождения характерно рассмотрение человека именно в его земном предназначении. Гуманизм концентрирует внимание на внутреннем мире личности и через него по-новому трактует место человека во Вселенной, утверждает его права на счастье и гармоничное развитие. У истоков итальянского гуманизма стояла фигура Данте Алигьери, сумевшего в «Божественной комедии» гениально выразить идеи о двойном предназначении человека, о самоценности его земной жизни и человеческом достоинстве. Фундамент гуманизма эпохи Возрождения составили 3 принципа: 1. Учение о самодостаточной ценности человеческой жизни 2. Учение об абсолютной духовной свободе человека в его отношении к миру, познанию, творчеству, самому себе. 3. Натурализм как универсальный принцип объяснения человека, природной и социальной действительности. Не отвергая полностью христианского учения, гуманистическая мысль рассматривает человека с точки зрения не грехопадения, а возможного его возвышения взамен дикого, варварского существования до истинно человеческого существования. В сер.15в. в итальянском Возрождении начинается неоплатонический этап, кот. был вызван к жизни необходимостью выступить против схоластизированного Аристотеля и его томистской интерпретации. Ренессансный платонизм явился первой попыткой создания целостной философской системы, противостоящей церковной схоластике К.Медичи предложил новую в тенденции пантеистическую картину мира. Значительную роль в ее формировании сыграли М.Фичино и П.Мирандола. Центральная идея последнего из них — возвышение человека в силу его причастности ко всему земному и небесному. Мирандола — пантеист. Ренессансный пантеизм был весьма своеобразным, сохранившим религиозную форму учением единстве мира, единстве духовного и материального, единстве противоположностей вообще. Период формирования возрожденческой мысли завершает натурфилософский этап. Однако непосредственный предшественник натурфилософии — Н.Кузанский. Его книга «Об ученом незнании» содержит ряд важных идей: идея взаимосвязи всех природных явлений, идея о бесконечности вселенной, идея о человеке как микрокосме, а также принцип совпадения противоположностей. Воздействие идей Кузанского испытал и Дж.Бруно. В разносторонней диалектике Бруно значимы мысли о всеобщей изменчивости, самодвижении природы, бесконечности, а также о совпадении противоположностей. Гл.положением его космологии было учение о бесконечности мира. Поворот Ренессанса к человеку стал заметен и в области социально-политических теорий. Н.Макиавелли был первым, кто предложил рассматривать государство не через призму теологии, а на основе разума и опыта. Политическая Ф. Макиавелли носила эмпирический характер и пыталась указать средства для достижения намеченных целей независимо от того, хорошие они или плохие. Эпоху Возрождения именуют эпохой «великих открытий». Н.Коперник создал гелиоцентрическую систему мира. Ее значение далеко выходило за пределы собственно астрономии, а также сыграла решающую роль в пересмотре философских представлений о мире. Несмотря на то, что идеи о бесконечности вселенной встречались в Ф. Возрождения и до Коперника, именно коперниканство открыло путь к новой космологии. В Европейских странах эпоха Ренессанса была представлена философами и деятелями культуры, творчество которых тяготеет к идеям Нового времени. Э.Роттердамский решительно выступил против философской схоластики, противопоставляя ей в качестве образца знание того типа, к которому стремился Сократ. Подлинным наследником эпохи Возрождения явился Г.Галилей. Природа для него — не собрание неких таинственных сил, а совокупность объективных законов, познаваемых с помощью эксперимента и математики. В противовес натурфилософским представлениям своих предшественников Галилей формулирует принципиальные положения нового естествознания, требующего сведения объективных свойств физических тел прежде всего к их пространственным признакам. Т.о., опыт, пришедший в непримиримое противоречие с книжной мудростью, становится самой верной опорой ученого. 11. Особенности философии и культуры Нового времени В XVII веке открывается новый этап в развитии философии, который называется философией Нового времени. Этот исторический период философии сформировался в результате разложения феодального общества, в ходе которого появились элементы нового механистического мировоззрения. Ранние буржуазные революции (в Нидерландах и Англии) изменили не только социально-политические отношения и политическую организацию общества, но и социокультурную ситуацию в целом. Разделение труда в мануфактурном производстве вызывало потребность в рационализации творческих процессов, тем самым, в развитии точного естествознания. Развитие философской мысли в Новое время было тесно связано с утверждением и развитием капитализма. Капитализм предложил более эффективную организацию труда. В это время развивается экспериментально-математическое естествознание. Резко возрастает интерес к изучению природы. Для обнаружения скрытых законов природы люди прибегают к помощи экспериментов. Таким образом, наблюдается переход от ученого знания к научному исследованию. Основная проблема этой эпохи – как, каким методом изучать природу. Разрабатываются новые методы. Формируется новый метафизический стиль мышления (недиалектический стиль) – все рассматривается вне внутренней связи, вне развития и вне эволюции. Одно рассматривается независимо от другого. В эту эпоху людям недостаточно любоваться природой, они хотят узнать, что «внутри» природы. Люди изучают природу путем анатомирования и фрагментации, в результате которых разрываются связи между остальными элементами. После фрагментации и накопления большого числа материала возникает необходимость собрать и связать эту информацию, значит, востребована диалектика. Основные особенности: 1) Ориентация на науку и правовое знание. 2) Критика догматизма схоластики и метафизики как учения об умопостигаемых сущностях. 3) Механистическая направленность. 4) Механистический и метафизический характер. Основные достижения эпохи: 1) Поставила проблему обоснования научных знаний и критериев научности; 2) Поставила проблему разработки метода, путей и средств познания мира (индуктивный и дедуктивный методы); 3) Была создана механистично-материальная картина мира; 4) Разработка понятия материи как субстанции, зафиксировав некоторые ее атрибуты; 5) Была сформулирована идея верховенства закона, концепцию разделения властей, естественного права, которые создали в будущем основу концепции правовой державы; (Спиноза, Гоббс, Монтескье). Разложение феодальных социальных институтов и отношений влечет за собой ослабление в обществе роли религии и церкви, а значит – новую ориентацию культуры, которая сейчас опирается, главным образом, на науку, политическое и правовое сознание. Произошло и изменение ориентации в философии. Если в средние века она выступала в союзе с богословием, в эпоху Возрождения – c искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается, главным образом, на науку. В философии на первый план выступают проблемы теории познания – гносеологии. В целом, важнейшей чертой культуры и философии Нового времени был гносеологический и социальный оптимизм. Это миропонимание, которое основано на убеждении, что развитие науки дает человеку безграничную власть над миром. Одной из основных гносеологических проблем философии этого времени является проблема разработки метода, путей и средств познания мира. Метод понимался как решающее условие плодотворного познания. Сознание истинного метода исследования призвано обеспечить наряду с преодолением заблуждений всеобщее благоденствие и даже духовное облагораживание человека 12. Эмпиризм и рационализм в методологии и теории научного познания (Ф.Бэкон, Дж.Локк, Р.Декарт, Б.Спиноза) |