1. Предмет философии
Скачать 185 Kb.
|
43. Особенности мифологического мышления. Миф - это древняя форма общественного сознания. Она возникла раньше философии и других форм рациональности. Юнг определял миф как коллективное бессознательное, общую для всех душевную основу (т.е. основу, носящую бессознательный характер). Миф сохранился до сих пор как фундаментальная основа социальных процессов, действующая на бессознательном уровне. С точки зрения мыслителей общество невозможно без мифологии (Юнг, Ницше, Ролан Барт) Отличительные особенности мифа: 1) агрессивная двойственность мифа 2) отождествление естественного и сверхъестественного 3) персонификация природных и социальных сил 4) миф "вписан" в историю этноса "Миф - это слово, избранное историей" 5) ни одна религия мира не обходится без своей мифологии 6) мифологический тип мышления обязательно присутствует в различного рода идеологиях, рекламе и др. Мифологическое мышление обладает следующими особенностями: 1. некритичность, т.е. все воспринимается на веру. Более того, воспринимается на веру поскольку противоречит рациональной точке зрения. 2. ММ осуществляется на символической основе, т.е. оно оперирует символами 3. ММ безпроблемно, т.е. оно не генерирует вопросов, не являющихся творческими 4. ММ обладает огромным побудительно-мотивационным потенциалом. Оно легко справляется с доводами разума, обладает властью над человеком 5. необходимой составляющей реализации мифологического типа мышления является ритуализация деятельности 6. многие специалисты по мифологии утверждают, что миф - это реальность, т.е. это явление, входящее в сознательную онтологию и дело не в том, что в мифе обязательно утверждается " "описываемые события действительно происходили", а в том, что миф является краеугольным камнем общественного бытия. С точки зрения К.Юнга образно-смысловые структуры сновидения, рекламы, идеологии, пропаганды совпадают с образно-смысловыми структурами мифа. 44. Категории материалистической диалектики (общее, особенное, единичное; сущность и явление). КМД носят парный характер, в этих диалектических категориальных парах выражается противоположность: необходимость и случайность, сущность и явление, содержание и форма. 1. Единичное, особенное, всеобщее. Единичное существует только в той связи, которое ведет к общему (единичное определяется в понятии о нем, а понятие - это всегда абстракция, т.е. результат обобщения). Единичное понятийно определяется через общее, а индивидуализируется через особенное. Особенное существует в единичном, но само по себе как признак определяется через общее. 2. Сущность и явление Это диалектические категории гносеологии, т.е. теории познания. В материалистической диалектике сущность и явление рассматривается с 2-х позиций: 1. процесс познания: Познание развивается от явления к сущности (В.И.Ленин считал, что сущность опирается в познании многослойно "от явления к сущности первого порядка, от него к сущности второго порядка и т.д.) С точки зрения диалектики познание - это процесс. Истина открывается в этом процессе поэтапно, согласно законам диалектики, причем никогда полностью и окончательно, т.е. нет абсолютной истины. 2. сущность определяет явление, но никогда не существует вне явления (Ленин: "сущность является, явление - существенно). Явление и сущность диалектически взаимосвязаны. Внешняя явленность сущности с точки зрения материалистической диалектики - необходимое условие познания и всеобщий закон онтологии. Сущность обладает достоинством всеобщности, а явление единично. 45. Категории материалистической диалектики (форма и содержание) Существуют 2 традиции в определении понятия форма: 1. Аристотелевская: форма - это сущность 2. Диалектико-материалистическая традиция: форма - это внешнее выражение содержания. Содержание определяет форму, оно активно, но форма тоже влияет на содержание, т.е. она относительно пассивна. Современное определение понятия форма - это внешняя граница содержания, а также способ выделения в рамках рода. 46. Категории материалистической диалектики (возможность и действительность, необходимость и случайность). Возможность и действительность. возможность - это особая сторона реальности (или ее картины в сознании), которая носит характер предпосылки будущих событий. причем наступление этих событий зависит от типа закономерности (динамических и статистических). Виды возможностей: 1) можно выделить 2 диалектические пары возможностей: 1. абстрактная. Это возможность не выходящая за пределы известных закономерностей, но это возможность чрезвычайно малой степени вероятности 2. конкретная. Это возможность, вероятность которой достаточно велика в конкретной ситуации 2) 1. возможность формальная - это возможность наступления события, выходящего за рамки известных закономерностей. 2. возможность реальная - это возможность наступления событий соответствующих известным закономерностям Виды возможностей может переходить одна в другую. Формально возможность может стать реальной, а абстрактная - конкретной. Необходимость и случайность. Категория необходимость характеризуют объективно-закономерные причинно-следственные связи на уровне всеобщего. Категорию необходимости нельзя путать с категорией неизбежности. Необходимость никогда не существует сама по себе, она всегда проявляется в конкретных явлениях, у которых всегда есть случайные по отношению к этой необходимости характеристики. таким образом, случайность есть форма проявления необходимости, а также ее дополнение. Случайность, тем не менее, имеет степень вероятности наступления. Необходимость всегда закономерность. Вообще любое событие случайно, если с необходимостью не вытекает из закономерностей того процесса, в которое оно вмешалось. 47. Категории материалистической диалектики (причина и следствие). Понятие и виды детерминизма. Причинно-следственные связи имеют универсальных характер и отражаются в человеческом мышлении как на уровне единичных явлений, так и на уровне всеобщего (во всех областях человеческой деятельности, познания). Так, в юриспруденции существует развитая система теорий причинно-следственных отношений в уголовном праве. Причинно-следственные отношения надо отличать от функциональных взаимосвязей главное отличие в том, что причинно-следственные связи имеют генетический характер (причина порождает следствие), а в функциональных взаимосвязях нет отношения генезиса. Причина - это совокупность явлений, результатом взаимодействия которых является некоторая совокупность явлений - следствий. Основные типы детерминизма: 1. геледетерминизм: это теории, отрицающие полностью или частично причинно-следственные связи 2. жесткий паппасовский детерминизм: причинно-следственные связи имеют линейных характер, поэтому для каждого случая в принципе можно четко проследить цепь событий и установить одну исходную причину 3. теория вероятностей: основной принцип - принцип относительности, причинно-следственные связи носят не линейный, а статический характер Существует издревле особый вид детерминизма – фатализм. Он особенно характерен для обыденного сознания 9чаще всего с религиозной окраской). Однако знание научных концепций детерминизма предохраняет человека от опрометчивых типов поведения. Например, фаталист уверен в том, что все события его жизни предопределены, поэтому ведет себя крайне неосторожно, объясняя свое поведение тем, чему быть того не миновать. Однако, совершенно очевидно, что знание хотя бы азов теории вероятности нацеливает человека на расчет последствий своих действий с учетом факторов повышения вероятности нежелательных событий. Причинно-следственные связи описываются следующими понятиями: 1. полная причина. Это совокупность явлений, сыгравших роль факторов в наступлении последствий 2. главная причина. Это причина непосредственно вызвавшая наступление последствий 3. повод. Это событие, которое всего лишь спровоцировало действие главной причины и наступление последствий 48. Общая характеристика законов материалистической диалектики. 1. закон "единства и борьбы противоположности": он объединяет источник саморазвития всех процессов. С точки зрения диалектики источник развития всегда внутри процесса, а не вне, поэтому с точки зрения развития это всегда саморазвитие. Противоположности - такие стороны процесса (явления), которые взаимно отрицают друг друга, но при этом они взаимообусловлены, т.е. друг без друга не существуют, дополняют друг друга, составляют единое целое. 2. переход количественных изменений в качественные. Он объясняет механизм развития. Гегель определял: качество - это определенность предмета, тождественная с его бытием. количество - это определенность предмета, безразличное к его бытию. Количественные изменения, накапливаясь могут вызвать качественные изменения. Переход из одного состояния в другое называется "скачок". Есть разные формы скачка: отрезок с размытыми концами(жизнь и смерть). Экстремизм - эволюция, которая в масштабах эволюционного процесса выглядит как резкий переход. Переход количественных изменений в качественные происходит в результате нарушения "меры". Мера - тот предел, до которого количественные изменения не вызывают изменений качественных. 3. "отрицание отрицания". Этот закон объясняет траекторию развития. 3 аспекта: - поступательность развития от старого качества к новому качеству (это отрицание, старое отрицается новым) - преемственность развития (сохранение моментов старого в новом состоянии, т.е. отрицание нового отрицания) - возвращение в процессе развития к прежним состояниям, но на новом качественном уровне |