Главная страница

Билеты по рус. лит. 20 в.. ЛИТЕРА БИЛЕТЫ. 1. Послеоктябрьское творчество А. Блока. Стихотворение Скифы и статьи Интеллигенция и революция, Крушение гуманизма, О назначении поэта


Скачать 264.8 Kb.
Название1. Послеоктябрьское творчество А. Блока. Стихотворение Скифы и статьи Интеллигенция и революция, Крушение гуманизма, О назначении поэта
АнкорБилеты по рус. лит. 20 в
Дата04.07.2022
Размер264.8 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛИТЕРА БИЛЕТЫ.docx
ТипДокументы
#624286
страница20 из 37
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   37

28. Художественное постижение связей между историческими эпохами и вечностью в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».


Исторические эпохи: время, когда жил Иисус, и 20 век, Москва 30-х годов.

В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» присутствуют все три мира: вечный (космический, потусторонний); реальный (московский, современный); библейский (прошлый, древний, ершалаимский).

Важную роль играет в «Мастере и Маргарите» потусторонний мир. В композиции романа он связывает друг с другом высокий мир древней евангельской легенды, воплотившийся в ершалаимские главы, и его сниженное подобие - современный Московский мир, где людские пороки стали куда мельче, а их обладатели выглядят часто смешно и жалко. Ведь именно Воланд рассказывает литераторам на Патриарших начало истории Иешуа и Пилата, буквально совпадающее с соответствующими главами романа Мастера. Воланд избавляет Пилата от мук совести, возвращает Мастеру его роман и даёт ему вечный покой, помогает Маргарите найти Мастера.

Роман состоит из 26 глав, четыре из них посвящены событиям библейской истории. Роман включает в себя два повествовательных плана — сатирический (бытовой) и символический (библейский или мифологический). Каждому плану соответствует своя временная система. Действие библейского плана выстроено в соответствии с христианским каноном и продолжается в течение одного дня. В него вводятся воспоминания о прошлом и предсказания будущего. В потустороннем мире время не движется. Писатель показывает бесконечно длящуюся полночь, во время которой происходит бал Сатаны, или вечный день, в течение которого наступает «вечный покой» в финале романа. Только в реальном мире, связанном с Москвой, действие продолжается четыре дня и время течет в традиционных рамках. В основе мифологической линии — авторская версия Евангелия. Булгаков не пересказывает жизнь Иисуса, а создает на основе библейского мотива живой, реальный мир. В описании Ершалаима использованы временные, пространственные и бытовые детали. Писатель создает подчеркнуто реалистичную картину с запоминающимися деталями. Сочетание двух планов — реального и условного — позволило Булгакову создать полотно, отличающееся эпическим размахом и философской глубиной. Поскольку введение в литературное произведение библейских персонажей могло быть воспринято как пропаганда религии, Булгаков отводит библейский пласт на второй план, используя прием «романа в романе». Лишь к концу произведения фантастическая линия становится доминирующей, определяя авторскую позицию. Чтобы связать все планы между собой, писатель использует сложную систему своеобразных «переходов», постепенно выводя повествование из реального плана (описание Москвы в страшную жару) в мифологический (бал у Воланда).

Главы о жизни Москвы 30-х годов граничат с рассказами на библейские темы (роман, который пишет мастер, интерпретирует известную историю столкновения Иисуса и Понтия Пилата, а также историю жертвенной гибели Христа). Это дает возможность писателю рассматривать современность с позиции вечности и сквозь призму христианских ценностей. Композиция романа построена по принципу контрапункта, т.е. объединение разных, относительно независимых сюжетных линий, которые развиваются с разной скоростью. Это предопределяет определенную полифонию произведения, его обобщающий характер.

У М. Булгакова земной мир олицетворяют персонажи из московской жизни 30-х годов (Берлиоз, Римский, Варенуха, Ласточкин и др.). К космическому принадлежат Воланд и его свита (Азазелло, кот Бегемот, Абадонна, Гелла). Библейский мир возникает в историях о Иешуа Га-Ноцри, Понтии Пилате, Левии Матвее, Иуде и др. Такая художественная структура произведения - не просто произведение фантазии художника. Изображая разные миры, М. Булгаков делал ударение на разрыве между ними. Люди живут

на Земле и не думают о Боге, о Вселенной. Злободневные проблемы отодвинули на второй план вечные ценности. А это означает, что мир утратил свою духовную цель и летит в пропасть. Роман «Мастер и Маргарита» является предупреждением человечеству о последствиях от нарушения законов бытия.

Мастер и Маргарита остаются людьми, пройдя все испытания, они сохранили в себе силу любви и добра, и даже дьявол вынужден их отпустить. Но мастер не может думать только о себе, о своей свободе и счастье. Философу необходимо осознать жизнь всего человечества. Своеобразным обращением ко всем людям, которые живут на Земле, стало известное лирическое отступление в финале романа. Здесь сливаются голоса автора, мастера и Иешуа. Это взгляд сверху на грешную землю и на страдание людей. В этих словах звучит пронзительная боль за все человечество, которое еще не осознало своих таинственных божественных сил, которые могут все изменить на лучшее. Вопреки глубокому трагизму рассказа, в романе утверждается светлая идея духовного величия человека, его моральных возможностей в борьбе со злом.
29. Драматургия М. Булгакова. Пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров». Анализ одной из пьес. Драматургические открытия М. Булгакова.
Почти одновременно с «Днями Турбиных» Булгаков написал трагифарс «Зойкина квартира» (1926). Сюжет пьесы был весьма актуален для тех лет. Предприимчивая Зойка Пельц пытается скопить денег на покупку заграничных виз для себя и своего любовника, организуя подпольный бордель в собственной квартире. В пьесе запечатлен резкий слом социальной реальности, выраженный в смене языковых форм. Граф Обольянинов отказывается понять, что такое «бывший граф»: «Куда же я делся? Вот же я, стою перед вами». Он с демонстративным простодушием не принимает не столько «новые слова», сколько новые ценности. Блистательное хамелеонство обаятельного проходимца Аметистова, администратора в зойкином «ателье» составляет разительный контраст не умеющему применяться к обстоятельствам графу. В контрапункте двух центральных образов, Аметистова и графа Обольянинова, проступает глубинная тема пьесы: тема исторической памяти, невозможности забвения прошлого. Отличительная особенность пьесы состоит в изображении автором лихорадочного, напряженного ритма московской жизни, разноголосой, пестрой, вульгарной. Изображение в пьесе квартиры является символом города, такого же скандально, шумного, разъяренного, иллюзорного и лживого.

Своеобразием пьесы представляются авторские ремарки в виде коротких исчерпывающих реплик, создающих звуковой фон произведения, представленного очень музыкальным, поскольку в повествовании постоянно слышатся звуки рояля, исполнение романсов, тревожные гудки трамваев. Вообще, ремарки играют в пьесе роль объединяющего начала, пронизывая сцены-сны сквозными образами и мотивами (сны, моменты небытия, болезни, азартной игры, тараканьих бегов, тщетного стремления к покою, вины и расплаты) и довершая впечатление расколотой действительности.

Юмористические ситуации, гротеск, меткие остроты, комические типы (Лариосик, Бунша, Пончик) тоже придавали пьесам Булгакова особую тональность, создавали в них особую атмосферу. Превращаясь в драматургический принцип, гротеск оказывал особенно сильное влияние на жанровое своеобразие произведения, превращал комедию в острейшую сатиру, бичующую уродливые явления при нэпе ("Зойкина квартира").

Смысловая нагрузка произведения заключается в изображении пронзительной и страшной драмы в виде жутковатого балагана, финалом

которого становится крах и исчезновение прежней жизни, описанные с применением мастерской сатиры и иронии.

Бегство – один из основных мотив в пьесе «Зойкина квартира». Каждый герой в этой пьесе стремится от чего-то сбежать: Зоя и Абольянинов – сбежать от реалий постреволюционной России в Ниццу, сам Абольянинов в то же время пытается избежать ужаса действительности с помощью опиума и кокаина, Гусь пытается сбежать от семьи к любовнице, а его любовница Алла пытается с бежать в Париж к своему жениху, Херувим и Гандзалин стремятся вернуться в Шанхай, Манюшка и та бежит, хотя еще пока не решила с кем именно, а для Аметистова бег – это вообще суть его существования. В его беге нет конечной точки, он бежит даже не от кого-то конкретного, он просто бездомный и беглец, и в первую очередь от себя. В каждого городе у него своя личность: в Баку он – Карл Чемоданов, в Москве – Александр Тарасович Путинковский, на деле Василий Иванович Аметистов, причем факт его расстрела в Баку никак не мешает ему вернуться в Москве под другим именем: «Если меня расстреляли в Баку, я, значит, и в Москву не могу приехать?». И в каждом месте он умудряется приспособится, вынести для себя выгоду, создать вокруг себя иллюзорную историю, так, он врет Абольянинову, что у него было имение и лошади, Гусю врет, что он жил в Париже. Единственный, кто не бежит, - это Портупея, который отлично вписывается в действительность, обладает властью, заведует драгоценнейшими квадратными метрами многоквартирного дома.

Весь это бег во внешнем и внутреннем его выражении образует хаос и полную неразбериху, каждый бегущий связан друг с другом, будто в фигуре из домино или как в карточном домике, одно неверное движение, один импульс и все развалится и полетит в тартарары. Так и случается в пьесе, никто не смог сбежать или достигнуть своей цели, убийство Гуся окончательно сломало всю систему. Под это крушение попадает и «не бегущий» Портупея, ведь он был звеном всего хаоса. И только Аметистов умудряется снова сбежать и кто знает в каком городе он появится и под какой личиной, но этот герой живущий в процессе бега и не имеющий конечной цели отлично выживет в такое непостоянное время.

Как мы видит тема «бега», как чего-то хаотичного, инфернального и разрушающего, которую поднял Булгаков еще в одноименной пьесе «Бег» и в «Белой гвардии» продолжает свое развитие и очередной раз доказывает, что в бегстве спасения нет, оно убьёт тебя либо физически, либо морально.
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   37


написать администратору сайта