Главная страница
Навигация по странице:

  • 1 вопрос. Предмет философии и ее основные функции

  • Общественные функции философии (лекция)

  • 2 вопрос. Место философии в системе культуры

  • 3 вопрос. Смысл основного философского вопроса

  • 4 вопрос. Античная философия, ее специфика, особенности и ценность

  • Материалистические взгляды Демокрита и его последователей

  • Идеалистические взгляды Платона и его последователей

  • 5 вопрос. Основные идеи философии Платона

  • Пространство

  • Диалектика

  • 1. Роль философии в жизни человека и общества.. 1. Предмет философии и ее основные функции Место философии в системе культуры


    Скачать 328.5 Kb.
    Название1. Предмет философии и ее основные функции Место философии в системе культуры
    Анкор1. Роль философии в жизни человека и общества
    Дата08.05.2023
    Размер328.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаfilosofia.doc
    ТипДокументы
    #1114200
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    1. 1. Предмет философии и ее основные функции

    2. 2. Место философии в системе культуры

    3. 3. Смысл основного философского вопроса

    4. 4. Античная философия, ее специфика, особенности и ценность

    5. 5. Основные идеи философии Платона

    6. 10. Марксистское понимание общества и истории.

    7. 11. Русская религиозная философия.

    8. 12. Проблема бытия в философии

    9. 13. Проблема единства бытия: понятие материи. Эволюция представлений о ней.

    10. 14. Проблема единства бытия. Пространство и время.

    11. 15. Диалектика как теория развития и метод познания. Формы диалектики.

    12. 16. Основные принципы диалектики: принцип универсальной связи и развития

    13. 17. Основные принципы диалектики: принцип системности.

    14. 18. Основные принципы диалектики: принцип детерминизма.

    15. 19. Диалектика качественных и количественных изменений.

    16. 20. Понятие диалектического отрицания. Объективная логика развития.

    17. 21. Противоречие как универсальный закон развития.

    18. 22. Категории диалектики и их методологическое значение.

    19. 23 Свобода в контексте универсальной и объективной необходимости.

    20. 24. Философский аспект проблемы сознания. Сознание и язык.

    21. 25. Проблема познания в философии. Роль практики в познании.

    22. 26. Чувственное познание и его специфика. Образное и знаковое в познании.

    23. 27. Рациональное познание и его формы. Роль рационального познания в освоении человеком действительности.

    24. 28. Специфика научного познания. Строение и динамика научного знания. Формы и методы научного познания.

    25. 29. Основные принципы научного познания (восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического).

    26. 30. Проблема истины в познании. Основные концепции истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Критерии истины.

    27. 31. Истина и заблуждение.

    28. 32. Сущность научного подхода к анализу соц. явлений. Специфика соц. закономерностей и их объективный характер.

    29. 33. Общество как саморазвивающаяся система

    30. 34. Материальное производство. Структура и роль в развитии общества

    31. 35. Общество как естественно-исторический процесс.

    32. 36. проблема общественного прогресса и его критериев

    33. 37. Социально-классовая структура общества.

    34. 38. социально-этническая структура общества.

    35. 39 Проблема периодизации исторического процесса

    36. 40. Формационный и цивилизационный подходы к анализу

    37. 41. проблема человека в философии

    38. 42. Личность и культура. Противоречивость культурного процесса.

    39. 43. Культура и цивилизация.

    40. 44. категория отчуждения в философии

    41. 45. общественное сознание и его структура. Диалектика общественного и индивидуального сознания.

    42. 46. мифы и социальные стереотипы в структуре общественного сознания

    43. 47. политическая сфера общественной жизни.

    44. 48. Политическая организация общества. Государство как главный элемент политической организации общества.

    45. 49. Правовое государство и гражданское общество.

    46. 50. Глобальные проблемы современности.

    47. 51 Движение как атрибут материи.

    48. 52. Диалоги Платона.

    49. 53. Жизненная Драма Платона.

    50. 54. Миф о Сизифе.

    51. 55. Насилие.

    1 вопрос. Предмет философии и ее основные функции
    Предмет философии (лекция)

    Философия имеет касательство ко всем темам.

    !Предмет – предельное основание вещей!

    Философия зрит в корень.

    Философия изучает универсальные законы бытия.

    Философия изучает интегральные дисциплины.
    Предмет философии можно определить, как "Все сущее во всей полноте своего содержания и смысла".!!!Философия обращается к предельным основаниям вещей!!! А предельные основания касаются вообще любой области
    Специфические черты философии:

    1.Всеобщность-философия изучает универсальные законы.

    2.Трансцендентность - выход за пределы имперического бытия, то Философия позволяет человеку выйти за пределы своего ограниченного существования.

    3.Рефлексивность. способность человека делать свое знание предметом своего собственного мышления, то есть критически рассматривать свою собственную

    Общественные функции философии (лекция)

    Сущность (что оно есть такое?) и функция (какую роль это нечто играет в ряду других явлений? )

    У философии бесконечное множество функций.

    Те функции, которых нет у других:

          • Мировоззренческая (философия сливается с мировоззрением, она полностью выполняет функцию мировоззрения, философия вооружает представлением о мире в целом. Мировоззрение – совокупный взгляд на мир, человека и на место человека в этом мире. Оно всегда индивидуально. Любое мировоззрение включает в себя три компонента: знания, нравственность и вера.)

    • Методологическая (ориентирующая функция, философия может правильно ориентировать человека в любой области, из-за ее интегрирующего свойства)

    !!! Для каждого из нас философия дает Культурное мышление.

    2.Логическая -выявление наиболее общих понятий -категорий, рационализация нашего знания, систематизация нашего знания

    3.Прогностическая -выявление общих тенденций развития.

    4.Преобразовательная-посредствам изучения философии человек изменяется сам.
    Три основных закона философии (законы Гегеля):

    • Закон единства и борьбы противоположностей

    • Закон отрицания

    • Закон перехода количества в качество

    2 вопрос. Место философии в системе культуры
    Культура – все содеянное, возделанное людьми (и материальное и духовное), сумма всех видов человеческой деятельности

    Культура – мера человеческого в человеке

    Культура – способ существования человека
    Большое значение занимает в культуре философия, как система теоретических и осознанных элементов мировоззрения. Философия является теоретическим фундаментом культуры и в то же самое время - ее, культуры, наивысшим осознанным выражением. Философия входит в состав культуры, сама является элементом культуры, но в тоже время выполняет в культуре, роль дрожжей, которые своим брожением подготавливают из теста национальных духовных элементов годный для выпечки и употребления хлебы культуры - произведения искусства, научные открытия, моральные кодексы и другое, что служит духовной пищей человечеству.
    В масштабах всего человечества четко различаются три типа величайших культур: индийская, китайская и европейская. Эти три культуры исторично сформировались в относительной независимости друг от друга.
    Формирование трех общечеловеческих типов культуры обусловлено до определенной меры обособленностью друг от друга индийского, китайского и европейского народов. Однако устойчивость каждой из указанных культур было обусловлена именно философией, которая в наиболее четкой форме зафиксировала, выразила и постоянно удерживала тип своей культуры.
    Одним из признаков, определяющим тип философии, служит специфика отношения философии к религии. В Индии проявившаяся философская мысль продолжила развивать свое мировоззрение в формальных и содержательных рамках существовавшей до этого религии. В Китае философия формировалась вне формальных и содержательных рамок местных религий, однако сама философия потом послужила основой формирования последующих религиозных типов мировоззрения. Европейская философская мысль (философская мысль Древней Греции) - резко противопоставила себя религиозному мировоззрению.

    Функционируя в системе культуры общества, философия разрабатывает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы науки. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.

    3 вопрос. Смысл основного философского вопроса
    Основной вопрос философии: вопрос об отношении мышления к бытию вопрос о том, что принять за первичное ­- или духовный момент или материальный

    1886г (спустя 3 года после смерти Маркса) Энгельс сформулировал основной философский вопрос.

    Энгельс подвел эту теорию под идеологию марксизма.

    Следствия: Ты наш или не наш (партийный принцип)? Трения между идеологической и материалистической теорией.
    Основной вопрос философии является таковым, т.к. его избежать нельзя, невозможно миновать.

    Человек вынужден выбрать одну из линий и подкрепить ее доказательствами.

    Древность:

    Этот вопрос не поднимался в древности, т.к. древние не считали идеализм и материализм врагами. Две стороны – это не конфронтация. Это необходимость, вызванная тем, что каждый вопрос имеет две стороны.

    Ни материализм, ни идеализм не возможно достаточно обосновать. (т.к. это предельные основания)

    (Аристотель – дуалист: и одно, и другое основание важны.)
    Основатель материализма – Демокрит; Основатель идеализма – Платон; Гегель, Кант.

    Формы идеализма и материализма.
    Три главных формы материализма:

    1)Материализм древних (наивный материализм) – он был совершенно умозрительным, т.к. науки не было тогда. Исходили из предположения, догадок, а не науки.

    2)Метафизический материализм.

    Философия – сфера духа – то, что над природой.

    3)Материализм диалектический – учитывает связи между явлениями и вещами.
    Две формы идеализма:

    1)объективный идеализм.

    2)субъективный идеализм.
    Общее этих форм идеализма - они исходят из того, что первичное духовное начало.

    Различие – объективный идеализм исходит из первичности надчеловеческого духа, сознания; субъективный идеализм – индивидуальное человеческое сознание является первичным.

    4 вопрос. Античная философия, ее специфика, особенности и ценность
    Античная философия - это та философская мысль, которая возникла и развивалась в государствах Средиземного моря - в рамках Греции и Римской империи - с конца 7 столетия до нашей эры до 6 столетия нашей эры.

    Специфика античной философии и ее место в культуре европейских народов.

    Философия Древней Греции - это философия в ее "чистом виде", - философия вообще, философия без каких бы ни было религиозных добавлений.
    Античная философия открыто противопоставляла себя религиозному мировоззрению.
    Широта философской проблематики;

    философия Древней Греции заложила фундамент философского мышления, охватила все проблемы мировоззрения. Фридрих Энгельс отмечал, что в разнообразных формах греческой философии уже в процессе возникновения, были подняты вопросы всех позднейших философских школ Европы.
    Значение для европейской философской мысли.
    Греческая философия положила начало одной из основных философий мира. Она подняла проблемы, которые более чем на два с половиной тысячелетия определила тематику всей последующей европейской философии.

    основные проблемы и типы древнегреческой философии.

    Древнегреческие гиликийцы: Рассмотрение проблемы о первоосновах мира. Она решала эту проблему в духе наивного материализма, поскольку усматривала эти основы в "простейших стихиях" - в простейшем веществе.

    пифагорейский союз: Пифагор включал с систему своего учения и религиозные верования. Его система учения включала в себя мораль, науку и религию.

    Диалектика и метафизика в античной философии: Первым диалектиком был Гераклит. Все существующее, учил он, постоянно изменяется, переходит из одного состояния в другое. "Все течет, все изменяется". "В одну реку нельзя войти дважды" (поскольку во второй раз и река стала другой, и я не остался таким, каким был при первом заходе в реку). В противоположность взглядам Гераклита философы элейской школы: Зенон, Горгий учили, что Бытие - едино, неизменно и неподвижно. Все движущееся, изменяющееся элейцы назвали ложным.

    Античный материализм и идеализм:

    1. Материалистические взгляды Демокрита и его последователей: Демокрит учил, что весь мир и все его предметы и явления состоят из атомов и пустоты. Соединения атомов ведет к появлению, а их распад к исчезновению предметов.

    2. Идеалистические взгляды Платона и его последователей. Платон считал, что идеи, понятия и другие духовные (мыслительные) образования существуют сами по себе в отрыве от материи; что именно идеи являются той истиной, которая лежит в основе всего существующего.

    5 вопрос. Основные идеи философии Платона
    Основная часть философии Платона — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей. Идеи являются прообразами вещей, их истоками. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.

    Мир идей существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

    Согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.

    Отсюда — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук, нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.

    В «Государстве» Платон дает учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало — умеренность и воздержанность, а яростный дух — мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость.

    Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен.

    10. Марксистское понимание общества и истории.

    Исторический материализм — теория развития общества, разработанная в XIX—XX веках в работах Карла Маркса, Фридриха Энгельса, В. И. Ленина. Основные ее тезисы:

    • необходимым условием существования людей является производство материальных благ.

    • производство всегда носит общественный характер и всегда происходит в определенной общественной форме.

    • существует не один, а несколько типов экономических (производственных) отношений.

    Исторический материализм рассматривает общество как систему, обусловленную уровнем развития производительных сил. Собственно социальная структура общества есть сочетание базиса и надстройки.

    Базис — это материальное производство, которое есть сочетание производительных сил и производственных отношений

    Надстройка — совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем.

    Надстройка вторична, зависима от базиса, но обладает относительной самостоятельностью и может в своём развитии как соответствовать базису, так и опережать его или отставать от него, таким образом, стимулируя или тормозя развитие общества.

    Отношения антагонистических классов определяются существованием прибавочной стоимости Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»), что позволило его сподвижнику Энгельсу заявить, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему.

    Все известные формации обладают известной долей антагонизма: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. Классовая борьба создаёт государства, а также различные формы идеологии для того, чтобы один класс мог господствовать над другим.

    Исторический материализм считает, что социальное развитие человечества в принципе конечно — за коммунизмом не последует никакой другой общественно-экономической формации.

    11. Русская религиозная философия.
    Русские философы затрагивали, в отличии от западных философов, темы нравственности, морали. Космическая тематика (н.ф.федоров "философия общего дела") Историческая судьба России (славянофилы, западники) Своеобразие исторического пути развития - какой путь выбрать: западный или восточный? (бердяев "Судьба России", данилевский)
    Главное в русской философии - национальная идея (флоренский, федоров,бердяев, бакунин)
    Образование современной философии сложное.
    школы современной философии:
    -позитивизм (идет от канта, эмиль, спенсер)
    -герменевтика (годашер, пикёр)
    -экзистенция (хайдигер, яспенс, бердяев)
    -феноменология (гуссар)
    -структуронализм
    В.С. Соловьев создал оригинальную религиозную философию, которая оказала огромное влияние на философско-религиозные течение в 20 веке. По Владимиру Соловьеву, человек должен делать или делает «Божественную работу — или совместную богочеловеческую работу в истории».

    По его мнению, философия и религия должны дополнять друг друга и быть в своеобразном соединении и в этом есть «настоящая задача философской мысли». Кроме того, говорил что для существования общества необходимо постоянное проявление со стороны всех его членов добра

    Концепция всеединства в наши дни является методологической проосновой эколого-экономического знания, построенного на принципах цельного (целостного) мировоззрения.

    12. Проблема бытия в философии

    2 толкования:

    1) наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего либо вообще. В этом случае бытие следует отличать от реальности, существования, как более конкретных характеристик.

    2) Бытие является философской категорией, обозначающей существующий независимо от сознания объективный мир.

    Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов.
    Парменид

    Рассматривал бытие как неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе. Провел различия между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Мышление и соответствующий ему мыслимый, умопостигаемый мир есть прежде всего «единое», которое Парменид характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность, неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести.

    Гераклит

    Рассматривал бытие как непрерывно становящееся. Концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса. Здесь выступает у философа знаменитый образ реки, в которую нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она все новая.

    Платон

    Основывался на том, что бытие фиксируется в отношении к небытию.

    Противопоставляет чувственные вещи чистым идеям как «мир истинного бытия».

    Учение о трех основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе». Основой всякого бытия является «единое».

    Аристотель

    Бытие им понимается как всеобщий предикат, который относится ко всем категориям, но не является родовым понятием. Аристотель дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное – то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо.

    Эпоха Возрождения

    Трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту как косной реальности, которая подчинена слепым, автоматически действующим законам (например, принципу инерции). Исходным в трактовке бытия для всей философии и науки этой эпохи является понятие тела. Это связано с развитием механики – главной науки

    Р. Декарт

    Бытие определяется на пути рефлективного анализа сознания, то есть анализа самосознания. Тезис Декарта - мыслю, следовательно существую

    – означает: бытие субъекта постигаемо в акте самопознания.

    И. Кант

    Не отрицая существования вещей самих по себе, И. Кант рассматривает бытие как связку суждения. «…Бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи

    13. Проблема единства бытия: понятие материи. Эволюция представлений о ней.
    Мате́рия — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя (объективно) независимо от них.

    Атрибутами материи являются пространство и время.
    Представления о материи в основном развивались в рамках материализма. В античности решение проблемы субстанции осуществлялось в рамках натурфилософского подхода. По этой же причине материя изначально сближалась с веществом.

    Так, Фалес считал первоосновой воду, Гераклит - огонь, Демокрит - единые неделимые частицы. Первые материалисты столкнулись с рядом трудностей при отождествлении материи и вещества. Материя должна определять все вещи и одновременно существовать независимо от них, иначе её нельзя назвать первоосновой. Поэтому появились умозрительные понятия "праводы", "праогня".

    У Платона материя - некий универсальный материал, чистая возможность, вещественность без каких-либо конкретных свойств. В процессе миротворения участвуют, наряду с материей, идеи, мировая душа.. Декарт Р. снял проблему субстрата, отождествив материю с её единственным свойством – протяжённостью. Менделеев Д.И., например, основной характеристикой материи считал весомость. Материя в представлении философов нового времени лишена энергетического потенциала.

    В рамках марксистской философии завершился процесс гносеологизации понятия материя. Ленин В.И. считал, что непозволительно смешивать учение о строении материи с материей как гносеологической категорией, раскрывающей вопрос об источниках познания, о существовании объективной истины. Материя, по словам Ленина В.И., "есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". В данном определении материя выступает субстанцией лишь в одном смысле: для своего существования она не нуждается ни в чём, кроме себя. Второй аспект понимания материя в марксизме - натурфилософский, материя выступает в качестве первоосновы.

    14. Проблема единства бытия. Пространство и время.
    Материя - это философская категория для обозначения объективной реальности (бытия), которая дана человеку в его ощущениях, но существует независимо от них. Свойства материи называются атрибутами.

    Время и пространство – основные формы существования материи.

    Философы- идеалисты отрицают зависимость Времени и пространства от материи и рассматривают их то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер Времени и Пространства. В том, что они неотделимы от материи проявляется их универсальность и всеобщность. Пространство выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов. Время - это форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. Время необратимо.

    Пространство и время - это всеобщие формы существования материальных объектов. Всеобщность этих атрибутов бытия заключается в том, что они - формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно - направление от прошлого через настоящее к будущему.

    Н. И. Лобачевский пришел к выводу: свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными. А. Энштейн - теория относительности вскрыла конкретные связи пространства и времени с движущейся материей и друг с другом.

    15. Диалектика как теория развития и метод познания. Формы диалектики.
    Диалектика – наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, мышления.

    Формы:

    В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

    - Диалектика античности ( Гераклит – переход всякого св-ва в противоположное). (искусство ведения спора!!!)

    - Идеалистическая диалектика немецкой классической философии (И. Кант, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Диалектика - по Гегелю - процесс саморазвития и самопознания абсолютного духа.

    - Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы)

    - Диалектический материализм — философское учение, утверждающее первичность материи и постулирующее три основных закона её движения и развития:

    • Закон единства и борьбы противоположностей

    • Закон перехода количественных изменений в качественные

    • Закон отрицания отрицания

    Как теория

    Диалектика в более поздний период – такой взгляд на мир, который учитывает универсальную взаимосвязь вещей; исходит из того, что в мире все взаимосвязано и источником развития являются противоречия;

    Гегель установил, что истина заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки.
    Философию, в отличие от конкретных наук, интересуют необратимые качественные изменения, которые называются развитием.

    Таким образом, можно сказать, что развитие - это упорядоченное и закономерное необратимое изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы. Понятие развития позволяет проследить источники возникновения того или иного явления, его генетическую связь с другими явлениями, а значит, осуществлять прогнозы деятельности человека.
    Как метод

    Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Она учитывает универсальные закономерности и связи в мире. Но развитие противоречиво, поэтому мы все время сталкиваемся в диалектике с противоположностями и противоречиями.
    Билет №16. Основные принципы диалектики: принцип универсальной связи и развития
    Принцип всеобщей связи

    Связь – выражение зависимости, такое отношение, при котором изменение одного ведет изменение других вещей

    Отношение – совместная определенность вещей

    Типы связей:

    • Актуальные (имеющие место в настоящее время)

    • Потенциальные (скрытые, латентные)

    • Связи состояний (развитие)




    • Принцип универсальной (всеобщей) связи.
      В истории существовал взгляд, что мы не можем двинуть мизинцем, не "побеспокоив" всего мироздания. Вселенная, по Лейбницу есть как бы океан: так что малейшее движение в нем отзывается на самом отдаленном расстоянии. Обычно связь определяют как глубинное, атрибутивное свойство материи, заключающееся в том, что все предметы и явления находятся в бесконечно многообразной зависимости, в различных отношениях друг к другу. Среди всех видов отношений наиболее универсальный характер имеет отношение зависимости. Наряду с многообразными отношениями существуют и многообразные типы и виды связей. Типы связи определяются в зависимости от уровня организации материи. Рассмотрим некоторые из них: в неорганической природе:

    • механические

    • физические

    • химические связи

    в живой природе:

    • биологические

    в общественной жизни связи усложняются:

    • производственные

    • классовые

    • семейные

    • национальные и прочие отношения.

    Билет №17. Основные принципы диалектики: принцип системности.

    • Система (может быть и не целостной)

    • Элемент (неделимый в рамках системы компонент)

    Холизм (главное приписывается целостности, но не ее частям)

    Редукционизм - недооценивает целое и преувеличивает значение частностей.


    Понятия системного подхода ориентированы прежде всего на момент стабильности, устойчивости и соответствия в явлениях действительности. Система- это внутренне организованная на основе того или иного принципа целостность, в которой все элементы тесно связаны друг с другом, и выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам как нечто единое. Элемент системы является минимальной единицей в составе данного целого, выполняющей в нем определенную функцию. Системы могут быть простыми и сложными . Сложная- это такая система, элементы которой сами рассматриваются как система. Каждое явление входит в ту или иную систему, но не всякая совокупность явлений представляет собой систему. Соотношение между элементами системы характеризуется таким взаимодействием, которое предполагает одновременность их существования, иначе система, как таковая, распалась бы на атомарные процессы и отдельные явления. Основным видом системных отношений является корреляция, то есть связь соответствия. Ни один элемент системы не может измениться без того, чтобы то или иное изменение не претерпела бы и вся система в целом.

    Исходным пунктом всякого системного исследования является представление о целостности изучаемой системы – принцип целостности. Это предполагает рассмотрение объекта с двух позиций: в соотнесении объекта со средой, внешним окружением и путем внутреннего расчленения самой системы с выделением ее элементов, свойств, функций и их места в рамках целого.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта