1. Предмет философии
Скачать 185 Kb.
|
26. Рационализм и иррационализм Нового времени. Рационализм и сенсуализм Нового времени - это философское течение, отличающееся представлениями об источниках познания. Рационалист Рене Декарт (Картези) считал, что основой знаний, их источником является разум. Он считал, что сомнение - это исходный принцип познавательной деятельности. "Мыслю, следовательно существую" - это формула, лежащая в основе онтологии и гносеологии Декарта. Онтология и гносеология Декарта неразрывно взаимосвязаны: Онтология. существует 2 независимых субстанции: - материальная (признаки: протяженность, инертность) - мыслящая (духовная) субстанция (признак - способность мыслить); в человеке эти две субстанции сочетаются (т.е. Декарт был дуалистом, а во взглядах на человека придерживался концепции психофизического параллелизма) Гносеология. источником познания является разум в котором изначально содержатся идеи. Существует 2 вида причинности: "кауза" и "рацио". "Кауза" - это естественная причинность, "рацио" - это логическая причинность, которая соответствует причинности "кауза". С точки зрения Декарта человек обладает свойствами материальной и мыслящей субстанции, т.е. телесностью и способностью мыслить. Сенсуализм отличается от рационализма тем, что источником знания считает ощущения, чувства. "Нет ничего в разуме, чтобы не было в чувствах". Дж. Локк создал теорию "первичных и вторичных" качеств: все предметы обладают первичными, т.е. не зависящими от субъекта качествами 9протяженность, число, фигура), а вторичные качества предмета зависят от субъекта, приписываются им (цвет, запах, вкус). К числу сенсуалистов можно отнести в принципе всех представителей субъективного идеализма. 27. Ф. Ницше о "сверхчеловеке". Сверхчеловек присутствует в работах Ницше в 3 формах: 1. в форме реальных исторических персон (викинги, Цезарь, Наполеон) 2. миф о сверхчеловеке – средневековой брутальной белокурой бестии. Здесь подразумевается аристократ феодального типа, действующий в соответствии с принципами законности, идущий по головам, своенравный, стремящийся к доминированию над толпой. Однако при всем этом Ницше настаивает на том, что аристократы (самые сильные, умные, красивые) уязвимы, т.к. отважны и первыми гибнут, потому что их ненавидит толпа (толпа живуча и труслива, а герои рискуют и гибнут). 3. философская концепция сверхчеловека. Сверхчеловек, по Ницше, появляется в переломную эпоху, когда утрачены, разрушены все привычные идеалы, ценности, Боги, живущие в человеческом сердце и лежащие в основе интереса к жизни. В трагическую эпоху люди не хотят жить, потому что их сердце убито. Ситуацию переломной эпохи Ницше фиксирует так: утрата людьми смысла жизни, уход от реальности, фанатизм, наркомания, распутство. С точки зрения Ницше переломные эпохи повторяются в истории периодически. С точки зрения Ницше только сверхчеловек способен в переломную эпоху показать растерявшимся людям путь к спасению во имя жизни. Жизнь - главная ценность. Мир не плох и не хорош, надо бороться в нем за жизнь как бы он не изменился. Пример такой борьбы показывает сверхчеловек: он способен вырвать из сердца обветшавшие идеалы, ценности, Богов и создать новые во имя жизни. Таким образом, из философской концепции сверхчеловека ясно, что воля к власти - это прежде всего власть над собой, а не доминирование над другой. 28. Ф. Ницше - основоположник "философии жизни". Философия Ницше - это настолько выдающееся явление в истории мировой мысли, что опрометчиво отдавать его "на откуп" расистским идеологиям, примитивным мифологемам обыденного сознания. Сам Ницше, как известно из воспоминаний современников, понимал силу воздействия своих текстов, их провоцирующий характер. Очевидно, что мыслитель такого уровня, гений не стал бы утруждаться по поводу вышеописанных трюизмов (банальностей). В начале работы "Антихрист" Ницше пишет: "хорошо то, что увеличивает волю к власти". Почему волю к власти, а не саму власть? Ницше - философский блудный сын Канта. Без Канта невозможно понять его адекватно. Философия Гегеля тоже оказала на Ницше влияние: Гегель считал, что содержанием воли является постановка целей и поиск средств, но условием существования воли является невозможность полного осуществления целей, т.к. если все цели осуществлены, то пропадает стержень субъективности (желать больше нечего и субъект не противостоит окружающему миру, не выделяется из него, наступает "чистая неопределенность Я". По Гегелю воля - стержень субъективности. С точки зрения Ницше воля (как и у Гегеля) - это стержень субъективности. Воля к власти с этой точки зрения это условие самосовершенствования субъекта, для которого необходима власть прежде всего над собой. В "Антихристе" данная фраза может трактоваться по-разному, но возможна и такая вышеприведенная трактовка. 29. Понятие «бессознательное», его философская эволюция. + 30. Психоаналитическая философия (общая характеристика) + 31. З. Фрейд. Место бессознательного в структуре личности. В истории мировой философии понятие бессознательного употреблялось в философских текстах для обозначения скрытых сил, действующих в истории (Шеллинг), в человеке (Фрейд), в различных областях культуры (Фромм, Юнг и др.) Наиболее известной концепцией бессознательного давшее жизнь целому философскому направлению – психоаналитической философии – является философия Фрейда и его последователей. В философия ХХ в. категория бессознательного присутствует в качестве одной из основных в нескольких философских течениях весьма влиятельных и мировом философском процессе (это психоаналитическая философия и постструктурализм). Созданная Фрейдом клиническая концепция лечения неорганических неврозов послужила одним из первотолчков для создания философской концепции (психоаналитической), в которой понятие бессознательного является основным. По Фрейду бессознательное – это такое содержание психики, которое не осознается (не представлено в сознании), но оказывает существенное влияние на поведение и даже психотелесное состояние человека. Бессознательное по Фрейду расположено как бы в 2-х уровнях: содержание «нижнего» уровня составляют генетически передающиеся бессознательные сексуальные влечения (комплексы Эдипа, Электры, Эроса, Тонатоса), а содержание «верхнего» - бессознательные – архетипы авторитета, власти, подчинения. Содержание верхнего уровня бессознательного передается не генетически, а по культурным каналам, т.е. в процессе воспитания. 32. К. Юнг. Коллективное бессознательное. Сущность мифологического мышления. К. Юнг ввел понятие «коллективное бессознательное» - это общая для всех духовная основа. Каждый человек обладает многослойным ядром бессознательного: в самом центре – палеопамять (дочеловеческий чувственный опыт, передающийся генетически), дальше – архетипный древний родовой опыт (тоже передается генетически), чем дальше от центра, тем в большей степени представленный в бессознательном уровне психики опыт индивидуализирован. Архетип – бессознательная психическая структура, в содержании которой представлен древний родовой опыт (в этом опыте зафиксированы фундаментальные основания человеческого бытия, т.е. основные фундаментальные отношения). К. Юнг в работе «Проблема души современного человека» предлагает следующую модель роли коллективного бессознательного в общественной жизни: Дерево: его крона – актуальное общественное сознание (т.е. то, что есть сейчас), куль-тура, а почва – это коллективное бессознательное, куда в итоге откладываются некоторые явления – опадающие листья. По Юнгу коллективное бессознательное образуется в результате вытеснения из культуры определенных фрагментов (обряды каннибализма, инициации, архаичные явления инцеста, промискуитета, на схеме это падающие листья, перегнивая, они образуют коллективное бессознательное). 33. К. Юнг. Учение об архетипах. Юнг выделял 2 вида архетипов: 1. образные – зафиксированные в коллективном бессознательном символические формы, символизирующие определенные типы человеческих функций, статуса и облика. Например, мать, герой, дитя, мудрец. 2. поведенческие – зафиксированы фундаментальные формы, правила человеческого поведения (не только внешнего, но и внутреннего) а) Архетип «тень» - система правил, запрещающих демонстрацию всех проявлений и влечений, относящихся к числу естественных. Юнг определил «тень» как то, что человек отказывается признать в себе, потому что это считается неприличным. Юнг задался вопросом: почему именно естественные влечения и их проявления находятся под запретом «тени» в цивилизованных обществах (ведь половые акты - необходимое условие для продолжения рода). По Малиновой – архетип «тени» - защитный механизм культуры: ребенку с детства прививаются автоматизмы предпочтения действовать по правилам (хотя правила выполнять трудно) и не реализовывать напрямую, вне этих правил, свои естественные влечения. Для выработки таких автоматизмов применяется универсальный способ – архетип «тени» - все естественные потребности и их проявления объявляются неприличными. б) архетип «персоны» - система норм, запрещающих самоэкспонирование без маски. Даже у дружественных племен всегда соблюдалось правило «личины» - опознавательного письменного знака. в) архетип «самости» - личность во всей полноте ее свойств и реализованных возможностей – архетип самореализации. К. Юнг использовал этот архетип как критерий развития общества: степень совершенства общества зависит от того, насколько оно создает условия для полной самореализации наибольшего числа людей. 34. Проблема сексуальности в психоаналитической философии (З. Фрейд, В. Рейх). По Фрейду сексуальное имеет более широкий, чем в обыденном языке смысл: это все то, что связано с продолжением жизни и удовольствием от нее, включая "удовольствие от работы внутренних органов". У Фрейда сексуальность не сводится к половому, а половой - это частный случай сексуальности. Понятие "сексуальное" выступает одной из основных характеристик содержания бессознательного уровня психики. Фрейд создал теорию происхождения культуры, согласно которой энергия бессознательных сексуальных влечений, при появлении в первобытном обществе запретов на инцест и других сексуальных запретов, сублимировалась 9першла в энергию социальных, технологических действий). Сублимация - перенос сексуальной энергии, влечения с сексуального объекта на несексуальный. Рейх (Райх) создал теорию сексуальной экономики, согласно которой сексуальность - это то, вокруг чего выстраиваются социальные отношения. Он считал, что сексуальная культура общества уничтожает в человеке его подлинную, космического происхождения, сексуальность и предлагал сексуальную революцию в 30-х гг. ХХ века ("Сексуальная революция" 1936 г.): для того, чтобы вернуть человеку его подлинную мощную сексуальность необходимо изгнать из общества пропаганду и практику разврата, сексуальной вседозволенности и т.д. 35. Роль бессознательного в социальных процессах. Последователи Фрейда (К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.) использовали понятие бессознательного для исследования социальных процессов: Юнг создал теорию коллективного бессознательного, теорию архетипов. коллективное бессознательное - "общая для всех душевная основа, в которой содержатся бессознательные архетипные структуры". Э. Фромм исследовал бессознательные влечения, лежащие в основе социальных процессов: стремление к жизни - биофилийные ориентации, а стремление к смерти - это некрофилийные ориентации. С точки зрения Фромма эти ориентации определяют соответственно конструктивные и разрушительные социальные тенденции, типы деятельности, негативные и позитивные типы личности. Хорни исследовала социальные неврозы, являющиеся причиной десоциализации личности, а также негативных социальных явлений. 36. Человек и исторический процесс. Свобода и необходимость. 37. Сущность диалектико-материалистического понимания истории. В 1844 г. Маркс и Энгельс написали первую совместную работу "Экономическо-философские рукописи 1844 г.". Так начался марксизм. В социальной философии его главная особенность в том, что материалистически было общественное отношение: 1) основной принцип диалектико-материалистического учения об истории: общее бытие определяет общее сознание. 2) периодизация исторического процесса была представлена в виде стены общественно-экономических фортаций (ОЭФ) 3) сущность, критерии разделения ОЭФ - это способ производства (способ производства - это диалектическое взаимодействие производительных сил\средство труда и люди) 4) структура ОЭФ: базис и надстройка базис - это совокупность производственных отношений (т.е. отношения по поводу производства, распределения и потребления материальных благ (производственные силы не входят в базис) производственные отношения - это объективные (т.е. складываются помимо воли людей) материальные, экономические, базисные отношения. совокупность идеологических отношений, политических и государственно-правовых институтов - это надстройка. базис и надстройка находятся в диалектическом взаимодействии, в котором базис играет ведущую роль, но надстройка способна оказывать ответное влияние на базис, хотя она по отношению к нему вторична. 5) общественное производство подразделяется на духовное (производство духовных благ) и материальное (производство материальных благ). (Наука стала непосредственной производственной силой). 6) Маркс не абсолютизировал значение материального производства: признавая первичность базисных отношений, он тем не менее указывал на необходимость понимания того значения, которое имеет в обществе духовное производство. "Материальное производство - это открытая книга человеческих психологий" 7) Маркс говорил о двойственном характере материального производства: производя благо люди стихийно создают отношение по поводу этого производства. 8) смена общественно-экономических формаций происходит в результате того, что: развитие производственных сил входит в противоречие с устаревшими производственными отношениями. существуют такие ОЭФ: - первобытнообщинная - рабовладельческая - феодальная - капиталистическая - коммунистическая 38. Марксовское обоснование коммунистической доктрины. Маркс: "Коммунизм это тоже капитализм, но только капиталом будет сам человек". Предшествовать коммунистической ОЭФ может только развитый капитализм, когда все возможности капиталистической эксплуатации для обеспечения прогресса и нормального формирования производственных сил исчерпаны. Маркс характеризовал систему буржуазного отчуждения так: - производитель отчужден от средств труда, а значит от его продукта, поэтому не заинтересован в процессе труда, отчужден и от него тоже Маркс: В системе капиталистической эксплуатации человек чувствует себя животным, когда трудиться и наоборот чувствует себя человеком только когда выполняет роднящая его с функциями животного (ест, пьет, размножается). - марксовская теория товарного фетишизма: в обществе буржуазного отчуждения товар - это фетиш, который довлеет над человеком, управляет им. Капитал - тоже фетиш, который довлеет над его владельцем. 39. Происхождение сознания и языка в контексте диалектико-материалистической концепции антропосоциогенеза. Энгельс в работе "Роль труда" в процессе обращения обезьяны в человека. Ее суть с следующем: 1) homo sapiens явился результатом длительной эволюции своих эволюционных предшественников, которых исследователи называют древесными обезьянами. Изменение климатических условий (оледенение) привело к тому, что этот вид спустился с деревьев, стал охотиться, сначала пользуясь природными средствами, а потом производя примитивную обработку этих средств. 2) стайной образ жизни того вида имел 2 особенности: а) коллективные способы охоты, жизнеобеспечения б) передача и накопление приобретенного опыта, изготовление орудий труда и организации коллективного жизнеобеспечения 3) постепенно изменяется телесность этого вида: а) начинается прямохождение б) исчезает волосяной покров в) изменилась морфология мозга (появилось серое вещество, т.е. мозговая структура, отвечающая за абстрактно-логическую деятельность) г) Энгельс особое внимание уделял роли руки во всех изменениях. Он считал, что эволюционные изменения строения кисти повлияло и на морфологию тела и мозга. 4) в коллективных формах охоты и жизнеобеспечения возникла и стала развиваться 2-сигнальная система - язык. согласно этой теории труд создал человека. С точки зрения Маркса человека отличает от животного прежде всего способность производить средства жизнеобеспечения и орудия труда, он полемизировал с Фееррбахом, считавшим, что человека отличает от животного способность мыслить, любить и религиозность. По мнению Маркса все эти способности базируются на уже названной, т.е. способность производить. 40. Проблема сущности человека в истории философии. 41. Человек в системе социальных связей. 42. Проблема смысла жизни человека. Есть 2 противоположных подхода к ПСЖ: 1) смысл жизни определяется в координатах, находящихся за пределами индивидуального бытия (СЖ - в стремлении к Богу (теургический процесс В. Соловьева) или некоторой идее). СЖ - в самой жизни, в индивидуальном бытии человека (это теории самореализации, самости). С давних пор существовали объяснимые модели смертности человека: 1. модель бессмертия души (в буддизме - реинкарнация, у Платона - метемпсихоз, в различных религиях - потусторонний мир - рай, ад) 2. у стоиков: жизнь человека предопределена, но он волен уйти из жизни, когда сочтет нужным. Это его привилегия, однако философия стоиков - философия человеческого достоинства, согласно которой моральный долг человека - стойкость, мужество, потому уход из жизни - это крайняя мера, человек должен уважать, ценить свое бытие и не размениваться по пустякам. 3. русский философ Шестов обосновал иронично-спокойное отношение к смертности человека так : "мы же не расстраиваемся, что нас не было до рождения". 4. один из основоположников феноменологии М. Хайдеггер: Смысл человеческой жизни придает то, что человек смертен, т.к. это позволяет человеческому бытию стать определенной историей. Если бы человеческое бытие было бессмертным, то оно утратило бы историзм, т.е. смысл, оно стало бесструктурным, хаотичным. 5. русский философ Н. Бердяев в своей антроподецее писал о том, что смысл (оправдание) человеческой жизни - в творчестве - "твори, иначе погибнешь". |