Главная страница
Навигация по странице:

  • Теоретический уровень научного познания

  • 29. Истина как цель познания. Теории истины. Критерии истины. Процедуры обоснования в медицинском познании и практике.

  • Прагматическая И. (Пирс и Дженкс).

  • Теория Пуанкаре-Леруа.

  • Заблуждение

  • 30. Проблемы научно-технического развития. Наука классическая и неклассическая. Синергетика. Смена ценностных ориентаций и проблема гуманизации пачки и техники.

  • СИНЕРГЕТИКА

  • 31. Ценность. Философский смысл понятия ценность. Ценности материальные и духовные. Ценности медицинской прогрессии.

  • 32. Понятие свободы. Грани свободы. Свобода и справедливость. Проблема выбора и ответственности личности. Специфика свободы в деятельности врача.

  • справедливости

  • справедливость

  • ились

  • свободы

  • свободе».

  • ответственности.

  • 33. Философская антропология. Становление и развитие философской антропологии. Типы антропологических учений.

  • 1. Предмет философии природа, генезис, культура. Место и роль философии в культуре (медицине). Функции философии


    Скачать 295.14 Kb.
    Название1. Предмет философии природа, генезис, культура. Место и роль философии в культуре (медицине). Функции философии
    Дата29.05.2022
    Размер295.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_Bioetika_Otvety_na_bilety.docx
    ТипДокументы
    #555369
    страница9 из 15
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15

    Эмпирический уровень научного познанияхарактеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения.

    Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм «мыслительных операций». На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям путем обработки данных эмпирического знания. Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. Его результатами становятся гипотезы, теории, законы.

    Уровни познания 
    Кроме чувственных и рациональных форм познания, в его структуре можно различить и несколько уровней: обыденно-практический и научный, эмпирический и теоретический.
    Обыденное познание опирается на повседневный жизненный опыт человека. Оно характеризуется относительной узостью, здравым смыслом, «наивным реализмом», соединением рациональных элементов с иррациональными, многозначностью языка. Оно по большей части «рецептурно», т.е. ориентировано на непосредственное практическое применение. Это больше «знание как...» (готовить, мастерить, использовать), чем «знание что...» (собой представляет тот или иной предмет).
    Научное познание отличается от обыденно-практического множеством свойств: проникновением в сущность объекта познания, системностью, доказательностью, строгостью и однозначностью языка, фиксацией методов получения знания и т.д.
    Эмпирический и теоретический уровни выделяются уже внутри собственно научного знания. Их отличают особенности процедуры обобщения фактов, применяемые методы познания, направленность познавательных усилий на фиксацию фактов или создание общих объяснительных схем, интерпретирующих факты и др.
    29. Истина как цель познания. Теории истины. Критерии истины. Процедуры обоснования в медицинском познании и практике.

    Истина – центральный вопрос в теории познания; проверяется на практике.

    Виды истины:

    Классическая И.

    Аристотель: когда представляемое соответствует действительному.

    Платон и теория соответствия: «истину говорит тот, кто считает ложное ложным, разъединение разъединённым».

    Фома Аквинский: И. есть соответствие вещи и интеллекта. Разграничил И. с т/з природы: И., доступная человеческому разуму (Бог, материальные вещи), и И., которая никогда не будет познана (Святая Троица, первородный грех). И. проявляется в соотношении трёх элементов: Бог, природа и человеческий интеллект. Они истинны (природные вещи).

    Гегель: в философии открывается единство истины других форм самопознания духа (искусство и религия.) «Истина есть постижение Духом самого себя». Развитие Духа – бесконечный процесс. Обладая фил. понятием, можно постичь движение развития от абстрактного к конкретному. Истина постоянно нах-ся в процессе углубления и конкретизации.

    Когерентная И. Суть: во внутреннем согласовании всех частей этой целостности. Отличается от классической по двум параметрам: 1. Истинность знания закл-ся в его когерентности, а не в соответствии с действительностью. 2. Условие И. – определённое множество утверждения. Трудность подхода: как проверять внутреннюю согласованность?

    Прагматическая И. (Пирс и Дженкс). Истина – это то, что полезно. Что полезно? Одно и то же знание может быть истинно для одних и ложно для других  нужно найти критерий полезности, но он субъективен. Вывод: этот подход отмечает роль социальной значимости И.

    Теория Пуанкаре-Леруа. И. – результат конвенции.

    Диалектико-материалистическое понимание И.

    Познание – процесс отражения действительности. Истина – внутр. процесс, кот. отражает не застывший, а изменяющийся элемент  общественная природа сознания + знание – результат совокупной деятельности всего человечества + практика.

    Истина – процесс отражения в сознании человека неисчерпаемой сущности бесконечного материального мира и его закономерностей, означающий процесс создания человеком научной картины мира.

    Характеристика истины.

    1. И. – процесс.

    2. Носит конкретный исторический характер.

    3. Проц. познания И. связан с практикой.

    4. Практика – критерий И.

    5. И. объективна – это определяющее начало.

    6. Всеобщность (единство бытия мира) и конкретность (выражение реального многообразия материальной действительности).

    Критерии абсолютной И.

    1. Точное исчерпывающее знание.

    2. Можно применить к элементарным знаниям.

    3. Знание, кот. сохраняет своё значение.

    Абсолютная И. – идеал, к кот. стремится познавательная деятельность.

    Проблемы критерия И.

    Декарт: истинно то, что ясно и отчётливо. Кант: всеобщность и необходимость. Махизм: то, что соответствует чувственному. Прагматизм: полезность. Конвенционализм: условное соглашение. Материализм: практика.

    Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету. Причины: неполнота исследования; вера, но не проверка; недостаточность практики; желание увидеть то, что хочется.

    Ложь – дезинформация.

    Иллюзия – искажение восприятия действительности.
    30. Проблемы научно-технического развития. Наука классическая и неклассическая. Синергетика. Смена ценностных ориентаций и проблема гуманизации пачки и техники.

    Взаимозависимость между НТП и развитием общества подчинена закону эволюции. Это означает, что успешность развития того или иного общества зависит от степени его адаптации к особенностям данного этапа НТП и к его возможным тенденциям.

    Адаптация в данном случае означает способность определенного общества своевременно и гибко перестраивать общественную структуру с учетом новых научно-технических достижений, умение использовать их для повышения эффективности производства и экономики в целом, для укрепления своих позиций в мире и для повышения качества жизни людей.

    С точки зрения современного эволюционного подхода достижения науки и техники выступают как своеобразный вызов. Если данное сообщество не в состоянии найти адекватный ответ, то оно обречено на то, чтобы влачить жалкое существование или на поглощение другими обществами. Это закон отбора тех, кто приспособился к существованию в условиях научно-технической эпохи, и «отбраковки» тех, кто не смог адекватно адаптироваться к изменившимся условиям. В этом он подобен закону эволюции живых существ в соответствии с теорией Дарвина. Но он имеет и отличия. Главное отличие состоит в следующем: если биологическая эволюция определяется случайным появлением признаков, позволяющих тому или иному виду животных и растений приспособиться к изменившимся условиям, то социальная эволюция непосредственно зависит от воли и сознания людей.
    КЛАССИЧЕСКАЯ И НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА. Под классической наукой понимается наука 17-19 веков. Под некласической - новые веяния 20 века.
    Для классической науки характерны особенности:

    • предмет исследования – макромир;

    • изучаемая модель имеет какой-либо прообраз в реальном мире;

    • представления носят однозначный характер, описания - причинно-следственный характер;

    • отрасли классической науки обособлены друг от друга, сама наука обособлена от других сфер деятельности;

    • в научных описаниях классическая наука стремиться избегать субъективности, научные суждения подвергаются экспериментальной проверке.

    В неклассической науке:

    • предмет познания - не только макромир, но и мега- и микромиры;

    • объект не поддается непосредственной наглядной интерпретации;

    • модель предстает не прообразом, а одним из аспектов рельности;

    • мир предстает вероятностным (вместо причинно-следственой связи);

    • научная деятельность не носит обособленный характер;

    • модели - ненаблюдаемые, или в лучшем случае частично.


    СИНЕРГЕТИКА  междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации.

    С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых инноваций.

    Основное понятие синергетики — определение структуры как состояния, возникающего в результате многовариантного и неоднозначного поведения таких многоэлементных структур или многофакторных сред, которые не деградируют к стандартному для замкнутых систем усреднению термодинамического типа, а развиваются вследствие открытости, притока энергии извне, нелинейности внутренних процессов, появления особых режимов с обострением и наличия более одного устойчивого состояния. Этот феномен трактуется синергетикой как всеобщий механизм повсеместно наблюдаемого в природе направления эволюции: от элементарного и примитивного — к сложносоставному и более совершенному.
    31. Ценность. Философский смысл понятия ценность. Ценности материальные и духовные. Ценности медицинской прогрессии.

    Ценность — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.

    Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией. Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась.

    Платон: "Ц. носят абсолютный характер. "
    Софисты: Ц. относительны и индивидуальны.
    Ср. века: ц-ть связывается с божественной сущностью.
    Возрождение: гуманизация природных Ц.
    Кант: человек сущ-т в двух мирах - свободы и природы. Мир свободы - мир Ц.
    Новое время: акцент на Ц. науки.

    Подходы к объяснению: 1) Натуралистический психологизм (Ц-ти носят объективный характер, кроются в природе); 2) Аксиологический трансцендентализм (Ц-ти есть идеальное бытие, проявление эмоций); 3) Социологический (Ц. - это обществ-е нормы); 4) Персоналистический онтологизм (Шеллер: ц-ти не явл-ся эмперическими свойствами вещей, зависят от чел-а)

    Ц. Материальные и духовные. Отличие: предметные ц. связаны с целью, а духовные связаны со смыслом поведения.

    М и Д ц. ассиметричны: 1) по объему (М - благоограничены, Д - безграничны); 2) По потреблению (М - убывают, Д -нарастают); 3) По реализации (Д - индивидуальны); 4) По признанию. В Д ц. ценнее процесс чем результат.
    32. Понятие свободы. Грани свободы. Свобода и справедливость. Проблема выбора и ответственности личности. Специфика свободы в деятельности врача.

    Свобода - это наличие у чел-а или процесса возм-ти выбора варианта и обеспечения исхода события. Во франции - "Можешь делать все кроме того, что повредит другому." С - средство для достижения цели и смысла жизни чел-а.

    С. - осознанное действие чел-а, основанное на этике общества. В этике - свободная воля чел-а. Появляется ответственность при свободе.

    Сократ: "Я дал вам истину и она сделает вас свободным" Высшие ценности: истина и свобода.

    Совр. свобода - добиваться юридич., соц-х прав и гарантий.

    Грани свободы - свобода чел-а опирается на свободу остальных. Границу свободы одного чел-а образует свобода другого. Свободный Ч имеет защиту от насилия и может выражать свою волю. Права св чел-а реализуется в обществе, к-ые обеспечивает изъявление его воли.

    Вся многовековая история развития этических ценностей развивалась под знаком противопоставления справедливости и свободы. Платон и Аристотель мечтали о справедливо устроенном государстве. Несправедливо, если правителями являются не самые мудрые, т.е. не философы. Маркс через всю свою жизнь, начиная с двенадцатилетнего, возраста, пронес убеждение о несправедливости буржуазного общества, где тот, кто работает, либо вообще беден, либо далеко не самый богатый. Современный либерал американец Ролз видит несправедливость в отказе богатых помогать бедным. 
    О свободе (независимости и самостоятельности) также мечтали с незапамятных времен. Многочисленные восстания в Древнем мире были направлены на приобретение независимости. Эпикурейцы, киники, стоики, скептики стремились обосновать самодостаточность человека, т.е. его свободу. Идея свободы не чужда и христианской философии. Бог не навязывает свою волю человеку: греши, грешник. Подлинный триумф этики свободы наступает в Новое время. Развитие капитализма вплоть до наших дней сопровождается требованием обеспечения для личности разнообразных «свобод». Свобода часто интерпретируется как основная этическая ценность буржуазного общества.

    Показательна в этом смысле позиция французского философа Ж.-П. Сартра: «Мы приговорены к свободе». Настоящим певцом свободы был наш соотечественник Н.А. Бердяев. 
    Против требования справедливости и свободы мало кто отваживается выступать — оно имеет многовековую традицию. Вместе с тем хорошо известно, что попытки последовательно осуществить идеал справедливости неожиданным образом приводят к всеобщей уравниловке. Но даже вне этих крайностей ясно, что идеалы справедливости и свободы трудно согласовать друг с другом. 
    Опять же, через всю историю этики тянется шлейф попыток органически согласовать требования свободы и справедливости. Своеобразный прорыв в этой области наступил после появления в 1979 г. книги немецко-американского философа Ганса Йонаса «Принцип ответственности. Попытка разработки этики для технической цивилизации». Как-то сразу многим стало понятно: а ведь этика ответственности — это и есть объединение этики справедливости с этикой свободы.
    33. Философская антропология. Становление и развитие философской антропологии. Типы антропологических учений.

    Антропология - философское учение о человеке.

    Первые зримые корни философской антропологии можно обнаружить у французских материалистов ХVIII в. Но благодаря Канту, а затем Фейербаху, который ввёл и обосновал антропологический принцип в философии, в соответствии с которым на первый план выдвигается проблема сущности человека «единственный, универсальный и высший» предмет философии, она стала оформляться с тех пор в самостоятельную философскую дисциплину. Окончательно же, как принято считать, философская антропология сформировалась в 20-х годах XX в. В настоящее время обозначились две основные позиции в понимании того, как должна осуществляться интеграция знаний о человеке.

    Первая из них продолжает традицию К. Маркса. Сторонники этой линии полагают, что для обеспечения целостного представления о человеке различные дисциплины должны объединить свои усилия, составив единую науку о человеке, которая, с их точки зрения, не только возможна, но и необходима. В данном случае человек рассматривается как единая целостная система, которая, хотя и является предельно сложным явлением, тем не менее считается не только доступной для научного анализа, но и (при сохранении целостного представления об этой системе) позволяющей осуществить синтез результатов, полученных учёными различных специализаций.

    Другая точка зрения связана с развитием философской антропологии в том плане, как её понимали Н. Бердяев, М. Шелер, Х. Плеснер и др. Сторонники этого подхода исходят из того, что человек – существо многомерное и постоянно меняющееся. И хотя некоторые его важнейшие характеристики остаются неизменными на протяжении тысячелетий, они не раскрывают всей сущности человека, скрытой в загадочном единстве его физического и духовного начал, природа которых даже в отдельности, когда каждое из этих начал рассматривается само по себе, не может считаться доподлинно установленной. Сторонники данного подхода акцентируют внимание также на том, что человек сам является микрокосмом, задающим самому себе всё новые и новые загадки, выступая как активное начало, пытающеёся осознать внешний мир, своё место в нём, а исследуя окружающую среду, преобразует, изменяет её по своёму усмотрению. Другими словами, он творец и в то же время творение культуры, носитель духовности, принципиально отличающей его от остального живого мира.

    В качестве своёго предмета она выделяет собственно человеческое бытие во всей его полноте, анализируя его сущность, специфику и индивидуальность, пытаясь таким образом осмыслить и самого человека, и окружающий его мир с позиции философии. «Антропология, или точнее, антропологическое сознание, предшествует не только онтологии и космологии, но и гносеологии, и самой философии познания, предшествует всякой философии, всякому познанию. Самосознание человека как центра мира, в себе таящего разгадку мира и возвышающегося над всёми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без которой нельзя дерзать, философствовать», подчёркивал Н. Бердяев.
    4 типа антропологических учений:
    1. еврейско-христианское
    2. антично-греческое
    3. естесственно-научное
    4. теория декаданса
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15


    написать администратору сайта