Главная страница
Навигация по странице:

  • -внешние

  • Турово-Пинское

  • 8.Утварэнне Вялікага княства Літоўскага: перадумовы і канцэпцыі.

  • История_Беларуси ответы. 1. Прадмет і задачы гістарычнай навукі. Фармацыйны і цывілізацыйны падыходы да вывучэння гісторыі. Месца гісторыі Беларусі ерапейскай і сусветнай гісторыі. Предмет историч науки


    Скачать 446 Kb.
    Название1. Прадмет і задачы гістарычнай навукі. Фармацыйны і цывілізацыйны падыходы да вывучэння гісторыі. Месца гісторыі Беларусі ерапейскай і сусветнай гісторыі. Предмет историч науки
    Дата19.09.2019
    Размер446 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория_Беларуси ответы.doc
    ТипДокументы
    #87199
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    5.Дзяржавы-княствы на тэрыторыі Беларусі (IX – першая палова XIII стст.).

    В 9-13 вв на нашей территории сложилтсь условия для зарождения гос-венности:

    -внутренние (разделение труда,возникновение городов,имущественное расслоение, существование классов,необх поддержания порядка внутри страны),

    -внешние(необх защиты терр от внешнего врага).

    Первым гос образованием является Полоцкое княжество.Полоцкая земля находилась на терр сев Белорусии в землях кривичей,включала в себя современную Вит обл., север Минской.На сев-зап владения полоцких князей доходили до Рижского залива.Удобное расположение на водных путях способствовало культ. и экономич.развитию княжества. Впервые столица княжества-город Полоцк упоминается в 862г в «Повести временных лет».В это время Киев и Новгород соперничали друг с другом за объединение вост-слав земель.В этом соперничестве Полоцку отводилась важная роль. В конце 10 в в Полоцке правил князь Рагвалод.Сын Рагнеды и Владимира-Изяслав унаследовал престол.Его сын Брячеслав Изяславович продолжил расширение терр княжества.Следующий князь-Всеслав Чародей. При его правлении княжество достигло пика развития. После смерти Чародея Полоцкое княжество было поделено между 6-ю его сыновьями(раздробленность). В XII в появляются Минское, Витебское, Друцкое княжества и др. В 1119 г Мономах захватил Минск,пленил князя Глеба,где он умер. В 1129г киевский князь Мстислав захватил за непослушание 3-х князей Всеславичей и вывез в Византию,где они служили в визант войске.В 1132г они вернулись. Ссылка способствовала налаживанию связей с Византией. В 12в-ослабление князя, усиление вече.Феод раздробленность ослабила княжество.На границе 13-14в Полоцкое княжество вошло в состав ВКЛ.Т.о.Полоцк на протяжении неск веков был столицей крупного княжества.

    Турово-Пинское княжество образовалось в границах расселения дрыговичей в бассейне реки Припять.Столица-Туров.Местная династия исчезла во времена князя Владимира. В 988г. Владимир выделил Туров сыну Святополку, кот начал борьбу за его независимость. Он женился на дочке польского короля Балислава Храброго, вместе с ней в Туров привозит католического епископа чем вызывает гнев отца. Предпосылки по которым Туровское княжество могло существовать самостоятельно:

    1)расположение на торговом пути из Киева в Польшу

    2)через Туров проход. одно из ответвлений пути из варяг в греки

    3)очень урожайные пахотные земли.

    После смерти князя Владимира Святополк становится киевским князем но Туров оставляет за собой. После междуусобной войны Ярослав Мудрый захватил престол и отдает Туров своему сыну-Изяславу.Позднее тот становится Киевским князем но Туров оставляет себе. По действующему праву получения наследства туровские князья наследовали киевский престол. В 1113-1125г город с землей перешел к роду князей Мономаховичей. Они держали княжество в качестве дополнения к своим основным владениям. Из летописи известно что в середине 12 в на Туровском престоле уже находился князь Юрий Ярославович. Благодаря ему Туров вышел из подчинения Киева и в нем обосновалась самостоятельная княжеская династия.Во второй половине 12в Туровская земля делится на удельные княжества (Туровское,Пинское,Клецкое,Слуцкое и др.) в каждом из кот правили сыновья Юрия Ярославовича.В конце 13-начале14 веков Туровская земля была включена в состав ВКЛ.

    В это время на территори Белорусии существовали Гродненская,Брестская,Новогрудская и др. земли(княжества). В своем развитии они не достигли таких высот но сыграли значительную роль.
    6.Сацыяльна-эканамічнае развіццё беларускіх зямель у IX – першай палове XIII ст.

    Расселение восточнославянских племен на территории Белоруссии совпало с формированием феодального способа про­изводства. При первобытнообщинном строе существовала общинная собственность , которая жила на средства произ­водства. Это было обусловлено примитивностью орудий труда. В общинах существо­вал уравнительный принцип распределения производимых мате­риальных благ (продуктов питания, одежды и т.д.). Только на не­которые орудия труда существовала личная собственность членов общины. В результате разложения первобытного общества складыва­ется рабовладельческий способ производства. Основным источ­ником добывания рабов долгое время была война, захват людей в плен. Но у восточных славян рабовладение широкого распрост­ранения не получило, хотя просуществовало довольно долго. Об этом в свое время писал Кирилл Туровский. В одной из своих про­поведей он писал, что хозяева плохо относятся к своим рабам и рабыням, не дают им в достаточном количестве продуктов пита­ния, одежды и бьют их часто без причины. Но уже с 9 в. у восточ­ных славян шел процесс формирования феодаль­ных отношений.Феодальн. отнош. назыв.я такие отношения, кот. основаны на частной собственности на землю и неполной собственности на работников — крестьян. Поскольку при феодализме основным средством производства была земля, она и стала собственностью феодалов. Верховным собственником земли ее распорядителем в раннефеодальном государстве являлся князь. Он регулировал владения крупных, средних и мелких феодалов в зависимости от своих военно-политических и финансовых целей. Феодалы получали во владение землю от великого князя за службу, в основном военную или государственную. Получив землю, феодал независимо от формы собственности, не мог обойтись без крестьян, т.к. землю нужно было обрабатывать. Феодал наделял землей крестьян, которые попадали при этом к нему в зависимость. Существовали две формы феодальной зависимости: экономическая (выполнение крестьянами феодальных повинностей: дани, оброка продуктами, денежного оброка, барщины) и личная (лишение личной свободы). В Древнерусском государстве все крестьяне уже находились в экономической зависимости и выполняли в пользу феодалов повинности — давали дань, платили оброк и даже вы­полняли барщину. Но первоначально основной формой повинностей была дань. Она взималась продуктами неземледельческого характера (мехом, медом, рыбой, грибами и т.д.). Это было связано с тем, что уровень производительности труда в крестьянском хозяйстве был еще низким. Крестьяне не производили в достаточном количестве излишков продуктов, которые феодал мог забирать. При феодализме помимо принципа «нет земли без господина» действовал другой принцип — пользоваться крестьянином так, чтобы его хватило на завтра, т.е. давать возможность воспроизводиться крестьянскому хозяйству. Когда же производительность труда в крестьянском хозяйстве возросла, феодалы начали переводить крестьян на оброк продуктами, денежный оброк и даже барщину. При феодализме все 4 формы феодальных повинностей сосуществовали, но одна из них в тот или иной период была главной, доминирующей: в 9 — 11в. — дань, в 11 — 14 в. — оброк продуктами, в 15 — первой половине 16в. — денежный оброк, со второй половины 16 в. — барщина. Но одной экономической зависимости для эксплуатации фе­одалами крестьян было недостаточно. Феодалы стремились уста­новить и личную власть над крестьянином. Уже в «Русской прав­де» Ярослава Мудрого встречаются и категории лично зависимых крестьян — закупы, рядовичи, изгои, холопы и др. Но все они, кроме холопов, были еще временно лично зависимыми и могли освободиться, если отдавали купу или выполняли условия дого­вора — ряда. Да и феодалы еще не стремились их закабалить окон­чательно, ибо сами еще не были неограниченными собственни­ками земли. Крестьяне в это время жили общинами и сообща отвечали за выполн. повинностей.
    7.Усталяванне хрысціянства на беларускіх землях. Развіццё культуры ў ІХ – першай палове ХІІІ ст.

    В 9-13 вв. шло развитие культуры.В своей основе она соединяла языческую и греко-византийскую традицию. Язычество сближало славянские общности кривичей, дреговичей, радимичей с местным населением - балтами. Силы, с кот чел не мог справиться, древние славяне наделяли качествами живых существ (водяной,домовой,лесовой и др). Возникли обряды, связанные с разными моментами с/х работ. Они становились целыми календарными циклами: прилет птиц, гуканье весны, вербная неделя, юрьев день, купаловские дни, дожинки, зажинки и т.д. С языческих богов больше всего поклонялись богу грома, молнии и дождя Перуну. Широко был представлен у наших предков культ солнечных богов: Хорос, Даждьбог, Купала и Ярило. В 9-13 веке было 2 направления христианства римско-католическая церковь и византийская т.е православная. Вост-слав княжества приняли византийскую церковь. В 988 г. Киевский князь Владимир принял христианство и в р. Днепр крестил жителей Киева. На Руси появилось духовенство, во главе которого стал митрополит, ему подчинялись епископы. Русское духовенство всегда поддерживало светскую власть. Церковь получила 10-ю часть гос-ных доходов. На Беларуси также стало распространяться христианство, его вначале принимали высшие слои общества, а затем и остальные люди. В 992 г. была создана Полоцкая, а в 1005 г. - Туровская епархии. Благотворным было влияние христианства на распространение письменности и образования. Важными культурно-просветительскими центрами на территории Беларуси стали монастыри: Туровский (Варваринский), Мозырский(Петропавловский и Параскевы), Полоцкий (Борисоглебский). При монастырях были своеобразные мастерские (скриптории), в которых религиозные тексты и летописи. Осн. жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание. Одним из 1-х памятников летописания является «Повесть временных лет». Широкое распространение получила каноническая литература, жития и поучения: «Туровское евангелие», «Оршанское евангелие», «Полоцкие евангелие», «Житие Ефросиньи Полоцкой» и др. О распространении письменности на Беларуси свидетельствуют надписи на свинцовой печати полоцкого князя Изяслава. В Бресте обнаружен самшитовый гребень с вырезанным алфавитом (буквы от «А» до «Л»), берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мстиславле. Мировым достижениям соответствовало строительство храмов, их архитектура, роспись, убранство. Храмы были не только культовыми сооружениями, в них размещались архивы, гос-ная казна, библиотеки, школы. В 11 в. по инициативе князя Всеслава был построен в Полоцке Софийский собор. В нач 12 в. в Бельчицах (близ Полоцка) сооружена Борисоглебская церковь, а в 1161 г. в Сельце Спасо-Преображенский собор (Спасский или Спасо-Ефросиньевский). Для этого собора по заказу Ефросиньи Полоцкой мастер-ювелир Лазарь Богша создал в 1161 г. крест, обложенный золотыми и серебряными пластинами с миниатюрными изображениями христианских святых, выполненными многоцветной эмалью. До наших дней сохранилась Борисоглебская, или Коложская, церковь в Гродно. В духовно-культурной жизни Беларуси того времени яркой личностью выступает Кирилл Туровский (возможно, 1130 - не позднее 1182 гг.). Он был высокообразованным человеком, блестящим литератором, выдающимся религиозным деятелем. Сохранилось 30 молитв, 8 «слов», 3 поучения, 2 канона, написанных Туровским. За выдающееся ораторское искусство современники называли его «Златоустом». По желанию горожан и князя Юрия Кирилл стал туровским епископом. Личностью, оставившей заметный след в культурной жизни Беларуси, была Ефросинья (Прадслава) Полоцкая (возможно, 1104 - 1167 гг.), внучка Всеслава Чародея. Вначале переписывала книги, после постриглась в монашки, поселилась в келье Софийской церкви в Полоцке, где продолжала переписывать книги, позже создавала летописи и собственные писания. В дальнейшем стала игуменьей монастыря Св. Спаса в Полоцке, построила мужской монастырь. В конце жизни Ефросиния совершила паломничество в Иерусалим, где и скончалась. Все это свидетельствовало о высоком уровне развития культуры на тер Бел. Большинство памятников культуры древн. Бел погибло во времена многочисл-х войн.
    8.Утварэнне Вялікага княства Літоўскага: перадумовы і канцэпцыі.

    Отношение восточно-славянских княжеств со своими ближайшими соседями в изучаемый период были достаточно сложными .Земли исторической Литвы в 10-13вв были объектом завоеваний соседних славянских княжеств. В свою очередь Литовские и Ятвяжские дружины неоднократно делали набеги на славянские княжества. Эти набеги – главный источник богатства литовской знати. В нач 13в соц-эк развитие привело к расслоению общества и зарождению гос-венности. Полит.военно-терр. союзу этих территорий способствовала угроза со стороны крестоносцев. Постепенно у лит знати выделились наиб сильные вожди.Самый сильный в этот период -Миндовг. Стремление к союзу появляется в этот период и на славянских землях.Рост производит.сил,укрепл. феод. отношений и т.д. содействовали преодолению раздробленности. Усиление этого процесса-12-13вв.Вся Ю и В часть Восточно-слав терр в 1237-1242гг была захвачена монголо-татарами , с запада- крестоносцы. В нач 13в Полоцкое княжество первым приняло на себя всю тяжесть нападения. Необходимым стал поиск более тесного объединения балт и слав земель.Сложился славяно-лит военно-полит объединение-ВКЛ.Началом ВКЛ стал полит союз 2-х главных региональных сил.Первые свои шаги молодое гос-во делало в Новогрудке. К сер 13в центром полит жизни Б перенесен из Полоцка в Новогрудок. Основанный в 10в Новогрудок в 12-13вв был на пике своего развития. Росло полит. значение города он стал столицей. Образование ВКЛ начали новогрудские феодалы, для своих целей они использовали Миндовга. Первый князь ВКЛ - Миндовг. В своем стремлении расширить терр. Вступает в конфликт с Даниилом Галицким. За поддержкой Миндовг обращается к ордену крестоносцев. В 1251г-принимает католичество, в 1254 коронуется короной присланной папой Римским, в 1263г был убит своими приближенными. В конце 13в в ВКЛ правил Войшалк и Витель, которые продолжали политику расширения терр. При Вителе в состав ВКЛ вошло Полоцкое кн-во на правах автономии. Во время Гедемина большая часть Б. вошла в состав ВКЛ.В 1323г Гедемин перенес столицу из Новогрудка в Вильно. При Альберте все наши земли вошли в состав ВКЛ. После его смерти князем стал в обход закона Ягайло. Для укрепления своего положения сватается к дочке князя Дмитрия Донского, который требует вассальной зависимости ВКЛ. Ягайло не согласен и поэтому обращается к Польше. В 1384г на польский престол возведена дочка короля Людовика – Ядвига. Она была обручена с Вильгельмом Австрийским и в случае их брака Польша отходит Австрии. Чтобы избавиться от нем. засилья польские магнаты выдают Ядвигу за Ягайло. 14 авг. 1385г в г Крево подписаны условия договора - Кревская уния. Условия договора:1)Лит князи соглашались присоединить свои земли к короне польской 2)Ягайло становился католиком и распространял веру 3)предоставить Польше всю казну ВКЛ 4)заплатить 300тыс флоринтов Вильгельму Австр.5) вернуть Польше все захваченные ВКЛ земли. Зимой 1386г Ягайло вступает в католическую веру, а в марте коронуется. В результате кревской унии ВКЛ сохр. свою независимость. Т.о. уния не выходила за рамки федерации. Уния вызвала оппозицию лит знати , кот возглавил Витовт ,он сверг заместителя Ягайлы и стал управлять гос-вом незав-мо от Польши. В 1392г Витовт пожизненно назначен «гаспадаром ВКЛ».15 июля 1410г состоялась Грунвальдская битва- крестоносцы разгромлены. В 1434 король Ягайло издает еще один привелей по кот всем православ феодалам даны такие же права как и католикам. С 1440 по 1492 князем становиться сын Ягайло –Казимир. Несмотря на многие трудности кот принесло ВКЛ 13-пер пол 16 ст в это время завершается формирование гос-полит и судебной системы государства.
    9. Палітычнае развіццё Вялікага княства Літоўскага (другая палова ХІІІ – першая палова XVI ст.).

    Унутрыпалітычнае жыццё ВКЛ складалася пад уздзеяннем розных фактараў. Аказвалі ўплыў і асаблівасці знешнепалітычнай сітуацыі. У выніку гэтага вялікакняжацая ўлада не раз апынялася ў палітычным крызісе.На першым часе пасля ўваходу заходнерускіх зямель у склад ВКЛ яшчэ захоўвалася іх адносная самастойнасць, унутраны лад і самабытнасць.ВКЛ ў ХІV ст. прадстаўляла складалася з паасобных зямель і ўладанняў, якія былі аб’яднаны толькі тым, што падпарадкоўваліся вярхоўнай уладзе ВКЛ.Паступова сітуацыя пачала змяняцца не на карысць беларускіх і іншых заходнерускіх княстваў. Пасля смерці Гедыміна ВКЛ было падзелена на восем удзелаў.Узвышэнне эканамічнай ролі буйнога літоўскага баярства вяло да ўзвышэння яго палітычнай ролі.Прывесці палітыку – да цэнтралізацыі спрабавалі нашчадкі Гедыміна. Вынікам гэтай барацьбы і былі крызісы дзяржаўнай улады, што пагражалі распадам дзяржаве.Першы крызіс узнік пасля смерці Гедыміна (1341 г.). Ён завяшчаў вялікакняскі прастол свайму сярэдняму любімаму сыну Еўнуту. Дзяржава знаходзілася на мяжы распаду, што адразу скарысталі суседзі. Скончылася гэта дзяржаўным пераваротам. На вялікакняскі прастол быў узведзены Альгерд. Тэрыторыя дзяржавы была падзелена на дзве вялікія часткі: уся ўсходняя была пад уладай Альгерда, заходняя належала Кейстуту. Новы палітычны крызіс узнік у 1377 г. пасля смерці Альгерда.На вялікакняскі прастол быў узведзены Ягайла. Ён, як і бацька, галоўнай мэтай сваёй ставіў стварэнне аб’яднанай пад яго ўладай цэнтралізаванай дзяржавы. Але гэтая задача была для Ягайлы надта няпростай.Яшчэ адзін фактар супрацьстаяў стварэнню цэнтралізаванай дзяржавы – гэта ўзмацненне прыхільнасці ў заходнерускіх княстваў да Масквы.Ягайла не змог перамагчы цэнтрабежныя тэндэнцыі, і адолець палітычны крызіс сваімі сіламі, і тады ён робіць стаўку на Польшчу.У 1382 г. польскі кароль, што не меў нашчадка, памёр. Пасля двухгадовых спрэчак польскія феадалы абвясцілі каралевай яго малодшую дачку Ядзвігу. Яе мужа яны бачылі ў вялікім князе літоўскім Ягайле, які пасля шлюбу меўся стаць каралём Польскім і Літоўскім.У 1386 г. на Люблінскім сейме Ягайла быў абраны польскім каралём. У тым жа годзе ў Кракаве ён прыняў каталіцтва і атрымаў імя Ўладзіслава, быў абвянчаны з польскай каралевай Ядзвігай, затым каранаваны.Ягайла 20 лютага 1387 г. выдаў грамату, у адпаведнасці з якой літоўскім феадалам дараваліся вялікія маёмасныя прывілеі і асабістыя правы пры ўмове прыняцця каталіцтва. На праваслаўных гэтыя прывілеі не распаўсюджваліся. Другой граматай (ад 22 лютага 1387 г.) была абумоўлена магчымасць заключэння шлюбаў паміж католікамі і праваслаўнымі толькі ў выпадку пераходу апошніх у каталіцтва. Так узнік буйны грамадска-палітычны рух, які быў скіраваны супраць польска-літоўскай уніі і караля Ягайлы з яго унітарнай пракаталіцкай палітыкай.Ізноў цэнтрам руху стаў Полацк. Полацкі князь Андрэй Альгердавіч адмаўляецца ад прынясення прысягі на вернасць каралю Ягайле і Кароне Польскай, разам са смаленскім князем Святаславам Іванавічам становіцца на чале руху.На другім этапе рух узначаліў князь Вітаўт, сын Кейстута Гедымінавіча. Барацьба Вітаўта з Ягайлам працягвалася з 1389 г. па 1392 г. і была накіравана на адстойванне дзяржаўнага суверэнітэту ВКЛ. Пасля паміж Ягайлам і Вітаўтам пачаліся перамовы, якія скончыліся падпісаннем у 1413 г. Гарадзельскай уніі, якая юрыдычна аформіла палітычную самастойнасць ВКЛ.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта