1. Предмет философии природа, генезис, культура. Место и роль философии в культуре (медицине). Функции философии
Скачать 295.14 Kb.
|
Этико-правовое регулирование прижизненного пожертвования органов и (или) тканей человека. Изъятие органов и тканей у живого донора для трансплантации реципиенту согласно ст.11 Закона РФ «О трансплантации» допускается при соблюдении следующих условий: если донор свободно и сознательно в письменной форме выразил согласие на изъятие своих органов или тканей; если донор предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством по изъятию органов или тканей; если донор прошел всестороннее медицинское обследование и имеется заключение консилиума врачей – специалистов о возможности изъятия у него органов или тканей для трансплантации; а также, это важное условие, если донор находится с реципиентом в генетической связи, т.е. если он является родственником реципиента. Исключение составляет случаи пересадки костного мозга. Последние условие, касающееся обязательности наличия генетической связи, обусловлено необходимостью исключить возможность злоупотреблений и попыток вознаграждения донора за отданный орган. Вероятность финансовых взаимоотношений между родственниками, гораздо меньше, чем между посторонними людьми. Кроме того, в случае родственных пересадок, снижается и вероятность иммунного отторжения органа. Основные этические принципы, регулирующие трансплантацию органов и (или) тканей человека. Еще раз перечислим основные этические принципы, регулирующие трансплантацию органов или тканей человека. 1. Органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи. 2. Пересадка от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на изъятие органа становится проявлением любви и сострадания. 3. Потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья. 4. Морально не допустима эксплантация, прямо угрожающая жизни донора. Согласно российскому законодательству изъятие органа у живого донора допускается только в том случае, если донор состоит с реципиентом в генетической связи, за исключением случаев пересадки костного мозга. 5. Неприемлемо сокращение жизни одного человека, в том числе через отказ от жизнеподдерживающих процедур с целью продления жизни другого. 6. Наиболее распространенной практикой является изъятие органа у только что скончавшихся людей. Здесь должна быть исключена неясность в определение момента смерти. 7. Условиями этически корректной диагностики «смерти мозга» является соблюдение трех принципов: принципа единого подхода, принципа коллегиальности и принципа финансово-организационной независимости бригад. 8. Приоритет распределения донорских органов не должен определяться выявлением преимущества отдельных групп и специальным финансированием. 9. При распределении донорских органов учитывается три критерия: иммунологическая совместимость пары донор-реципиент, степень тяжести состояния реципиента и очередность. 10. Морально недопустимо использовать в качестве донора органов наиболее незащищенных и находящихся в экстремальных ситуациях контингентов людей: бездомных, пациентов психиатрических клиник, детей, жителей экономически отсталых стран. 54. Этические и юридические проблемы СПИДа и оказания психиатрической помощи. Нельзя быть полностью застрахованным от заражения. Стигматизация – навешивание ярлыков на категорию людей. Люди, которые недостаточно знают о ВИЧ и его действии на организм, ассоциируют ВИЧ-инфекцию с очень плохим самочувствием и ужасным пугающим изменением внешности. Люди, пребывающие в страхе из-за собственного незнания, не только необоснованно преследуют ВИЧ- инфицированных, но и сами приходят в состояние возбуждения и нервозности и заражают этим состоянием других, также плохо информированных людей. Один из основных этико-правовых принципов защиты психически больных, как он сформулирован в вышеназванном документе ООН, гласит: «Ко всем лицам, страдающим психическим заболеванием, следует относиться гуманно и с уважением к достоинству человеческой личности». «Женевская декларация» ВМА (1948 г.) предписывает каждому врачу не допускать никакой дискриминации пациентов отдельных групп, в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, этнической и национальной принадлежность, заболеванием и недееспособностью. Госпитализация на добровольной основе, но есть исключения: больной может нанести вред себе или окружающим, беспомощен, его заболевание относится к крайне тяжелым, показано только стационарное лечение. 55. Центральные ценности медицинской практики. Иерархия ценностей. Компетентность. Убытки и относительная приоритетность благополучия пациента. Роль профилактики в сохранении здоровья. Пирогов "Будущее принадлежит мед-й проф-ке." Это комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение заболеваемости населения. Виды: 1) первичная – система мер, предупрежд. возникн. и риска развития заболеваний.(вакцины, кач. питание, физ. активность) На гос. Уровне. 2) вторичная – комплекс мер направленный на устранение выраженных факторов риска, кот. могут привести к возникн., обострению или рецидиву заболевания.(диспансеризация) 3) третичная – реабилитация больных, утративших возможность норм. жизнедеят-ти. Выделяют индив-ю и общ-ю проф-ку. Отличие профилактики от лечения – при лечении врачи и пациенты сталкиваются с риском побочных эффектов. При профилактике такого риска быть не должно. Валеология – наука об индивид. здоровье челолвека. Гл. задача медицины – формирование потребностей, ведущих к здоровью. 56. Философские проблемы медицины. Философские основания медико-биологического знания. Зависимость медицины от философских предпосылок на примере различий западной и восточной медицинских школ. Основные философские проблемы медицины, такие как аборт, эвтаназия, отношения врач-пациент, и т.д., связаны с пониманием жизни и смерти, их границ. Если смерть существует, то как именно происходит умирание, т.е. где границы бытия и небытия. Страдания человека понимаются по-разному на протяжении всей истории. с накоплением новых научных сведений происходит качественное изменение нравственно-этического медицинского менталитета. Он получает своё новое философско-методологическое и морально-этическое обеспечение. Это даёт повод мыслящим врачам рассматривать современное развитие практической медицины, теоретизацию медицинского знания сквозь призму философского самосознания. У философии и медицины один объект познания – человек, поэтому развиваться они могли лишь совместно. Научно-медицинское (теоретическое) познание исторически зарождалось вместе с философскими учениями древних греков. Начиная с пробуждения интереса у мыслящих врачей к философскому постижению первопричин мира, места и роли человека в нем, медицина стала активно насыщаться философским смыслом. Немного позже у медиков появилась и устойчивая мыслительная потребность в целостном (объемном) взгляде на системную телесно-духовную сущность человека. В конце концов естественным образом сформировалась диалектическая взаимосвязь между философским осмыслением природы, роли и назначении человека и зарождающимся клиническим мышлением, стремящимся объяснить порой парадоксальные явления в человеческой жизнедеятельности. 57. Философские идеи в античном естествознании и медицине. Пифагорейская медицина. Гиппократ и его школа. Гуморальная теория. Гален. Этика в контексте античной философии и медицины. Античная философия, возникшая на рубеже VII-VI в. до н.э. в малоазиатской части тогдашней Эллады - Ионии, означала зарождение философии как отдельной дисциплины. Античной философией мы называем учения, возникшие в Древней Греции и Древнем Риме. Ей предшествовала мифология Древней Греции, нашедшая свое выражение, главным образом, в эпических произведениях Гомера «Иллиада» и «Одиссея», а также Гесиода (VI-VII вв. до н.э.). Натурфилософские взгляды Демокрита оказали влияние на формирование мировоззрения Гиппократа (460-337 гг. до н.э.) — наиболее известного представителя древнегреческой медицины. Все, изучавшие творения Гиппократа, видят его историческое значение в двух следу- ющих важных заслугах: во-первых, в том, что он положил начало собственному методу медицины — «наблюдению у постели больного» и, во-вторых, в том, что он является автором учения об основных типах телосложения и темперамента у людей, давшего тем самым ключ к пониманию физиологии и патологии человека, и, следовательно, к его врачеванию. Многие годы считалось, что Гиппократ выделил медицину из философии. Правильнее, наверное, говорить о том, что он поставил философию на службу медицине, синтезировал философские и медико- гигиенические представления. Гиппократ является родоначальником клинической медицины. Он рассматривал организм как сложную систему органов. Установил зависимость между состоянием организма и окружающей средой, а также то, что исход лечения находится в прямой зависимости от защитных сил организма («природа лечит, а врач наблюдает»). Велика заслуга Гиппократа в изучении нравственных основ врачевания, примером чему служит неувядаемая «клятва Гиппократа». Гиппократ преодолевал мистику, религиозность, антинаучное восприятие окружающего мира и, таким образом, открыл возможность для дальнейшего развития медицины как науки и как искусства. Гуморальная теория (humoral theory) Учение о «соках» тела впервые было сформулировано Гиппократом. Он развил идею, позаимствованную из философии Эмпедокла, полагавшего, что Вселенная создана из четырех основных элементов — земли, воздуха, огня и воды и что все известные вещества представляют собой различные сочетания этих элементов. Четырем элементам соответствуют четыре качества: теплое и влажное (воздух), холодное и сухое (земля), теплое и сухое (огонь) и холодное и влажное (вода). Что же касается челов. тела, то в нем эти элементы принимают форму четырех жидкостей, или «соков» организма: крови, черной желчи, желтой желчи и слизи (флегмы). Эти «соки», по Гиппократу, составляют основу челов. тела и могут служить причиной болезни либо здоровья, в зависимости от их соотношения, избытка или недостатка. Оставленное Гиппократом наследие позволило Галену, личному врачу императора Марка Аврелия, сформулировать учение о четырех типах темпераментов и увязать их с теорией «телесных соков» Гиппократа, чтобы можно было объяснить индивидуальные различия в поведении и доминирующих эмоциях людей. Сангвинический темперамент или чрезмерная веселость обусловлены избытком крови, а меланхолический темперамент — избытком черной желчи. Чрезмерное содержание в организме желтой желчи — причина холерического темперамента (вспыльчивость, вспышки гнева), а повышенное содержание слизи — причина флегматичности. Учение о четырех «соках» тела и базирующаяся на нем классиф. темпераментов оставались в силе примерно до 1400 г. н. э. и продержались до наступления эпохи Ренессанса и возрождения медицины. Хотя эти представления и не дожили до наших дней, они оставили свой след в таких выражениях английского языка, как, например, good humor (благодушие, букв. «хорошая телесная жидкость»), bad humor (дурное настроение, букв. «плохая телесная жидкость») и humorous (забавный, смешной, веселый). Отголоски этих представлений слышны также в теориях типов личности, которые описывают людей по преобладанию определенного темперамента. Пифагорейская школа была основана Пифагором (род. 580-570 гг. до н.э.). Он первым назвал философию этим именем, а началом ее полагал числа и заключенные в них соразмерности (гармонии). Числа, учил Пифагор, заключают в себе тайну вещей, а всемирная гармония есть совершенное выражение Бога. В школе Пифагора жизнь должна была содействовать очищению души и тела, которое достигалось правильной гигиеной и строгой дисциплиной нравов. В этой школе чередовались занятия гимнастикой и медициной, музыкой и науками. Пифагор называл своих учеников «математиками», т.к. обучение начиналось с учения о числах. Священная математика была у него наукой принципов, в которой числа есть сущность вещей. Число у Пифагора - не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т.е. Бога, источника мировой гармонии. Наука чисел была наукой живых сил, божественных качеств в действии: и в мирах (макрокосме), и в человеке (микрокосме). К. Гален (131-201 гг. н. э.) написал более 400 сочинений, из них около 200 по медицине, а также по философии, математике и т.д. В своих философских взглядах следовал больше Аристотелю, но в отношении целесообразности стоял на точке зрения Платона о «вечном разуме», поэтому мировоззрение Галена скорее дуалистично. Медицинская система Галена, изложенная им в 14-томном труде «Methodus medendi» и в руководстве «Ars medica», представляет собой (с некоторыми отступлениями) систему Платона, о которой подробно говорилось выше. Гален считал, что «здоровье есть равновесие и гармония 4-х элементов, влаг, однородных частей, органов, наконец, управляющих всем организмом сил», т.е. выступал сторонником гуморальной теории. Галена с полным правом можно считать основоположником анатомии человека, экспериментальной физиологии и местной диагностики. Если у Гкппократа рельефнее выступает медицина как искусство, то у Галена обе стороны медицины, и научно-теоретическая, и практическая, дошли до высшего своего расцвета. С.Г. Ковнер пишет: «Медицина Галена есть венец здания древней медицины, фундамент которой заложен Гиппократом.... после него, в течение всего средневековья и даже позднее, не возникло ни одной новой медицинской школы...» Таким образом, в период античности натурфилософия в силу своего научного содержания являлась единственной философской и естественно-научной основой медицины. Кроме того, на основе именно натурфилософии в той или иной степени разрешается вопрос о природе человека и, следовательно, целый ряд других вопросов практики и теории медицины. 58. Просветительский материализм XVIII века. Д. Дидро. Этические и социально-философские учения Ж.Ж. Руссо. Философия XVIII в. в Европе продолжает и развивает идеи XVII в. В этот период происходит дальнейшее обобщение философской мыслью достижений науки и общественной практики. Философские идеи пропагандируются более широко, так как в XVII в. философские сочинения писались только на латинском языке и были известны лишь ограниченному кругу людей: в XVIII в. сочинения философов пишутся и издаются на языке страны, в которой живет философ, или языке народа, который знакомится с сочинениями зарубежного мыслителя. В философии XVIII в. значительное развитие получает материализм во взглядах на объяснение явлений природы. Выдающееся историческое значение имеет французский материализм, который не просто выступил против средневековой схоластики и всех тех учреждений, которые несли на себе печать антигуманизма средневековья, но и с обоснованием своего миропонимания и человеческих интересов. Конечно, философия XVIII в. неоднородна: в ней присутствует как материалистическая, так и идеалистическая мировоззренческие ориентации, атеистические и деистические взгляды. Часто идеализм и материализм, религия и наука идут рядом. Следует отметить, что философия XVIII в. развивалась, прежде всего, как философия просвещения; в статьях энциклопедий и словарей, памфлетах и полемических изданиях широко комментировались научные и философские идеи, которые облекались в живую, доходчивую, остроумную форму, привлекая людей не только логической доказательностью, но и эмоциональной воодушевленностью. Дидро понимает движение в более широком варианте не только как механическое перемещение, но также, как любое, присущее телам изменение, рост или разрушение. Материя, утверждает Дидро, состоит из множества составных частей – элементов и каждому из этих элементом присуще особое качество. Источником любого движения является противоречивость и разнородность материальных частиц. Дидро полагал себя монистом – материя есть единственная субстанция. Сознание является свойством высокоорганизованной материи. Сознание возникает как следствие становления человека как биологического создания, где происходит развитие материи и ее усложнение. Тем самым, Дидро предвосхитил эволюционные теории. Мыслитель утверждал познаваемость мира и оказал значительное развитие на материализм и атеизм. Руссо, Жан-Жак — фр. социальный и политический мыслитель, писатель, философ. Особенности этических взглядов Р. определяются прежде всего его социально-политической позицией. Отвергая порядки и нормы жизни феодального об-ва. Р. восставал также против складывающихся отношений капиталистической эксплуатации, против буржуазного эгоизма, безудержной жажды наживы и связанных с этим нравственных пороков. Резкой, подчас парадоксальной, критике он подверг основанную на неограниченном господстве частной собственности цивилизацию, придя к выводу, что прогресс культуры в этих условиях привел к социальному и нравственному регрессу, к утрате людьми свободы и счастья. Основа нравственности, по Р., — в первоначальных, не испорченных рассудочной цивилизацией естественных стремлениях человека, к-рый по природе своей добр; ему присуще самосохранение, не перерастающее в эгоизм и умеряемое естественным состраданием. Но естественный человек изолирован; поэтому правовые и моральные нормы, регулирующие его поведение в об-ве, непосредственно не могут быть выведены из природы. Они возникают в результате «общественного договора» создающего коллективный организм — гражданское об-во, в к-ром поступки человека принимают нравственный характер, понятие справедливости занимает место инстинкта, голос долга — место физического импульса. Важнейшие моральные качества общественного человека, с т. зр. Р., — трудолюбие, простота быта и нравов, честность и прямодушие, наконец, гражданственность, самоограничение личного интереса во имя интересов общественных. Последнее приобретает особое значение, поскольку в построенном на уравнительности и принципе народовластия идеальном об-ве, как его мыслил Р., хотя и отсутствуют крайности бедности и богатства, обеспечены свобода, равенство и счастье граждан, но сохраняется частная собственность, а вместе с ней и постоянная угроза роста эгоизма, Р. отстаивает принцип гражданской дисциплины, допуская суровые меры принуждения по отношению к эгоистическому индивиду. Авторитет моральных норм, с его т. зр., должен быть подкреплен также религией. Отвергая догмы и этику христианства, Р., будучи деистом, считает общеобязательную веру в воздающее и карающее божество условием прочности государства. Предписания его «гражданской религии» и определяют нормы морали и обязанности граждан, святость «общественного договора» и законов. В то же время Р., оправдывает революцию против деспотизма, нарушившего «общественный договор»: «Пока народ, принужденный повиноваться, повинуется, он поступает хорошо; но как только, имея возможность сбросить с себя ярмо, народ сбрасывает его, он поступает еще лучше». Из всей системы взглядов Р. вытекают его новаторские для того времени педагогические идеи, Гл. задачу воспитания Р. видел в формировании человека и гражданина без применения насилия над личностью ребенка путем развития естественных задатков и способностей. Идеи Р. оказали влияние на социально-политические и этические взгляды деятелей фр. революции, особенно якобинцев (проповедь «республиканской добродетели», осуждение эгоизма и богатства, культ «верховного существа»). |