1. Предмет философии
Скачать 185 Kb.
|
1. Предмет философии. Философия - это общечеловеческое явление, это самосознание культуры. В разных культурах в процессе исторического развития создавались и развивались различные философские системы. Жизнь человеческого общества, культура невозможны без рефлексивных форм общественного сознания. К числу рефлексивных форм общественного сознания относятся: искусство, религия, философия. Между ними глубинная взаимосвязь. Эти РФК своими специфическими средствами (языком) служат самосознанию общества, человека (в родовом смысле). У этих РФК различные языки: искусство говорить на языке художественного образа (т.е. общее находит свое выражение в индивидуальном образе); религия говорит на языке символов; философия говорит на языке общих понятий, философских категорий. В принципе, все РФК используют средства, языки друг друга. Ф. - мировоззренческая наука, она рассматривает, исследует вечные вопросы, которые всегда возникают у людей, народов во все времена. Мировоззренческие вопросы очень важны, но ни одна наука не имеет понятийного аппарата для их исследования. Ф. не призвана давать окончательные ответы на мировоззренческие вопросы, у нее другая функция - давать людям средства для самостоятельного, независимого поиска ответов на эти вопросы. Вопрос о том, является ли Ф. наукой спорный - смотря как определить науку. Малинова считает, то Ф. - это наука. Есть 2 науки, которые не устаревают никогда - это математика и философия. основные функции Ф.: - мировоззренческая - методологическая (Ф. является такой областью знаний, в которой разрабатывается, аккумулируются из других наук способы получения нового знания, методы мышления, исследования). 2. Мировоззрение и его уровни. Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир как целое, на место человека в нем, на смысл человеческой жизни, истории, на основания и возможности человеческого сознания. М. существенным образом влияет на поведение человека, в том числе и на мыслительное поведение. Уровни: 1) верхний - теоретический уровень М. Это система научно-обоснованных представлений о мире как целом, месте человека в нем... 2) сакральный - это система идеалов и ценностей - как светских, так и религиозных. 3) обыденный - его содержание составляют стандарты повседневных практик - обычаи, суеверия. Все уровни М. взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга. 3. Структура философского знания. Философское знание можно структурировать по основаниям: 1) по проблемным областям философии: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), аксиология (учение о ценностях). 2) по отраслям философии: история философии, философия истории, политики, культуры, экономики, философия права, эстетика. 3) по историко-культурным периодам: немецкая классическая философия, западно-восточная философия. 4) по философской картине мира (что находится в центре мира): космоцентризм, антроцентризм, натурцентризм, логоцентризм, социоцентризм. 5) по философским направлениям (школам): материализм и идеализм; объективный, субъективный материализм\идеализм; разные виды марксизма; разные виды материализма; вульгарный, диалектический, механический материализм. В каждом философском направлении свой категориальный, т.е. понятийный аппарат. Термины могут даже совпадать, но смысл будет разный. Например, феноменолог Хайдегер писал, что "Маркс не занимался проблемой бытия", но у Маркса очень часто используется этот термин, дело тут в том, что Маркс и Хайдегер употребляли термин бытия в разных смыслах. 4. Онтологическая проблематика в античной философии. 1. В VI-V вв. до н.э. в ранних философских школах бытие понималось как то, из чего все состоит (на современном языке - материя): "материя" сводилась к определенным видам вещества - пода, воздух, огонь. 2. Однако, уже в этот период возникли наиболее сложные конструкции бытия: а) Демокрит - атомы (все состоит из неделимых частиц разной конфигурации). б) Анаксимандр - апейрон - безграничное, как исходное основание всего сущего (очень абстрактное представление об основании бытия). 3. В учениях Платона и Аристотеля понятие бытия носит развернутый характер, наполняется глубоким смыслом: а) Платон выделял два вида бытия б) Аристотель разработал понятие бытия как субстанции (бытие самобытное, причина самого себя, субстанция неделима и не имеет границ). Из понятия делать вычеты нельзя. Учение Аристотеля имеет большое методологическое значение не только в светских, гуманитарных дисциплинах, но и в теологии: например, в проблемах доказательства бытия Бога, соотношение номинализма и реализма и т.д. Отечественный философ Мамардашвили писал о том, что (ссылаясь на Декарта) реальность Бога - это дух, а не физическая реальность. Поэтому, раз есть понятие "Бог", то значит есть Бог. Только Бог существует в виде идеи. Уже в античной философии онтологическая проблематика в период классики перестала сводиться к представлениям наивного материализма о бытии только как о материально-вещественном существовании. В концепции Платона и Аристотеля обосновывается представление о бытии эйдосов (идей), понятий (идей). В дальнейшем развитие философии такие онтологические представления нашли свое выражение: в Средневековье - у реалистов; в Новое время - у дуалиста Декарта, у представителей субъективного идеализма (Юм, Беркли), у Канта, у Гегеля; в ХХ веке - в философских течениях субъективного идеализма (экзистенциализма, феноменологии - бытие понимается как поток сознания в экзистенцианализме или как онтологические основания - феномены). 5. Античная диалектика. Диалектика от слова диалог - метод мышления, основанный на выделении противоположностей в исследуемом объекте. Противоположности - это такие стороны процессов, которые взаимно отрицают друг друга, но при этом друг без друга не существуют, дополняют друг друга, составляя единое целое. В античной диалектике выделяются 2 школы: милетская школа (это натурфилософская школа, перенос отношения диалога на природные силы) и элейская школа (исследовала диалектику мышления). Создателем диалектики как метода мышления считается Сократ. Он описал различные методы ведения диалога. 1) ирония - доведение до абсурда мысли собеседника при видимом с ним согласии 2) майевтика - ? мысли с помощью наводящих вопросов, реплик. Сократовская диалектическая традиция развивалась в западной и евразийской философии в самых различных вариантах и в виде: стихийно-диалектического метода (когда философ прямо не рефлектирует свой метод как диалектический) и в виде экзистенциальной диалектики (С. Кьер Кегор ХIХ в.) и в виде материалистической диалектики (Маркс, Энгельс, Ленин). По мере развития диалектики в рамках диалектико-материалистической философии появилось следующее определение диалектики: Диалектика - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления, а также метод мышления, основанный на выделении противоположностей в исследуемом объекте. 6. Гносеологическая проблематика в античной философии. Античные философы выделили 2 вида знания: эпистема (сущностное знание, знание о понятиях, оно более всего досутпно ученым, философам) и докса (это мнение толпы, знание случайное, колеблющееся, неточное; толпу редко почещает здравый смысл). Такое разделение несколько напоминает платоновское 2 вида бытия. Античные философы уделили особое внимание дианойе - это знание, пронизанное нравственность, мудростью. Учение об истине представлено в нескольких вариантах: а) алетейя - истина как несокрытость (бытие) б) софисты изучали субъективные аспекты познания и пришли к выводу о том, что истина зависит от субъекта и метода, которым она получена. У Платона знание - это припоминание душой того, что она видела в мире Эйдосов. Эпикур считал, что страсть к обладанию истиной имеет смысложизненный характер: поиски истины в сообществе философов избавляют человека от разрушительного влияния страха смерти и других аффектов. По Аристотелю знание - это вид обладания. А.: обладание истиной дает высший тип наслаждения. При всей рациональности античной цивилизации, она была пронизана любовью. И это были высокие духовные чувства. 7. Философия Платона (общая характеристика). Платона считают родоначальником объективного идеализма. Платон различал два вида бытия: 1) бытие вечное, неизменное - это бытие идей (эйдоса). Эйдосы нетленны. 2) бытие преходящее, временное, случайное, изменчивое. Это бытие вещей. Эйдосы более реальны, чем вещи. Они первичны, вечны. В диалоге "Гиппий больший" есть рассуждение: красивая девица, красивый конь, красивый горшок бренны. Что от них останется? Только эйдос прекрасного. По П. ни одна реально существующая вещь не может полностью воплотить в себе эйдос своего класса 9не может быть реально существующего идеального яблока, плода, мужчины, женщины, реального государства). Это положение имеет большое методологическое значение и сегодня: оно опровергает возможность реального или реально существующего идеального государства (государство, полностью воплотившее в себе эйдос государства). В каждом утописте, предлагающем проект идеального государства сидит тоталитарист, который знает истину, знает пути к благополучию и ради этого готов на любые жертвы со стороны верящих в него масс. Один из знаменитых философов ХХ в. Карл Поппер в книге "Открытое общество и его враги" много критикует Платона за то, что он, якобы, в своих работах о государстве, законах заложил основы тоталитаризма, тотемизма. Однако, он не совсем прав, потому что его теория эйдосов как раз может послужить основанием для критики теории идеального государства, для критики этатизма. (У Платона все философские идеи выложены в диалогах). У П. существует два мира: мир вещей и мир идей (гиперурания). Идеи у него расположены по иерархии: высшая идея - идея блага, прекрасного; низшая идея - идея утвари. Душа человека обращается (метемпсихоз) между миров вещей и миром идей. Она приходит из мира вещей, а со смертью человека уходит в мир идей с приобретенным опытом и воспитанием. Познание П. уподобил припоминанию душой того, что она видела в мире идей\эйдосов. Философы могут быть самыми лучшими правителями, потому что их душа лучше всего припоминает то, что видела в гиперурании. Многие идей П. послужили методологическим основанием для исследования проблем самого широкого спектра во все последующие эпохи (теологи-богословы, политики, философы) 8. Философия Аристотеля (общая характеристика). Аристотель ученик Платона критиковал учителя: он считал, что идеи не могут существовать отдельно от вещей. По Аристотелю, каждая вещь есть результат соединения бесформенной материи (гилии) и эйдоса (бесплотной формы). Для обозначения материи А. употреблял древне-греческое слово "гиле" (дерево для обработки). По А. форма (эйдос) неотделимо от вещи. Аристотелевская методология может быть применена к юридической проблеме суррогатного материнства: генетическая форма принадлежит родителям-донорам. Они придают ребенку эйдос (форму), а суррогатная мать дает ему гиле (телесность), потому что в генетической составляющей ее нет. По А. понятие - это другая форма бытия: вещь (явление) существует в предметной и понятийной форме. Предметная форма без понятийной невозможна, потому что понятие сообщает "чтойность" вещи (явления). Чтойность - это сущность вещи (явления). сущность - это основа всех свойств вещи (явления) выраженная в понятии (лошадь-лошадность). А. является автором понятия субстанции (термин латинский). Субстанция - это бытие ничем вне себя не обусловленное, не имеющее внешних причин, причина самого себя. Субстанция - это сущность, понятая как бытие. синонимы субстанции - форма, эйдос, чтойность, бытие, сущность. А. говорил, что от сущности нельзя отнять ни кусочка, она неделима. А вещь, которая содержит эту чтойность делима. Эта методология может быть применена к понятию государства: в современном мире ослабленное государство, в принципе. находится под защитой мирового сообщества на основе норм международного права (например, Кувейт, Югославия) Дело в том, что чтойность государства не зависит от его состояния. Сущность государства сохраняется независимо от состояния, поэтому его суверенность неприкосновенна. В политике двойные стандарты недопустимы, нормы международного права должны действовать в соответствии с понятиями, которые определяются международным сообществом. 9. Значение и смысл понятия. Аспекты значения понятий. Значение понятия - это его объем, т.е. класс предметов, которые обозначаются этим понятием. Смысл понятия - это совокупность свойств, при наличии которых предмет может быть назван данным понятием. В юриспруденции различение значения и смысла понятий имеет большое методологическое значение: - законодатель употребляет в нормах термины, которые не имеют четко определенного смысла (например, понятие фашизма). Очень важно, чтобы эксперты, филологи, лингвисты основывали свои заключения не только на словарных данных, но и на современных теориях значения понятий. Этим занимается юридическая герменевтика. - далек от четкого решения вопрос о том, что такое "оценочные понятия" в праве. Авторы-правоведы пытаются разрешить эту проблему, обходясь без философской теории понятия. В ХХ веке разработкой теории понятий занимались позитивисты, неопозитивисты, постпозитивисты, постструктуралисты. Постструктуралисты, как правило, не различают значение и смысл понятий: Ролан Барт вместо этого выделил аспекты понятий: - символический аспект понятий: это соотношение обозначаемого (понятие) и обозначающего (слово). - парадигмальный аспект понятий: это словарный, значение слова в словаре. - синтагматический аспект понятий: это аспект понятий в данном тексте. 10. Аксиологическая проблематика в античной философии (Сократ, киники, киренаики). Аксиологическая или смысложизненная проблематика в античности отражает и современные этические типы. В учении Сократа нашло свое выражение античное мировоззрение: счастливым и свободным можно быть только не нарушая законов миростроя, действуя в соответствии с ними. Законы миростроя доступны только разуму человека, поэтому только живя по разуму можно жить добродетельно, т.е. достигать благ. В античном мировоззрении жить по разуму = жить по природе. Этика киников. Концепция: 1) для того, чтобы быть свободным и счастливым, нужно жить по природе. 2) для этого надо отказаться от всего "лишнего" ("избыточного") 3) основа: у человека все можно отнять, обладая благами человек боится их потерять, поэтому заранее отказавшись от них человек счастлив и свободен. Этика киренаиков. Концепция: 1) человек похож на осажденную крепость. Его осаждают собственные страсти. 2) надо использовать возможности для наслаждения, но нельзя попадать от них в зависимость. Девиз киренаиков: владею всем, но ничто не владеет мной. Сравнить с девизом киников: не владею ничем, чтобы ничто не владело мной. 11. Этика Эпикура. Концепция: 1) человека делает несвободным и несчастливым страх к смерти 2) все аффекты (страсть) разрушительны 3) единственный аффект (страсть), который позволяет противостоять губительному влиянию страстей - это страсть к познанию 4) поэтому смысл жизни - в достижении атараксии (невозмутимости духа). 5) атараксия достигается путем аскезы (философствования в сообществе единомышленников). Эпикуреизм транслировался в Римской, Европейской культуре, но в его превратном понимании: наслаждение постепенно стало сводиться к чувственным излишествам. 12. Этика стоиков и ее влияние на римское частное право. Концепция: 1) судьба человека предопределена, ее нельзя изменить 2) но человек свободен, потому что несмотря на то, что он не может изменить предопределенный ход событий, он может изменить свое отношение к ним. Т.е. свобода человека внутри и поэтому он свободен. 3) смысл жизни - достижение состояния апатии. У Эпикура - безмятежность духа. 4) этика стоиков - философия человеческого достоинства: надо культивировать в себе добродетели - справедливость, умеренность, мужество, разумность. Надо изживать в себе пороки - несправедливость, неумеренность, безрассудность. Философия стоицизма оказала существенное влияние на европейскую цивилизацию. Многие европейские этические (моральные) системы базировались на стоицизме. Мария Антуанетта говорила: "Со мной можно поступить низко, но меня нельзя унизить". Этика стоицизма оказала влияние на РЧП: идея ценности частной воли нашла свое выражение в главных принципах РЧП - правовая защита частного волеизъявления. Кроме того, стоики исследовали соотношение частного и всеобщего, т.е. "в частной воле содержатся моменты всеобщего и чем их больше, тем успешнее реализация частной воли". В РЧП этот принцип реализован так: правовая защита частной воли зависит от того в какой мере эта частная воля соответствует праву, закону, т.е. правовому всеобщему. 13. Философия софистов и влияние ее идей на европейскую юриспруденцию. Софисты в античном полисе - это философы, которые за вознаграждение обучали граждан полиса умению излагать свои мысли и тем самым защищать свои интересы. За корыстность и хитрость софистов не любили, потому что считали беспринципными - софисты обучали закамуфлированному нарушению законов логики, обоснованию с помощью таких уловок ложных положений под видом истинных. Среди софистов были талантливые философы, в частности, в интеллектуальной истории человечества оставил свой след Протагор, которому принадлежат известные слова: "Человек - мер всех вещей". Эта крылатая фраза различным образом интерпретировалась (толковалась) в разные эпохи, однако ее изначальный смысл: нельзя противоречить, каждый прав по-своему. Софисты обосновали идею субъективной истины. Софисты исследовали субъективные аспекты истины: истина зависит от субъекта и от тех методов, которыми он пользовался. Философский феномен школы софистов оказал существенное влияние на европейскую юриспруденцию: 1. идея зависимости истины от субъекта и от метода ее получения нашла свое выражение в том, что в процессуалистике этот принцип воплотился чрезвычайно многообразно. Кроме того, идеи Калликла и Фразимаха о зависимости содержания законов от интереса, заинтересованности самого законодателя также нашли свое выражение в правовом регулировании законодательной деятельности. 2. софисты стоят у истоков культуры судебного красноречия 3. именно софисты обосновали принцип формальной правоты (не термин, а саму идею): согласно этому принципу позиция стороны признается судом истинной, если не доказано другого. До софистов доминировало представление, что все законы от Богов и от субъективной воли законодателя не зависит. Однако софисты разрушили навсегда эту парадигму: а) Фразимах: "Законы создаются сильными для защиты своих интересов" б) Калликл: "Законы создаются слабыми для того, чтобы связать руки сильным, доказать им, что быть сильным зазорно, однако если бы они могли, они охотно бы разделили добычу" |