1. Предмет философии природа, генезис, культура. Место и роль философии в культуре (медицине). Функции философии
Скачать 295.14 Kb.
|
42. Феномен биоэтики, история и условия ее возникновения. Основные подходы к этике. Нормативная, дескриптивная этика и метаэтика. Соотношение биоэтики и медицинской этики. Биоэтика - учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине. 1969г. – термин ввел Поттер. Нормативная этика - философское исследование морали и нравственности. Дескриптивная – этика, к-рая занимается конкретно-социологическим и историческим анализом морали того или иного об-ва. Метаэтика - раздел этики, в к-ром разрабатываются проблемы гносеологической и логической природы морального языка. Формирование и развитие биоэтики тесно связано с процессом изменения традиционной этики в целом, а также медицинской и биологической этики в частности. Ее можно объяснить прежде всего значительно возросшим вниманием к правам человека (в частности, в медицине это права пациента) и созданием новейших медицинских технологий, которые порождают массу проблем, требующих неотложного решения, с точки зрения как права, так и нравственности. 43. Биоэтика как наука о биоэтах. Классические проблемы биоэтики, их антиномический характер и интервальная (контекстно-зависимая) методология разрешения. Биоэтика – наука о биоэтах (объекты и процессы, рассматриваемые биоэтикой). Проблемы б.: 1) аборт, контрацепция. 2) эксперименты на человеке. 3) самоубийства и эвтаназии. 4) отношения к умирающим больным (хосписы). 5) СПИДа и отношения к заболевшим СПИДом. 6) медицинская генетика. 7) справедливости в здравоохранении. 8) экологии и здоровья человека в техногенной цивилизации. Эти проблемы носят антиномический характер – на каждый вопрос существуют противоположные взгляды, но они имеют логически равноправное обоснование. 44. Основные типы этической теории, используемые в биоэтике (Кант, Росс, Ролз, Нозик). Типы этических теорий: 1) Натуралистическо-прагматический тип этических теорий представлен в истории культуры даосской традицией на Востоке, киническим гедонизмом в античности, идеологами "естественности" человеческой природы, права, морали в Новое время, прагматизмом, утилитаризмом, социобиологизмом в современной культуре. 2 позиции: исходная - признание "первичности" реальности природных потребностей или нужд, социальных интересов человека, которые являются "базисом" для череды сменяющих друг друга ценностей и идеалов, конечная - нигилизм, т.е. отрицание ценности идеального измерения человеческих отношений. 2) Идеалистический (Религиозный) тип - тип этических учений, к которому относятся: религиозно-этическая доктрина иудаизма, конфуцианство на Востоке, этические воззрения Гераклита, Сократа, Платона в античности. Для этого типа этических теорий опорой и основанием решения морально-нравственных проблем является идеальная самодостаточная реальность, не сводимая ни к человеческой природе, ни к практическому расчету, ни к экономической выгоде, ни к социальной целесообразности, но задающая направление и смысл не только нравственному поведению, но и человеческому существованию в целом. Позиция Канта – Этика Ответственности. Нравственный закон – решающий фактор в вопросах биоэтики. 45. Основные биоэтические принципы. Основные биоэтические принципы: 1) Принцип «не навреди» (модель Гиппократа). Вред, вызванный бездействием, небрежностью, неквалиф. Действиями, а также неразглашение врачебной тайны. 2) Принцип «делай благо» (модель Парацельса). Согласно этой модели, должны учитываться эмоционально-психологические особенности личности, а душевный контакт пациента с врачом признается необходимым элементом лечебного процесса. Тесно связан с 1. 3) Принцип «соблюдения долга» (деонтологическая модель). Медработник должен строго выполнять предписанные медицинской этикой нормы и правила и в соответствии с ними свои профессиональные обязанности. 4) Принцип уважения прав и достоинств человека. Ведущий принцип в биоэтике. Уважение прав и достоинств личности пациента проявляется в следовании четырем этическим правилам: справедливости, правдивости, конфиденциальности и информированного согласия. Укреплено законодательно. Правдивость также со стороны пациента. 46. Моральные обязательства врачей и права пациентов. Модели отношений «врач-пациент». Правило добровольного информированного согласия в клинической и исследовательской практике. Право пациента на информацию и обязанность врача и исследователей информировать. Право пациента на отказ от медицинского вмешательства. Правомочность оказания медицинской помощи и проведения медицинских исследований в случаях невозможности получить согласие пациентов. Клятва Гиппократа и обещание сохранения врачебной тайны. Признание неприкосновенности частной жизни как основа уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых медико-биологических экспериментов. Модели: 1) Патерналистская – Врач как волшебник, бог. Пациент – ребенок. 2) Модель технического типа – ответственность несут равную. Врач исправляет ощибки в организме пациента и беспристрастен. 3) Модель коллегиального типа – как коллеги борятся с болезнью, соц. Статус, возраст не влияют. 4) Модель контрактного типа – равная ответственность, в рамках договора все аспекты. 47. Этические и юридические проблемы смерти и умирания. Отношение человека к смерти моделирует всю систему моральных взаимосвязей. Проблема смерти является одной из основных тем философского, морально-религиозного и биомедицинского размышления. Различие клинической смерти (обратимого этапа умирания) и биологи ческой смерти (необратимого этапа умирания) явилось определяющим для становления реаниматологии – науки, изучающей механизмы умирания и оживления умирающего организма. Смерть – прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого – гибель индивида как обособленной живой системы. Клиническая смерть– особый вид существования – терминальное состояние, граница бытия и небытия живого; процессумирания как переход одного качества в другое. Специфическая особенность клинической смерти – ее принципиальная обратимость, поскольку с биологической точки зрения при ней сохраняется еще достаточное количество «элементов жизни», многие функции которых лишь приостановились. Временной интервал, характеризующий клиническую смерть – 5-6 минут (иногда менее) – количественно выраженная мера еще сохраняющейся жизни. Этический императив требует от медиков отношения к клинической смерти как состоянию, нуждающемуся в неотложных мерах помощи. Критерии смерти – признаки, определяющие окончательную степень деградации жизненного процесса и объективное наступление смерти. Современные концепции предлагают считать таким критерием омертвление головного мозга, ибо именно в этом случае утрачивается автономность и индивидуальность личности. Формирование в 60-70-е годы реаниматологии многие считают признаком революционных изменений в медицине. Это связано с преодолением традиционных критериев человеческой смерти – прекращения дыхания и сердцебиения – и выходом на уровень принятия нового критерия – «смерти мозга». Коренные изменения, вносимые достижениями медицинской науки во временное пространство смерти, оборачиваются ростом этической напряженности врачебной деятельности. Безусловно, комплекс технических средств для поддержания жизни дает возможность предотвратить смерть ряду больных, но в то же время для других это «поддержание» оказывается лишь способом продления умирания. Психология терминальных больных. Право на правду о последнем диагнозе. Реакции пациентов на сообщение врача о наличии у них смертельного заболевания могут быть разнообразными. Первый этап: отрицание и изоляция. Такое первоначальное отрицание присуще и пациентам, которым сказали правду в самом начале развития болезни, и тем, кто догадался о печальной истине самостоятельно. Отрицание – даже частичное – присуще почти всем пациентам не только на первых стадиях болезни, но и впоследствии, когда оно проявляется время от времени. Отрицание играет роль буфера, смягчающего неожиданное потрясение. Второй этап: гнев. Когда пациент уже не в силах отрицать очевидное, его начинают переполнять ярость, раздражение, зависть и негодование. Возникает следующий логичный вопрос: «Почему именно я?» В противоположность этапу отрицания, с этапом гнева и ярости семье больного и сотрудникам больницы справиться очень трудно. Причина заключается в том, что возмущение пациента распространяется во всех направлениях и временами выплескивается на окружающих совершенно неожиданно. Но лишь немногие люди пытаются поставить себя на место больного и представить, что может означать эта раздражительность. Третий этап: торговля. Третий этап, когда пациент пытается договориться с болезнью, не так хорошо известен, но тем не менее очень полезен для больного, хотя длится совсем недолго. Пациент ищет соглашение, которое отсрочит неизбежное. По опыту прошлого он знает, что всегда существует слабая надежда на вознаграждение хорошего поведения, исполнение желаний за особые заслуги. Его желание практически всегда заключается сначала в продлении жизни, а позже сменяется надеждой на хотя бы несколько дней без болей и неудобств. По существу, подобная сделка представляет собой попытку отсрочить неизбежное. Четвертый этап: депрессия. Когда обреченный пациент уже не может отрицать свою болезнь, грустные мысли уже не отбросишь. Оцепенение, раздражительность и обиды вскоре сменяются ощущением огромной потери. Интенсивное лечение и пребывание в больнице усугубляются денежными расходами. Сложность состоит в выявлении причины чувства вины, которое нередко сопутствует депрессии. Пятый этап: смирение. Если в распоряжении пациента достаточно много времени (то есть речь не идет о внезапной и неожиданной смерти) и ему помогают преодолеть описанные выше этапы, он достигнет той стадии, когда депрессия и гнев на «злой рок» отступают. Он уже выплеснул свои прежние чувства: зависть к здоровым людям и раздражение теми, чей конец наступит еще не скоро. Смирение не следует считать этапом радости. Оно почти лишено чувств, как будто боль ушла, борьба закончена и наступает время «последней передышки перед дальней дорогой». В это время помощь, понимание и поддержка больше нужны семье больного, чем самому пациенту. 48. «Смерть с участием врача». Эвтаназия, ее виды. Эвтаназия и проблема страдания. Эвтаназия. Бэкон 17в. Добровольная безболезненная смерть. Виды: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему медицинских препаратов либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). Страдание - эмоциональное сост. Человека, при кот. Испыт. Физич. и (или) эмоц. Дискомфорт. Страдание м.б. без боли. Страдать может сопереживающий. 2 точки зр.: 1) Сильная боль и страдания лишают достоинства (лучше смерть). 2) В страданиях проявл. Сущность человека (укрпляет его). 49. Хосписное движение как альтернатива «смерти с участием врача». Хоспис – это бесплатное государственное учреждение, которое обеспечивает уход за тяжело больным человеком, облегчение его физического и психического состояния, а также поддержание его социального и духовного потенциала. Идеи хосписного движения в настоящее время распространяются по всей России. Всего в нашей стране сейчас существует около 45 хосписов, более чем в двадцати разных областях. Зачастую слово «хоспис» ассоциируется у людей с неким домом смерти, куда люди помещаются на длительный срок доживать свою жизнь в изоляции от мира. Но это заблуждение. Система хосписов развивается, становится более популярной, ориентированной на человека и его потребности. Главная идея хосписа – обеспечить достойную жизнь человеку в ситуации тяжелой болезни. Современные российские хосписы работают практически так же, как и обычные онкодиспансеры, но специализируются на помощи пациентам в особо сложных случаях. Эта идея находит свое выражение в понятии паллиативной помощи. Паллиативная помощь – помощь, обеспечивающая оптимальный комфорт, функциональность и социальную поддержку пациентам (и членам семьи) на стадии заболевания, когда специальное, в частности противоопухолевое лечение, уже невозможно. В этой ситуации борьба с болями и иными соматическими проявлениями, а также решение психологических, социальных или духовных проблем больного приобретает первостепенное значение. Формы и методы системы паллиативной помощи используются в хосписах. Основой успеха паллиативной помощи является длительное профессиональное постоянное наблюдение за больным. Возможности повышения качества жизни онкологическим больным на сегодняшний день достаточно велики. Эта проблема может решаться с использованием тех же лечебных методик, которые применяются при осуществлении радикального противоопухолевого лечения. Паллиативная помощь дает шанс вернуться к прерванному лечению, например, меняет показатели крови в лучшую сторону, обеспечивая возможность повторить курс терапии и т.п. То есть, паллиативное лечение представляет собой раздел онкологии, когда проводимое противоопухолевое лечение не позволяет пациенту радикально избавиться от болезни, а приводит только к уменьшению опухолевого поражения или снижению степени злокачественности опухолевых клеток. Паллиативное лечение направлено на решение нескольких задач: обеспечивает уменьшение боли и смягчение других беспокоящих больного симптомов; включает психологическую и духовную поддержку больного; предлагает систему, поддерживающую у больного способность как можно более длительно вести активную жизнь; предлагает систему оказания помощи семье больного во время его болезни. Именно идея паллиативной помощи лежит в основании концепции хосписа. Хоспис – это учреждение, причем государственное и бесплатное для больных, которое обеспечивает достойную жизнь при тяжелой стадии заболевания. Он обеспечивает амбулаторную и стационарную помощь больным, которая в зависимости от нужд пациента и его семьи, может оказываться в виде промежуточных форм – дневного стационара, выездной службы. Основные положения концепции хосписов 1. Хоспис оказывает помощь преимущественно онкологическим больным с выраженным болевым синдромом на тяжелой стадии заболевания, подтвержденного медицинскими документами. 2. Первичным объектом медико-социальной и психологической помощи в хосписе являются больной и его семья. Уход за больными осуществляет специально подготовленный медицинский и обслуживающий персонал, а также родственники больных и добровольные помощники, прошедшие предварительное обучение в хосписе. 3. Хоспис обеспечивает амбулаторную и стационарную помощь больным. Амбулаторная помощь оказывается на дому бригадами выездной службы хосписа («хоспис на дому»). Стационарная помощь в зависимости от нужд больного и его семьи оказывается в условиях круглосуточного, дневного или ночного пребывания больных в стационаре. 4. Вся совокупность медико-социальной и психологической помощи больному должна быть направлена на ликвидацию или уменьшение болевого синдрома и страха смерти при максимально возможном сохранении его сознания и интеллектуальных способностей. 5. Каждому больному в хосписе должен быть обеспечен физический и психологический комфорт. Физический комфорт достигается созданием в стационаре условий, максимально приближенных к домашним. Обеспечение психологического комфорта осуществляется на основе принципа индивидуального подхода к каждому больному с учетом его состояния, духовных, религиозных и социальных нужд. 6. Источниками финансирования хосписов являются бюджетные средства, средства благотворительных обществ и добровольные пожертвования граждан и организаций». Поэтому услуги хосписа бесплатны для жителей закрепленной за ним территории. Но большинство российских хосписов имеет платные отделения и платные услуги, которые могут быть оказаны по выбору пациента. 50. Этические и юридические проблемы начала жизни. Этика аборта, стерилизации и контрацепции. Аборт. Античка – норм. Христианство – осуждает. СССР – беспл. Для всех. С 2007 г. До 12 нед. Контрацепция. Античка – норм. С религиозной морали – воздержание. Предельно эффективным методом контрацепции является стерилизация - "перевязка" или создание искусственной непроходимости маточных труб при мини-лапаротомии, лапароскопии или гистероскопии. Однако возможна и сегодня получает распространение не только женская, но и мужская стерилизация (вазэктомия). 51. Эмбрион как биоэт. Суррогатные матери и их права. Этические теории и репродуктивный контроль. Этические и юридические проблемы репродуктивного и терапевтического клонирования. Статус эмбриона: 1 позиция – плод обладает всеми правами (китайская, консерваторы) 2 позиция – либералы против прав плода. С т.зр. сворем. Эмбриологии человек форир. Сразу после слияния гамет. Суррогатные матери – в учережд. С лицензией, должны быть мед. Показания. Договор, письменное согласие. Суррогатная мать может не дать своего согласия на то, чтобы в свидетельстве о рождении ребенка были указаны его биологические родители. суррогатная мать может заблаговременно получить информацию обо всех аспектах предстоящей процедуры: юридических и медицинских последствиях ее решения, о здоровье, внешних данных и даже национальности биологических родителей. Однако сведения об искусственном оплодотворении женщины и имплантации эмбриона, а также личная информация доноров составляют врачебную тайну. Клонирование – точное воспр-ие биол. Объекта люьое кол-во раз. Технически возможно, но этически не подготовлено. Общество не готово. Сегодня это нарушение морали и этики человека. Преступление. Клон м.б. оболочкой без души. Запрещено в Англии, Германии. Жизнь – не товар. |