1. Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение
Скачать 52.35 Kb.
|
11.Свободомыслие и рационализм эпохи Просвещения.Философия Просвещения о природе человека и обществе. Эпоха Просвещения (18 век). Свободомыслие - вольнодумство, течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины. Рационализм-идейно-теоретическое течение, возвеличивание человеческого индивида как активного, свободного и равноправного существа, главенствующей чертой которого является всепроникающий разум. Специфика этой эпохи состоит в том, что: 1.Просвещение полагает, что источником и критерием истинного знания является естественный разум индивида. Только в XVIII в. впервые можно с уверенностью говорить о формировании научного мировоззрения. 2.разумный человек ценен как активно действующий субъект. Он призван взять под контроль природу, а также все сферы человеческой деятельности: религию, общественное устройство, воспитание; 3.формируется убеждение, что история направляется не волей Божией, а самим человеком. Вольтер, борясь против церкви, в то же время критически относится и к атеизму; он не отрицал существование Бога и часто упоминал о полезности религии. Ведь Бог является гарантией социального порядка и последним утешением бедных и обездоленных. Руссо утверждал, что научно-технический и культурный прогресс негативно влияют на изначально добрую человеческую природу. Руссо выдвинул идеал «благородного дикаря». Дидро сравнивал человека с музыкальным инструментом: «Мы – инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью. Наши чувства – это клавиши, по которым ударяет природа и которые часто издают звук сами по себе».В социальной философии интерес мыслителей Просвещения был сосредоточен на проблемах построения модели идеального общества справедливости и равенства. Красной нитью через все Просвещение проходит теория общественного договора в различных ее интерпретациях, которая предполагает, что люди частично откажутся от своей свободы и передадут управление государственной власти, чтобы получить или поддержать общественный порядок правовым путем. 12.И.Кант:философия как критическая деятельность разума.Теория познания Канта.Учение Канта об основном нравственном законе. В творчестве Канта принято выделять два периода – докритический и критический. К докритическому периоду,когда он занимался наукой. К критическому периоду,когда он непосредственно занимался философией Теория познания Кант выделяет два положения: а) наше познание не исчерпывается опытом б) опытное, эмпирическое знание состоит не только из того, «что мы воспринимаем посредством впечатлений», но и из того, «что наша собственная познавательная способность дает от себя самой». Кант выделяет два вида знания: 1) знание апостериори (посредством опыта) 2) знание априори (знание, полученное до опыта и независимо от него), которое независимо от опыта и даже от всех чувственных впечатлений. Чувственность-результатом является многообразие ощущений. Рассудок-это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Разум-это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели и задачи. Учение о нравственности. Кант в своей философской системе проводит различие между понятиями теоретического и практического разума. Теоретический разум действует в сфере чистых идей и исключительно в рамках строгой необходимости. Под практическим разумом философ понимает область поведения человека в повседневной жизни, мир его нравственной деятельности и поступков. Кант указывает на то, что в предшествующих этических теориях мораль выводилась из внешних по отношению к ней принципов: воли Бога, нравственных установок общества, различных эмпирических условий. Всѐ это Кант называет «гетерономией воли». Новизна же его подхода заключается в том, что практический разум детерминирует волю автономно. Автономия нравственности означает принципиальную самостоятельность и самоценность нравственных принципов. 13.Этическое учение И.Канта.Категорический императив. Исходным понятием этики Канта является автономная добрая воля. Добрая воля – это предпосылка, основание выбора человека в сфере нравственности. Практические принципы Кант делит на максимы и императивы. Максимы – это личные, субъективные принципы поведения, то есть те соображения или мотивы, которые побуждают человека к действию, и относятся к конкретным индивидам. Императив – это объективный принцип поведения, нравственный закон, значимый для всех. Гипотетический императив определяет волю при условии наличия определенных целей:например, «если хочешь преуспеть, потрудись научиться». Категорический императив – это объективный, всеобщий, безусловный моральный закон, и исполнять его – долг каждого человека без исключения. Поступать в соответствии с этими законами – долг человека и гарантия моральности его поступков. 14.Философская система и диалектический метод Гегеля. Главный тезис, который выдвигает Гегель, – это тождество бытия и мышления. Гегель создал всеобъемлющую философскую идеалистическую систему. В основе системы Гегеля лежат абсолют, абсолютный разум/дух/идея. Гегель различает четыре вида бытия: 1.Объективное мышление, или Логика сама по себе. Мысль здесь дана с наибольшей очевидностью, в связи с чем этот вид бытия обладает наибольшей реальностью. 2.относится все то, в чем разумность и закономерность можно рассмотреть при некотором усилии – это действительность; действительность – бытие становящееся. 3.события и явления, где доминируют остатки хаоса, все неоправданное, нелогичное, подлежащее саморазрушению. 4.всецело хаотичен, лишен логики и ритма. Это бытие на самом деле не существует вовсе и является иллюзией. Абсолютный дух, или разум, по Гегелю, проходит определенные ступени своего развития: это Логика, Природа, Дух. На первом этапе логические категории, вытекая одна из другой, разворачиваются в систему и создают логический каркас мира. На втором этапе происходит самоотчуждение духа в область природы. На третьем этапе Абсолютная идея достигает своих наивысших реализаций в развитии, которые Гегель обозначает как субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. Субъективный дух осуществляется в рамках жизни конкретного человека. В форме единичного сознания дух не приходит к полному самопознанию и свободе. Объективный дух реализуется в социальной сфере. Формы объективного духа: семья, общество, государство. Абсолютный дух – это высшее проявление духа. Его формами являются искусство, религия и философия. Диалектический метод. Три закона диалектики: 1) Единство и борьба противоположностей Нельзя отрицать, не утверждая и наоборот. В этом законе по Гегелю находится источник движения и развития мира, человека и т.д. Пример: свет\тьма, добро\зло, жизнь\смерть) 2) Закон перехода количественных изменений в качественные Поначалу любое изменение происходит незаметно и большинство этого не замечает. 3) Закон «отрицание отрицания» То же самое, что «тезис-антитезис-синтез» - в мире существуют противоположности, которых дает нечто новое, совмещающее качества противоположностей. Например: тезис – мужчина, антитезис – женщина, синтез – ребенок. 15.Социально-философские взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса. В центре теории марксизма – концепция общественного развития. Маркс и Энгельс считали, что законы развития общества имеют такой же объективный характер, как законы природы. Задача философии состоит в раскрытии социально-экономических закономерностей, знание которых позволит людям овладеть своей материальной и общественной жизнью. Ключом к пониманию закономерностей исторического развития для Маркса был диалектический метод Гегеля. Маркс отрицал идеалистический характер гегелевской диалектики, но он не отбросил еѐ, а переосмыслил с материалистической точки зрения. В основе общественной жизни лежит материальное производство, главной характеристикой которого является способ производства. В соответствии с определенными типами способа производства были выделены следующие формы общественного устройства, которые получили название формаций: первобытнообщинная («племенную»), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.Считал,что рабовладельческая,феодальная и капиталистическая формации это борьба классов.Причиной этого стало частная собственность. Способ производства представляет собой единство производительных сил (орудия труда, технологии, сырьѐ, капитал, люди с их способностью к труду) и складывающихся на их основе производственных отношений. Свою историческую концепцию Маркс и Энгельс называли материалистическим пониманием истории. Центральной в ней является представление о том, вся совокупность политических и правовых отношений, духовной культуры и соответствующих им идей, и представлений, называемая надстройкой, полностью определяется способом производства, который составляет экономический базис общества. Философия отчуждения. 1.Отчуждение от продуктов труда 2.Отчуждение трудовой деятельности 3.Отчуждени человеческой родовой сущности 4.Отчуждение других людей. В таком обществе человек не имеет возможности получать удовлетворение от труда, который является принудительным, а не свободным; от общения, которое сводится к бессердечным товарно-денежным отношениям. Причинами этих отчуждений является механизм капиталистического производства, основанного на буржуазной собственности, на эксплуатации одного класса другим. Он считает,чтобы избавиться от отчуждения надо создать лучшее, справедливое общество, идеалом которого в марксизме выступает коммунистическое общество. 16.Философский иррационализм 19 века(А.Шопенгауэр,Ф.Ницше). Шопенгауэр. Философское учение Шопенгауэра противостоит рационалистической философии его знаменитого современника – Гегеля. По Шопенгауэру, основой мира и человека является, не Разум, не Дух, а бессознательная воля. Воля бессознательна и представляет собой лишь слепой, неудержимый порыв, она присутствует везде - в живой и неживой природе, проявляется во всемирном тяготении, магнетизме, инстинктах животных, эмоциях людей. Рассуждая о мире как представлении, Шопенгауэр утверждает, что мир сам по себе, вне нашего познания для нас ничто. Изначально мир бессознателен и хаотичен, но разум человека пытается организовать его и привнести порядок. Его учение о человеке пессимистично, человеческое бытие наполнено страданиями, причиной которых становятся человеческие желания, вызванные волей. Удовлетворение одних желаний порождает другие желания и это процесс остановить невозможно: чем больше человек желает, тем больше он страдает. Ницше. Фридрих Ницше – в центре философии человек и культура, которую он создал. Он выступал против традиционных ценностей, однако при этом являлся критиком современного индустриального общества. Главная ценность классической культуры – Бог. Ницше был атеистом, он не только не верил в Бога, но и испытывал неприязнь по отношению к религиям. Он считает, что вера в Бога в современном мире не имеет никакого смысла. Ницше считает что человек познает мир, чтобы заручиться своей самоуверенностью, однако умение логически мыслить не означает, что с мир устроен логично и вообще может быть познан с помощью способностей человека. 17.Основные идеи русской философии второй половины 19в-начало 20в. В российской философии XIX – нач. ХХ века формируются три направления: 1) религиозно-идеалистическое (берущее начало от славянофилов); 2) материалистическое (от западников - к марксизму) 3) русский космизм (представленный религиозным и естественнонаучным течениями). Основные направления: анархизм (М. Бакунин, П. Кропоткин), позитивизм (П. Лавров), материализм (Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев), марксизм (Г. Плеханов, А. Богданов, В.И.Ленин). Отдельно от них развивалась философия в духовных академиях. Лидерами были Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой. Другие основные представители русской философии. Владимир Сергеевич Соловьев - первый оригинальный русский философ мирового масштаба. Знают его по фундаментальному учению о богочеловечестве. В основе лежит воссоединение православия и католичества. Принцип всеединства-связь Бога и мира, человеческого и божественного бытия. В онтологии Соловьева различают 3 вида бытия: явления, мир идей, абсолютное бытие; в гносеологии – соответственно 3 основных вида познания: опытное, разумное и мистическое. При этом опыт веры может и должен быть представлен на суд всегда критического философского разума. В этике философ выделял 3 типа нравственных отношений (чувств): стыд, жалость и благоговение. Стыд указывает на надприродный статус человека; жалость означает солидарность с живыми существами; благоговение – добровольное подчинение высшему, божественному началу. Заповедь любви, как основополагающая заповедь христианства, не связана с какою-нибудь отдельною добродетелью, а есть завершительное выражение всех основных требований нравственности. Павел Иванович Новгородцев. Исключительное значение в философских воззрениях Новгородцева имело его учение о личности. Мыслитель последовательно развивал понимание метафизической природы личности, настаивая на том, что «проблема личности коренится не в культуре или общественных проявлениях личности, а в глубине ее собственного сознания, в ее морали и религиозных потребностях». Также подверг философской критике различные типы утопического сознания. Он признавал необходимость «абсолютного общественного идеала», принципиально несводимого ни к какой социально-исторической эпохе, «ступени», «формации», что позволит избежать утопического соблазна, попыток практического осуществления мифологем «земного рая». Николай Александрович Бердяев считается основателем русского экзистенциализма. В центре внимания - проблема существования человека. Так же одна из тем его творчества - тема России. Два начала – Бог и свобода – образуют два онтологических центра философии Бердяева. Происхождение свободы объявляется тайной, таинственны и ее отношения с Божественной свободой, с Логосом. Бердяев выделял 2 типа свободы: «свобода от» («царства природы») и «свобода для» (творческого прорыва к «царству духа»). Он посвятил значительную часть жизни таким идеям, как русская идея, русская душа, судьба России, культура и цивилизация, истоки и смысл русского коммунизма. Сергей Николаевич Булгаков. Главное направление – софиология. Он трактовал Софию как «идеальную основу мира», Душу мира, Вечную Женственность, нетварный «вечный образ». Софиология Булгакова – это онтологическая система, развитая в традиции философии всеединства и восходящая своими корнями к платонизму. В ней предпринята попытка радикального – в рамках христианской парадигмы – обоснования онтологической реальности тварного мира, космоса как обладающего собственным смыслом, способностью к творческому развитию. Павел Александрович Флоренский. Конкретная метафизика. Он критиковал философский рационализм, настаивая на принципиальном антиномизме (противоречивости) разума и бытия. Интересно учение Флоренского о языке, который всегда символичен, выражает «энергию» бытия. Алексей Федорович Лосев. Продолжил философию Флоренского про язык. Слово, согласно философу, всегда выражает сущность вещи. Назвать вещь, дать ей имя, выделить ее из потока смутных явлений, преодолеть хаотическую текучесть жизни – значит сделать мир осмысленным. Поэтому весь мир есть не что иное, как имена и слова разных степеней напряженности. Поэтому «имя есть жизнь». Космизм. Главное убеждение в том, что человечество сможет продлить свое существование только в том случае, если установит гармонические отношения со всем космосом. Метод достижения – переход к активной эволюции – человечество направляет развитие мира в соответствии с разумом и нравственностью. Идеи Федорова лежали в основе русского космизма. Также идеи космизма поддерживали Циолковский и Вернадский. Первый считал, что материя одушевлена и обмен атомами в космосе принуждает все разумные существа заботиться о мире. Второй же искал место человека не только на планете, но и в космосе. Основные идеи: идея всеединства, идея незавершенности развития мира и человека, их негармоничное состояние; трактовка человечества как органичной части космоса, идея единства микро и макрокосма; признание активности как необходимого атрибута человеческой природы; идея достижения духовного самосознания; вечность жизни; переосмысление единства очеловеченной природы и ноосферы как царства Божьего. 18.Основные направления современной западной философии:экзистенциализм,прагматизм,позитивизм(неопозитивизм,постпозитивизм),герменевтика,феноменология,структурализм,постмодернистская философия. Экзистенциализм-философия свободы человека. Пик этого направления приходится на 2 мировую войну. Представители этого направление Камю и Сартр. Истоки этого направления произошли в 19 веке.Кьеркегора интересует вопрос смерти.Смерть-ничто(для экзистенциализма). Проблема смерти и наша реакция на нашу смерть (после смерти ничего не будет).Так как мы не знаем смысла,то значит у нас полная свобода. Экзистенциалисты различают подлинное и неподлинное бытие. Неподлинное бытие – это обыденная жизнь человека, по правилам, нормам и устоям той среды, в которой он живет, и целям которой он должен подчиняться. В этом неподлинном бытии человек теряет свою индивидуальность и уникальность. Подлинное бытие – это трансцендентный(недоступный познанию) выход за пределы повседневной обыденности в свободное бытие, позволяющее человеку делать выбор и нести ответственность за его последствия перед другими людьми и перед самим собой. Философия Камю. Камю ставит вопрос самоубийства. Его философия делится на 2 блока:абсурд(человек ищет смысл там,где его нет) и бунт. Ключевая проблема человека-это необходимость прожить собственную жизнь. Есть 3 варианта решения абсурда 1.Самоубийство 2.Капитуляция перед лицом абсурда 3.Бунт против абсурда Самый идеальный вариант решения является бунт.Мы должны стать счастливыми,зная что все равно умрем. Философия Сартр. Изначально человек это ничто.Мы делаем выбор и совершаем поступки,которые формируют нашу сущность.Как только мы умрем,то мы теряем нашу свободы жить.Только с концом нашей жизни мы обретаем сущность.Человек осужден быть свободным(главный тезис Сартра) Прагматизм-течение современной философской мысли, в котором фактор практики используется в качестве методологического принципа философии. Основоположник прагматизма -Чарльз Пирс.Согласно Пирсу, действиями человека руководят не знания, а вера. Сомнение мешает действовать, поэтому человек стремится избавиться от него и достичь веры. Другим представителем прагматизма был Уильям Джеймс . Для Джеймса прагматизм – это метод и особая теория истины. Прагматизм как метод был предназначен для улаживания философских и иных споров путем выявления практических последствий каждого учения, их сопоставления и оценки. Третий представитель прагматизма – Джон Дьюи (1859-1952). Прагматизм получил название «инструментализм». Дьюи предложил свой метод анализа социального опыта: 1.Нужно установить специфику данного затруднения или проблемной ситуации. 2.Необходимо выдвинуть гипотезу 3 Теоретически проследить все возможные следствия предлагаемого решения. 4.Наступает период реализации решения и его экспериментальной проверки. Прагматизм предложил новый подход к проблеме познания: проблема познания рассматривалась в прагматизме только с позиций психологии, как переход от сомнения к вере. Позитивизм-философское направление, настаивающее на том, что всѐ положительное (позитивное) философское знание сводится к содержанию отдельных специальных наук и обобщению их достижений. Основателем этого направления является Огюст Конт , еще в 30-х гг. XIX в. он ввел этот термин. Положительная философия, согласно Конту, может стать единственной твердой основой для социальной организации, благодаря которой прекратится кризис, так долго испытываемый наиболее цивилизованными нациями. По мнению Конта, наука не объясняет, а лишь описывает изучаемые явления, отвечает на вопрос «как», а не «почему». По утверждению Конта, взгляд на общее умственное развитие человечества, результатом которого является позитивизм, свидетельствует о том, что существует основной исторический закон.Согласно этому закону, каждое из наших главных понятий, каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния: состояние теологическое, или состояние вымысла; состояние метафизическое, или абстрактное; состояние научное, или положительное. 1-Теологическая фаза Характерно существование Богов или Бога,как первоисточника и причиной абсолютно всего. 2-Метафизическая фаза В сущности, на этой стадии человеческий разум направлен на решение тех же задач, что и на предыдущей стадии, но уже руководствуется не теологическими, а философскими, метафизическими принципами. 3-Позитивизм(описательная наука) Позитивизм, начиная уже с Конта, отрицает почти все предшествующее развитие философии и по существу настаивает на тождестве философии и науки, а это непродуктивно. Философия по самой своей сути является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на естествознание, и на общественные науки, и на искусство, и на житейский опыт человечества Неопозитивизм.(логический позитивизм) возник и оформился как философское направление в 20-х годах XX в. Наибольшую известность получил Венский кружок, которым руководил М. Шлик. Логический позитивизм провозгласил основной своей задачей борьбу с метафизикой, традиционно понимая под ней философию в целом, стремясь поставить себя над борьбой материализма и идеализма. Теоретическим источником его послужило реальное развитие физики, логики, математики, языкознания и эмпирической социологии, что впрямую подвело к вопросу о теоретической деятельности как деятельности, связанной только с логическим языком науки: наука сводится к фиксации, а затем упорядочению фактов в рамках условно принятой системы языка. В таком случае задача науки ограничивается описанием ее языка. Логические позитивисты полагали, что надежным, устойчивым базисом научного знания являются эмпирические факты, а теории ненадежны, изменчивы. Высказывания, которые нельзя верифицировать, должны из науки удаляться. В таком случае, реализуя этот замысел, из философии придется удалить моральные требования, ценностные суждения, представления о добре и зле, а теоретические положения естествознания окажутся неверифицируемыми. Центральная проблема неопозитивизма является демаркации(проведении границы отделяющих науку от ненауки) науки. Общая черта демонстрирует то,что наука воспринимается с опытным знанием или факты опыта. Постпозитивизм. Одним из видных представителей постпозитивизма стал в 50-е годы австрийский философ Карл Раймунд Поппер, работавший в то время в Англии. Поппер соглашается с неопозитивистами в том, что классическая философия не является наукой. Он выделяет проблема космологии, т.е проблема понимания мира, включая нас самих и наше познание его как части. По мнению Поппера, философия выступает в функции инициатора, провокатора научных знаний. Поппер выдвинул концепцию критерия научности (наука отличается от метафизики тем, что научные теории опровержимы, но все что находится за пределами науки можно опровергнуть) В понятие парадигмы он включил общепризнанные научные достижения, господствующие научные теории, наиболее общие идеи, убеждения, стандартные образцы формулировки и решения научных проблем, технику проведения экспериментов, а также философско методологические установки, разделяемые научным сообществом. На «нормальном» этапе развития науки научное сообщество, опираясь на базовые положения парадигмы и задаваемые ею способы научной деятельности, занимается решением «головоломок». Но наступает момент, когда накапливаются аномальные факты, которые невозможно объяснить в рамках действующей парадигмы, количество нерешенных проблем достигает критической массы и наступает кризис. Наука вступает в революционный этап, который, по мнению Куна, можно характеризовать только в психологических понятиях – как «заразительную панику», в которую впадает всѐ большее число членов существующего сообщества. Происходит переход к новой парадигме и смена одного научного сообщества другим. Новое поколение учѐных объединяется вокруг новой парадигмы, создавая предпосылки для перехода науки на новый «нормальный» этап. Герменевтика-направление в философии, нацеленное на теоретическое осмысление процесса понимания, а также теоретически обоснованное и методически выверенное истолкование текстов в качестве основы развития гуманитарного знания. Становление герменевтики берет свое начало в трудах Фридриха Шлейермахера и Вильгельма Дильтея. В ХХ в. развитие герменевтики связано с именем немецкого философа Мартина Хайдеггера, который стал рассматривать «понимание» в онтологическом плане, т. е. не как способ познания, но как способ существования, как одну из основных характеристик человеческого бытия, изначально находящегося в ситуации понимания. Задача герменевтики состоит в истолковании этой ситуации, а герменевтический круг выражает взаимообусловленность истолкования бытия человеком и человеческого само истолкования. Эти положения легли в основу философской герменевтики Ганса-Георга Гадамера , для которого, как и для Хайдеггера, понимание есть форма первичной данности мира человеку, оно определяет наше отношение к миру. Постепенно в герменевтике текст стал пониматься более широко: текст – это любой фрагмент культуры, который можно «прочесть» (архитектурное сооружение и т.д. Феноменология- – направление современной философии, основатель – Эдмунд Гуссерль. Понятие «феноменология» означает описание, или изучения явлений – феноменов, которые понимаются как самообнаружение предмета в сознании. Сознание, согласно Гуссерлю интенционально, т.е. является смыслообразующей устремленностью к предметному миру. Гуссерль считал, что философия, осуществляя феноменологический анализ, должна стать эйдетической наукой (т.е. наукой о сущностях). Для этого необходимо сформировать специфическую установку, противоположную «естественной установке», при которой мир предстает как «мир вещей, благ, ценностей, как практический мир», как непосредственно данная, наличная действительность. Средством освобождения от естественной установки является феноменологическая редукция, очищение сознания с помощью «эпохэ» - воздержания от суждения. Структурализм. как философское направление получает свое развитие в 50-60 гг. XX в. Его развитие связывают прежде всего с именем Клода Леви-Стросса, который применил метод структурной лингвистики к изучению других областей культуры. Леви-Стросс искал то, что было бы общим для всех культур и всех людей. Он сформулировал понятие сверхрационализма, которое означает гармонию чувственного и рационального начал, утраченную современной европейской цивилизацией, но сохранившуюся на уровне первобытного мифологического мышления. Мифологическое мышление стремится к опосредованию фундаментальных противоречий человеческого бытия (например, между жизнью и смертью) и восходит от оперирования отдельными предметами к логике чувств, форм и даже элементам логики отношений. Ролан Барт распространил подход Леви-Стросса на предметы и устройство современного европейского общества. Он обратился к анализу структуры таких знаково-символических систем культуры как мода, структура города и т.д. Мишель Фуко развивал установки структурного анализа на материале истории идей. Его основными задачами было описание отношения между словами и вещами, исследование «археологии» субъекта и генеалогии власти. Постмодернизм-это культурное течение и философское направление, которое соответствует эпохе постмодерна. Наиболее яркими представителями постмодернизма являются французские философы: Жан Бодрийяр, Жак Деррида, Жан-Франсуа Лиотар. Основные черты философии постмодернизма. – отказ от уверенности в прогрессе (Г. Гегеля и К. Маркса). Будущее постмодернизм рассматривает как многообразие различных социальных форм. Мир не развивается, а изменяется. – отказ от проектного мышления. Общество рассматривается как спектакль, где акцент сделан на поверхностности. На смену единству пришел плюрализм. – отказ от авторитета знания и рациональности. Язык - есть средство с помощью, которого различные люди создают различные истины –отказ от поиска исторических закономерностей и общественных законов. Изучение частного. – отказ от идеи независимого существования реальности и объективной истины. Постмодернизм считает, что возможны различные способы описания реальности и все они равноправны. Мир воспринимается как текст, рассказ (нарратив), где текст многозначен. -смешение высокого и низкого, массового и элитарного. - образная природа реальности, где образ перестает быть отражением чего-либо. - Личность является мультикультурной, современный человек находится в ситуации постоянного поиска идентичности. При рассмотрении проблемы человека возникают два положения: 1) стремление человека расширить свою свободу, 2) понимание природы человека как абсолютно изменчивой. |