Главная страница
Навигация по странице:

  • Единичное

  • 24. Философский аспект проблемы сознания. Сознание и язык.

  • 25. Проблема познания в философии. Роль практики в познании.

  • Роль практики в познании

  • 26 вопрос. Чувственное познание и его специфика. Образное и знаковое в познании.

  • Ощущения

  • 27 вопрос. Рациональное познание и его формы. Роль рационального познания в освоении человеком действительности.

  • : понятие, суждение и умозаключение

  • 28 вопрос. Специфика научного познания. Строение и динамика научного знания. Формы и методы научного познания.

  • 1. Роль философии в жизни человека и общества.. 1. Предмет философии и ее основные функции Место философии в системе культуры


    Скачать 328.5 Kb.
    Название1. Предмет философии и ее основные функции Место философии в системе культуры
    Анкор1. Роль философии в жизни человека и общества
    Дата08.05.2023
    Размер328.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаfilosofia.doc
    ТипДокументы
    #1114200
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    Билет №18. Основные принципы диалектики: принцип детерминизма.


    • Детерминизм = закономерность во всем мире (мир существует организовано и закономерно)

    • Детерминизм = обусловленность (каждое состояние обусловлено предшествующими и само является детерминируют последующую ступень)

    • Детерминизм = казуальность, причинность (нет областей, которую причинность не охватывала бы); например «весна следует за летом» - связь не причинная, а функциональная

    Причинность (отличительные черты):

    • Причинность – порождающая связь (генетическая)

    • Причинность однонаправлена:

        • существует временная асимметрия

        • Действие действует на причину

        • Причинная связь – связь необходимая

        • Причинность обладает свойством смежности (между причиной и следствием нет пустоты)

        • Всеобщность (причинность является всеобщей связью)

        • Объективность

    Принцип детерминизма (взаимодействия, обусловленность)(мир некоторая система элементов, которые объеденяются в силу некоторой закономерной связи);

    Детерминизм в широком смысле слова есть такая концепция мира, которая основывается на принципах причинности и закономерности. Детерминизм - это учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.

    Билет №19. Диалектика качественных и количественных изменений.
    Закон перехода количественных изменений в качественные - всеобщий закон развития материального мира. Основан на взаимосвязи двух свойств - качества и количества.

    Основателем этого метода можно считать Гегеля. Гегель дал определение категории качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи.
    Количество-это совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее размеры.

    Качество - это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качественное своеобразие предметов, явлений выступает как их специфика. Несмотря на существенные различия, количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества. Нарушение меры приводит к изменению данного предметя или явления, к превращению его в др.

    Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий - непрерывности и скачка.

    непрерывность в развитии - стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего.

    скачок - стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое.

    Выделяют следующие виды скачков:

    • по масштабу качественных изменений: внутрисистемные (частные) и межсистемные( коренные);

    • по направленности происходящих изменений: прогрессивные и регрессивные;

    • по характеру обусловливающих противоречий: спонтанные (разрешение внутренних противоречий) и индуцированные (в результате воздействия внешних факторов).


    Гегель отрицал абсолютность качеств и считал, что всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений. В подтверждение своего тезиса Гегель приводил изменения агрегатного состояния вещества: где появление нового качества, например текучести, есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры

    Билет №20. Понятие диалектического отрицания. Объективная логика развития.
    Отрицание – момент развития, условие качественного изменения вещей.

    Отрицание отрицаний – каждый этап развития сам отрицал предыдущий и сам будет отрицанием, следующим этапам

    Развитие идет по спирали, никогда не прерывается

    Без отрицания старого невозможно рождение и созревание более высокого нового. Во всем существующем происходит борьба взаимоисключающих сторон и тенденций. В итоге она приводит к отрицанию старого и возникновению нового. Появившееся новое явление содержит в себе свои противоречия. Борьба противоположностей завязывается на новой основе и в результате приводит к необходимости нового отрицания, то есть отрицания отрицания.
    В отличии от метафизически толкуемого "отрицания", подчеркивающего разрыв, диалектическое "отрицание" предполагает переход от одного этапа к другому. Впервые закон был сформулирован Гегелем. Процесс ОО, как чисто логический процесс, складывается так, что мысль сначала полагается , затем противополагается самой себе и наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью. На уровне природы действие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста растения. Зернышко овса.

    Процесс развития носит поступательный характер. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию.
    объективная логика развития состоит в том, что развитие возможно только через противоречие, через отрицание.
    новый этап отрицает предыдущий, но и сам будет отрицанием.
    при этом старое не исчезает вообще, оно сохраняется, только на качественно новом уровне, в этом выражается преемственность.

    №21. Противоречие как универсальный закон развития.
    Противоречие – отношение между противоположностями :

    1. Избавиться от противоречий никогда не получится, потому что одни противоречия порождают другие

    2. Если кажется, что противоречий нет, то вопрос не раскрыт (мы скользим по поверхности)

    3. Противоречия объективны, приводят в движение механизмы

    Закон диалектической противоречивости ("З-н единства и борьбы противоположностей") всеобщ. Рассматриваемый з-н есть источник развития.

    Не всякие противоположности, находящиеся в единстве, оставляют противоречие. Для того чтобы противоположности образовали противоречие, они должны находиться во взаимодействии.
    Противоречие неотрывно от развития, движения, как и развитие, от противоречия.

    К ступеням развития противоречия в самой сущности предметов относятся тождество, различие, противоположность.

    Диалектические противоречия есть только там, где есть развитие, самодвижение.

    В развитии противоречии можно выделить следующие этапы или состояния:

      • гармонию

      • дисгармонию

      • конфликт

    При гармоничном развитии единство системы непрерывно укрепляется, увеличивается её пластичность во взаимоотношении с окружающими системами.
    Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, с развитием одной стороны за счет другой. Она характеризуется появлением, углублением и обострением взаимоотношений между противоположностями, преобладанием разнонаправленности и взаимоотрицания.

    Противоречие есть процесс. Во-первых, состояние противоположностей, составляющих противоречие, да и самого противоречия непрерывно меняется. Во-вторых, противоречия преодолеваются для чего требуются затраты вещества, энергии, информации, связанные с дополнительным движением.
    Чтобы быть источником развития, противоречия должны разрешаться.

    Основные формы разрешения противоречий действительности:

    • переход противоположностей друг в друга;

    • "победа" одной из противоположностей;

    • исчезновение (гибель) обеих противоположностей при коренном преобразовании системы и др.

    В то же время могут быть противоречия, окончательно не разрешаемые.

    Билет №22. Категории диалектики и их методологическое значение.
    Категория - это наиболее общее понятие ( универсальная форма человеческого

    мышления ), в котором фиксируются, отражаются наиболее общие и существенные

    свойства, связи отношения природы, общества и мышления.

    1. Категории - универсальная форма человеческого мышления, отражающая

    всеобщее в сумме мир - человек

    2. Развертывание категорий позволяет говорить о содержании науки, сумма

    категорий диалектики - раскрывает содержание, законы и принципы диалектики.

    3. Парные категории диалектики выступают законами диалектики,

    раскрывающими систему связей, явлений.
    Роль философских категорий – аккумулируют человеческий опыт. Опыт не передается генетически, он накопляется. Категории выступают парами. Это объясняется тем, что это предельно общие понятия. Содержание раскрывается в противопоставлении.
    Основные категории:

    Единичное и общее,

    Форма (это способ существования, совокупность устойчивых связей образующих вещь) и содержание (это совокупность всех составных элементов данного предмета их взаимодействий определяющих его характер). Закон диалектики : всякое содержание оформлено, всякая форма содержательна
    сущность (это совокупность необходимых свойств и внутренних устойчивых, определяющих природу объекта.) и явление (обнаружение внутреннего в вещи на поверхности через массу случайных свойств и связей, данной человеку в его ощущениях.)

    причина и следствие,

    необходимость (внутренняя устойчивая связь явлений, обусловленная всем предшествующим ходом развития) и случайность (внешняя связь явлений, которая имеет основания вне себя.). Случайность несет в себе необходимость.

    возможность и действительность (Эти категории наиболее распространены. Ибо вся жизнь - это переход возможности)

    Вопрос №23 Свобода в контексте универсальной и объективной необходимости.
    Идеалисты рассматривают Свободу и необходимость как взаимоисключающие понятия и понимают Свободу как самоопределение духа, которая не детерминирована внешними условиями. Сторонники механического детерминизма отрицают свободу воли, мотивируя тем, что действия человека во всех случаях определены внешними обстоятельствами.

    Античные философы считали, что свобода доступна лишь богам.. Этот взгляд отражал тот уровень общественного развития, когда человек был слаб и беспомощен в борьбе со стихийными силами природы. Христианские богословы и философы - Свобода, по их мнению, состоит в возможности выбора одного из двух путей.

    материалист Спиноза считал, что в природе господствует необходимость. Человек же, обладая разумом, в состоянии познать эту необходимость. Благодаря этому он становится свободным. Свобода, согласно Спинозе,— познанная необходимость.

    Например, можем ли мы летать? В мире действует множество различных необходимостей, различных объективных закономерностей. Наряду с законом земного тяготения существуют и законы сопротивления воздуха движущимся предметам. Мы не можем освободиться ни от одного из этих законов, ни от одной из этих необходимостей. Однако, познав объективные необходимости, мы можем преодолеть действие одной из них, опираясь на другую

    Ф. Энгельс подчеркивал, что свобода состоит не в воображаемой независимости от объективной необходимости, а в умении принимать решения со знанием дела.

    Свобода в этом смысле доступна человеку только как общественному существу. Быть свободным вне общества невозможно.
    Свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничить свои действия и намерения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других.

    24. Философский аспект проблемы сознания. Сознание и язык.

    Сознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе.

    В качестве главных функций сознания выделяются:

    • познавательная

    • коммуникативная (средство общения)

    • рефлексивная (обращенность сознания на самоё себя)

    Подчеркивается историчность (изменчивость) сознания, зависимость от общественно-исторической практики общества, связь с предметной и орудийной деятельностью.

    Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи.

    Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически-преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир.
    Практический мир вещей существует в сознания человека. в виде мира понятий, слов.

    Сознание и язык

    Язык формировался и развивался в тесной связи с развитием труда и общества.

    Прежде всего язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения.

    Однако язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому выразить и усвоить мысль - значит облечь ее в словесную форму. Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей.

    Отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание.

    25. Проблема познания в философии. Роль практики в познании.
    Познание – общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Сложность и важность проблемы обусловлена тем, что в познании раскрывается природа человека, и гносеологическое исследование оказывается неотделимым от антропологического.

    Главная ценность познания - истина.

    Три основные познавательные формы - это чувствование, объяснение и понимание.

    Роль практики в познании

    Особое место в социальном опосредовании познания занимает практика как материально-предметная деятельность по преобразованию действительности. Познание и практика взаимосвязаны между собой. Они различны уже потому, что познание представляет собой духовную, а практика - материально-предметную деятельность. Но они и связаны между собой, поскольку практика имеет свою познавательную сторону, а познание - практическую.

    Основные виды практики – это:

    • во-первых, материально-производственная, трудовая деятельность

    • во-вторых, социально-преобразующая деятельность, вносящая изменения в основные сферы общества

    • в – третьих научно-экспериментальная практика в виде экспериментов, наблюдений, измерений и т.д.

    Связь познания и практики взаимная. Прежде всего практика выступает как источник познания, поскольку она формирует объект познания. Естественно, далеко не все знания мы получаем, отталкиваясь непосредственно от практики, а на основе опыта. Часть знания, мы получаем априорно, до опыта из книг и иных источников. Но эти знания априорны лишь по отношению к данному индивиду, но не к человечеству.

    Однако практика не только источник, но и основа, движущая сила познания.

    Наконец, практика выступает и как цель познания. Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется в наши дни в том, что наука превращается в непосредственную производительную силу, играет все большую роль в развитии и материально-производственной и социальной сферы общественной жизни.

    Наряду с этим важно видеть и учитывать, что познание в свою очередь оказывает влияние на практику, формируя идеальные планы деятельности.

    26 вопрос. Чувственное познание и его специфика. Образное и знаковое в познании.
    Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств.

    Органы чувств – это единственные ворота, через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Материальные предметы и явления воздействуют на органы чувств и вызывают многообразные впечатления.

    Чувственное познание осуществляется в трех основных формах: ощущений, восприятий и представлений.

    Ощущения – это отражение в мозгу отдельных качеств, свойств, сторон материальных предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
    Восприятие – это целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

    Восприятия человеческие отличаются от чувственных восприятий животных тем, что животные восприятия не связаны с целенаправленным отражением внешнего мира.

    Представление – это чувственный образ предмета, который в данный момент не воздействует на органы чувств, но ранее в той или иной форме воспринимался ими. Представления и восприятия – это конкретные наглядные образы – это их объединяет, но между ними есть и различия:

    1. Представления не обладают той отчетливостью, которая свойственна восприятию.

    2. Представления по сравнению с восприятием они носят более обобщенный характер.
    Знаки являются основными элементами и средствами мыслительной деятельности. С их помощью осуществляются операции абстрагирования, обобщения и опосредования свойств и отношений предметов и явлений.

    Знаки являются носителями и средствами фиксации мысленных образов обозначаемых предметов.

    шесть функций знаков:

    • сигнальная

    • наглядно-образная;

    • информирующую;

    • интегративную;

    • структурирующую;

    • коммуникативную.

    Образ любой отдельный элемент знания, несущий содержательную информацию о некотором классе объектов.

    Идеальные познавательные образы:

    1) чувственно-наглядные

    2) рациональные (понятийные), недоступные органам чувств.

    27 вопрос. Рациональное познание и его формы. Роль рационального познания в освоении человеком действительности.
    Рациональное познание - это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности, существует в 3х формах: понятие, суждение и умозаключение.

    Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его индивидуальных черт, и оставляем только его общие, существенные черты.

    Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении. Суждения закрепляются в языке с помощью предложения.

    Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется умозаключением. Например: "Люди смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен". Суждения, из которых выводится новое суждение, называются посылками, а выводимое суждение - заключением. Умозаключения бывают различных видов:

    • индуктивные

    • дедуктивные

    • по аналогии

    1. В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного к общему.

    2. В дедуктивном умозаключении мысль движется от общего к частному. Например: "Все, что укрепляет здоровье, полезно. Спорт укрепляет здоровье. Следовательно, спорт полезен".

    3. Аналогия - это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом (других) отношении. Так, на основании сходства звука и света был сделан вывод о световой волне.

    Роль

    В процессе познания мы не можем опираться только на органы чувств. Они могут нас обманывать, например: что Солнце во много раз больше Земли, хотя глазу представляется совсем небольшим.

    Это и не всегда бывает возможным! (слепые, немые)

    28 вопрос. Специфика научного познания. Строение и динамика научного знания. Формы и методы научного познания.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта