Главная страница
Навигация по странице:

  • Система образов.

  • Особенности композиции

  • Жанровые признаки.

  • Билеты по рус. лит. 20 в.. ЛИТЕРА БИЛЕТЫ. 1. Послеоктябрьское творчество А. Блока. Стихотворение Скифы и статьи Интеллигенция и революция, Крушение гуманизма, О назначении поэта


    Скачать 264.8 Kb.
    Название1. Послеоктябрьское творчество А. Блока. Стихотворение Скифы и статьи Интеллигенция и революция, Крушение гуманизма, О назначении поэта
    АнкорБилеты по рус. лит. 20 в
    Дата04.07.2022
    Размер264.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛИТЕРА БИЛЕТЫ.docx
    ТипДокументы
    #624286
    страница28 из 37
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   37

    42. Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон». Концепция истории, система образов, особенности композиции. Жанровые признаки романа-эпопеи.


    Концепция истории. Действие романам: с мая 1912 года по март 1922-го. Это десятилетие русской истории наполнено событиями исключительного значения: подъем рабочего движения в 1912-1914 годах, отмеченный грандиозными стачками, провозвестниками будущей революции; первая мировая война; свержение самодержавия в марте 1917 года; борьба партии большевиков за массы; Великий Октябрь; беспримерная в истории гражданская война, полыхавшая на всем пространстве огромной страны от Риги до Камчатки; иностранная интервенция, попытки расчленить Советскую Россию, позорный крах интервентов; победа государства Советов и начало строительства новой жизни; деятельность В. И. Ленина во главе Советской державы.

    Система образов. Среди героев романа-эпопеи есть действительные участники событий: Иван Лагутин, председатель казачьего отдела ВЦИКа, первый председатель Донского ВЦИКа Федор Подтелков, член ревкома казак Михаил Кривошлыков. В то же время вымышлены основные герои повествования: семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Листницких. Главный герой - Григорий Мелехов – художественный тип всемирно-исторического значения, образ огромной обобщающей силы. Григорий яркая, запоминающаяся личность. Добрый и благородный, способный искренно любить, видеть и чувствовать красоту родного края, Мелехов попадает в жернова революционных преобразований на Дону. Трудно сохранить себя в тяжелейших условиях братоубийственной войны. Казаки и Григорий вместе с ними не видят смысла в борьбе со своими бывшими станичниками. Он покидает банду Фомина, понимая, что никому они не нужны, “всем мешаем мирно жить и работать”. Григорий возвращается к семье, к родному дому. Личная жизнь Григория Мелехова полна драматизма. Любовь к замужней женщине Аксинье не дает покоя ему и заставляет страдать его жену Наталью. В романе изображены женщины разных возрастов, характеров, судеб. Страстной красавице Аксинье противопоставлена скромная труженица Наталья. Трагична судьба обеих женщин: они любят одного мужчину – Григория Мелехова. Наталья не может перенести того, что муж любит Аксинью, не видит смысла в дальнейшей жизни. Аксинью любовь к Григорию гонит вместе с ним по Кубани, где она погибает от шальной пули.
    Особенности композиции. Композиция романа кольцевая, то есть все события начинаются на мелеховском дворе и заканчиваются там же, куда возвращается главный герой, Григорий Мелехов, после долгих метаний.

    В центре романа — история семьи Мелеховых. Сквозь призму личной судьбы каждого ее члена Шолохов показывает все важнейшие этапы жизни донского казачества: накануне и в период Первой мировой войны, во время войны гражданской. Такой прием позволяет особенно остро ощутить трагизм событий той эпохи, которые, словно катком, прошлись по судьбе каждого казака. Основа композиции романа-эпопеи — контраст между жизнью до революции и после нее. Разлом, произошедший в жизни страны после октября 1917 года, в «Тихом Доне» виден при сопоставлении картин мирной жизни и жизни после революции. Вековой уклад хутора разрушен полностью. Факт крушения норм коллективной жизни казачьего круга несомненен. Роман-эпопею «Тихий Дон» можно считать вершиной творчества М.А.Шолохова. Она охватывает большой промежуток времени, описывает события Первой Мировой войны, двух революций и Гражданской войны, поэтому для понимания этого произведения большую роль нужно уделять композиции. В центре романа – история семьи Мелеховых. Через призму личной жизни каждого из ее членов Шолохов передает настроения донского казачества в разные исторические периоды. Особое место в романе занимают лирические отступления. М.А.Шолохов следует традиции жанра и описывает окружающий героев пейзаж во всех красках и подробностях. В произведении писателя мир природы неотделим от мира человека, казаки искренне любят свою родную землю, живут с ней в гармонии и благодарят за ее щедрые дары, которые дают им возможность мирно существовать. Через природу как бы материализуются чувства героев. Например, душевное состояние Аксиньи после разрыва с Григорием сравнивается с пустынной и одичалой степью, где некогда пасся скот. А сам Григорий, после похорон своей любимой, увидел над собой «ослепительно сияющий черный диск солнца». Этот прием помогает писателю сильнее передать психологизм героев, их эмоциональное состояние, которое трудно описать словами. Важной особенностью композиции «Тихого Дона» является прием антитезы. На нем построен весь роман: Шолохов все время сопоставляет войну и мир, жизнь и смерть. И соответственно, неопределенность, сомнение характеризуют Григория Мелехова как главного персонажа. Он мечется между белыми и красными, между Аксиньей и Натальей, между чувствами и долгом. Постоянный поиск правды, своего места в жизни – главный мотив «Тихого Дона». Эта особенность характера определяет не только отдельную личность, но и всю эпоху. Пространство романа все время то сужается, то расширяется. От событий, происходящих в хуторе Татарском, писатель переходит к событиям крупномасштабным, охватывающим большие города и волнующим всю страну. Шолохов включает в повествование реальные исторические лица и документы, и таким образом «Тихий Дон» становится своеобразной летописью, а Григорий Мелехов – социально-психологическим типом, характеризующим общество в целом. И проблематика произведения расширяется – становится общенародной. Витиеватый, непостоянный сюжет «Тихого Дона» заканчивается на мелеховском дворе, где и начинался. Григорий после долгих скитаний возвращается в родной курень с маленьким сыном. У героя теперь есть возможность начать все сначала: восстановить хозяйство, устроить жизнь, воспитать ребенка. Кольцевая композиция рисует круговорот добра и зла. И в этом просматривается еще один важный мотив произведения – мотив быстротечности времени. Мирная жизнь нарушается смутой и разрушением, но потом снова возвращается в свое русло. Это естественный исторический процесс. Земля постепенно залечивает свои раны. Человечество тоже залечивает раны. Остается только память. И эту идею Шолохов высказывает в финале своего романа.
    Жанровые признаки. "Тихий Дон" сочетает в себе различные жанровые принципы. Изображение жизненного потока происходит с эпопейной свободой, однако это не отменяет романного начала. Действие произведения начинается и заканчивается у куреня семьи Мелеховых, каждый член этой семьи имеет свою историю, прослеженную автором на страницах романа. В отличие от «Войны и мира» главный герой в интересующем нас произведении один. Григорий Мелехов переживает и личные неурядицы, и все бедствия двух войн, и их последствия. Правда, Григорий Мелехов является центральным персонажем не всех глав произведения. Петро Мелехов, Мишка Кошевой, Иван Алексеевич, Митька Коршунов, Бунчук и другие находятся в центре авторского внимания во многих главах и даже их комплексах. Таким образом, романное начало, предполагающее внимание к человеческой индивидуальности в ее отношениях с другими, очень значимо в структуре "Тихого Дона". Эпопея же должна быть обращена к судьбам народов, к общезначимому. Она исследует основы жизнеустройства, миропорядка. Связь событий в ней осуществляется не только и не столько за счет сюжета, сколько мироощущением, в котором общее преобладает над частным.
    Действие в первой части "Тихого Дона" разворачивается неторопливо. По меркам романа не обязательно изображение двух рыбалок, поездки казаков на лагерные сборы и т.д., это необходимо для эпопеи. Вторая часть «Тихого Дона» наиболее романна, ведь здесь изображена в первую очередь личная жизнь Григория, пристальное внимание уделено его внутреннему миру. Однако и здесь присутствуют эпизоды, ценные сами по себе, например: сцена с бугаем отца Митьки Коршунова, распоровшим шею кобылице. В третьей части "Тихого Дона", например, описание подвига Кузьмы Крючкова — это исторический вставной эпизод. Он никак не связан с основными действующими лицами романа, его участники никогда больше не появятся на страницах произведения. Эта сцена не соответствует жанру романа, а характерна для эпопеи.

    Во 2-й книге, а также большей части 3-й развитие главного романного действия несколько задерживается событиями эпоса. И далее автор уделяет много внимания историческим событиям, даже если они не имеют отношения к судьбам центральных персонажей. В седьмой части "Тихого Дона" речь идет о ходе крупных фронтовых операций, о стратегических планах воюющих сторон и т.д. Эти исторические вставки не нужны в романе, но эпопея без них обойтись не может.
    Все описанные в «Тихом Доне» события, на первый взгляд иногда несопоставимые, на самом деле тесно связаны между собой: все они оставляют след в жизни человека, в его духовной биографии. Романное и эпопейное начала в «Тихом Доне», как и в «Войне и мире», очень тесно переплетены, только единство это носит трагический характер. Казаки всегда были сословием, чьей обязанностью являлись служба в армии, участие в войнах. Сражение предполагает необходимую жестокость, но даже в сражении существует норма поведения. Уже Первая мировая война разрушает представление об этой норме. Смерть становится обыденным явлением, жизнь обесценивается. В этой войне органичен образ Чубатого, хладнокровного убийцы, попавшего в свою стихию, но нормальный человеческий взгляд на неприятеля как на человека в этой войне еще правомерен. Однако чем ближе революция и война Гражданская, тем все более невозможен взгляд с позиции уже найденной абсолютной истины. Автор ищет истину вместе с героями. Он не может, не имеет нрава быть беспристрастным судьей. В Гражданской войне это невозможно.
    Особенность шолоховского повествования о Гражданской войне в том, что он главным героем своего эпоса делает народ. Шолохова можно признать сторонником традиционных моральных норм. Гражданская война во многом отменяет эти нормы, и эта отмена есть суть трагедийности «Тихого Дона». Трагедийность романа — следствие не особенностей художественного замысла писателя, а исторических событий, изображенных в нем. Автор стремится передать трагедию, существующую в жизни, а не осуществить художественную, литературную трагедию.
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   37


    написать администратору сайта