Главная страница
Навигация по странице:

  • Носителем сознания

  • 6. Философия Средневековья - размышления в вере. Вера как разум сердца.Патристика и схоластика. Специфика схоластического рациональногомышления.

  • Патристика

  • 7. Особенности арабской философии средневековья Ибн-Сина (Авиценна) Ибн-Рушд (Аверроэс). Схоластическая медицина и практика врачевания.

  • Медицину позднего средневековья называют «схоластической», имея в виду ее отрешенность от реальной жизни.

  • 8. Гуманизм и антропоцентризм как ведущие идеи и тенденции эпохиВозрождения. Натурфилософия эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Д. Бруно, Н. Коперник).

  • 1. Предмет философии природа, генезис, культура. Место и роль философии в культуре (медицине). Функции философии


    Скачать 295.14 Kb.
    Название1. Предмет философии природа, генезис, культура. Место и роль философии в культуре (медицине). Функции философии
    Дата29.05.2022
    Размер295.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_Bioetika_Otvety_na_bilety.docx
    ТипДокументы
    #555369
    страница3 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Платоновский проект государства.

    Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

    все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;

    работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

    воины занимаются физическими упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;

    философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

    философы и воины не должны иметь частной собственности;

    жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

    не существует брака, все жены и дети общие;

    допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

    В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.
    Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

    Через всю "метафизику" Аристотеля проходит - как ее главная мысль - критика основного учения Платона - учения об "идеях".

    Аристотель придумал свое собственное учение о четырех причинах. Каковы причины, действующие в природных вещах? По аристотелю их 4 вида.

    Во первых, то, из чего эта вещь произошла, или материальная причина. Например, такой причиной для чаши будет серебро или медь, её материал, а для дома- камни или дерево.

    Во-вторых, это форма и образец, т.е. то, что делает возможным дать определение вещи, или причина формальная. Например, для октавы это будет отношение двух к одному, для дома- его облик.

    В-третьих, то, откуда первое начало изменения или покоя, или причина действующая. Например, для ребенка такой причиной окажется отец, для дома-строитель.

    В-четвертых, то, ради чего, или целевая причина. Например, у прогулки и диеты такой причиной будет здоровье, у дома целевой причиной будет «служить укрытием».

    Соответственно, у природной вещи одновременно будет несколько причин. При этом, часто формальная, движущая и целевая причина могут совпадать, например, когда человек рождает человека, движущей причиной является человек, формальной причиной рождаемого человека будет видовое определение человека, а «тем ради чего», снова окажется человек.

    Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души: растительная душа; животная душа; разумная душа.

    Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

    Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

    Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

    по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

    отличается от животных наличием мышления и разума;

    имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

    Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

    Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство. Аристотель выделяет шесть типов государства: монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

    Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).

    Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля). Основой этики Аристотеля служит психология. Этика изучает индивидуальное поведение человека, его политику, является по преимуществу социально-политической этикой, т. е. областью знаний, исследующей нравственные задачи гражданина и государства, вопросы воспитания хороших граждан и заботы об общем благе. Этика Аристотеля занимает среднее положение между его психологией и политикой. Этика — это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека. Но Аристотель не мыслит отдельного гражданина вне общества. Для него человек — существо общественно- политическое. Этика Аристотеля тесно связана с его политикой, с учением о сущности и задачах государства. Можно ли считать учение соблюдать правильные нормы поведения и вести нравственный образ жизни наукой? Согласно Аристотелю, «всякое рассуждение направлено либо на деятельность или на творчество, либо на умозрительное». Значит, практическая сфера жизни и различные виды производительной деятельности невозможны без мышления. Поэтому они входят в сферу науки, но это не науки в строгом смысле слова.
    6. Философия Средневековья - размышления в вере. Вера как разум сердца.
    Патристика и схоластика. Специфика схоластического рационального
    мышления.


    Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – ХVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творения. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I – V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V – XIII вв. н.э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения). Средневековую философию условно можно разделить на следующие периоды: 1) введение в нее, которое представляет патристика (II-VI вв.); 2) анализ возможностей слова - важнейшая проблема, связанная с христианской идеей творения мира по Слову и Его воплощения в мире (VII-X вв.); 3) схоластика (XI-XIV вв.). Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:

    теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);

    изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;

    господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);

    сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;

    человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);

    провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

    выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

    выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

    мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

    Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.

    Источником философских размышлений были догматы Священного писания. Для философии Средневековья характерной чертой был теоцентризм — обращение к Богу, его сущности как первопричине и первооснове мира.

    Бог — действующая и конечная причина мира, мир создан Богом «из ничего»; душа человека бессмертна, его конечная цель — блаженство, обретаемое в созерцании Бога в загробном мире; сам человек тоже творенье Божье, а по своему положению — промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами.

    Патристика (от лат. pater – отец) – совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II– VIIIвв., которых принято называть "святыми отцами (и учителями) церкви". Патристика – это учения т.н. отцов церкви (Августина блаженного и др.), которые считали, что, только углубляясь в душу, человек познает себя как образ и подобие бога. Патристика – имела главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.

    1-й период – апологетика: оформление и прояснение христианского мировоззрения, теоретическая защита от его многочисленных врагов. (Тертулиан, Климент)
    2-й период – классическая: формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой мысли. (Аврелий Августин, Василий Великий)

    Схоластика (от греч. schole — школа) — это средневековая христианская философия, которая господствовала в школьном преподавании и всецело зависела от теологии. Основная задача схоластики — обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем.

    Философствование схоластиков строилось на почве установленного учения церкви и тех учений античной философии, которые сохранились до средних веков. В этом двойном богословско-философском предании высшее место, конечно, принадлежало церковному учению.

    Схоластика и патристика отличались одна от другой тем, что в патристике для толкования Священного Писания и для догматической формулировки собственно откровенного учения она пользовалась философией, тогда как для схоластики содержание веры заключалось в установленных отцами догматах и философия применялась преимущественно к уяснению, обоснованию и систематизации последних.

    На Западе среди представителей схоластики развертывается борьба между сторонниками реализма (считали, что общие понятия, такие как человек, дом, существуют в реальности наряду с единичными явлениями) и номинализма (полагали, что реальны только единичные вещи, а общие понятия – это лишь слова, названия, с помощью которых люди обобщают единичное) по вопросу понимания природы так называемых «универсалий» (общих понятий). К реалистам относились Иоанн Скот (Эриугена, IX в.), Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, к номиналистам – Росцелин из Компьени, Дунс Скот, Уильям Оккам. Примирить номинализм и реализм пытался Пьер Абеляр.

    Непререкаемым авторитетом философии этого периода являлся Августин Аврелий (354–430). Согласно его учению, весь мир пронизан разумом, логосом, содержащим в себе светлую природу Бога. Вещи и души светятся отраженным Божественным светом. Свет сотворенный дает возможность познавать телесные вещи, свет разума – интеллигибельные предметы, свет благодати – истины Божественного откровения.

    Подлинно универсальным философом-теологом считался и поныне считается Фома Аквинский (1225–1274), основатель томизма. В современных католических учебных заведениях систему Фомы Аквинского предписано преподавать как истинную философию. Среди основных идей св. Фомы следует отметить: теоцентризм, идею креационизма, идею гармонии веры и разума, идею о реальном существовании универсалий (общих понятий). Наиболее значительные произведения св. Фомы – «Сумма против язычников», «Сумма теологии». В них он дает ряд доказательств существования Бога, обосновывает идею богопознания и другие свои идеи.

    7. Особенности арабской философии средневековья Ибн-Сина (Авиценна) Ибн-Рушд (Аверроэс). Схоластическая медицина и практика врачевания.

    Средневековая арабская наука значительно пре­восходила тогдашнюю западноевропейскую науку. Арабы дали «...десятичное исчисление, начала алгебры, современную систему счисления и алхимию; христианское средневековье не оставило ничего», — пишет Энгельс.

    Арабская культура была такой же многонациональной, как арабское государство. Ее творцами были и арабы, и иранцы, и берберы (мавры), и тюрки, и египтяне.

    Внимание к опытному знанию и естественно-научным дисци­плинам резко отличает арабских философов от их европейских современников.

    Ибн-Сина (Авиценна) учился философии и медицине в Иране. Отличался необычайной разносторонностью интересов: он был философом и политиком, врачом и поэтом.

    Авиценной написано более 100 книг. Главным философским произведением Авицен­ны была энциклопедическая «Книга выздоровления» в 18 частях, разделяющаяся на логику, физику, математику и метафизику.

    Материальный мир для Авиценны вечен и несотворен. Он признает существова­ние бога. Мир является не абсолютно, а лишь относительно необходимым, принадлежа к категории возможности. Мир как вечная длительность во времени обусловлен вечным богом, суще­ствующим вне времени. Божественная деятельность есть мышление бога о себе самом. Это самосознание бога служит первоисточником всего бытия. Пер­вым и единственно непосредственным продуктом божества является перворазум.

    Душу человека Авиценна понимает как существенную форму тела. Она нематериальна и бессмертна. Загробную жизнь он признает в чисто духовном, а не в физическом смысле. Воскресение тел Авиценна решительно отвергает.

    В целом система Авиценны представляла собой попытку прими­рения философии Аристотеля с основоположениями религии ис­лама.

    Ещё один крупнейший представитель арабских мыслителей средних веков — Аверроэс. Он основательно изучает теологию, юрис­пруденцию и медицину. Его научные работы находят энер­гичную поддержку при дворе эмира, и он становится при­дворным врачом. Современники говорили, что «Аристотель объяснил природу, а Аверроэс — Аристотеля». В центре философии Аверроэса — на­туралистическое учение аристотелизма. Сам Аверроэс не считал себя самостоятельным мыслителем. Он был преисполнен величайшего уважения к Аристотелю и полагал, что аристотелевская доктрина не нуждается в каких-либо исправ­лениях или дополнениях.

    Своей задачей он ставил освобождение учения Аристотеля от по­следующих искажений. Согласно учению Аверроэса, материальный мир безначален и бес­конечен во времени (но ограничен в пространстве). Философ отвер­гает религиозную формулу творения богом мира «из ничего». Движение вечно и непрерывно, ибо каждое движение вызывается предшествующим. Но движение нуждается в субстрате. Универ­сальным и вечным субстратом движения является материя. Первоматерия не возникла и не уничтожается. Переход из аб­солютного небытия в бытие и обратно невозможен.

    Время, учил Аверроэс, существует только благодаря движению. Мы измеряем время лишь при помощи перемен. Божество для Аверроэса есть «мыслящая себя самое мысль», это — идеальная «конечная причина», а всякое движение есть стремление к лучшему. Божественная мысль простирается лишь на общий ход мирового процесса, но отнюдь не на частности. На этом основывается отри­цание Аверроэсом чудес, «божественного откровения» и силы молитв.

    Большое значение получило также учение Аверроэса о едином, всеобщем и объективном интеллекте человеческого рода в целом. Инди­видуальный же человеческий разум преходящ и гибнет вместе с индивидом. Мифы о бессмертии индивидуальной души, о загробных воздаяниях и воскресении — пустые басни. Нет другой награды, кроме той, которую человек получает здесь на земле, и она заклю­чается в его собственном совершенстве. Истинное блаженство че­ловека — в достижении высших ступеней познания. К этому ведет не аскетизм, а путь научно-философского познания.
    Медицину позднего средневековья называют «схоластической», имея в виду ее отрешенность от реальной жизни. 

    В университетах основой преподавания служила лекция. Медики-схоласты занимались изучением и толкованием текстов античных и некоторых арабских авторов, главным образом, Гиппократа, Галена и Авиценны. Их произведения заучивались наизусть. Практических занятий, не было: религия запрещала «пролитие крови» и вскрытие человеческих трупов.

    Схоластический характер медицины позднего средневековья особенно ярко проявился в отношении университетских врачей к хирургам: в подавляющем большинстве средневековых университетов хирургия не преподавалась. В эпоху позднего средневековья и возрождения хирурги считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации. Анатомию преподавали вместе с физиологией и практической медициной. Если лектор не имел возможности иллюстрировать на опыте свои лекции по анатомии и хирургии, он дополнял их анатомическими рисунками собственного изготовления.

    Только в XIII в. общую медицину начинают преподавать в университетах в тесной связи с хирургией. Этому способствовали старания великих врачей, бывших одновременно и талантливыми хирургами. Медицинские руководства XIII и XIV вв. содержат изображения костей скелета и анатомические рисунки. 

    Первые публичные рассечения трупов, производимые в конце эпохи средневековья, были настолько редки и необычны, что часто становились сенсацией. Именно в те времена возникла традиция устройства «анатомических театров».
    8. Гуманизм и антропоцентризм как ведущие идеи и тенденции эпохи
    Возрождения. Натурфилософия эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Д. Бруно, Н. Коперник).


    Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

    Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи возрождения были: совершенствование орудий труда и производственных отношений; кризис феодализма; развитие ремесла и торговли; усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти; появление первых парламентов; отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии.

    Гуманизм эпохи возрождения ориентирован на свободомыслие и, соответственно на справедливое устройство общественной и государственной жизни, которое чаще всего предполагается достигать на демократических началах в рамках республиканского строя. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности.

    Изменения претерпевают также взгляды на религию. Вновь становится популярной натурфилософия и широкое распространение получает «пантемизм» (учение, отрицающее бога как личнось и приближающее его к природе).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта