Главная страница
Навигация по странице:

  • Обычаи признавались источником права

  • (Дигесты). Для признания обычая правовым

  • Специфика правового применения обычая

  • Особенность римского правового обычая

  • Виды магистратских эдиктов: – эдикты эдилов

  • Виды эдиктов: 1) новые

  • Законом Корнелия 67 г. до н. э.

  • Краткий курс Римского права. РИМСКОЕ ПРАВО КРАТКИЙ КОНСПЕКТ. 1. Понятие римского права права частного,права публичного. Их отличительные особенности


    Скачать 194.08 Kb.
    Название1. Понятие римского права права частного,права публичного. Их отличительные особенности
    АнкорКраткий курс Римского права
    Дата11.02.2021
    Размер194.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРИМСКОЕ ПРАВО КРАТКИЙ КОНСПЕКТ.docx
    ТипДокументы
    #175802
    страница3 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    6.Обычай и закон как источники римского права.


    Обычное право – древнейшая форма образования римского права. Обычное правосовокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.

    Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получали признания и защиты от государственной власти, они оставались простыми обычаями (бытовыми); если обычаи признавались и защищались государством, они становились правовыми обычаями, составляли обычное право, а иногда даже воспринимались государственной властью, придающей им форму закона.

    Обычное право – неписаное право (jus non scriptum), восходящее к обычаям первобытного общества.

    Нормы обычного права:

    – mores maiorum – обычаи предков;

    – usus – обычная практика;

    – commentarii pontificum – обычаи, сложившиеся в практике жрецов;

    – commentarii magistratuum – обычаи, сложившиеся в практике магистратов;

    – consuetudo – обычай в императорский период. Значение обычаев:

    – заменяли указания других, более определенных источников права, прежде всего законов;

    – свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике.

    Обычаи признавались источником права, если отсутствовали конкретные требования, выраженные в других формах: «В тех делах, в которых |мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать то, что указано нравами и обычаями». В этой ситуации требование обычая, безусловно, обязательно. «Укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон, и это есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами» (Дигесты).

    В императорский период обычай не должен был противоречить закону; обычай не мог отменять указание закона. «Долго принявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного закона» (Дигесты).

    Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был:

    – выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;

    – выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия;

    – воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации, т. е. далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могли составить правовое требование обычая (например, не создавали такового обыкновение «давать на чай», разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т. п.). Специфика правового применения обычая – ссылающийся на обычай должен был сам доказывать факт его наличия, обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался.

    Особенность римского правового обычая – неразрывность понимания обычая с нравами. Предписания обычая – «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами». В силу этого обычай носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования; в языческую пору глашатаем обычая нередко становилось обращение к оракулу, что само по себе подчиняло вытекающие из него правовые требования религиозной традиции. В христианскую эпоху аналогичный характер стали носить ссылки на Священное писание и евангелический канон.


    7.Эдикты магистратов и преторов.Их роль в развитии римского права.


    Эдикт (edictum) (от dico – «говорю») – устное объявление магистрата по тому или иному вопросу.

    С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике делали (уже в письменной форме) республиканские магистры при вступлении в должность.

    Формально эдикт был обязателен только для того магистра, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти (отсюда принадлежащее Цицерону название эдикта lex annua, закон на год). Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение (часть эдикта данного магистрата, переходившая в эдикты его преемников, называется edictum tralaticium).

    Виды магистратских эдиктов:

    – эдикты эдилов регулировали в основном вопросы торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного оборота;

    – провинциальные эдикты заключали в себе: утверждение местных узаконений и правовых обычаев, нововведения собственно начальников провинций – главным образом в административной, и финансовой сфере, заимствования из преторских эдиктов, пригодные для того или другого города или провинции по усмотрению начальника;

    – преторские эдикты.

    При назначении на должность претор издавал указ, в котором декларировал те правоположения и принципы, которых он будет держаться в течение года (срок преторских полномочий).

    Претор не посягал на авторитет цивильного права, а помогал их осуществлению, подкрепляя общественные отношения, урегулированные цивильным правом, также и своими исками.

    Виды эдиктов:

    1) новые (в них указывались новшества правоприменения и юридической практики) и перенесенные (претор заявлял, что будет придерживаться практики своего предшественника) эдикты;

    2) постоянные, где указывались правоположения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий, и непредвиденные, касавшиеся казусных обстоятельств, либо правоприменения в отношении отдельных личностей. Законом Корнелия 67 г. до н. э. преторам было строго предписано держаться деклараций постоянного эдикта.

    Ни претор, ни другие магистраты, издававшие эдикты, не были компетентны отменять или изменять законы, издавать новые законы и т. п. Однако в качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать норме цивилизованного права практическое значение или, наоборот, лишить силы то или иное положение цивильного права. Например, претор мог при известных условиях защитить несобственника как собственника, но он не мог несобственника превратить в собственника.

    Во II в. н. э. император Адриан возложил на юриста Юлиана кодификацию отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах. Окончательная редакция «постоянного эдикта» Юлиана (edictum perpetuum) была одобрена императором и объявлена постановлением сената неизменной, однако император оставил за собой право делать дополнения к эдикту.

    С этого времени правотворческая деятельность претора (и других магистратов) прекратилась.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта