Главная страница
Навигация по странице:

  • Подходы понимания общества

  • 35. Идеи и их реализация. Процесс производства. Философия техники как область современной философии. Этика и техника. Этические проблемы использования техники в медицине.

  • Три этапа становления техники.

  • Техноэтика добродетелей.

  • 36. Структура общества. Понятие социальной стратификации. Теория элит. Этнические общества. Общество и природа. Общество как философская проблема.

  • Базовую структуру общества образуют основные типы общественной деятельности

  • Типология теорий элит.

  • Природа гораздо старше общества.

  • Антропосфера

  • 37. Идеи историзма и неоэволюционизма. Философия истории. Необратимость социального времени. Функционирование и развитие общества. Историзм

  • 1. Предмет философии природа, генезис, культура. Место и роль философии в культуре (медицине). Функции философии


    Скачать 295.14 Kb.
    Название1. Предмет философии природа, генезис, культура. Место и роль философии в культуре (медицине). Функции философии
    Дата29.05.2022
    Размер295.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_Bioetika_Otvety_na_bilety.docx
    ТипДокументы
    #555369
    страница10 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    34. Общество как целое. Элементы социальной системы. Гражданское общество. Социальные общности и объединения, социальные институты. Целостность и
    системность социальной реальности, ее способность к саморазвитию.


    Социализаци - это процесс освоения чел-м соц-х ролей.

    Общество - исторически сложившаяся форма совместной деятельности. Общество - нация - государство.

    Общество - продукт направленной совместной деятельности больших групп людей, основанных на основе совместных интересов и договора.

    Общность - форма совместного бытия взаимодействия людей, связанных общим языком, происхождением (народ, семья).

    Сообщество - исторически предшествует обществу (животные) - применяют к группам людей по разным принципам (журналистское общество)

    Народ - это форма общности людей св-х языком, культурой и происхождением.

    Нация - форма организации гос-ва. Гос-во основано на праве и законе - форма организации жизни народов и наций - продукт развития целой цивилизации.

    Общество - саморазвивающаяся система. Главная её характеристика - целостность. Общество - открытая система, она постоянно в непрырывном обмене с окр. средой. Общество лучше организованно чем окр. ср. Чтобы сохранить себя общество должно удовлетворять свои потребности (мат-е, соц-е, дух-е). Степень удовлетворения потребности - это основное док-во функционирования общества.

    Подходы понимания общества:

    1) Натуралистический. 17-18 в Концепция объясняет соц. явления с помощью соц. закономерностей. В рамках этого подхода тип общ-ого устр-ва и судьбы народов опр-ся: 1. ритмами космоса, солнечной активностью; 2. природно-климатич. усл.; 3. генетические, расовые и половые особенности. … Например полагает, что общество это высшее, но не самое устойчивое образование. Общество погибает если не решит глобальные проблемы. Циолковский - чел-во может уйти в космос.

    2) Атенистический. Человек - атом, который зациклен на своих интересах. Руссо и Гобс "Война всех против всех". В наст. время - это сов-ть действующих личностей и отношения м\у ними. Личность при этом понимается так, что она заключает свою сущность в себе.

    3) Идеалистический. Здесь на 1м месте духовное преобладает над природным. Пока эта идея в умах миллионов - идея процветает.

    4) Экономический. К маркс. Экономика играет большую роль. Объективно возникает независимо от воли люде, диалектич-е понимание истории, бытие формирует сознание.

    5) Структурно-функциональный. Парсонс и Мертон - общество рассматривается как соц-й организм. Соц. система - способ организации социальной жизни (совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов.).

    6) Социо-культурный. Липп, Турна, Лепсиус. Базируется на представлении о том, что все фиксируется в культуре.

    Габитус - это встроенная в чел-а культура.
    35. Идеи и их реализация. Процесс производства. Философия техники как область современной философии. Этика и техника. Этические проблемы использования техники в медицине.

    Сущность техники.

    1. Произошла из целесообразной деятельности человека.

    2. Произошла из совместной деят-сти большой массы людей и явл-ся способом времяпрепровождения.

    3. Орудийная и машинотехника – продолжение биотехники.

    4. Техника возникает в рез. недостаточности биологических способов приспособления человека к действительности.

    Три этапа становления техники.

    1. господство орудий труда (до 19 в.);

    2. господство машин;

    3. век автоматов.

    Три части современной техники: 1) господствует, а не созидает; 2) Т. – посредник м/у человеком и природой; 3) Т. связана с наукой.

    Техносфера - это искусственная оболочка Земли, воплощающая человеческий труд, организованный научно-техническим разумом.
    ТЕХНОЭТИКА. Человек может сделать больше, чем он имеет на то право. Этот императив относится ко многим областям человеческой деятельности, в том числе и к технической деятельности. В этой связи и возникает потребность в особой этике, ориентированной на техническую деятельность человека - техноэтике. Техноэтика — это заслон от технологических катастроф. Выше

    3 вида: техноэтика добродетелей, техноэтика долга и техноэтика ценностей.

    Техноэтика добродетелей. Каков заслуживающий одобрения моральный облик техника, инженера? Он — рационалист, обладает набором технических навыков и умений, имеет склонность к изобретательской деятельности, настойчив, скрупулезен, трудолюбив, бдителен, предан своему делу, искренен. Техник, инженер небезучастен к судьбе людей, ибо он способствует достижению ими свободы, мира, высокого уровня благосостояния.

    Но нет ни одного яркого примера, когда бы инженерное сообщество заранее предупредило общественность о нежелательных последствиях использования техники  особое значение имеет ответственность за свои действия перед обществом. Никто не может быть свободным настолько, чтобы не нести ответственности перед другими людьми.

    Техноэтика долга. Клятва Гиппократа инженера («не навреди» и т.д.). Какие максимы принимаются техническим сообществом? Декларация о технике и моральной ответственности (Израиль, 1974): частные, локальные интересы не могут иметь преимущества перед всеобщими требованиями людей, их стремлением к справедливости, счастью, свободе. Ни один из аспектов техники не является морально нейтральным. Недопустимо делать человека придатком машины, объектом. Каждая техническая новация должна пройти проверку на предмет того, действительно ли она способствует развитию человека как свободной творческой личности.

    Техноэтика ценностей. "Рекомендациях к оценке техники". Шесть основных ценностей техноэтики (благосостояние и здоровье людей, их безопасность, экологическое качество, развитие личности и общества) и две, относящиеся непосредственно к технике (ее функциональная пригодность и экономичность) и имеющие относительно первых шести обслуживающий характер.
    36. Структура общества. Понятие социальной стратификации. Теория элит. Этнические общества. Общество и природа.

    Общество как философская проблема. Философия изучает общество в целом. Толкования понятия «общество»:

    1) группа людей, которые создают организацию, основанную на общих для них интересах;

    2) группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности (имеющая общий "стиль жизни", как выражаются западные социологи);

    3) общество - это совокупность людей и их взаимоотношений.

    Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.

    Представление об обществе как о едином организме - результат длительного развития философской мысли. Его зачатки появляются в античной Греции, где общество понимали как упорядоченное целое, состоящее из отдельных частей. Однако понятие "система" - более позднего происхождения и сложнее для понимания. Проблему системности общественной жизни разрабатывали Конт, Спенсер, Маркс, Дюркгейм, Вебер, Сорокин и другие философы и социологи 19-20 вв. В понятии общества выделяют два основных аспекта - структура и изменение.

    Современная социальная философия выделяет четыре основных характеристики общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность. Самодеятельность, самоорганизация и саморазвитие присущи не только всему обществу в целом, но и отдельным элементам. Но самодостаточным может быть только общество в целом. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые социальные группы, институты (семья, образование, экономика, политика и т.п.) создают общество в целом как самодостаточную систему.

    Базовую структуру общества образуют основные типы общественной деятельности, которые в нем постоянно воспроизводятся. Это:

    • материальная деятельность,

    • духовная деятельность,

    • регулятивная или управленческая деятельность,

    • деятельность обслуживания, которую иногда называют гуманитарной или социальной в узком смысле.


    СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ — это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных групп с примерно одинаковым социальным статусом. Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации.

    В социальной стратификации устанавливаются определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и формируется иерархия из социальных слоев. Таким образом фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени.

    Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая — деление общества на элиты и массы. В самых ранних архаических социальных системах деление общества на кланы осуществляется одновременно с установлением социального неравенства между ними и внутри них. Так появляются «посвященные», то есть те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвященные. Внутри такое общество может и дальше при необходимости по мере развития стратифицироваться. Так появляются касты, сословия, классы и т. д.
    ТЕОРИЯ ЭЛИТ — концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества. Элиты разных эпох отбирались по самым разным признакам - сила, происхождение, образова­ние, опыт, способности, богатство и т.д.

    С точки зрения этой теории в так называемых демократических государствах тоже управляет не весь народ, а несколько элит, которые ведут борьбу за власть. Ряд современных концепций в рамках этой теории cчитает, что народ может управлять этими элитами, используя избирательное право.

    Типология теорий элит.
    1. Биологическая теория элит: социального превосходств усматривается в психо-биологической детерминированности способностей к продуктивной деятельности, неравномерным образом распределенных.
    2. Техническая теория элит: в качестве элиты рассматриваются люди, владеющие технической стороной поддержания общественной жизни.
    3. Организаторская теория элит: «базовой элитой» являются руководящие работники различных сфер («бюрократия»).
    4. Функциональная теория элит: к элите принадлежат те, кто выполняет основные властные и административные функции.
    5. Распределительная теория элит: к элите относятся те, кто в конкретном месте и времени социальной жизни получают больше всего жизненных ценностей – как материальных, так и нематериальных (престиж, уважение или безопасность и т.п.).
    ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. В 20 в. в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы.

    Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом — целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

    Природа гораздо старше общества. Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.

    Природа — неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания).

    Такие уникальные условия (совокупность условий) встретились только на планете Земля. В настоящее время исследовано большое количество планет в различных звездных системах, и ни на одной из них нет всех условий для возникновения жизни.Исходя из предположения о бесконечности Вселенной, можно теоретически допустить, что где-либо находятся планеты, как и Земля, имеющие все возможности для жизни, однако современное развитие науки не позволяет их обнаружить.
    Свои составные части имеет не только природа, но и общество. В качестве главных составных частей обществасовременные ученые (Ферсман, Плотников, Дьяконов и др.) выделяют:

    • антропосферу;

    • социосферу;

    • биотехносферу.

    Антропосфера- сфера жизни людей как биологических организмов.

    Социосфера— область сложных общественных отношений между людьми.

    Биотехносфера (техносфера)— область распространения технического влияния человека и человечества.

    С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования — стала испытывать на себе антропогенное влияние(то есть влияние человека и его деятельности).

    Главная проблема современного антропогенного влияния заключается внесоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.

    В связи с этим возникает экологическая проблема— проблема охраны окружающей среды от пагубного влияния человека.
    В последнее время среди экологических вопросов стала выделяться проблема социальной экологии— охраны человека, его личности, здоровья, общества в целом от последствий научно-технического прогресса.

    Современный человек (который биологически почти не изменился на протяжении последних тысячелетий) подвергается уже не влиянию природы, а массированному влиянию общества и техники:

    • жизнь в перенасыщенном информацией обществе, под беспощадным воздействием СМИ;

    • растет урбанизация;

    • человек испытывает сильное влияние развитого общества и государства — мораль, традиции, законы, налоговая система, правоохранительная система, политические институты

    Задача социальной экологии — максимально оградить человека от негативного влияния общества и научно-технического прогресса. 

    Особой проблемой при взаимоотношениях человека, общества и природы в современную эпоху является проблема народонаселения,которая в будущем будет становиться все актуальнее и актуальнее и в конечном итоге станет главной проблемой человечества.

    Данная проблема имеет несколько аспектов:

    • рост населения приводит к количественному увеличению человечества, а, следовательно, его потребностей, что ведет к еще большей эксплуатации природы;

    • при росте населения возможно обострение противоречий внутри общества, поскольку прогресс может не успеть за ростом населения и благ не будет хватать на всех;

    • проблема качества населения — хватит ли материальных возможностей у общества, у семьи обеспечить детям воспитание, образование, лечение, внимание со стороны общества?

    Проблема народонаселения имеет и обратную сторону — в ряде стран наблюдается отрицательная динамика (снижение) роста населения. Это Германия, Великобритания, Швейцария, ряд государств европейской части бывшего СССР - Россия, Украина, Беларусь и др.
    37. Идеи историзма и неоэволюционизма. Философия истории. Необратимость социального времени. Функционирование и развитие общества.

    Историзм — немецкая философская школа конца XIX — начала XX века, к представителям которой относят Дильтея, Зиммеля, Риккерта, Вебера, Трёльча.
    Историзм считает объектом исторического познания индивидуальный характер продуктов человеческой культуры, обычаев, мифов, ценностей каждой отдельной эпохи.

    Понятие неоэволюционизм возникло в середине 50х годов XX столетия благодаря работам американского этнолога Лесли Уайта и антрополога Джулиана Стюарда. В основе неоэволюционизма лежит идея однолинейного развития культуры. Неоэволюционистами были предложены несколько концепций эволюции: теория общего и частного развития, закон культурной доминанты и др. Неоэволюционисты опирались в своих работах не на философию или историю, а на конкретные науки, непосредственно имеющие дело с социальными изменениями (палеонтология, археологияэтнология и историография).

    Неоэволюционисты рассматривали историю общества как совокупность замкнутых систем, развивающихся в разных направлениях. Такое развитие являлось результатом приспособления человека к различным экологическим средам. Существует три типа эволюционной концепции: однолинейная, универсальная и многолинейная. Концепция однолинейной эволюции требует наличия универсальных стадий последовательного развития социокультурных систем - таких, например, как «дикость — варварство — цивилизация». В настоящее время она не применяется. Идея универсальной эволюции заключается в обнаружении глобальных изменений, имеющих форму развития. Теория многолинейной эволюции допускает существование множества приблизительно одинаковых путей социокультурного развития и установка всеобщих законов эволюции не является её целью.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта