Главная страница
Навигация по странице:

  • Откуда произошли классы

  • Общее и различия в трех этносах

  • Родоплеменной строй

  • Симен предложил 5 критериев для эмпирической интерпретации Отчуждения

  • Формы общественного сознания Общественное сознание существует и проявляется в формах

  • По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании

  • С точки зрения материальных носителей

  • 1. Роль философии в жизни человека и общества.. 1. Предмет философии и ее основные функции Место философии в системе культуры


    Скачать 328.5 Kb.
    Название1. Предмет философии и ее основные функции Место философии в системе культуры
    Анкор1. Роль философии в жизни человека и общества
    Дата08.05.2023
    Размер328.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаfilosofia.doc
    ТипДокументы
    #1114200
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    Класс является субъектом истории?

    Быть субъектом истории значит уметь определять стратегию своего собственного развития. Исходя из этого, класс не является субъектом истории. Номенклатура является.

    Откуда произошли классы?

    Основой происхождения классов является развитие и усложнение материального производства.

    Развитие труда ведет к появлению обмена. А когда появляется, нужны люди, которые его осуществляют. Потому что у производителей на это времени нет. И эти люди постепенно становятся в состоянии накапливать определенное количество материальных благ. Это ведет к дифференциации.

    Частная собственность – это причина классового расслоения.

    38. социально-этническая структура общества.
    Этнос (от греч. народ) – в контексте историческом – исторически конкретная форма существования народа. Всего выделяют три формы этноса.

    • родоплеменная

    • народность

    • нация


    Следует отличать этнос от расы.

    Раса – образование природное, естественное, не социальное.



    Общее и различия в трех этносах

    Общие черты:

    • Этнос это общность хозяйственная

    • Общность языковая

    • Общность одного психологического взгляда

    Различия:

    Родоплеменной строй:

    Кровнородственная общность.

    В конце концов, наступает понимание, что род неудобен для организации, и он начинает распадаться  появляются соседи и возникает народность.


    Народность возникает тогда, когда начинают складываться первые государства.

    Особенности:

    - территория (это то, что их объединяет; оседлость)

    Нация – образование более позднее и более сложное. Нация – образование очень молодое.

    На первом плане политико-экономическое развитие.

    Нация – исторически сложившаяся высшая форма общности людей, характеризующаяся единством экономического и политического пути, единством самосознания.

    Нация – это средство обретения целостности и государственности.

    Это средство формирования гражданского общества, где власть не дана богом, а делегированная народом.


    Вопрос №39 Проблема периодизации исторического процесса
    Периоды всемирной истории: древний мир, средние века, новое время, новейшее время - вот те периоды, которые многие назовут безошибочно.

    О.Шпенглер был одним из первых, кто усомнился в "наглядно-популярном членении" всемирной истории. Выделение периодов в истории зависит от критериев, которые положены в основу периодизации.

    Наиболее известными сейчас являются формационный и цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса.

    Авторство теории общественно-экономических формаций принадлежит К.Марксу.

    Основные стадии исторического развития человеческого общества - это последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности: 1) племенная, 2) античная, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5) будущая коммунистическая форма всеобщей собственности.

    В конце XIX - начале ХХ века возник новый культурологический подход к пониманию хода истории. Он был разработан в трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, позднее А. Тойнби. Они выдвинули идею о цивилизационной структуре общественной жизни. По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга "культурно-исторические типы", проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок.
    Деление цивилизаций на Западную и Восточную:

    1. по характеру связи личности и общества (восточная цивилизация ориентирована на общество; западная - на личность;

    2. по социально-психологическим установкам человека (человек Запада чаще всего не удовлетворен настоящим; в восточной культуре новое и старое должны уравновешиваться;

    3. по характеру развития социокультурной жизни (изменения западного образа жизни скорее и чаще скачкообразны; восточные культуры развиваются более эволюционным путем, они стабильны, опираются на духовные ценности прошлого).
    Человечество проходит как бы три "волны" цивилизации. В традиционном обществе преобладало сельское хозяйство, в индустриальном - промышленность, в постиндустриальном - сфера услуг, в которой определяющую роль играет информация. Информация в современном обществе стала фактором, влияющим на все его развитие.

    1) традиционное общество

    2) капиталистическое общество

    3) постиндустриальное общество
    Отличие индустриального и постиндустриального об- ществ, как полагает Д.Белл, состоит в том, что "осевым институтом" индустриального общества является частная собственность, а постиндустриального общества - творческое знание.

    У. Ростоу выделяет пять "стадий" в развитии общества:

    1) традиционное общество;

    2) стадия создания предпосылок для подъема;

    3) стадия сдвига;

    4) стадия роста;

    5) период высокого уровня массового потребления.

    40. Формационный и цивилизационный подходы к анализу
    Авторство теории общественно-экономических формаций принадлежит К.Марксу.

    Основные стадии исторического развития человеческого общества - это последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности: 1) племенная, 2) античная, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5) будущая коммунистическая форма всеобщей собственности.
    В конце XIX - начале ХХ века возник новый культурологический подход к пониманию хода истории. Он был разработан в трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, позднее А. Тойнби. Они выдвинули идею о цивилизационной структуре общественной жизни. По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга "культурно-исторические типы", проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок.

    Деление цивилизаций на Западную и Восточную:

    1. по характеру связи личности и общества (восточная цивилизация ориентирована на общество; западная - на личность;

    2. по социально-психологическим установкам человека (человек Запада чаще всего не удовлетворен настоящим; в восточной культуре новое и старое должны уравновешиваться;

    3. по характеру развития социокультурной жизни (изменения западного образа жизни скорее и чаще скачкообразны; восточные культуры развиваются более эволюционным путем, они стабильны, опираются на духовные ценности прошлого).
    Человечество проходит как бы три "волны" цивилизации. В традиционном обществе преобладало сельское хозяйство, в индустриальном - промышленность, в постиндустриальном - сфера услуг, в которой определяющую роль играет информация. Информация в современном обществе стала фактором, влияющим на все его развитие.

    1) традиционное общество (докапиталистическое),

    2) капиталистическое общество (включает раннюю, переходную форму индустриального общества, зародившуюся в XVII - XVIII веках в Западной Европе, а также индустриальное об- щество, начиная с середины XIX века),

    3) постиндустриальное общество (с 60-х годов ХХ века).
    Отличие индустриального и постиндустриального об- ществ, как полагает Д.Белл, состоит в том, что "осевым институтом" индустриального общества является частная собственность, а постиндустриального общества - творческое знание.

    У. Ростоу выделяет пять "стадий" в развитии общества:

    1) традиционное общество;

    2) стадия создания предпосылок для подъема;

    3) стадия сдвига;

    4) стадия роста;

    5) период высокого уровня массового потребления.


    41. проблема человека в философии
    Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. человек является и субъектом, и объектом философского познания
    Древний мир.

    В эту эпоху господствовал космоцентризм. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко и враждебен. Идеальное существование человека – это жить в согласии с этим миром.
    Средние Века.

    В философии средних веков господствовал теоцентризм.

    Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь как одно из его многочисленных созданий.

    Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к нему
    Философия эпохи Возрождения

    Превратила человека в предмет культа, поклонения. В это время утверждался антропоцентризм . Человек ставится выше природы.
    Новое Время.

    Главное качество в человеке – это его разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания.
    В немецкой классической философии утвердился деятельностный подход к пониманию человека. Он исследовался как существо исключительно духовное, творец истории и мира культуры (И.Кант, Г.Гегель).

    Конечная цель истории – гуманизм как состояние человечности, преодоление отчуждения и обретения свободы.
    Марксизм

    Центральные идеи марксизма – идея социальности человека, социальной сущности человека, понимаемой материалистически и конкретно-исторически (сущность человека – совокупность общественных отношений).
    Русская религиозная философия

    Призывала человека к поиску правды, к самосовершенствованию и обретению высокой нравственности, выраженной в совести.
    Зарубежная философия XX века.

    возник экзистенциализм . Мир и человек имеют будущее, только если человек находит в себе силы для того, чтобы не умирать, а творить этот мир, делая его более человечным.


    Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

    42. Личность и культура. Противоречивость культурного процесса.
    Личность – человеческий индивид в аспекте его соц качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.

    Все ли личности в обществе?

    С одной стороны, все люди, погруженные в общественные связи – личности.

    Исключения:

    - дети, не прошедшие первую ступень социализации.

    - не могут нести ответственность и люди, лишенные этого в силу патологии.

    Остальные люди – личности, однако их можно квалифицировать на типы.

    Типология личности

    Маск Вебер, профессор Конн занимались этим вопросов.

    Есть люди, которые выстраивают свою линию, а есть - которые прислушиваются. Инфантилизм свойственен больше молодым людям, но с возрастом формируется свой взгляд.

    Когда и на каком этапе возникает личность?

     Когда может обособить себя от других

     Когда может нести ответственность

     Обладает самосознанием, некой мерой личностной свободы
    1. надо соблюсти исторический подход.

    2. надо исходить из того, что этот человек владеет в совершенстве хотя бы одной профессией (

    Что бы быть профессионалом, поверхностных знаний не достаточно, нужно вникать в глубину.

    3.надо исходить из того, что этот человек не может быть глухим к искусству, политике, ярким научным открытиям и др.
    Можно предположить, что на первых этапах, когда присутствовал род, личности не существовало. Если бы личность была, она бы привела к разложению рода. Важно было, чтобы никто не выделялся.

    А современное общество может существовать только при условии сильного личностного начала.
    Личность и культура

    Культура – все содеянное людьми. И в духовном смысле, и в материальном.

    Культура – мера человеческого в человеке.

    К – способ существования человека. Потому что без культуры человек существовать не может. Бывают люди, существующие вне культуры только в узком смысле слова, в локальном.

    В отличие от инстинктов, культура не передается по наследству, с нею не рождаются. Процесс освоения культуры и называют социализацией. Он включает освоение, т.е. познание и принятие норм, ценностей, средств общения.
    Противоречивость культуры явно обнаружила себя в 20 в. С одной стороны - Успехи научно-технической революции позволили совершить переворот в производстве, быту, в сознании людей. Новые лекарства, возможности. С другой - цивилизация несет в себе разрушительный заряд, угрожающий самому существованию человечества (глобальные проблемы)


    43. Культура и цивилизация.
    Цивилизация - локальная субстанция, по своим законом имеющая свои особенности эк полит религ дух и культурных сферах, в своих временных рамках и занимаемая определенный ареал.

    Цивилизация - общество, где есть законы, им надо подчиняться, а за их нарушение отвечать.

    Ц - Ступень, которая следует за дикостью и варварством.

    Ц в смысле локальной культуры.

    Тойнби насчитывал таких цивилизаций от 8 до 30 в мире в целом.

    Данилевский: Человечество переживает местные культуры.

    Ц в смысле материальной культуры.

    Ц, когда говорится о достигнутом уровне. (Например, европейская, мировая цивилизация).

    Культура и цивилизация:

    Двойное название. Делается акцент на противоречивом характере культуры.

    Какой источник культуры: объективные противоречия.

    Шпендлер, книга «закат Европы» - человечество, нарабатывая технические средства, идет к своей культурной погибели, угнетение духовной стороны.

    Технический прогресс сопровождается потерей информации. Новаций технических настолько много --- люди начинают ценить то, что новенькое, а не то, что было наработано веками. ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ. – Чудовищная переоценка рациональной сферы, в отличие от сферы духовной.

    Вопрос о культуре и цивилизации - это вопрос об объективных трудностях развития культуры.

    Если понимать под культурой – все, что создано человеком (материальное и духовное), то получается противоречие – человек делает новое открытие, изобретает что-то – но потом его же изобретение приносит ему вред! Т.е. достижения в культуре ведут к гибели цивилизации. А если понимать под культурой – процесс усвоения человеком уже воспроизведенных норм, ценностей. И если человек усваивает это, учится на ошибках прошлого поколения, то общество с высокоразвитой культурой приведет цивилизацию к процветанию.

    44. категория отчуждения в философии
    - Объективный социальный процесс, характеризующийся превращением как деятельности человека, так и ее продуктов в самостоятельную, давлеющую над ним, враждебную ему силу.
    Результаты труда человека становятся ему чуждыми, враждебными. Породила отчуждение частная собственность.
    формы отчуждения по Марксу:
    - о. процесса деятельности от человека – обеднение труженика в процессе труда

    - о. условий деятельности от деятельности – противостояние предпосылок труда субъекту труда

    - о. результатов деятельности от субъекта

    - о. теории от практики

    - о. соц структур, институтов от трудящихся – противостояние государственно-бюрократической машины рядовым членам общетсва

    - о. человека от человека
    Общие пути преодоления Отчуждения (в теории научного коммунизма) заключаются в уничтожении эксплуатации, социалистических общественных отношений, в преодолении противоположности между умственным и физическим трудом, в развитии коммунистического сознания.
    Теоретики общественного договора (Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо и др.), истолковывая возникновение общества как акт передачи человеком своих прав политическому организму, видели в этом источник порабощения человека, утраты им своей первоначальной свободы.
    Симен предложил 5 критериев для эмпирической интерпретации Отчуждения:

    • отсутствие обладания властью,

    • утрата смысла своей работы,

    • отсутствие норм,

    • изоляция,

    • самоотчуждение,


    45. общественное сознание и его структура. Диалектика общественного и индивидуального сознания.
    Общественное сознание – господствующие в обществе установки, идеи, цели, совокупность идей, теорий, взглядов, представлений.

    Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений.
    Формы общественного сознания

    Общественное сознание существует и проявляется в формах:

    • политического сознания,

    • правового сознания,

    • нравственного сознания,

    • религиозного и атеистического сознания,

    • эстетического сознания,

    • естественно-научного сознания

    • философское


    По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают:

    • обыденное сознание

    • теоретическое сознание.


    С точки зрения материальных носителей

    • общественное сознание

    • групповое сознание

    • индивидуальное сознание


    Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно влиять на него через преобразовательную деятельность людей.

    общественное сознание проявляется в том, что оно обладает преемственностью. Новые идеи возникают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного производства.

    Общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Например, Идеи практического использования радиоволн осуществлялись почти через 35 лет после их открытия и т.д.
    Диалектика –
    сознание индивидуально по своему субъекту.

    С одной стороны – индивидуальное сознание формируется в обществе

    С другой стороны – формой существования общественного сознания служит совокупное индивидуальное сознание всех взаимодействующих членов общества.

    Можно сделать вывод, что Общественное сознание это  "фикция".Общественное сознание существует в виде его конкретных проявлений, воплощений в индивидуальных сознаниях всех членов общества.
    46. мифы и социальные стереотипы в структуре общественного сознания
    - мифы - продукт массового сознания
    - стереотипы – В переводе с греческого языка «стереотип» означает «твердый отпечаток».

    -устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании как на основе личного жизненного опыта, так и с помощью многообразных источников информации. Сквозь призму стереотипов воспринимаются реальные отношения, предметы.

    Стереотипы – компоненты индивид и массового сознания.
    Социальные стереотипы могут быть позитивными и негативными, истинными и ложными.

    Они тесно связаны с эмоциональной стороной восприятия, хотя и не лишены логических обоснований. Воздействуют на массовое сознания, поэтому используются в пропаганде.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта