1. Предмет философии природа, генезис, культура. Место и роль философии в культуре (медицине). Функции философии
Скачать 295.14 Kb.
|
Философия истории — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ - категория философии и методологии истории, отражающая тот факт, что в каждую историческую эпоху люди осознавали время по-разному. 38. Понятие общественно экономической формации и способа производства (К. Маркс). Общественно-экономическая формация и цивилизация. Концепция многообразия цивилизаций и культур (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер. П.Сорокин, А. Тойнби, Л. Н. Гумилев). В советской науке исторический процесс в соответствии с господствовавшей марксистско-ленинской идеологией было принято представлять как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций. Формации различались по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. Каждой формации соответствует определенный базис и надстройка. Базис - это экономический строй общества, представляющий собой систему особых производственных отношений. Надстройка - это совокупность общественных взглядов, идей, теорий, многообразных политических, юридических, нравственных, культурных отношений и государственного аппарата управления. Базис и надстройка тесно связаны. Каждому экономическому базису соответствует своя политическая надстройка. Если базис и надстройка не соответствуют друг другу, это означает, что формация переживает кризис и общество вступило в стадию перехода от одной формации к другой. Маркс выделял 5 общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Таким образом, развитие мировой истории представляло собой движение от первобытнообщинного общества (бесклассового) через рабовладение, феодализм, капитализм (классовые общества) к коммунизму (новому бесклассовому обществу). Смена общественно-экономических формаций осуществлялась путем революций и составляла всеобщий закон исторического развития: все страны и народы должны были пройти в своем развитии все формации и прийти к коммунизму. Но теория формаций, сформулированная Марксом, обобщала исторический опыт Европы. Многообразие развития мира не позволяло распространить критерии формационной теории на все государства. Поэтому страны с особым характером развития были отнесены Марксом к «азиатскому способу производства», подробного анализа которого Маркс не осуществил. Способ производства — исторически определённый способ добывания материальных благ, необходимых людям для производственного и личного потребления. Параллельно с формационным подходом в исторической науке развивался цивилизационный подход к истории. В центр исторического процесса он ставит человека с особенностями его менталитета, взаимосвязями с обществом и общество как саморазвивающуюся систему. Под цивилизацией понимается сообщество людей, имеющих общие фундаментальные основы ментальности, общие основополагающие духовные ценности и идеалы, устойчивые черты в социально-политической организации, экономике, культуре. Немецкий культуролог Шпенглер рассматривал всемирную историю как ряд автономных циклов культур. Таких культур Шпенглер насчитал восемь: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, магическая (византийско-арабская) и фаустовская (западноевропейская), каждая из которых вырастает на основе собственного «прасимвола» — способа переживания жизни. Поэтому эту систему называют «символической». Каждая культура проходит ряд стадий от рождения до своего упадка (смерти) и перерождения в цивилизацию, в которой творческая деятельность становится ненужной, а в противоположность «гуманитарной» культуре торжествует механическая деятельность, техницизм, бюрократия и милитаризм. Принципиальные различия между культурой и цивилизацией. Культурный человек живёт, углубляясь внутрь, заботясь больше о духовности, цивилизованный обращается во внешнее, заботится о материальном благополучии; культура религиозна, связана с поклонением и культом; цивилизация безрелигиозна; культура национальна; цивилизация безнациональна. Цивилизация есть мировой город, где господствует «лишенная корней городская масса». Для Тойнби, который не противопоставляет цивилизацию культуре, каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет. К настоящему времени сохранилось лишь пять основных цивилизаций — китайская, индийская, исламская, русская и западная. Движущая сила развития цивилизации — творческое меньшинство. Прогресс человечества Тойнби видит в его духовном совершенствовании, в частности в религии. Для Тойнби смысл истории состоит в реализации нравственного и творческого человеческого достоинства в ответ на внешние для человека вызовы. Сорокин - противник концепции линейности исторического развития. В оценке своеобразия культур он исходит из системы ценностей, которые позволяют ему систематизировать обширнейший социологический материал. Для Сорокина главные ценности — это истина, красота, добро и их единство — польза. Любую человеческую активность можно объяснить посредством универсальных ценностных категорий. Значительный вклад в осмысление проблем цивилизации внёс русский учёный Данилевский. В его работах проводится мысль, что культура Европы клонится к упадку и нужен новый культурный тип, новая государственная культура. По мнению Данилевского, не существует некоей единой мировой культуры. Человечество расчленено на самостоятельные культуры, развитие которых изолированно и несопоставимо. Ход истории представляет собой смену различных культурно-исторических типов. Концепция Данилевского отражает взаимосвязь культурных и цивилизационных процессов. С его точки зрения, в истории можно выделить 12 автономных цивилизаций или историко-культурных типов: египетский; китайский; древнесемитский; индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; аравийский; германо-романский или европейский; мексиканский; перуанский. Последние два типа культуры погибли насильственно, не успев развиться, а качественно новым перспективным культурно-историческим типом он считал славянский. Данная типология классифицируется как «архетипическая» и является основой следующих выводов: каждая великая цивилизация построена по оригинальному плану и жизнь ее имеет определенный предел, в результате чего один культурно-исторический тип сменяется другим, а изучение частных и общих качеств цивилизаций способствует более глубокому пониманию истории в целом. Русский ученый Гумилев, опираясь на установки теории локальной цивилизации (работы Данилевского и историков «евразийского» направления), рассматривал в качестве основы исторического процесса этнос. Он определял этнос как общность людей, населяющих определенную территорию и объединенных действием так называемого пассионарного духа. Под пассионарностью ученый понимал биопсихическую энергию, рождаемую сочетанием этнических, географических, климатических условий жизни этой общности. Пассионарный дух придает этносу историческую активность. Её результатом являются успешные завоевательные войны, создание государства, расцвет культуры. Постепенно пассионарная энергия растрачивается, этнос растворяется, поглощается другими, поднимающимися цивилизациями и часто бесследно исчезает, входя в состав другого этноса (суперэтноса). В истории России Гумилев выделяет две цивилизации: первая – Древняя Русь, киевско-славянский суперэтнос, пассионарность которого угасла в XII–XIII вв. под ударами монгольского нашествия; вторая – Московско-Петербургская Россия, великорусский этнос, возникший в XIV в. из обломков славянского суперэтноса, финно-угорских племен и части монгольских завоевателей. 39. Философия медицины и ее место в философии науки. Холизм и редукционизм в биомедицинском знании. Современные теории живого (теории аутопоэза. эпигенетика, биосемиотика). Статус медицины в науке Медицина в системе наук представляет собой некое проблемное поле естествознания, обществоведения и гуманитарных наук, прежде всего философии. Последняя способствует совершенствованию понятийного аппарата всего практического здравоохранения. Более того, она развивает научно-мировоззренческие взгляды врача и эвристический (творческий) потенциал в целостной системе материальной и духовной культуры медиков. И вообще, как показывает практика, без философии имидж самой медицины как важнейшей сферы общечеловеческой культуры заметно тускнеет. Медицина совместно с философией постигает сложный мир жизни человека, управляет его здоровьем. При этом она и сама становится объектом специального философского познания. Общие контуры медицины в критериях античной философии обозначил еще Гиппократ. Оформление медицины в самостоятельную естественно-научную и гуманитарную сферу воздействия на человека относится к Новому времени, когда она стала органично связываться с философскими концепциями жизни философии Бэкона, Канта и других мыслителей. Сегодня можно говорить о том, что медицина – это не только искусство практического врачевания, но и интеграционная наука, да и к тому же, не столь эмпирическая, сколько теоретическая. Стремление теоретически обобщить и философски интегрировать эмпирические знания, то есть критически осмыслить богатый арсенал опытных данных, в медицине наблюдается с давних времен. Медицина принципиально отличается как от известных общественных наук, так и от общественно-научных и гуманитарных дисциплин. Она представляет собой уникальное единство познавательных и ценностных форм умственного отражения и практического преобразования человеческой жизни. Последнее сближает медицину с философией. Холизм — в широком смысле — позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям. В узком смысле под холизмом понимают «философию целостности». Онтологический принцип холизма гласит: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. С холистической позиции, весь мир — это единое целое, а выделяемые нами отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности. В гносеологии холизм опирается на принцип: познание целого должно предшествовать познанию его частей. Редукционизм — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами). Редукционизм абсолютизирует принцип редукции (сведения сложного к простому и высшего к низшему). Редукционизм как философский подход исторически потеснил холизм — систему взглядов, не выделяемую в тот период отдельно, но господствовавшую в европейском мышлении до XVII века. Первым последовательным выразителем редукционистского подхода к миру, продолжившим в Новое Время традицию античного философа Демокрита, был Рене Декарт (1596-1650): «…смерть никогда не наступает по вине души, но исключительно потому, что разрушается какая-либо из главных частей тела». В социологии редукционизм существует в виде методологического натурализма и механицизма. В современной западной философии редукционизм вновь уступил свои позиции холизму, понятие которого было на новом уровне введено в оборот Я. Смэтсом. Он процитировал слова из «Метафизики» Аристотеля «целое больше, чем сумма его частей». Аутопоэзис — термин, введенный в начале 1970-х годов учёными У. Матураной и Ф. Варелой, означающий самопостроение, самовоспроизводство живых существ, в том числе человека, которые отличаются тем, что их организация порождает в качестве продукта их самих без разделения на производителя и продукт. Согласно теории У. Матураны и Ф. Варелы, живые существа отличаются «аутопоэзной организацией», то есть способностью к самовоспроизводству — к порождению, «строительству» самих себя: аутопоэзная система как бы «вытаскивает сама себя за волосы», создавая собственные компоненты. Аутопоэзные системы — это «системы, которые, в качестве единств, определяются как сети производства компонентов, которые (1) рекурсивно, через свои интеракции, генерируют и реализуют сеть, которая производит их; и (2) конституируют, в пространстве своего существования, границы этих сетей как компоненты, которые участвуют в реализации сети». Так, клетка производит компоненты своей мембраны, без которой клетка не могла бы ни существовать, ни производить эти компоненты. Именно аутопоэзная организация служит для У. Матураны и Ф. Варелы критерием, определяющим жизнь. «Эпи» – от греческого «над», «вне». Эпигенетика, таким образом, – это своего рода «над-генетика». Разница между созвучными понятиями в том, что наследование по механизмам эпигенетики определяется не молекулами наследственности (ДНК и РНК), а их ближайшим окружением. На ДНК (и, как было доказано совсем недавно, также на РНК) в определенных местах в буквальном смысле надстраиваются, т.е. прикрепляются снаружи, некоторые группы атомов – метильные группы. Они не изменяют саму генетическую информацию, но значительно влияют на ее судьбу. Метильные группы могут заставить гены «замолчать». Этим и обусловлено разнообразие клеток организма при одной и той же ДНК. У человека есть клетки мышц, крови, кожи и прочие. По сути, они отличаются друг от друга тем, что в клетках одного типа «молчат» одни гены, а в других – другие. «Говорят» же только те гены, продукты которых необходимы в настоящий момент. Так происходит в течение всей жизни. Каждый раз во время своего деления новые клетки, расходясь, забирают вместе со своей «порцией» ДНК также сопутствующий ей, специфический для каждого клеточного типа, эпигенетический фактор. Биосемиотика — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (знаковые процессы) в живых системах. Биосемиотика, согласно одному из определений — «достаточно самостоятельная и относительно замкнутая область междисцплинарных исследований, лежащая на пересечении биологии и семиотики и занимающаяся изучением свойственных организмам знаковых систем. Последние характеризуются наличием у них плана выражения и плана содержания, между которыми существует причинно не детерминированная связь. В результате знаковым системам свойственны явления синонимии и омонимии. Биосемиотика исследует знаковые системы различных уровней — молекулярно-биологического (генетический код), внутриклеточного (сигнальные пептиды), межклеточного (медиаторы, иммунные взаимодействия), внутриорганизменного (гормоны, условно-рефлекторные реакции) и межорганизменного (телегоны, феромоны, аттрактанты)». 40. Философско-методологические основания медицины. Категория меры и ее роль в философских основаниях медицины. Философские категории и понятия фиксируют сущность и специфику культурно-исторического развития, а значит, и сущность человека - субъекта жизни и созидательной деятельности. Они отражают как объективные характеристики общественных систем, так и формы самосознания, в которых происходит осмысление места человека в мире и обществе, роли целесообразной деятельности человека и его преобразования, способности человека быть субъектом разнообразной материальной и духовной деятельности, познание отношения человека к миру, обществу и себе. Мера - фил. категория, выражающая органическое единство качественной или количественной определённости. Категория «мера» неразрывно связана с проблемой количества и качества. Она, по сути, служит тем интервалом количественных изменений, в которых сохраняется данное качество. Мераявляется демаркационной линией, отделяющей одно качество от другого. Причем границы меры не всегда имеют точное количественное обозначение. Категория «мера» имеет большое философско-методологическое значение для анализа и осознания роли и значения такого важного медико-биологического понятия, каковым является «норма». Методология оптимальности, характерный показатель решения задачи, по значению которого оценивается оптимальность найденного решения. применяется при решении разного рода задач. всякое живое начало в мире может находиться в различных более или менее оптимальных состочниях. и определяються по нескольким, разным критериям. 41. Методология оптимальности в медицинском знании и практике (критерии оптимальности в стоматологии). Междисциплинарный характер современного медицинского знания. Методология оптимальности, характерный показатель решения задачи, по значению которого оценивается оптимальность найденного решения. применяется при решении разного рода задач. всякое живое начало в мире может находиться в различных более или менее оптимальных состочниях. и определяються по нескольким, разным критериям. Соотношение философии и медицины сегодня обычно внешне и случайно. Более глубокое взаимопроникновение в восточных культурах, где медицина и философия издавна рассматривались как две стороны одного начала. Но в последнее время происходит сближение западного и восточного образов медико-биологических наук и формируется синтетическая медицина. Критерии оптимальности - признак, на основании которого производится сравнительная оценка возможных решений и выбор наилучшего. В медицине: степень жизни (жизнь ослабленная, жизнь сильная), объем выживания (множество ситуаций, в которых организм может остаться живым), функция благополучия (количественные показатели благополучия организма в каждой конкретной ситуации). |