Главная страница

Билеты по рус. лит. 20 в.. ЛИТЕРА БИЛЕТЫ. 1. Послеоктябрьское творчество А. Блока. Стихотворение Скифы и статьи Интеллигенция и революция, Крушение гуманизма, О назначении поэта


Скачать 264.8 Kb.
Название1. Послеоктябрьское творчество А. Блока. Стихотворение Скифы и статьи Интеллигенция и революция, Крушение гуманизма, О назначении поэта
АнкорБилеты по рус. лит. 20 в
Дата04.07.2022
Размер264.8 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛИТЕРА БИЛЕТЫ.docx
ТипДокументы
#624286
страница27 из 37
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   37

41. Рассказы и повести А.Н. Толстого 1920–1930-х годов. Научно-фантастические произведения, их художественное своеобразие.


Алексей Николаевич Толстой - выдающийся русский писатель, внесший значительный вклад в советскую культуру. Творчество А. Н. Толстого формировалось на рубеже двух эпох. Великая Октябрьская социалистическая революция ознаменовала коренной перелом в истории страны. С октября 1917 года мир раскололся на два лагеря- социалистический и капиталистический. Борьба старого и нового мира нашла своеобразное, глубокое отражение в литературном творчестве писателя.

В 1922 году вышла автобиографическая повесть «Детство Никиты»: в ней Толстой рассказал о своей жизни в имении отчима, а прообразом матери главного героя стала мать самого писателя. В произведении сохранились также подлинные имена учителя Аркадия Ивановича и детского приятеля автора — Мишки Коряшонка. В том же году писатель выпустил роман «Сестры» — первую часть трилогии «Хождение по мукам».

Ни в Париже, ни в Берлине Толстому не нравилось. «Жизнь здесь приблизительно как в Харькове при гетмане, — писал он Ивану Бунину. — марка падает, цены растут, товары прячутся». В мае 1923 года писатель ненадолго приехал в СССР, а позже вернулся на родину навсегда.

Уже в 1923 году он выпустил свой первый фантастический роман «Аэлита», работу над которым начал еще в Берлине, по словам одного из наиболее авторитетных исследователей отечественной фантастической литературы, Р.Нудельмана, ознаменовал, «по существу, зарождение советской фантастики» и оказал «огромное влияние на ее последующее развитие».

Впечатление она произвела уже на современников: всего через два года после публикации режиссёр Я.Протазанов снял фильм «Аэлита», в написании сценария которого непосредственное участие принимал сам А.Толстой. История пребывания инженера Лося и бывшего красноармейца Гусева на Марсе не ограничивается разнообразными приключениями. В неё органически вплетены размышления автора о революции, об истории, о человеке и о любви.

Толстой показал, что правление совета инженеров, существующее на Марсе, не спасает марсианское общество от классового расслоения; совет превращается во «власть над народом» и идет к логическому завершению своей деятельности - подавлению революции измождённых непосильным трудом рабочих силой оружия. Революция в «Аэлите» рассматривается как попытка из последних сил, несмотря ни на какие страдания, через кровь и насилие прийти к обновлению, к великому возрождению любви к жизни. Вместе с миром меняется, преображается человек, и любовь Лося и Аэлиты, представителей разных миров, видится уже прекрасной неизбежностью.

В 1924-м выходит повесть «Похождения Невзорова, или Ибикус», сказка «Кот сметанный рот», пьеса «Бунт машин». Три года спустя Толстой вернулся к жанру фантастики и создал еще одно известное произведение — «Гиперболоид инженера Гарина» (первая редакция - 1926-27гг.). Создание образа Гарина, человека талантливого и аморального, сочетавшего сильную волю с необузданным стремлением к власти - блестящая удача автора. Образы других героев романа, столь зримо и осязаемо воплощённые, также поражают.

По сюжету романа Пётр Гарин изобретает некий тепловой луч, обладающий грандиозной разрушительной силой, способный жечь и резать. С его помощью герой планирует подчинить мир и стать его единственным властителем. Для этого он заключает временный союз с американским миллионером Роллингом и его женой Зоей Монроз, русской эмигранткой, бежавшей от революции. Всё практически удаётся, временами кажется, что коварного изобретателя не остановить, но зло обречено. В победе над ним решающую роль играют действия советского работника уголовного розыска Василия Шельги.

Используя готовую схему «романа о катастрофе», Толстой сумел наполнить ее плотью реальных подробностей современности. Чего только стоят описания паники на биржах Америки, после того как Гарин пустил под откос мировую экономику с помощью дешёвого золота. Толпы людей осаждают места, где килограмм жёлтого металла продаётся за несколько долларов, в борьбе за слитки они калечат и убивают друг друга, банкиры и клерки кончают жизнь самоубийством, начинает рушиться сама капиталистическая система. Роллинг, типичная империалистическая акула, обманутый Гариным, навсегда прощается со своими агрессивными стремлениями.

Но Толстой не стал бы столь популярен, если бы в своих произведениях ограничивался такими типичными для эпохи образами, как Роллинг. Образ Зои Монроз намного более противоречив. В ней нет ни капли доброты, ни капли любви и милосердия. Спасаясь от возмездия, она убивает лучом гиперболоида мальчика Ваню, пытавшегося её остановить. Но вместе с тем её образ поражает силой характера, бесстрашием, целеустремлённостью. Красивая, умная, независимая женщина способна влюбить в себя как бесчувственного Гарина, так и простого моряка-шведа, капитана её личной яхты. Сама же остаётся бесстрастной и соглашается идти за Гариным, только убедившись, что он действительно может подарить ей власть над миром.

«Гиперболоид инженера Гарина», в котором всё показано с неповторимой, социальной точностью и художественной силой, до сих пор остаётся примером для многих писателей-фантастов.

Современники, однако, не одобрили ни «Аэлиту», ни «Гиперболоид...». Хвалил эти произведения только Максим Горький, негативно же отзывались о них даже друзья Толстого — Корней Чуковский и Иван Бунин. «Без фантастики скучно все же художнику, благоразумно как-то... Художник по природе — враль, вот в чем дело!» — отвечал на критику писатель.

До 1930-х годов Толстой писал преимущественно рассказы и работал над второй книгой трилогии «Хождение по мукам» — «1918 год». Затем он обратился к исторической тематике и в 1934 году выпустил два тома романа «Петр Первый». За это произведение он получил первую из трех своих Сталинских премий. Писатель планировал издать и третий том, однако он так и остался незавершенным.

1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   37


написать администратору сайта