1. Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение
Скачать 52.35 Kb.
|
28.Философские проблемы техники.Техника и ее роль в становлении человека и общества.Особенности современного научно-технологического развития. Философия техники исследует феномен техники, сущность техники, место техники в культуре и в системе человеческой деятельности, исторические этапы и перспективы развития техники. Основные задачи философии техники: 1.изучение сущности и природы техники и технологии; уточнение понятий техники и технологии; 2.изучение исторического развития техники и технологии; исследование технической реальности; 3. изучение влияния техники на человека, общество и культуру; 4.анализ технического знания, технических наук, их специфики и взаимосвязи с естественными науками и социально-гуманитарным знанием; 5.изучение влияния техники на природу и человека; поиски новой модели взаимодействия человека и природы; 6.изучение аксиологических и нравственных проблем техники. Техника: 1.множество искусственных, предметных формаций (артефактов или предметных систем), ориентированных на пользу 2.множество человеческих деятельностей, в которых эти предметные системы возникают 3.множество человеческих деятельностей, в которых эти предметные системы используются. Философские проблемы техники: 1.Глобальный характер научно-технического прогресса, его способность затрагивать всё население Земли. 2.Проблема неограниченного количественного роста техники. 3.Угроза всемирной катастрофы, связанная с развитием военной промышленности и необратимостью экологического кризиса. 4.Проблема гуманизации технологического роста, предотвращения его конфликта с процессом самоутверждения творческой личности. Техника и её роль в становлении человека и общества. В целом техника базис и продукт цивилизации, а то как она используется зависит от состояния культуры. Эпохи развития техники: 1.Примитивная- примитивные, индивидуальные средства труда для охоты и рыбной ловли. 2.Аграрно-ремесленная. 3.Промышленная- появление машин. 4.Информационный этап в развитии общества. Его особенности: 1.Из-за большой скорости развития научно-технического прогресса знания и технологии быстро устаревают и обесцениваются. 2.Практически все новые технологии связаны друг с другом и дополняют друг друга. 3.Современный научно-технический прогресс предоставляет возможность альтернативным путям развития. (Например, альтернативная энергетика.) 4.Научно-технический прогресс двигается с ускорением. 29.Проблема сущности человека.Единство природного,социального и духовного в человеке. Проблема сущности человека. Заключается в различном подходе к человеку. В разные времена философы сводили сущность человека к биологическому или социальному началу, к разуму или его божественному происхождению, что послужило причиной конфликтов между религией и наукой. Единство природного,социального и духовного в человеке. В философской антропологии сущность человека определяется как единство биологического (природного) и социального. Биологическая природа Homo sapiens сложилась в результате длительной эволюции и проявляется в том, что человек как биологическое существо рождается, продолжает себя в детях, умирает. У вида Homo sapiens поведение формируется преимущественно социальным путѐм – путѐм воспитания, научения в процессе социализации, ведь человек – не только биологическое, но и социальное существо, часть социальной реальности. Человек и общество органично связаны, так как их становление происходило одновременно в процессе антропосоциогенеза – совместного становления человека и обществ. Основные факторы антропосоциогенеза: орудийная деятельность и становление труда, социо творческая функция языка, регулирование брачных отношений, нравственно-социальные запреты. В результате человек как социальное существо тесно связан с существованием и развитием общества; он является носителем культуры, тех свойств и качеств, формирование которых осуществляется социальным способом. Биологическое и социальное существуют в единстве: социальные факторы могут влиять на биологические, биологические – на социальные. В частности, развитие медицины и системы здравоохранения в обществе увеличивает продолжительность жизни человека, а природные процессы, например, пандемия – влияют на организацию социальной жизни человека. Помимо этого, стоит рассмотреть духовное содержание бытия человека. Высокая духовность предполагает соответствующий уровень развития ценностных ориентаций личности, их воплощение в реальной практике. Духовность – это, прежде всего, творческое начало в человеке, это культура чувств, человеческих переживаний, это, конечно, накопление, «взращивание» нравственных качеств, нравственное совершенствование. Духовная свобода, или внутренняя свобода, – избирательная и согласованная активность сознания, воли и нравственных сил человека в процессе его целесообразной деятельности, это возможность самостоятельно осуществлять выбор, принять решение и воплотить его в жизнь. 30.Философские проблемы человеческого существования.Проблема смысла жизни,свободы и ответственности человека. Существование – бытие целостного существа личности во всем многообразии форм, видов и свойств проявления единства биологического, социального и психического (каждого отдельно). Проблема смысла жизни. Смысл жизни человека определяют базовые ценности, служащие человеку ориентиром в течение всей его жизни. Проблеме смысла жизни особое внимание уделяла русская философия XIX-XX вв. Ф.М. Достоевский был убежден, что без твердого представления, для чего ему жить, человек «не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всѐ были хлебы».Смысл жизни Бердяев увидел в творчестве, творческое отношение к жизни – это «долг и обязанность» человека». Только реализуя себя в творчестве, человек способен вырваться из рабского состояния мира к свободному обществу. Но творчества нет без свободы. В истории человеческой культуры известны разные ответы на этот вопрос. Согласно гедонизму, жизнь человеку дана для получения наслаждений и удовольствий. В этике долга смысл бытия человека – это жертвенность, осуществляемая ради возвышенной, благородной цели. С позиций утилитаризма смысл жизни в удовлетворении потребностей и желаний, достижении успеха и пользы. А эвдемонизм утверждает, что главное в жизни человека – это стремление к достижению счастья, именно оно является наивысшим благом для человек. Основные проблемы экзистенциалистской философии - существование (экзистенция) человека, смысл его жизни, свобода, ответственность за свою судьбу, выбор человеком своей сущности, поиск подлинного бытия, обсуждались в трудах немецких философов К. Ясперса, М. Хайдеггера, французских философов Ж.П. Сартра , А. Камю, Г. Марселя, русских философов Н.А. Бердяева, Л. Шестова. Экзистенциалисты считают, что существование (экзистенция) предшествует сущности и человек сам выбирает (создает) свою сущность в процессе жизни. В этот мир человек «заброшен», он не выбирает времени и места своего появления в жизни. И на протяжении всей жизни он будет формировать свою сущность, стремясь к индивидуальной цели. Проблема свободы и ответственности человека. Проблема человеческой свободы и ответственности человека за свою судьбу – одна из основных в экзистенциализме. Свобода одного человека целиком зависит от свободы других людей. И это заставляет любого человека чувствовать ответственность за свой выбор перед другими людьми. Путь человека к миру свободной воли нередко лежит через пограничные ситуации. Свобода – это условие подлинного бытия, т.е. свободного существования человека, требующего от человека мужества в выборе действия и ответственности за свои действия. Человек, соединяя бытие и время, сам выбирает свое настоящее, прошлое и будущее. Экзистенциалисты различают подлинное и неподлинное бытие. Неподлинное бытие – это обыденная жизнь человека, по правилам, нормам и устоям той среды, в которой он живет, и целям которой он должен подчиняться. В этом неподлинном бытии человек обезличивается, утверждали экзистенциалисты, теряет свою индивидуальность и уникальность. Подлинное бытие – это трансцендентный выход за пределы повседневной обыденности в свободное бытие, позволяющее человеку делать выбор и нести ответственность за его последствия перед другими людьми и перед самим собой. Только свободный человек становится личностью, может обрести экзистенцию. 31.Моральные нормы,принципы и ценности человеческого существования. Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Моральные нормы были ещё в древности, например, три самых простых: 1) Запрет на кровосмесительство 2) Запрет на убийство соплеменника 3) Требование поддержания любого из соплеменников, вне зависимости от его физической приспособленности к жизни. Несмотря на то, что со временем мораль меняется и дополняется, описанные выше нормы общества не отменяются. Принцип – это правило для определенного человека, частного круга лиц или общества. Ценность – это положительная значимость предмета в глазах человека или общества. В.И. Кириллов выделяет три группы ценностей. 1) По содержанию – экономические, политические, социальные и духовные. 2) По субъекту – индивидуальные и общественные. 3) По их роли в жизни человека и человечества – утилитарные (жилище, питание и т.д) и духовные. Принципы и ценности могут быть связаны между собой. Так, например, ценность человеческой жизни в обществе. Из этой ценности вытекает общественный принцип того, что жизнь любого человека важна. 32.Социальная философия,ее предмет и проблемное поле.Понятие общества. Общественная жизнь в ее разнообразных проявлениях является объектом изучения социально-гуманитарных наук: социологии, политологии, истории, культурологии, этнологии, этики, эстетики и других. Социальная философия – раздел философии, в котором рассматривается общество как целостная система в совокупности ее основных черт, всеобщие законы и движущие силы функционирования и развития общества, его взаимосвязь с природной средой. В центре социальной философии проблемы исторической типологии, единства и многообразия форм социокультурной организации человечества, направленности исторического процесса, взаимоотношения человека и общества. Опираясь на достижения социально-гуманитарных дисциплин, социальная философия, в свою очередь, выполняет по отношению к ним методологическую (характеризуется формированием общих принципов и норм познавательной деятельности, а также содействует приросту научных знаний и созданию предпосылок для научных открытий) и гносеологическую (подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины) функции. В современной социальной философии общество рассматривается как сфера человеческого бытия, включающая в себя жизнедеятельность людей как носителей многообразных связей и отношений. Общество – это такого рода отношения между людьми, которые дают возможность им возвыситься над своей биологической природой, творить собственно человеческую реальность. 33.Общество как целостная система: соотношение экономической,социальной,политической и духовной сфер жизнедеятельности общества. Экономическая сфера обеспечивает производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг, это способ производства материальной жизни. Это хозяйственная деятельность общества. Социальная сфера характеризует внутреннее устройство общества с точки зрения исторически сложившихся упорядоченных отношений между устойчивыми общностями людей. Существуют естественно-исторические типы общностей (раса, поколение), этно-исторические типы общностей (род, народность, нация, этнос), социально-исторические типы общностей (сословия, классы, касты и др.). Политическая сфера – это отношения, идеи, организации, учреждения и т.п, концентрирующиеся вокруг вопроса о власти. Духовная сфера – это сфера производства знаний, система отношений, отражающая духовно-нравственную жизнь общества (наука, культура, мораль, право, философия, религия и т.д.) 34.Общество как исторический процесс.Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества и его истории. Общественно-исторический процесс-это такое направление исторического развития общества,которое характеризуется переходом от низшего к высшему,от менее совершенных способ и форм жизнедеятельности к более совершенному. Существуют 2 методологических подхода к изучению общества: — Формализационный подход. Его основой является линейная концепция развития общества. Утверждается, что история — это поступательное развитие, то есть процесс, направленный на улучшение, на прогресс. В какой-то момент времени возможен регресс, но утверждается идея непрерывной изменчивости общества. Представители: Гегель, Маркс. — Цивилизационный подход кладет в свою основу о нелинейном развитии. Цивилизация рождается, живет, достигая своего расцвета, и умирает (переходит в состояние упадка). Представители: Шпенглер, Данилевский. Типы цивилизационного устройства: доиндустриальный(Преобладают земледелие,рыболовство и сельское хозяйство.), индустриальный(Производства товаров,сельское хозяйство занято около 5-10%,урбанизация.) и постиндустриальный(Преобладание сферы услуг,формирование общества потребления.) История это существование нескольких цивилизаций, неповторимых и уникальных, которые проходят через восхождение и расцвет, разложение и гибель. 35.Культура как специфический способ бытия человека.Материальная и духовная культура. Культура является объектом исследования не только философии, но и других гуманитарных наук: истории, археологии, этнографии, искусствоведения и т.д., среди которых широкое распространение в современном мире получила культурология. Философия культуры как один из разделов философского знания направлена на осознание сущности и значения культуры, выявление культурных универсалий (общие черты, нормы, ценности, присущие всем культурам), назначения культуры в жизни общества и человека.Правомерно считать, что философия культуры выполняет методологическую функцию и определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований. Культуры можно поделить на: материальную и духовную. Материальная культура – это «вещный» (предметный) мир человека: средства производства и потребления, архитектурные сооружения, транспорт, жилище. Духовная культура, в свою очередь, выступает как совокупность результатов духовной деятельности: обычаи, нормы поведения, художественно-эстетические ценности, нравственные, религиозные и политические идеалы, философия, мифология, наука и т.п. Однако разделение материальной и духовной культуры является весьма условным. 36.Человек в информационном обществе.Глобальные проблемы современности. Человек в информационном обществе обладает креативным мышлением. Информационное общество – господствующая тенденция развития современной цивилизации. Происходит изменение социального поведения людей под влиянием информационных технологий. Появляются новые требования к образованию, равные возможности в доступе к информации. Из негативных последствий можно выделить посягательство на частную жизнь, влияние СМИ, проблема выбора достоверной информации, трудности в адаптации к среде. Технологии ведут к освобождению людей от рабочих мест в разных профессиях. Глобальные проблемы представляют из себя совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение мировой цивилизации. К их числу относятся проблемы войны и мира (предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов), экологии (предотвращение антропогенного загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, Мирового океана и т.д.), демографии (демографического взрыва в развивающихся странах) и устранение опасности депопуляции (сокращения численности населения) в развитых странах; энергетический кризис; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции. |