1. Предмет философии природа, генезис, культура. Место и роль философии в культуре (медицине). Функции философии
Скачать 295.14 Kb.
|
частью природы и подчинен ее законам, но одновременно это и субъект, наделенный разумом, существо социальное. Это противоречие он называет экзистенциальной дихотомией. Она связана с тем, что ввиду отсутствия сильных инстинктов, которые помогают в жизни животным, человек должен принимать решения, руководствуясь своим сознанием. Но получается так, что результаты при этом не всегда оказываются продуктивными, что порождает тревогу и беспокойство. Поэтому «цена, которую человек платит за сознание», — это неуверенность. Альтернативой обществу «обладания», порождающего «рыночного человека», должно быть, по Фромму, общество, в котором на первое место ставится бытие самого человека. Изменение способа существования человека и его характера связывается им как раз с изменением самого общества, в котором основным принципом существования человека будет «быть», а не «иметь». Оценивая роль бессознательного в концепции Фрейда и его последователей, следует сказать, что сама постановка проблемы является несомненной заслугой Фрейда. Подход к человеку и его существованию через соотношение бессознательного и сознания вносил новые моменты в философское понимание этой проблемы. Однако у Фрейда наблюдается явная абсолютизация роли бессознательного. Выступив против абсолютизации роли сознания в жизнедеятельности человека, представители этого направления впали и в другую крайность. Так, у Фрейда квинтэссенцией человека оказалось либидо (сексуальная энергия). 17. Русская философия. Специфические особенности русской духовности. Исторический путь философской мысли в России. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ДУХОВНОСТИ. Особая роль в разработке мировоззрения новой эпохи принадлежит России в силу ее особого статуса. Россия является неким мостом между Востоком и Западом и имеет черты, как Востока, так и Запада. Если говорить о русской духовности, то здесь видны глубокие сферы пересечения с Восточным подходом. Это, прежде всего, проблема внутреннего «Я» человека – русской традиции присущ поиск «Я» и тайн человеческой души. Тенденции этого поиска в России во многих аспектах отличаются от тех, которые имеют место, например, в Индии. Тем не менее, этот поиск истинного внутреннего «Я» имеет ряд общих черт с Восточным подходом. Однако Россия в духовном отношении не отделена и от Запада – хотя бы потому, что она является на протяжении тысячи лет христианской страной и «коллективное бессознательное», то есть «душа» русского народа, сформировалась под определяющим влиянием именно христианской религии в ее наиболее аутентичной форме – православии. Таким образом, русский народ духовно переработал и вобрал внутри себя в единое органическое целое, как Восток, так и Запад, сохраняя при этом всю свою духовную самобытность и не принадлежа ни тому, ни другому. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ. Русская философия — собирательное название философских концепций русских мыслителей. Зародилось это явление еще в позапрошлом тысячелетии. Старейшими сохранившимися письменными памятниками Русской философской мысли считаются: Речь Философа 986 год. Крещение Руси 988 год. Слово о законе и благодати, митрополита Иллариона 1051 год Характерные черты и предмет русской философии По мнению Н.О.Лосского, характерными чертами русской философии являются: космизм, софиология (учения о Софии), соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм). Предметами философского поиска русских мыслителей были: Проблема человека; Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); Проблемы морали и нравственности; Проблемы выбора исторического пути России — между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии); Проблема власти; Проблема государства; Проблема социальной справедливости; Проблема идеального общества; Проблема будущего. Основные школы русской философии. Историческая философия Чаадаева; Философия западников и славянофилов — Герцен, Огарев, Кавелин, Белинский, Хомяков, Киреевский, Самарин, Островский, братья Аксаковы; Ортодоксально-монархическая философия —Федоров, Леонтьев; Философия Достоевского; Философия Толстого; Революционно-демократическая философия — Чернышевский, народники Михайловский, Бакунин, Лавров, Ткачев, анархист Кропоткин, марксист Плеханов; Философская антропология — Страхов; Либеральная философия — Соловьёв; Русская религиозная философия — Булгаков, Флоренский; Философия космизма — Фёдоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский; Философия «русского зарубежья» — Мережковский, Шестов, Сорокин, Бердяев. Михаил Васильевич Ломоносов. Ломоносов развивал идеи «корпускулярной философии», говорил, что тела состоят из мельчайших частиц (атомов), образующих корпускулы (молекулы). В этом усматривал детерминизм процессов в природе. Здесь проявляется диалектизм его взглядов. Первостепенное значение придавал опыту как критерию истины любых логически выстроенных с помощью анализа и синтеза теорий. Пётр Яковлевич Чаадаев. В философских взглядах присутствовал дуализм. Материальный мир он представлял состоящим из частиц и считал, что для его описания необходима логика. В мире же духовности господствует откровение. Пространство и время понимались Чаадаевым в духе распространенного в то время механицизма. Человека Чаадаев рассматривал как единство физического и духовного, совокупность необходимости и свободы. Он сформулировал принципы исторической философии, взгляды на которую у него изменялись на протяжении всей жизни. Если в начальный период идея единения российского народа с другими народами выступала у него в императивной форме, то позже он уже стал рассматривать оторванность России от остального мира как преимущество. Реальная политическая ситуация в России, связанная с усилением абсолютизма, настраивала Чаадаева на резко критический лад. Лев Николаевич Толстой. В своей философии Толстой признает ценность моральной составляющей религии, но отрицает все богословские ее аспекты («истинная религия»). Цель познания видит в поиске человеком смысла жизни, чем и занимается в первую очередь любая религия. Отрицает любую власть, считает, что необходимо упразднение государства. Поскольку отрицает любые насильственные способы борьбы, то считает возможным избавиться от государства путем отказа каждого от выполнения им общественных и государственных обязанностей. Владимир Сергеевич Соловьёв. Он критиковал существующую до него философию за отвлеченность и не принимал таких крайних ее проявлений как эмпиризм и рационализм. Выдвигал идею положительного всеединства, в главе которого стоит Бог. Благо он видел как проявление воли, истину как проявление разума, красоту как проявление чувства. Весь материальный мир философ видел подконтрольным Ему, человек же в его философии выступал связующим звеном между Богом и природой, Им созданной, но не совершенной. До совершенства (вплоть до одухотворения) должен довести ее человек, в этом смысл его жизни (движение к Абсолюту). Поскольку человек занимает промежуточное положение между Богом и природой, его нравственная активность проявляется в любви к другому человеку, к природе и к Богу. Рассматривая вопросы «общества и человека», он говорит, что личность и общество в целом суть одно и то же, отличие лишь в масштабе. Видит в духовности стержень существования стабильного общества. 18. Славянофилы и западники. Характерные черты и ключевые вопросы русской философии. Славянофилы – представители одного из направлений русской общественно-философской мысли 40–50-х годов ХIХ в., выступившие с критикой поверхностного подражательства Западу, слепого заимствования западных форм общественной и культурной жизни, их прямого переноса на российскую почву. Выступали за соединение православия, российского патриотизма, сохранение крестьянской общины. Главную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли Хомяков и Киреевский. Видными славянофилами были: Аксаков, Самарин, Валуев, Чижов и др. Западники – направление русской общественной мысли 40-х годов Х1Х в., противостоящее славянофилам. К западникам принято относить таких мыслителей, как Герцен, Грановский, Огарев, Боткин, Кавелин, Чаадаев и др. Западники делали акцент на творческом освоении общественно-политического опыта Западной Европы, в то время как славянофилы обращали внимание на актуализацию положительных образцов отечественного наследия. Целью социально-политических преобразований российского общества, как для либерального крыла западников, так и для славянофилов явилось установление в России либерально-демократических порядков, подразумевающих отмену крепостного права, обеспечение прав и свобод личности, свободы слова, печати и т.д. Для достижения этих целей западники предусматривали необходимость радикальных методов борьбы, настаивали на коренной ломке традиций Российского общества, скептически или отрицательно относились к исторической роли православия, ставили под сомнение его способность быть духовной основой. Славянофилы. Киреевский Иван Васильевич – русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из ведущих теоретиков славянофилов. Размышляя о России, он пришел к выводу, что она больна рационализмом, разрушающим быт. Вылечить от этой болезни может только верующее мышление, т.е. православная философия, которая и станет противоядием. Когда верующий человек будет мыслить, а мыслящий будет верить, тогда мысль и вера соединятся в целостном человеке и не будут разрушать друг друга. По его мнению, Россия сохранила внутренне чувство нравственности, а Европа утратила его, так как западная рациональность ставит внешние формальные отношения выше личности. Отвлеченно-рациональной форме познания Киреевский противопоставил «живое знание», основанное на нравственности, этике, эстетике и др., подчиненное высшему познавательному акту – религиозной вере. Киреевский считал неизбежной гибель западной цивилизации, пораженной язвой рационализма, когда господство рассудка над интуицией и верой привело к тому, что «развилась сперва схоластическая философия внутри веры, потом реформация в вере и, наконец, в последнее время - философия вне и против веры». Хомяков Алексей Степанович - непосредственный преемник Киреевского и признанный глава славянофильства, принадлежал к классу дворян-землевладельцев. Центральное понятие - «соборность». Выражает принцип любого организма: сознания, личности, Церкви, государства. Соборность есть свободное объединение на основе любви, имеющее своим следствием «органическое единство» как залог истины. «Соборность» и «индивидуализм» - антиподы: первое понятие предполагает цельность человеческого духа, второе - его раздробленность. Чтобы стать соборным, общество должно восстановить атрибуты первохристианской апостольской Церкви, сохранившей соборный дух. Учение Хомякова о «живом знании» дополняло взгляды Киреевского. Хомяков выделял в мире две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя – это что-то поверхностное, внешность, лицо, она познается отвлеченно. Внутреннее – это живое знание, «сообщенность с целым». Живое знание утверждается с помощью воли. При нарушении согласия в душе человека оно становится мутным, и тогда человек ищет спасения в отвлеченном знании, не зависящем от страстей. Аксаков Константин Сергеевич – русский литератор и историк, известный писатель. В славянофильстве развивал социально-политические аспекты этого учения, он автор концепции «земли и государства». Центральное место - проблема анализа самобытности русской культуры и истории, своеобразия личности в русской действительности. Общественная структура славян (в особенности русских) держится, по мнению Аксакова, не на семье или клане, а на общине, особенность которой – воля народа, совокупность личностей. Личность может идти двумя путями – самообособлением (что ведет к саморазрушению) или самоограничением во имя целого (общины). Общинность – особенность славянского, русского строя, когда личная свобода и своеобразие подчинены общим целям. Аксаков озабочен бытием России, ее самоопределением. Запад для него ложен, потому что он ведет не к вере, а к неверию. Породив знание, он убил веру, в то время как особый путь России заключается именно в вере. Аксаков считал, что «Россия – земля совершенно самобытная, вовсе не похожая на европейские государства и страны…Очень ошибутся те, которые вздумают прилагать к ней европейские воззрения и на основании их судить о ней». Западники. Чаадаев Петр Яковлевич является первым западником. Пессимистически оценивал российскую историю, современность и будущее России. Обращаясь к исторической судьбе России, Чаадаев развивает идею целостного понимания исторического процесса в духе «объективного идеализма», согласно которому истинное единство истории – это «религиозное единство». С точки зрения Чаадаева, все сущее сотворено Богом и подчиняется мудрости Провидения, «вечной божественной силе», которая ставит перед каждым народом определенную цель, частную по отношению к цели развития всего человечества, идущего к царству Божьему на земле. Образцом эволюционного развития служит опыт западноевропейских государств, частная и общественная жизнь которых основана на «идеях долга, справедливости, права, порядка», как основополагающих и руководящих началах, которые покоятся на духе строгой организации католической церкви. По его мнению, человек бесчисленными нитями глубоко связан с обществом, живет одной с ним жизнью через симпатию, любовь, сострадание. Признавая социальность человека, Чаадаев делает выводы: 1) происхождение человеческого разума должно пониматься исходя из духовной природы общества (не коллективность сама по себе созидает разум в новых человеческих существах, но свет разумности хранится и передается через социальную среду); 2) духовную природу общества и человека изначально определил Бог. Из двойной зависимости человека - от Бога и социальной среды – происходит пробуждение разума в человеке, формируется его моральное сознание. Герцен Александр Иванович – русский философ, писатель, общественный деятель, основатель концепции русского социализма. Еще в юности вместе со своим другом Николаем Платоновичем Огаревым поклялся отомстить за казненных декабристов и посвятить свою жизнь борьбе за свободу. Основные социально-философские взгляды А.И. Герцена и Н.П. Огарева. 1) Антикрепостнические идеи. Герцен называл крепостное право «язвой, пятном, безобразием русского быта», а длительный процесс закрепощения – «историческим преступлением». Герцен был противником «обязанного состояния» и других переходных мер. Для него стала неожиданностью негативная реакция крестьян на долгожданное освобождение, тем не менее, он считал, что реформа помогла крестьянину «узаконить свое право на землю» и тем спасла «жизненное начало русского развития». 2) Взгляды на государственное и общественное устройство. Герцен отстаивал права человека. Эволюция взглядов Герцена на государство прошла через гегельянство, анархизм, либерализм, социализм. Государство он не считал вечным атрибутом цивилизации, но понимал его необходимость в обозримом будущем. Герцен и Огарев заимствовали у славянофилов идею возрождения земских соборов, но интерпретировали ее по-своему. Они понимали будущий Земский собор как «первое учредительное собрание, первый парламент», где «будет свобода слова, обсуждения и законная почва под ногами». Наряду с аграрным ставились ряд конституционных вопросов: о «развитии выборного самоуправления», об организации суда, о порядке взимания налогов и т.д. 3) Концепция русского социализма. По мнению Герцена, главная драма истории состоит в борьбе личности и общества. Социальный вопрос в России отличался от западного: если на Западе была проблема пролетариата, то в России задача не допустить пролетаризации. Пролетарий требовал «работы» и «хлеба», а русский крестьянин хотел земли, чтобы растить хлеб. Он высоко ценил общинные традиции русского крестьянина. Герцен и Огарев обсуждали вопрос о средствах осуществления социальных преобразований и не исключали революционных путей, но считали преждевременными революционные лозунги. По их мнению, «насильственные перевороты» - это «отчаянное средство», но нельзя зарекаться от них. 19. Русская философия всеединства (В. Соловьев, П. Флоренский, Н. Бердяев и др.). «Платоном русской философии» часто называли Соловьева. Основа его философии: идея всеединства - принцип единства Вселенной, высший принцип гармоничной организации бытия. Всеединство – Абсолют, безусловное начало мира. Все в мире стремится к Всеединству: законы природы, структура общества, идеалы и нормы человеческих отношений. Везде, и всюду есть тенденция к согласованности, ладу и гармонии. В своих сочинениях он стремился осуществить «универсальный синтез науки, философии и религии». Это означало создание «свободной теософии или цельного знания». Он не просто отрицал всю прежнюю философию, как это делали западные философы-позитивисты, но возводил ее в новое, «высшее состояние». Предмет цельного знания – «истинно-сущее», т. е. Абсолют, Бог. Опираясь на идею Всеединства, Соловьев отвечает на главные вопросы своей философии: что есть истина? что есть человек? что есть добро? и др. В теории познания идея всеединства перерастает в систему цельного знания, в выражение самой истины. «Цельное знание» есть синтез положительных наук, философии и религии. Религия дает человеку возможность ощутить связь вещей с тем, что все в себе содержит, т. е. с Абсолютом. Философия Соловьева содержит элемент и мистицизма. Но этот мистицизм имеет здравый смысл, ибо не существует восприятие вещей без ощущения их внутреннего единства со всей Вселенной. После Соловьева в русской философии вспыхнул своеобразный «ренессанс» философско-религиозной мысли. К классикам этого ренессанса следует отнести Бердяева, Булгакова, и Флоренского. Философский ум Бердяева был всецело поглощен интересом к человеку, его свободе и творчеству. Творчество оправдывает существование человека (антроподицея), создает особый мир, «продолжает дело творения», уподобляет человека Богу-Творцу. Осознание первичности духа как творческой реальности составляет задачу философии. Бердяев называет человека «экзистенциальным центром», наделенным свободой явно абсолютизировал свободу. Отец Павел Флоренский считал, что только «подвиг веры» может вывести философию из тупиков сомнений и возжечь над храмом рассудка «зарницы истинного и полного знания». Главное внимание он посвятил проблемам истины. Истину он понимал как нечто очевидное, а потому не нуждающееся в доказательстве. «Есть Троица Рублева – значит Бог существует» – таково доказательство бытия Божия. Идеал Флоренского – средневековый тип миросозерцания и соответствующий ему иерархический тип власти (монархии). Был противником демократии. Философское творчество Булгакова было многогранно. Оно обнимает экономику, богословие, чистую философию и политическую публицистику. По словам философа-теолога, мировая душа, как энтелехия (внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат) мира, есть начало, связующее и организующее мировую множественность. София (премудрость Божия) есть «живая связь между Богом и миром». По мнению Булгакова, все социальные отношения, культура, экономика, политика, человеческое творчество и познание должны быть перестроены на религиозных началах. |