Главная страница
Навигация по странице:

  • История создания

  • Если коротко (про историю создания)

  • Характеристика героев: Вадим Петрович Рощин

  • Иван Ильич Телегин

  • Анализ произведения

  • Билеты по рус. лит. 20 в.. ЛИТЕРА БИЛЕТЫ. 1. Послеоктябрьское творчество А. Блока. Стихотворение Скифы и статьи Интеллигенция и революция, Крушение гуманизма, О назначении поэта


    Скачать 264.8 Kb.
    Название1. Послеоктябрьское творчество А. Блока. Стихотворение Скифы и статьи Интеллигенция и революция, Крушение гуманизма, О назначении поэта
    АнкорБилеты по рус. лит. 20 в
    Дата04.07.2022
    Размер264.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛИТЕРА БИЛЕТЫ.docx
    ТипДокументы
    #624286
    страница26 из 37
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   37

    38. Роман А.Н. Толстого «Пётр Первый». Своеобразие повествовательной системы.


    И СКАЖИТЕ ЧТО-НИБУДЬ ПРО ЛЕКЦИИ АЛЕКСЕЯ ВАРЛАМОВА, ТИТОВА ЧАСТО УПОМИНАЛА ЕГО КОГДА МЫ ОБСУЖДАЛИ ТОЛСТОГО. ЭТО +100 К УСПЕХУ Я ДУМАЮ!!!
    хождение

    39. Динамика развития характера Петра I в одноимённом романе А.Н. Толстого.


    Образ Петра в изображении Толстого очень многопланов и сложен показан в постоянной динамике, в развитии. В начале романа Петр - долговязый и угловатый мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол. Затем мы видим, как из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный, бесстрашный полководец. Учителем Петра становится жизнь. Азовский поход приводит его к мысли о необходимости создания флота, "нарвская конфузия" - к реорганизации армии. На страницах романа Толстой изображает важнейшие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, война со шведами, строительство Петербурга. Толстой отбирает эти события, чтобы показать, как они воздействуют на формирование личности Петра. Но не только обстоятельства воздействуют на Петра, он активно вмешивается в жизнь, изменяет ее, презрев вековые устои, велит "знатность по годности считать". Сколько "птенцов гнезда Петрова" объединил и сплотил вокруг него этот указ, скольким талантливым людям он дал возможность развить свои способности! Используя прием контраста, противопоставляя сцены с Петром сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой оценивает общий характер вмешательства Петра в исторический процесс и доказывает, что только Петр может встать во главе преобразований. Но роман не становится биографией Петра I. Также Толстому важна эпоха, формирующая исторического деятеля. Он создает многоплановую композицию, показывает жизнь самых различных слоев населения России: крестьян, солдат, купцов, бояр, дворян. Действие разворачивается в различных местах: в Кремле, в избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Москве, Азове, Архангельске, Нарве. Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников, действительных и вымышленных: Александра Меньшикова, Никиты Демидова, Бровкина, выдвинувшихся из низов, и с честью сражавшихся за дело Петра и России. Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных родов: Ромодановский, Шереметьев, Репнин, которые не за страх, а за совесть служат молодому царю и его новым целям. Роман А.Н. Толстого "Петр Первый" ценен для нас не только как историческое произведение, Толстой использовал архивные документы, а как культурное наследие. В романе множество фольклорных образов и мотивов, использованы народные песни, пословицы, поговорки, шутки. Толстой не успел завершить свой труд, роман остался незаконченным. Но с его страниц встают образы той эпохи и центральный ее образ - Петр I - преобразователь и государственный деятель, кровно связанный со своим государством и эпохой.

    40. Романная трилогия А.Н. Толстого «Хождение по мукам». История создания и характеры героев.


    История создания:

    Первая часть трилогии, получившая впоследствии название «Сёстры», создавалась Толстым в эмигрантский период и датирована самим писателем 1921 годом. Возможно, Толстой планировал опубликовать первую часть как отдельное произведение в эмигрантской печати, но он понимал, что его роман неизбежно встанет в один ряд с тысячами повестей и романов вчерашних граждан России, выброшенных на чужбину, пройдёт совершенно незамеченным читающей публикой.

    В 1923 году, измученный лишениями эмигрантского быта, Толстой возвращается в советскую Россию. Здесь уже начинается серьёзное осмысление событий революции и гражданской войны, рождается новая идеология и новая литература.В 1925 году писатель переделывает первую часть «Хождения», превращая своё весьма заурядное эмигрантское произведение в обличительно-фантастический роман.

    Около полутора лет заняли подготовительные работы ко второму тому: поездки по местам событий, беседы с участниками гражданской войны, работа с печатными и рукописными источниками и — главное — осмысление материала. Толстой использовал при написании второй части трилогии малодоступные в советской России белоэмигрантские источники. Не оставляет сомнения его знакомство с первыми томами «Очерков русской смуты» А.И.Деникина и другими воспоминаниями участников гражданской войны со стороны белого лагеря. В отличие от белоэмигрантских авторов, писавших о гражданской войне (Краснов, Деникин, Шинкаренко и др.), Толстой не был непосредственным участником или свидетелем описываемых им событий. Поэтому некоторые эпизоды их произведений были подвергнуты основательной переработке и включены в текст романа, как собственные размышления автора.

    Первые строки второй части трилогии были написаны в марте 1927 года. В конце апреля Толстой отправил в журнал «Новый мир» две главы.

    Редактор журнала В. П. Полонский в письме Толстому выразил опасение, что события будут изображены в романе «под углом зрения людей, пострадавших от революции», а это не очень уместно во время подготовки к празднованию десятилетия Октября.

    Автор отчаянно боролся за свой роман. Толстой, действительно, хотел и мог бы создать произведение, вошедшее наравне с «Тихим Доном» Шолохова и «Белой гвардией» Булгакова в золотой фонд отечественной литературы, но…

    Советские чиновники от литературы заставляли автора беспощадно резать и кромсать тело многострадального романа, оставляя на его страницах место только для положительно-картонных героев-схем и откровенных глупостей с точки зрения здравого смысла.

    С июльского номера «Нового мира» за 1927 год началась публикация второй части «Хождения по мукам» и продолжалась до июля 1928 года. Подготавливая книгу к отдельному изданию, Толстой дал этой части заглавие «Восемнадцатый год».

    Пятнадцать лет спустя, закончив переработку трилогии в целом, сам Толстой указывал на «недостатки» первого варианта «Восемнадцатого года»: «Это был предельный историзм… Это было просто непереваренные куски и исторические фрагменты, которые попадались мне в руки… Тут ничего не было связного, приходилось восполнять эти пропущенные места рассказами очевидцев, но по рассказам очевидцев, конечно, история не пишется, поэтому тут было много допущено ошибок, которые пришлось потом исправлять».

    Чтобы сгладить свои «исторические ошибки» и проявить ещё большую лояльность к советской историографии гражданской войны Толстой пишет повесть «Хлеб», посвящённую обороне Царицына. Оборона Царицына в 1930-е годы считалась главным событием в советской истории гражданской войны, а освещение «кубанских походов» Корнилова-Деникина оставалось прерогативой белоэмигрантских авторов. Именно это обстоятельство и заставило Толстого столь сурово отзываться о второй части своей трилогии. Тем не менее, «Восемнадцатый год» А.Н. Толстого стал одним из крупнейших произведений советской литературы конца 1920-х годов. На безрыбье, как говорится, и рак – рыба. «Восемнадцатый год» ознаменовал и полный переход писателя на позиции соцреализма.

    Третий том трилогии «Хмурое утро» дался Толстому труднее всего. Нужно было привести к общему знаменателю целый ряд разорванных сюжетных линий, подвести идеологическую подоплёку под неожиданное «воскресение» уже обречённых автором на гибель центральных героев – Кати и Рощина, дать «правильную» оценку крестьянскому антибольшевистскому движению.

    Конечно, дело было не только в этом. Толстой прекрасно чувствовал историческую эпоху своего времени: на дворе был уже не конец 1920-х, а середина 1930-х годов, когда любая «ошибка» в трактовке событий гражданской войны могла стоить ему жизни. Поэтому к работе над третьей частью «Хождения по мукам» предусмотрительный писатель вернулся только в 1939 году – после выхода исторического романа о Петре I, одобренного партией и правительством.

    «Хмурое утро» было закончено как раз в тот день, когда началась Великая Отечественная война – 22 июня 1941 года.

    Поскольку романы, составляющие трилогию, писались с большими интервалами, Толстой почти до конца своей жизни трудился над текстом «Хождения по мукам», сводя его к единому стилю, многое переделывая, придавая ему стройность единого произведения. Только в 1943 году вышло первое издание «Хождения по мукам» в одном томе, и 19 марта этого же года постановлением Совета Народных Комиссаров А. Н. Толстому была присуждена Государственная премия за роман.

    Если коротко (про историю создания):

    Первую часть романа «Сестры» Алексей Толстой писал в 1920 году, когда пребывал в эмиграции. Поэтому в книге так много ностальгических моментов, описаний родного автору Петербурга.

    Во время написания второй книги «Восемнадцатый год» настроение Толстого кардинально меняется. В этот момент он уже возвращается в Россию и конец 1920 года встречает с недовольством и критикой существующего политического строя.

    Третью часть трилогии автор закончил в 1940 году, пребывая практически на смертном одре.

    Характеристика героев:

    Вадим Петрович Рощин :второй супруг Екатерины, дворянин, офицер, воспитанный в монархическом духе. считает себя большим, гордым человеком, сравнивает с Андреем Болконским. И главная утрата для него после революции – именно этот, обусловленный происхождением и образованием, статус исключительной личности. Невыносимо для него, с его самомнением и амбициями, затеряться в толпе. Он и сам признает: утратил ощущение, что он большой человек, а маленьким быть не хотел. И это настолько подстегивает его самолюбие, что он проникается лютой ненавистью к тем, кто изменил этот миропорядок, при котором достаточно родиться сыном аристократа, чтобы на тебя смотрели снизу вверх.Рощин – величайший гений всех времен и народов, хотя на самом деле он обычный светский человек, опытный военный.«У Рощина недоставало беспощадно-ясного видения вещей. Ум его окрашивал мир и события в то, что он сам считал лучшим и главным. Неподходящее пропускалось мимо глаз, от назойливого он морщился».
    Скромный мягкий деликатный Иван Ильич Телегин никогда не был высокого мнения о себе, не считал себя выдающейся личностью, пупом земли, ему казалось, другие его превосходят, а он должен знать свое место и делать то, что умеет делать. Решать конкретные задачи, приобретать навыки, которых у него нет. И так, незаметно для самого себя и окружающих, он растет, набирает силу, становится одним из самых опытных бойцов Красной Армии, авторитетнейшим человеком. Но продолжает подтрунивать над собой, ни на миг не проникаясь манией величия, ощущением невероятной значимости своей персоны.Всю жизнь считал себя самым заурядным, маленьким человеком. А был на самом деле большим. Сам о том не подозревая, как это бывает у по-настоящему скромных, взыскательных к себе людей. Описан он с душой, ясной как солнце. Один из самых удачных героев романа. Причем достигается этот эффект тончайшими нюансами – он не человек громких речей, громких слов, пафосных восклицаний, претензий на глубокомыслие. Супруг Дарьи, молодой инженер, честный и порядочный, встретивший революцию на стороне большевиков.
    Ключевыми фигурами романа являются сестры Булавины – Даша и Катя. Они являются основой романа, от которой тянутся нити к другим героям, сшивая полноценную и объемную эпопею. А. Н. Толстой создал два абсолютно противоположных образа. Молодая Даша – девушка со своими принципами и убеждениями, с горячим пылом, чистая и непорочная, презирающая ложь и Катя – более спокойная, рассудительная и мягкая натура. Их объединяет не только красота и родственная кровь, но и общее горе, потеря близких и родных. На протяжении всего романа в главных героинях будут происходить метаморфозы: каждое скорбное событие будет оставлять след не только на лице в виде морщин, но и в сердце, которое больше похоже на подушечку для втыкания игл. Судьба не жалеет ни одну из них, ветер революционного движения раскидывает их по разным уголкам страны, как семена какого-то кустарника. Девушки растворяются во всех этих событиях и их горе на фоне широкомасштабных кровавых событий кажется чем-то мелким и жалким. Сестры Булавины – это некий собирательный образ русской интеллигенции того времени, на котором писатель хотел показать всю трагедию и горькую судьбу данного сословия.
    Анализ произведения :

    Тема и конфликт

    Сквозной темой, объединившей все три книги, стала тема патриотического движения, единства народа, который готов действовать сообща ради общего будущего. Желание перемен как демократических, так и радикальных наполняло все общество. Автор акцентировал внимание на тяготах и лишениях, которые ждали романтиков на этом пути. Исходя из темы, раскрываются и конфликтные узлы масштабного романа: конфликт потерянной и вновь обретенной Родины (как у главных героев, так и у самого писателя); конфликт разных точек зрения, двух полюсов одного общества (гражданский конфликт); конфликт новых прогрессивных изменений и укоренившегося старого устоя. Эти силы постоянно противостоят друг другу, но все же они неразделимы в жизни и истории человечества.

    Роман исторический, соответственно основан на реальных событиях, но с художественным оттенком. Роман, повествующий о тяжелейших временах, о трагедии русского народа, о том, как страну между собой разрывали на кусочки разные движения. Конечно же, в сюжет вплетаются линии любви и дружбы, дабы внести в это страшное месиво что-то прекрасное, умиротворяющее, обнадеживающее, в некотором роде это стимул для борьбы и продолжения своего нелегкого пути. Написан роман доступным языком и в лучших традициях исторического жанра. А. Н. Толстой скрупулезно описывает каждое событие, каждую битву – чувствуется, что писателем проделана огромная работа. Очень ярко передаются эмоции и переживания героев. В романе огромное количество лиц второго плана, но внимание на них не акцентируется, что предотвращает путаницу во время чтения. Автор использовал очень интересную схему повествования – резкий переход от событий, происходящих с одним героем к другим, благодаря чему сохраняется интрига, а читатель может более тщательно проанализировать ситуацию.

    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   37


    написать администратору сайта