Главная страница
Навигация по странице:

  • Методы научного познания

  • Метод восхождения от абстрактного к конкретному и единство исторического и логического Структура и динамика научного познания

  • 29 вопрос. Основные принципы научного познания (восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического).

  • 30. Проблема истины в познании. Основные концепции истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Критерии истины.

  • Основные концепции истины

  • 31. Истина и заблуждение.

  • 33. Общество как саморазвивающаяся система

  • 34. Материальное производство. Структура и роль в развитии общества

  • Структура материального производства

  • 35 вопрос. Общество как естественно-исторический процесс.

  • 36. проблема общественного прогресса и его критериев

  • Противоречивость развития общества.

  • 1. Роль философии в жизни человека и общества.. 1. Предмет философии и ее основные функции Место философии в системе культуры


    Скачать 328.5 Kb.
    Название1. Предмет философии и ее основные функции Место философии в системе культуры
    Анкор1. Роль философии в жизни человека и общества
    Дата08.05.2023
    Размер328.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаfilosofia.doc
    ТипДокументы
    #1114200
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    Научное познание – специфическая сфера исследовательской деятельности по производству знаний о природе, обществе и человеке.

    Критерии научности:

    — рациональность научной познавательной деятельности. преимущественное обращение к доводам разума и максимальное исключение эмоций

    — выделение теоретической и эмпирической составляющих научного знания— понятийная деятельность

    — доказательность

    - объективность

    Наука всегда исходит из объективности. Наука претендует на то, чтобы узнать, как оно устроено само по себе, независимо от нашего вмешательства.

    - Верифицированность (проверить) и фальсифицированность (опровергнуть) – проверяемость.

    - Системность Любое открытие должно вписываться в уже существующую систему знаний.

    Если открытие не вписывается это либо заблуждение, ошибка, либо открытие, которое поменяет всю парадигму *Парадигма может меняться, но очень редко!

    УРОВНИ ПОЗНАНИЯ:

    - теоретический

    - эмпирический

    Отличаются тем, что эмпирический уровень раскрывает внешние связи вещей, а теоретический раскрывает внутренние связи и отвечает на вопросы.

    Формы научного знания:

    • Проблема

    • Гипотеза (предположение). Требует проверки  либо становится теорией, либо будет отвержена.

    • Теория (наиболее полное знание, которое дает целостное представление о какой-либо предметной области

    Функции теории:

    • Синтетическая (синтезирует, аккумулирует знания)

    • Предсказательная, прогностическая

    • Методологическая (ориентирующая)

    • Практическая


    Методы научного познания:

    • Частнонаучные

    • Общенаучные

      • Эмпирические:

      • Наблюдение – систематическая фиксация каких-либо явлений, дает первичный материал.

      • Сравнение – сопоставление с тем, чтобы выявить общее и различное.

      • Теоретические:

      • Абстрагирование

      • Мысленный эксперимент

      • Формализация – построение исследуемых предметов с помощью искусственных языков.

    • Философские методы:

          • Метод восхождения от абстрактного к конкретному и единство исторического и логического



    Структура и динамика научного познания

    Следует различать такие элементы научного познания:

    фактический материал, почерпанный из эмпирического опыта

    Результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях

    гипотезы - основанные на фактах проблемы и научные предположения

    "вырастающие" из них законы, принципы и теории

    философские установки

    социокультурные основания

    методы, идеалы и нормы научного познания

    стиль мышления - целостное единство норм и идеалов научного познания.

    29 вопрос. Основные принципы научного познания (восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического).


          • Метод восхождения от абстрактного к конкретному и единство исторического и логического



    Почему же в обыденном понимании «от конкретного к абстрактному»?

    Т.к. люди не различают

    • теоретически-конкретное

    • чувственно-конкретное  оно же на теоретическом уровне абстрактное (кроме внешности дерева мы не знаем ничего)

    Мы взбираемся к конкретному через абстрактное.

    Абстракция:

    «-» отвлекается от много, фиксируя только нечто

    «+» приобретает глубину, суть
    Историческое – длинная витиеватая дорога. История изучается для того, чтобы понять логику!

    Логическое – закономерность. Чтобы понять логику нужно знать историю.

    А чтобы начать изучение истории, нужно руководствоваться логикой. (ПРОТИВОРЕЧИЕ!)

     Начинают не с истока (Невозможно!). Поэтому человек начинает с результата, с конца. В результате уже содержится свернутая история.
    Это метод научного исследования, состоящий в движении теоретической мысли ко всё более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета.

    Абстрактное понимается в широком смысле как «бедность», односторонность знания, а конкретное – как его полнота, содержательность, т. е. это восхождение от менее содержательного к более содержательному знанию.

    Восхождение от абстрактного к конкретному понималось Гегелем как развитие мышления, источником которого выступали противоречия, которые выявлялись и преодолевались путем формирования нового, более конкретного содержания.
    Всякое явление может быть правильно познано лишь в его возникновении, развитии и гибели, то есть в его историческом развитии.

    Нельзя понять результата, не уяснив пути его развития.

    Но история часто идет скачками и зигзагами, и если следовать за ней повсюду, то пришлось бы принимать во внимание много материала меньшей важности или прерывать ход мыслей. Поэтому необходим и логический метод исследования .

    Логическое является обобщенные отражением исторического, отражает действительность в ее закономерном развитии, объясняет необходимость этого развития.

    Логическое в целом совпадает с историческим: оно есть историческое, очищенное от случайностей и взятое в его существенных закономерностях.

    30. Проблема истины в познании. Основные концепции истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Критерии истины.

    Основные положения теории истины

    Истина это знание, соответствующее действительности.
    1) Истина содержит в себе объективное и субъективное начало.
    2)Истину в голом виде поймать нельзя, это длинный процесс, включающий в себя изменчивость и устойчивость. Есть опасность либо преувеличить момент устойчивости (догматизм), либо момент изменчивости (релятивизм).

     Выделяют абсолютный и относительный момент.

    Абсолютность истины может быть понята в смысле ее полноты и в смысле неопровержимости.

    Относительная истина - такие знания, которые изменяются, углубляются, все время совершенствуются.

    Человек истиной в полном объеме располагать не может. Человек устанавливает истинность! (Исключение: Суд должен установить истину)
    3) Истина всегда конкретна.
    Вспомним атомистическую концепцию Демокрита и ее судьбу. Ее главное положение: "Все тела состоят из атомов, атомы неделимы". Является ли оно с позиций науки нашего времени истиной или заблуждением? Как может какая-либо концепция, подтвердившая свою истинность, оказаться ложной?
    Основные концепции истины:

    Можно выделить пять внятных основных концепций истины в истории:
    1. Классическая корреспондентская концепция. Истина – это адекватное отражение действительности в сознании (Аристотель, Фома Аквинский, Гегель).
    2. Истина – это опытная подтверждаемость (Шлик, Нейрат).
    3. Когерентная концепция. Истина – это свойство согласованности знаний (Авенариус, Мах).
    4. Прагматическая концепция. Истина – это полезность знания, его эффективность (Маркс, Ленин).
    5. Конвенционалистская концепция. Истина – это результат соглашения (Пуанкаре, Карнап).


    Практика как критерий. Только практика может людям прояснить ошибались они или нет.

    Практика – материальная целенаправленная деятельность по преобразованию природы и общества.

    31. Истина и заблуждение.
    Истина всегда подвержена заблуждению.
    Ошибка – незнание, нарушение правила, которое установлено.

    Специалист не допускает ошибок, он не имеет на это право.
    Заблуждение избежать не удается никогда.

    Заблуждение – (Гегель) – своеобразная форма разрешения противоречий между всеобщим характером человеческого мышления и проявлением его в отдельных видах.

    Человечество и человек в отдельности склонны абсолютизировать.
    С одной стороны, наше знание ограниченно определенным горизонтом, с другой стороны, чел, имеющий знания, склонен их абсолютизировать. Это заблуждение, оно объективно, его невозможно преодолеть волевым характером.
    Ложь и истина не перпендикулярны в рамках диалектической логики (в отличие от логики формальной). В философии они не исключают друг друга.
    Истина существует не в одиночку, она увязывается на моральных ценностях. На эстетической стороне.

    Истину следует отличать от заблуждения.

    Заблуждение – неадекватное отражение действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики и знания, а так же абсолютизацией взглядов, подходов. Так, суждение "вода кипит при 100 ° по Цельсию" истинно лишь при нормальном атмосферном давлении.

    Ложь - это преднамеренное искажение истины, имеющее целью ввести кого-либо в обман.

    Истина и заблуждение - это противоположные, но в каком-то смысле взаимосвязанные стороны научного познания. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету.

    32. Сущность научного подхода к анализу соц явлений. Специфика соц закономерностей и их объективный характер.

    Общество познавать труднее, чем природу. Это связанно непосредственно с объектом изучения. Смена поколений есть затруднение. Когда встает вопрос об объективном познании общ-ва? В общ-ве играет большую роль идеология. Полной объективностью быть не может сам отбор фактов. В природе хотя бы можно ставит эксперименты, а в обществе эксперимент исключен, а если и имеется, то имеет очень узкий смысл. Что бы можно было изучать какие-либо процессы, они должны раскрыться. Например, отношения собственности можно было изучать только с 1917 г. Закономерности в обществе изучать очень трудно. Но представление все-таки формируется: закономерность есть, но выражена в специфическом характере, в том, что: -в общ-ве действуют законы статистические, хотя в природе статичстич законы тоже имеются (диффузное движении в газах (физика)), но все-таки действуют законы динамические, поэтому природу изучать значительно легче. В общ-ве по фрагменту нельзя ничего уловить, логику исторического процесса не понять. –законы в общ-ве: «законы тенденции». Тенденция – направление в развитии. В природе нет таких законов. В обществе многие изменения происходят от вторжения волевого усилия. Например, идет тенденция направления, но накапливается масса осознания, явлений, точка бифуркации (когда собирается много направлений и это есть точка, которая достигает и перевешивает одно из направлений), и этого бывает достаточно, чтобы произошли изменения на все 180 градусов. -когда говорят о законах в общ-ве, говорят, что они естественно-исторические». Если речь идет о природе, то говорят «законы естественные». В обществе же законы ест-истор в том смысле, что законы объективны и поэтому естественны, с другой стороны не похожи на природные, т.к исторически меняются во времени. Более того у каждого нового поколения потребности на порядок выше, чем у предыдущего!

    33. Общество как саморазвивающаяся система

    Саморазвивающаясвя система =система+развитие+само(самостоятельность)

    Система:

    Основа общественной структуры образуется на базе четырех важнейших видов человеческой деятельности (экон., полит., соц., дух. ). Каждой из них соответствует своя специфическая сфера общественной жизни с собственной внутренней структурой, множеством отдельных форм.

    Находясь в единстве и взаимосвязи, отдельные социальные сферы создают ОБЩЕСТВО КАК ЕДИНУЮ СИСТЕМУ, как целое, как особый организм, обладающий не только свойствами, присущими отдельным его частям, но и такими свойствами, которых нет ни у одной из них. Причем, это целое больше не только количественно, но и качественно, т.е. у системы как целого есть такие качества, свойства, которых нет ни у одной из составляющих частей. Поэтому чтобы понять общество как целое, нужно изучить не только его части, но и выявить особые свойства общества как целого. Что же это за ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ОБЩЕСТВА КАК ЦЕЛОГО?

    Современная социальная философия выделяет четыре таких свойства:

    - самодеятельность,

    - самоорганизация,

    - саморазвитие,

    - самодостаточность.

    САМОДОСТАТОЧНОСТЬ - это способность системы собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия своего существования, производить все потребное для коллективной жизни.

    Самодостаточность - главное отличие общества от его составных частей. Ни один из типов деятельности не может самостоятельно функционировать.

    Развитие:

    Важно уяснить, что общество, представляя собой совокупность относительно устойчивых, стабильных структур, не находится тем не менее в состоянии неподвижности, покоя.

    34. Материальное производство. Структура и роль в развитии общества

    Материальное производство служит основой появления, развития и удовлетворения человеческих потребностей. Без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно;

    К. Маркс сформулировал суть закона определяющей роли материального производства в жизни общества.: "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще"
    Структура материального производства

    Способ производства составляют производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся люди, осуществляющие производственный процесс, средства производства (сырье, машины.) и наука. Производственные отношения включают в себя те отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, обмена и распределения материальных благ.

    Производительные силы и производственные отношения находятся в довольно сложных, а порой и противоречивых взаимосвязях и взаимодействиях. Производственные отношения могут соответствовать производительным силам и способствовать их функционированию и развитию, но такого соответствия может и не быть, и тогда они тормозят развитие производительных сил.
    Современная социальная философия признает важность материального производства, однако считает его лишь одной из многих не менее важных сфер общественной жизни, без которых представить себе общество также невозможно.

    Значение материального производства (экономической сферы жизни общества):

    Создает материальную базу существования общества.

    Способствует решению проблем, стоящих перед обществом.

    Непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы).

    Влияет на политические процессы.

    Влияет на духовную сферу – как непосредственно, то есть на содержание, так и на инфраструктуру (школы, библиотеки, театры, книги).

    35 вопрос. Общество как естественно-исторический процесс.

    Раскрыть термин Общество через понятие естественно-исторического процесса нам поможет рассмотрение этих терминов по отдельности!

    Естественно – общество подвержено всеобщим объективным законам. В этом плане оно схоже с природой. Но, с другой стороны, в отличии от природы, где действуют бессознательные силы, в обществе действуют люди, одаренные сознанием и волей.

    Исторический процесс – становление общества – длительный процесс. Да, природа тоже развивается во времени. Но! В обществе на каждом новом этапе развития, каждое новое поколение имеет новые потребности, о которых предыдущие поколение и не могло думать.

    Решающим фактором становления общества стал труд. Маркс – общество – это продукт взаимодействия людей.

    Деятельность людей имеет две взаимосвязанные стороны — материальную и духовную. Основоположники марксизма-ленинизма, обобщая опыт истории, пришли к выводу, что законы общественного развития действуют так же объективно и неотвратимо, как законы природы, с той лишь принципиальной разницей, что они прокладывают себе дорогу через деятельность людей. Именно поэтому они называли развитие общества естественноисторическим процессом.

    Деятельность бывает неосознанной (заранее не подразумевает результата).

    На стадии сознательной общественной деятельности ее результаты полнее соответствуют поставленным целям и приводят к их достижению, поскольку в этом случае сами цели ставятся и формируются с учетом объективных исторических закономерностей.

    Вместе с тем при этом учитывается, что духовная сторона этой деятельности играет важную активную роль. Она может оказывать заметное влияние на материальную сторону, хотя само это влияние определяется и ограничивается материальными условиями жизнедеятельности людей.

    36. проблема общественного прогресса и его критериев

    Прогресс - есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

    Противоречивость развития общества.

    • общество регрессирует, его развитие идет по нисходящей,

    • в обществе тенденцию его развития определяет прогресс, для которого характерен переход от низшего к высшему.

    • история человеческого общества не имеет однонаправленного развития, поскольку прогресс в одном неизбежно сопровождается регрессом в другом.

    Вспомним факты из истории XIX—XX вв.: за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами — контрреформы. Если бы мы попытались изобразить прогресс человечества графически, то у нас получилась бы изломанная линия.

    Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы». Эти части одного общественного организма находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т. е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

    КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА

    1)Французские просветители, считал критерием прогресса развитие разума. 2)Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. 3) Г. Гегель - в сознании свободы. 4) Марксизм-Ленинизм - развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производительных сил и открывают простор для их развития, роста производительности труда, развития человека.

    5) Критерием прогресса выступает уровень гуманизации общества.

    37. Социально-классовая структура общества.
    Социально – классовая структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между собой.
    Критериев деления на классы применялось множество: естествен­ный отбор; раса; разделение труда и образование профессий; отношения в производстве.
    Вопрос о классах назрел только к 18 веку, хотя существовали они давно.

    Раньше Классы различали по доходам:

    - буржуазия (прибыль)

    - землевладельцы (рента)

    - рабочие (заработная плата)

    Классовая борьба считалась противозаконной.
    1852 г. Маркс в письме одному из своих друзей говорит о новинках, которые он внес:

    1. Классы связаны с определенными фазами развития материального производства и закреплены в нормативных актах.

    2. Классы, возникнув, вступают в отношения, которые характеризуются борьбой, противостоянием. И эта борьба ведет к усложнению и обострению – к высшей точке, диктатуре пролеториата.

    3. сама диктатура пролетариата есть преддверие общества без классов.»
    Ленин дает определение класса:

    "Большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению

    к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

    Главный признак класса – отношение к средствам производства
    Класс – это большие группы людей, различающиеся по:

    • месту в исторической определенной системе производства

    • отношению к средствам производства

    • роли в общественной организации труда

    • способам и размерам получаемого дохода.

    Первые два принципа говорят о собственности, а вторые - о власти.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта