Главная страница

1. Предмет философии природа, генезис, культура. Место и роль философии в культуре (медицине). Функции философии


Скачать 295.14 Kb.
Название1. Предмет философии природа, генезис, культура. Место и роль философии в культуре (медицине). Функции философии
Дата29.05.2022
Размер295.14 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаFilosofia_Bioetika_Otvety_na_bilety.docx
ТипДокументы
#555369
страница7 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15

20. Философия русского космизма (Н. Федоров, Э. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский).

Философия русского космизма представлена именами Федорова (1828–1903), Циолковского (1857–1935), Вернадского (1863–1944). Общим в их философии была идея космоса, т. е. идея космических масштабов человеческой деятельности и ее космического смысла. Русские космисты обращаются к идеям и императивам планерного, духовного и экологического характера в целях объединения людей и спасения их жизни на Земле.

Философия Федорова – «философия общего дела». Он исходил из того, что главная задача человеческой деятельности, всех людей – преодоление зла, коим является смерть. «Общее дело» всех – победа над смертью как в переносном, так и прямом смысле («воскрешение из мертвых»). Путь к этому лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами. Воскрешение, достижения бессмертия мыслилось Федоровым как «общее дело» (человечества), ведущее ко всеобщему братству, родству и преодолению всякой вражды. Идеал Федорова – осуществление Царства Божьего на земле.

«Отец космонавтики» Циолковский считал себя «чистейшим материалистом», не признавал в мире ничего, кроме материи. Обычные свойства материи: пространство, время и сила. Его материя действует не только по законам физического, но и психического мира. «Атом всегда жив», существуя в различных вариациях жизни. Разум, основанный на «эгоизме» атома, доводится до совершенства в человеческих существах. Благодаря чему разум обретает универсальное значение во Вселенной. Распространение совершенства во Вселенной – задача разума. По мнению Циолковского, люди – носители разума – расселятся в Космосе, а Землю с ее социальными и биологическими муками оставят как заповедник. Космическая утопия Циолковского была систематизацией идей и мечтаний «космической эры», которая ознаменовалась выходом человека в космос, обостренными размышлениями о месте разума и человека на планете.

«Космический взгляд», который так страстно проводил «отец космонавтики», отчетливо выражен в трудах Вернадского. Человечество становится все более единым и неделимым. Оно мыслит и действует не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода, государства или их союзов, но и в новом планетарном аспекте. Глобальное развитие техники и науки свидетельствует о том, что биосфера переходит в ноосферу (сферу разума). На стадии ноосферы человечество как единое целое охватит весь земной шар и окончательно решит «вопрос о лучшем устройстве жизни».

Чижевский также стремится раскрыть взаимосвязь космических и исторических процессов. В своих работах он стремился доказать зависимость человеческой истории от астрофизических факторов. Политическая власть должна знать состояние солнца в любой момент. Крупные общественные события и движения совпадают с происхождением больших солнечных пятен. Успокоилась природа Солнца и Земли – успокоились народы. Частота преступлений и эпидемий на земле зависит от циклов солнечной активности.

Философия русского космизма была связана с разработкой фундаментальных основ целостного мировоззрения, с идеей спасения жизни на Земле, с идеей превращения научных знаний в материальную силу, рационально преобразующую природную и социальную среду.
21. Онтологическая проблематика в философии. Проблема бытия в истории философии, содержание и основные формы бытия. Гармония и трагизм бытия XX век. Судьбы проблемы бытия.

Проблемы определения, понимания бытия и духа, законов бытия, форм его существования и познания – фундаментальные проблемы философии.

Многие философы ставили бытие в основу своей философии. У греческих материалистов бытие совпадало, с одушевленным вещественным Космосом. У Платона бытие – это мир бессмертных идей. В средневековой философии господствовала концепция несотворенного (Бога) и сотворенного бытия (природа). В эпоху Нового времени, Просвещения развивался культ материального бытия. По Лейбницу, бытие – это воплощение деятельности духовных монад («монада» – духовная сущность, частица, представляющая собой «сжатую Вселенную»). Бытие у Гегеля – ступень восхождения абсолютного Духа. У Маркса и Энгельса бытие – материальная жизнь общества, природа («бытие» и «материя» совпадают). В «Философии жизни» Дильтея бытие является особым способом выражения жизни. Экзистенциалист Сартр выделяет «бытие для себя» (самосознание) и «бытие в себе» (материальное бытие). В философской герменевтике «дом Бытия – это язык».

Наблюдая вещи, жизнь растений, животных и людей, можно прежде всего сказать то, что они реально существуют. Даже наши мысли и чувства реально существуют, принадлежа к субъективной реальности. Бытие – это все сущее, все то, что реально существует. Философская категория бытия обозначает бесконечное множество материальных и идеальных объектов. Но категория бытия схватывает также и то, что объединяет объекты, выражает единство многообразного: природного, социального и духовного. Бытие - это совокупное целое всего, что есть.

Вопрос о структуре бытия – это вопрос о внутреннем строении бытия. Классический материализм сводит основу бытия к материи. Все есть самодвижущаяся материя и ее проявления, включая дух и сознание. Напротив, идеализм признает субстратом бытия духовную субстанцию. Последняя придает формам бытия целесообразность, единство всего сущего (все связывает со всем). Но такие представления о структуре бытия уже не удовлетворяют современную философию.

Любая форма бытия подчиняется всеобщим законам. Один из них - взаимодействие между материей и информацией. Взаимодействие материальных и разумных (идеальных, духовных) начал вечно, оно «заложено» в глобальных механизмах развития Вселенной, органической и социальной жизни на Земле. Материально-информационное взаимодействие – фундаментальный закон, который влияет на характеристики пространства и времени, на закон причинности, на развитие всех систем бытия.

Выделение и сохранение единства – следующий закон бытия. Существование вещи – это прежде всего сохранение ее единства и целостности. Разрушая единство, та или иная форма бытия лишает себя способности «быть» в своем качестве. Человеческое бытие без единства и связей – ничто. Без единства человеческих связей нет и самих людей. Любые формы бытия существуют, если они способны противостоять «распаду на части», способны преодолеть противоречия внутри себя и с окружающей средой. Небытие вещи – это разрушение целостности и единства. Битва за небытие вещей и людей, государств и цивилизации идет при осознанном нарушении этого закона – закона сохранения единства.

Философское познание бытия включает осмысление основных форм бытия, их диалектики.

ФОРМЫ БЫТИЯ:

1. Бытие природы, Вселенной. Это – объективная реальность с ее состояниями, системами, законами и процессами. Бытие природы есть и будет существовать вечно, вне и независимо от человеческого опыта и сознания. Бытие природы включает: сложившееся дожизненное бытие; живое бытие; бытие в форме самоосознающей жизни.

2. Бытие общества, человечества. Бытие общества – сложнейшая действительность, собственно человеческий мир. Этот мир имеет законы существования и развития. Соц. жизнь есть величайшее творение бытия. Бытие общества – «победа» информационного порядка над хаосом, управления и организации над дезорганизацией, торжество духа над материей. Бытие общества и бытие природы нерасторжимы. Не только природа продолжается в «мире людей», но и мир людей в природе.

3. «Вторая», очеловеченная природа. Это – бытие произведенных людьми вещей, систем, предметов культуры. Весь мир «второй природы» – техника, города, архитектура и т.д. – продукты человеческой деятельности. Эта форма бытия зависит от человека.

4. Бытие человека, личности. Бытие отдельного человека существует в трех измерениях: 1) как жизнь отдельной биологической особи, принадлежащей к виду «Хомо сапиенс»; 2) как социально-историческое существо (как совокупность социальных связей и отношений); 3) как духовное существо (ценностно-смысловое измерение человеческой жизни, сознания и деятельности). Живя в трех измерениях, человек испытывает сложные коллизии (конфликты) духа и тела, личностного сознания и общественного сознания, духа и созданных объективации в социальной среде и сфере культуры. Бытие человека нельзя оторвать от окружающей среды, от общества и Вселенной. Сущностные связи природного и социального бытия трансформируются в законы человеческого поведения, смыслы и ценности человеческой жизни.

5. Бытие духа и сознания. Что такое дух? Дух – это нематериальная, животворящая, созидающая основа всего сущего, всех форм жизни. Современные ученые и философы приходят к признанию существования внеклеточных информационно-распорядительных структур, которые управляют развитием организмов, бытия общества и человека. Дух – это вселенское информационное поле, информационная связность со всем. Дух в человеке – это сопричастность к Космосу. Дух связан с общественным и творчески-созидательным характером жизнедеятельности людей, с включенностью их в мир культуры и Вселенной.

С общефилософской точки зрения дух и духовность представляют особую энергийную субстанцию и идеальный комплекс норм, ценностей и смыслов, которые противостоят обществу не как данность, а как пронизывающая их активность, как требование. Дух – воля к совершенству во всех областях жизни, любовь к жизни, стандарты качества человеческой жизнедеятельности. Дух актуально проявляется в социальных отношениях и человеческой коммуникации, в труде и творчестве, в воспитании человека, в культуре и памяти народа. Дух больше чем человеческое сознание. Сознание – это личное проявление духа, духовность – это способность человека жить высокими смыслами и идеалами, поставленными выше эгоистических потребностей. Духовность, духовное бытие человека – не просто исповедование нравственности, а причастность к духу, который организует практическое бессмертие Человека, общества, культурной жизни народа. Душа – индивидуальное проявление духа в человеке, его человечность, совесть, способность отличать духовное от недуховного. Душа притягивает человека к высшим смыслам и ценностям, отвращая от злодеяний и скверны (лицемерия, лжи, жестокости и насилия). Душа – духовная сущность человека.

Все указанные формы бытия диалектически взаимосвязаны, существуют в единстве. Знание этих форм бытия – предпосылка исследования другого не менее важного вопроса – форм постижения бытия.
БЫТИЕ XX ВЕКА. В Новом времени бытие стало субъективным. В ХХ в этот процесс углубился и теперь даже Абсолют (Бог) стал зависеть от априорной внутренней установки человека на поиски безусловного. Место Бога занял человеческий разум. Пустынность и неуютность мира без Бога-опоры была скрыта верой в могущество разума.

ХХ век ознаменовался крестовым походом против разума, а это означало разрыв с античной традицией. Расхождения были в самом основном. Во-первых, греческое понимание бытия представляло его неизменным, неподвижным, субстанциальным. Отказ от всякого рода субстанциальности стал нормой философствования в ХХ в. Во-вторых, разум также не годился на роль опоры человеческого существования; ему было отказано в кредите доверия со стороны человека и общества ХХ в.

Отказавшись от Бога («Бог умер» - Ницше), не надеясь более на разум, человек ХХ в. остался один-на-один со своим телом. Начался культ тела, сменивший культ духа и разума, а это – главный признак язычества. Язычество, или, вернее, неоязычество  конца ХХ в. быстро распространилось по планете, благодаря телевидению и другим средствам массовой информации. Процессы своеобразного оязычивания проникли во все виды искусства. Например, приверженцы авангардизма попытались вернуться к самым древним формам жизненной и художественной практики, к архаике, к спрятанным в глубинах человеческой психики бессознательным началам всякой интеллектуальной и эмоциональной активности.

Приведенное выше свидетельствует о начавшемся разрыве культур.  ХХ век отверг все основания существования мира и человека, которые признавались прежде, не успев предложить новые опоры жизни à человечество испытывает шок открывшейся неприкаянности, неукорененности ни в чем.

В ХХ в. Европа окончательно отказалась от античных традиций в понимании бытия. Люди вдруг ощутили себя живущими в мире, где нет никаких гарантий и никаких опор, где все зыбко и плохо устроено. Разум не  сумел предотвратить страшных войн ХХ в. и более того, сам поработал над созданием средств массового уничтожения людей, создав невиданные ранее виды оружия. Он не мог обеспечить гармонию и порядок в мире. Возникло ощущение безопорности во всех сферах жизни в экономике, в политике, морали и т.д. Сформировалась эпоха тотального плюрализма, для которого нет никакой иерархии ценностей. Плюрализм стал главной идеей общественного устройства, согласно которой общественно-политическая жизнь есть состязание множества социальных групп и представляющих их интересов. Все стало равно всему, исчезли приоритеты: политические, государственные, экономические, классовые и т.д. Изменение мировоззрения в ХХ в. повлекло за собой не только новую постановку вопросов о бытии, но пересмотр стиля и правил интеллектуальной деятельности.
22. Современная наука о строении и свойствах материи. Проблема единства мира.

Представления о материи, как правило, базируются на мировоззренческих концепциях, характерных для данной эпохи. Древнегреческие философы-материалисты видели в материи первооснову, субстанцию всех вещей. Фалес принимал за основу всех вещей – воду, Гераклит – огонь, Левкип и Демокрит – атомы. В Новое время материей считалось вещество, существенными признаками которого были протяженность, непроницаемость, масса и др. Материальное определялось как вещественное. В XVII веке философ–идеалист Беркли выступил против понятия материи как вещественной основы вещей. За основу он брал дух, от которого «мы безусловно и вполне зависим». С его т/з, материя сущ-т только в духе или вообще не существует.

В XIX веке одержало верх метафизическое, субстанциональное понимание материи, закрепленное успехами классической механики. Казалось, что был найден последний «кирпичик» мироздания – атом. Представлялось, что на основе механистических понятий о материи можно объяснить все явления в мире, вплоть до проявлений человеческой психики и духа (их связывали с проявлением энергии).

На рубеже XIX-XX вв. новейшие физические открытия (электрона, радиоактивности, непостоянства массы, теории относительности и др.) подорвали принципы классической физики, всю механическую картину мира, а вместе с тем и представление о материи как объективной субстанции. Столкнувшись с расщеплением атома и невещественными, т.е. полевыми, состояниями материи, некоторые ученые (Пуанкаре, Планк) и философы (например, Мах) пришли к выводу - «материя исчезла». Но исчезла не материя, а тот предел, до которого ученые знали материю à потребовалось переосмысление понимания категории материи.

Позже Ленин предложил следующее определение: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» à полностью освобождает понятие материи от свойств конкретных областей мироздания и связывает это понятие с одним единственным свойством – «быть объективной реальностью, существовать вне сознания».

Во второй половине XX века произошел величайший переворот в представлениях о материи, структуре объективного мира. Фундаментальная наука открыла свыше 200 элементарных частиц, сложную картину полей (электромагнитного, гравитационного и др., включая биополе), информацию как свойство объективной реальности. «Элементарные частицы» оказались далеко не элементарными. Сейчас открыты субчастицы – кварки, лептоны и микролептоны.

Информация – это не материя и не энергия, хотя и остается объективным фактором при изменении объективных качеств ее материальных носителей. Итак, все в мире материально, но все обладает теми или иными информационными характеристиками, информационной емкостью.

Эти представления о фундаментальных и всеобщих свойствах окружающего мира позволяют обновить, кардинально пересмотреть философские представления о материи и ее основных атрибутах: движении, развитии, пространстве, времени и др.

Т.о., материя – субстрат объективной реальности, формирующийся в результате полевых, информационных взаимодействий и воспринимаемый нами в виде вещей, предметов и тел. Нет необходимости сводить все проявления бытия к «голой» материи. Материя, энергия и информация – атрибуты объективной реальности. Они существовали и будут существовать вечно.

АТРИБУТЫ МАТЕРИИ: Движение, Самоорганизация, Размещённость в пространстве и времени, Способность к отражению.

1) Стало привычным утверждение, что движение есть способ существования материи. Под «движением» понимаются любые изменения в мире – физические, химические, биологические, социальные, информационные и др. Нет материи без движения, как движения без материи. Термин «развитие» также является емким. Под развитием понимается поступательные, необратимые изменения состояний материи от простых к более сложным, т.е. процесс повышения сложности и эффективности материальных систем. Появление живых существ, социальной жизни и одухотворенного человека – результаты развития Вселенной.

Энгельс выделил пять форм движения материи: 1) механическую (перемещение тел в пространстве). 2) физическую (электрические, тепловые и др.), 3) химическую (химические р-и), 4) биологическую (эволюция), 5) социальную (развитие общества). Такая классификация при всех ее положительных моментах явно устарела. Современные философы и ученые говорят об информационной, кибернетической, геологической и галактических формах движения материи. Обсуждая формы движения материи, нужно учитывать взаимодействие форм движения материи. Но нельзя сложные формы (социальную, биологическую) сводить к простейшим формам движения материи – механической, физической, химической. Такая операция сведения одних форм движения материи к другим (простейшим) называется механицизмом (редукционизмом). Но каждая форма движения материи, подчиняясь своим собственным законам, опирается на материальный субстрат, информацию и законы низших форм движения материи.

2) Современная философия и наука склонны рассматривать Вселенную как самоорганизующуюся систему, важнейшим элементом которой является мыслящий человек. Самоорганизация – создание материи без участия внешних сил. Флуктуация – постоянно присущие материи случайные колебания (хаос/укрепление).

3) Категории пространства и времени обозначают основные формы существования материи. Пространство – это протяженность и порядок сосуществования объектов природного и социального мира. Время – длительность, последовательность и порядок смены процессов и событий бытия. Философию прежде всего интересует вопрос об отношении пространства и времени к материи, т. е. являются ли пространство и время реальными, или это чистые абстракции, существующие только в сознании. Современная философия подчеркивает объективный характер пространства и времени, их неотделимость от материи и информации, от любых проявлений бытия, их универсальность и всеобщность. Само пространство неотделимо от времени. Всякое движение в пространстве есть и движение во времени.

4) Отражение – способность материальных объектов воспроизводить в себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Сознание – высший уровень отражения – способность высокоорганизованной материи отражать др. материю.

ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА МИРА. С одной стороны, мир в своем многообразии неоднороден, а с другой - являет собой некую универсальную целостность, образуя неразрывное единство всех своих составных частей.

Проблема единства мира является одной из древнейших в философии. Её решение зависит от исходной мировоззренческой позиции, на которой стоит философ. В идеалистическом направлении возможны различные позиции, как утверждающие единство мира на основе его бытия или вселенской духовности (идеалистический монизм), так и отрицающие таковое единство. Сторонники материалистического монизма стремятся объяснить единство мира, исходя из него самого, считая его самодовлеющим, ни в ком и ни в чем не нуждающимся для поддержания своего бытия, который из самого себя порождает все многообразие сущего. Они признают в качестве доказательства только рациональное обоснование и согласующийся с ним опыт и опираются в этом на общественную практику и науку, природа которой сугубо рациональна.

Создание теории относительности и квантовой механики в XX столетии существенно расширило и укрепило понимание того, что мир един и все со всем взаимосвязано. С появлением во второй половине XX в. мощнейших ускорителей современная наука еще больше продвинулась в изучении микромира и сумела доказать единство поля и вещества, корпускулярных и волновых материальных объектов, обосновала неразрывное единство материи, движения, пространства и времени. С точки зрения современной теоретической физики, мир един, потому что на самом элементарном уровне это ни что иное, как элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия.

Помимо естественнонаучных доказательств идея единства мира нуждается также и в историческом обосновании, чего нельзя сделать без философии, которая рассматривает весь мир в виде целостной системы, обнаруживает единство в многообразии и многообразие в единстве.
23. Субъективная и объективная диалектика. Диалектика и метафизика. Единство
диалектики, логики и теории познания.


Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

Объективная диалектика — это развитие реального мира (природы и общества).

Субъективная диалектика — это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) — отражение диалектического движения (развития) объективного мира; во-вторых, теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так и самого мышления.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, соз­нания, познания и других аспектов действительности через:

  • законы диалектики;

  • категории;

  • принципы.

Главная проблема диалектики — что такое развитие?

Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не про­сто механическое изменение, а саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую сту­пень организации.

Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движе­ние — основа развития.

ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ. Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук своей всеобщностью и универсальностью.

Выделяются три базовых закона диалектики:

  • единства и борьбы противоположностей;

  • переход количества в качество;

  • отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей: все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (день и ночь, горячее и холодное, черное и бе­лое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — "тезис" и "антитезис" и пока­зан механизм их взаимодействия.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

  • содействие (обе стороны оказывают по­мощь друг другу);

  • солидарность, союзничество (стороны имеют общие интересы и дей­ствуют в одном направлении);

  • нейтралитет (стороны никак не взаимодействуют);

  • мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

Закон перехода коли­чественных изменений в качественные.

Качество — стабиль­ная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера — единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступа­ет момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше проис­ходило изменение качества под влиянием количественных из­менений) — к коренной трансформации сущности предмета.

Пе­реход количества в принципиально новое качество может про­изойти одномоментно или эволюционно.

Закон отрицания отрицания: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

  • смена общественно-экономических формаций (при форма­ционном подходе к историческому процессу);

  • "эстафета поколений";

  • ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникно­вение новых.

Отрицание старых форм новыми — причина и механизм по­ступательного развития. Однако вопрос о направленности разви­тия - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

  • развитие — только поступательный процесс, переход от низ­ших форм к высшим, (восходящее развитие);

  • развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

  • развитие хаотично.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали по­вторяет прежние, но на новом, более высоком уровне (Маркс).

МЕТАФИЗИКА. Метафизика – это философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу.

Самая характерная черта метафизики — однородность, абсолютизация одной стороны живого процесса познания, или шире — того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.

Метафизика, как и диалектика, изменялась:

1. «Старая» метафизика была характерна для философии и науки в XVII-XIX вв. Отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности всех мировых связей.

2. Новая метафизика, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Её особенность — сосредоточение усилий на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития.
24. Принципы и категории диалектики (содержание и форма, сущность и явление).

Основными принципами диалектики являются:

  • принцип всеобщей связи;

  • принцип системности;

  • принцип причинности;

  • принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

  • внешние и внутренние;

  • непосредственные и опосредованные;

  • генетические и функциональные;

  • пространственные и временные;

  • случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи — внешние и внут­ренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окру­жающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагают­ся в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутрен­нюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

  • вечность, неуничтожимость истории, мира;

  • его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ. Категории – наиболее общие понятия, выражающие существенные связи и отношения в мире. Диалектика действительности «схватывается» в системе взаимосвязанных и соотносительных парных категориях: «причина-следствие», «форма-содержание», «сущность-явление», «необходимость-случайность» и др.

Содержание и форма – философские категории, которые представляют единство двух аспектов целого. Содержание – «содержимое» вещи или системы, совокупность всех составных элементов, их свойств, внутренних процессов, связей и противоречий. Форма – способ организации содержания, структурная сцепка его элементов, процессов и частей. Также говорят о внешней и внутренней форме. Например, внешняя форма книги – это её размер и переплет, а внутренняя – организация идейного содержания.

Сущность и явление – философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познания. Сущность – основа или закон бытия предмета (явления), единство всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Явлението или иное проявление предмета, внешняя форма его существования. Явление – внешнее обнаружение сущности, то, что на поверхности действительности. Например, кажущееся нам вращение Солнца вокруг Земли не совпадает с действительным положением.

Диалектика сущности и явления выражает определенные законы познания. Человеческая мысль, человеческое познание идет от явления (от восприятия конкретных вещей) к сущности (закону этих вещей или явлений), а потом от сущности первого порядка к сущности, второго, третьего и далее порядка. Но есть и обратное движение человеческого познания: от известных, познанных законов, сущностей к конкретному, чувственному многообразию являющихся вещей. Известные законы физики и химии люди прилагают к миру физико-химических явлений.

25. Категории диалектики (причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность, часть и целое).

Причина и следствие – философские категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Ничто в мире не существует «само по себе», а появляется в силу ряда причин. Причина - явление или фактор, который вызывает, изменяет или влечет за собой другое явление или их комплекс. Последнее называется следствием. Следствие – производное от причины. Причинно-следственная связь носит всеобщий и объективный характер, т.е. не зависит от нашего сознания. Причина порождает следствие; она предшествует ему во времени, но следствие активно влияет на причину. Например, общество порождает преступность, которая, в свою очередь, влияет на общество (увеличивая меры и формы борьбы с преступностью, деформируя институты и сознание общества).

Необходимость и случайность – философские категории, выражающие определенный характер зависимости, связи и степень детерминированности явлений. Необходимость – это то, что неизбежно происходит, вызывается глубинными причинами, вытекает из сущности явлений. Случайность – проявление в основном несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности. Случайность – результат действия побочных, внешних факторов, стечения обстоятельств.

Некоторые материалисты (Демокрит, Спиноза, Гольбах и др.) не видели связи между необходимостью и случайностью, доводили их относительное различие до абсолютной противоположности. Им казалось, что в мире торжествует лишь необходимость, а случайность есть плод незнания, невежества. Индетерминисты (Юм) и волюнтаристы (Августин, Шопенгауэр) утверждали, что миром правит случай. На самом деле, в мире нет «чистых» необходимостей и «частых» случайностей, а есть их взаимосвязь. Случайность – это один полюс взаимосвязи, другой полюс – необходимость. Случайность – проявление и дополнение необходимости. Любая необходимость прокладывает себе дорогу через уйму случайностей. Если бы в мире не было бы случайности, то не было ничего нового. В современном мировоззрении абсолютно детерминированная картина мира уступает место картине стохастической, вероятностной Вселенной, в которой закономерности трактуются как определенные тенденции.

Действительность и возможность – соотносительные категории, характеризующие две основные ступени становления и развития предмета, явления или системы. Возможность это потенциальные состояния действительности. Действительность – фактическая реальность как результат реализации некоторой возможности или совокупности возможностей. Развивающаяся действительность пребывает в море возможностей, часть из которых или одна реализуется. Различают абстрактную (формальную) и реальную (конкретную) возможности. Абстрактная возможность характеризует отсутствие принципиальных препятствий для становления предмета или системы («все возможно, что не противоречит себе», «все возможно, что мыслимо допустимо»). Но, как правило, для становления, реализации абстрактной возможности нет необходимых условий (Земля сошла со своей орбиты). Реальная возможность, напротив, обладает всеми необходимыми условиями для своего осуществления (запуск человека в Космос). Переход возможности в действительность осуществляется по законам этой действительности (физической, социальной, биологической и др.).

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15


написать администратору сайта