1. Предмет философии
Скачать 185 Kb.
|
14. Средневековая философия (общая характеристика). Средневековье - это исторический период, занявший в среднем 1000 лет, но в разных странах исторические границы разные. В Средневековой философии доминировал теоцентризм (хотя в этой философии закладывались основания светской европейской философии нового времени). Средневековая теология во многом представляла собой анализ священного писания, проблем религиозной веры с использованием идей (концепций) античных философов. Другими словами, средневековая теология пользовалась методологией, основанной на античных философских концепциях. Несмотря на то, что античные философы были язычниками, а в христианстве есть запрет на язычество, то есть, несмотря на смертельную опасность христианства, теологи все-таки опирались на Платона и Аристотеля. То, что средневековые философы опирались на труды античных философов, свидетельствует о силе метода, философской методологии, которая не утраивает своего значения через века и тысячелетия. Метод - это универсальные мыслительные формы, которые могут быть применены в процессе исследования, анализа любого предмета, проблемы, содержания. Христианство сформировалось изначально как новая религия, призванная духовно объединить народы, этносы римской империи. У каждого из них были уже свои религии, мифология. Это порождало разобщенность. ни одна из языческих религий не могла стать общей для всех, т.к. располагала большим количеством Богов. Однако, в римской империи была древняя монотеистическая религия - иудаизм 9носителями которой были евреи), которая могла стать объединяющей, общей для всех, поскольку там не было многобожия. Эта религия (христианство) в 300-х гг. н.э. стала государственной религией Римской Империи, а в последующие века в Европе дала начало аврамистским религиям - различным типам христианства и мусульманству. Христианство пришло в мир убеждением, т.к. надо было убеждать уже имеющих свою веру людей (неофиты - новокрещеные). Именно поэтому в христианстве изначально сложилась традиция толкования священного писания. Именно поэтому мы уже в истоках христианства находим философскую теологию. В Библии, которая была канонизирована в 415 г. на Халкидонском соборе имеет 2 части: Ветхий завет (легенды и мифы и Тора (5-тикнижие - священное писание иудаизма) и Новый Завет (4 Евангелие. Вообще их много было написано. Эти 4 Е. были написаны в течение 4 веков). Ветхозаветная часть библии была составлена иудейскими компиляторами примерно в 3 в. н.э. В 1 в. этот текст был переведен с древнееврейского на греческий для евреев, не знавших древнееврейского языка. 15. Проблема соотношения разума и веры. В рамках этого вопроса можно дать следующее определение: разум - это такой тип отношения к истине, которой требует доказательств. Вера - это такой тип отношения к истине, которой не требует доказательств и связан интуитивным постижением истины. То, что обосновано, опытно или логически доказано принимается разумом, а то, что отвергается разумом может стать предметом веры. Религия в отличии от секты неразрывно связана с народными, этническими культурами, вплетена в их историю. В средневековой философии существовало несколько концепций соотношения разума и веры: 1. Тертумеан: " верую потому что абсурдно" 2. Августин Блаженный: "верую чтобы понимать". В этой концепции А.Б. отразил свой жизненный опыт: он был неофитом, пылко уверовал в работах "исповедь", "Град Божий" исследовал веру. А.Б. рассматривал веру как онтологическое основание знания: вера в этом знании первична. Тексты А.Б. и сейчас является образцом безупречной логики, высочайшего уровня интеллектуальной работы. 3. Фома Аквинский: обосновал принцип гармонии разума и веры: "истины веры неуязвимы со стороны разума, но и не противоречит им". 16. Теодицея Августина Блаженного. "Тео" - Бог, "дицея" - оправдание ( от имени античной богини "дике" ("дице" - оправдательницей людей перед Богами). Традиция богооправдания - теодицей была заложена Эпикуром: он поставил проблему: " если Бог - это сущее, по определению обладающая тремя атрибутами (он всеблаг, всеведущ, всемогущ), тогда почему в созданном им мире есть зло?" Почему Бога надо "оправдывать?" - потому что в созданном им мире есть зло, то есть несовершенства, а значит Бог или не всеблаг, не всеведущ, не всемогущ. Средневековые теологи подхватили эту проблему и стали создавать различные теодицеи (т. Августина Блаженного, т. Бонавентуры и т.д.). В новое время традиции теодицеи была продолжена, например Лейбницем. Логика теодицеи Августина Блаженного такова: 1) все познается в сравнении: если бы не было зла, то не было бы и добра (диалектика); 2) мир, созданный Богом отягощен материей, поэтому не может быть совершенным (методология Платона - ни одна реальная вещь не может полностью соответствовать Эйдесу). 3) все в мире, созданном Богом - есть благо, а то, что мы называем злом есть недостаток блага. 17. Фома Аквинский. Доказательства бытия Бога. Фома Аквинский (13 век) сыграл большую роль в культурной судьбе Европы, потому что в эпоху Средневековья смог своей деятельностью, безупречной аргументацией нейтрализовать ненависть адептов к науке, к философии, особенно к античной философии. Античная философия всячески изгонялась теологии на том основании, что античные философы были язычниками. Ф.А.: " Платон и Аристотель не виноваты, что они жили до Рождества Христова, но их дело угодно Богу, потому что способствует тому, что дано человеку Богом - разуму". Именно деятельность средневековых теологов, использующих тексты античной философии как методологическое основание для анализа священного писания, проложило тропинку в античность. А затем уже в 14 веке расцветает Возрождения. Возрождения - это культурный феномен Средневековья, в котором античная культура рассматривалась как универсальный образец, а человек - как высшая ценность Доказательства бытия Бога Все доказательства бытия Бога подчинены единой логике, что в зримом мире наталкивает нас на мысль о Боге: 1) все имеет свою степень совершенства - это наталкивает нас на мысль о Боге; 2) все имеет свою причину - это наводит нас на мысль о первопричине, то есть о Боге - причине всех причин; 3) все в мире настолько целесообразно - это наводит нас на мысль о разумном творце. Известны различные системы доказательства бытия Бога. Наиболее известным является доказательства Ансельма Кентерберийского: мне все дано в представлении; и то, что в моих представлениях наиболее ясно является наиболее реальными - мысль о Боге наиболее отчетливо представления в моем сознании, значит Бог есть. 18. Номинализм и реализм в средневековой философии. Современное значение этих традиций. Идеи Платона и Аристотеля методологически использовались средневековыми теологами и для решения вопроса о том, что является главным в вере: понятие Бога или 3 ипостаси (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух). Понятие Бога - это универсалие Бога, потому что наиболее общее понятие называлось универсалием. Это был спор об универсалиях, т.е. как соотносится общее понятие и его более конкретное воплощение. Теологи, рассматривающие универсалию Бога только как имя Бога 9номиналисты) базировались на Аристотелевской методологии, согласно которой идеи не существуют, как у Платона отдельно от вещей. Теологи, рассматривающие универсалию Бога как первичную реальность, а 3 божественных ипостаси, как вторичную, опирались на методологию Платона (реалисты). Идея Бога реальная (реалисты). Понятие Бога - имя (номиналисты). Идея Платона первична по отношению к вещам. 20. Обоснование субъективного идеализма (Д.Юм, Дж.Беркли) Юм поставил проблему: у субъекта нет средств для того, чтобы доказать существование или отсутствие внешнего мира. Дж. Беркли выделяет 4 вида бытия: 1) бытие объекта: нет объекта без субъекта, т.е. существовать значит быть воспринимаемым. 2) бытие субъекта: существовать значит воспринимать. 3) бытие в воображении- это зыбкий тип бытия. 4) бытие Бога. Бог - вечная эманация (течение от высшего к низшему), постоянно действующее начало - он творец мира, он постоянно присутствует в мире и определяет ход событий и является гарантом существования всех людей. Бог вкладывает ощущение, сознание людей. В.И.Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм" (1908-1909 гг.), посвященной критике позитивизма указывал на то, что корни позитивизма лежат в субъективном идеализме Беркли, поэтому Ленин уделил большое внимание критике философской концепции Беркли. С точки зрения Беркли вещи - это комплексы ощущений. В известных диалогах Беркли два персонажа Геллас и Филлонус приходят к компромиссу по поводу того, что вещи существуют только для чувственно-воспринимающего их субъекта. бог в философской системе Беркли выступает основой бытия и именно Бог выступает последним аргументом, позволяющим избежать солипсизма (т.е. вывода о том, что согласно основным положениям философии Беркли существует только тот, кто рассуждает подобным образом, а все остальные люди - только комплексы его ощущений). Логика рассуждений основоположников субъективного идеализма Юма и Беркли оказала существенное влияние на дальнейшее развитие философии. Философия субъективного идеализма послужила основанием для достаточно большого количества философских школ, направлений: И. Кант в обосновании своей философской онтологии, гносеологии отталкивается от проблем, поставленных основоположниками субъективного идеализма; О. Конт (основатель позитивизма, предтечи нео- и постпозитивизма) также принадлежит по своим философским основаниям традиции субъективного идеализма; философская традиция экзистенциализма также относится к субъективному идеализму. 21. Философия И. Канта. Онтологическая проблематика. И Кант (1724-1804 гг.) - основоположник немецкой классической философии, европейского философского права, казавшей существенное влияние на все последующее развитие философии в западном и евразийском мире. В философии канта нельзя провести четкой границы между гносеологической и онтологической проблематикой. В этой проблематике кант развивает идеи Декарта, Локка, Беркли, Юма. Проблема обозначенная Юмом о состоящая в том, что у субъекта-индивида нет средств ни для утверждения, ни для отрицания реальности внешнего мира, была решена кантом не категорично, а с точки зрения лишь предположительного, возможного существования мира вне сознания субъекта. Для этого Кант ввел следующую систему понятий: "вещь в себе" - это возможная причина наших чувственных представлений, возбуждение. "феномены" - это результаты, афференцирования нашей чувственности, представления об единичных чувственных предметах. "ноумены" - умозрительные (идеальные) конструкции разума на основании его априоризмов. 22. Философия И. Канта. Гносеологическая проблематика. Кант известен как агностик (т.е. философ, отрицающий возможность познания или принципиально ограничивающий возможность познавательной деятельности человека). Однако, это поверхностная характеристика сути кантовской философии. В частности Ленин называл Канта агностиком. Кант задавался вопросом - как возможны синтетические априорные суждения (кант сравнивал синтетические суждения и аналитические. В синтетических есть приращение содержания, а в аналитических нет прироста содержания, потому что в синтетическом суждении просто идет развертка содержания понятия. Например, снег - это белое вещество - синтетическое суждение. Кант поставил проблему - что является источником внеопытных (априорных) синтетических суждений и пришел к выводу - разум в котором изначально содержатся доопытные (априорные) идеи (априоризмы). Кант выделял 3 уровня познавательной деятельности: - чувственность (в ней он усматривает характерные для нее априоризмы пространства и времени). Пространство и время он считал способом упорядочивания впечатлений субъекта, т.е. кант не считал, что пространство и время существует объективно. - рассудок - способность действовать по правилам. - разум - творческая интеллектуальная способность человека, это способность создавать правила для рассудка. С точки зрения Канта "субъект конструирует объект". Априоризмы разума о душе, о мире, о Боге. На базе этих априоризмов разума, присущих всем людям создаются системные ноуменальные представления о соотношении души и тела, о внешнем мире и о Боге. С точки зрения Канта субъект-индивид не может абсолютно точно утверждать или отрицать существование внешнего мира, бога, конечность или бесконечность мира и т.д. С точки зрения Канта представления человека можно разделить на 2 вида: 1) представление об единичных чувственных феноменах, т.е. вещах; 2) ноуменальные представления, в принципе не подвластные, не подлежащие опытной проверке. Источником для первых может быть какая-то вещь в себе, для второй - априоризмы разума. 23. И. Кант. Антиномии чистого разума. Антиномия - это равно доказуемые суждения с противоположным смыслом. Кант выделял следующие АЧР: 1. Мир конечен - Мир бесконечен. Человек конечное существо, поэтому бесконечность или конечность мира не может быть удостоверена в его опыте. 2. Бог есть - Бога нет. Кант считал, что ни утверждать, ни отрицать бытие Бога с абсолютной уверенностью нельзя (это мысль Юма). Однако, с точки зрения Канта идея Бога необходима. В противном случае, мораль и право теряет всякий смысл (такая же мысль у Вольтера). 3. В мире все происходит по необходимости - В мире есть свобода. Свобода - это способность самостоятельно начинать ход событий. Кант считал, что причиной возникновения антиномических суждений являются попытки применения рассудочных суждений к ноуменальным суждениям. 24. Этика Канта. 1* Критерии морального. По Канту человек принадлежит двум мирам: 1) как чувственное, телесное существо он включен в цепь естественных причинно-следственных отношений, поэтому не свободен. 2) как существо разумное человек свободен. Кант выделял 2 вида поступков: 1. моральные. Критерий морального поступка: единственным мотивом поступка является намерение следовать моральной норме (даже вопреки своим страстям и выгоде). 2. легальные. Это в моральном смысле, т.е. не нарушающий моральных норм, но и не связанный с ними. Кант ставит вопрос - при каких условиях нарушение моральной нормы не является безнравственным (ведь новые нормы не принимаются законодательно, а укореняются за счет старых, что означает, что при определенных условиях нарушение моральных норм может содержать в себе предпосылки новых). 2* Кант: моральные императивы. В истории этической мысли вошли кантовские императивы, которые по смыслу неразрывно взаимосвязаны: 1) категорический императив ("действуй так, чтобы максима твоей воли могла бы стать актом всеобщего морального законодательства") - императив - это объективный принцип долженствования (объективный - значит не зависящий от субъекта, который им руководствуется, это правило общее для всех, но влияет на поведение каждого все-таки изнутри, т.е. лишь постольку, поскольку руководствуется разумом, т.е. свободен) - максима - это субъективный принцип долженствования, т.е. внутреннее правило поступка, которым руководствовался субъект. - долженствование - это следование норме без принуждения. По Канту, наше поведение оказывает влияние на других людей. Отсюда принцип "обратимости зла": закон твоего неблаговидного поступка вернется к тебе в поведении других людей" (и в морали, и в праве нарушая эту одну норму подрываешь право в целом). 2) практический императив - "относись к человечеству в своем лице и лице всякого другого как к цели, а не как к средству". Гегель называл пробобемизмом создание некоторой морально-этической системы для оправдания своего неблаговидного поступка. Категорический императив без практического недействителен, потому что без него - это принцип самозаконности (у Ницше - сверхчеловек) "Действуй так, как если бы ты хотел, чтобы в отношении тебя действовал тот же закон, которым ты руководствуешься в своем поступке". 25. . Кант о предмете философии. Кант совершил «коперниканский» переворот в в понимании предмета философии (у Коперника поменялись местами Земля и Солнце). Кант же ввел понятие трансцендентального субъекта, который изначально обладает доопытными (априорными) познавательными способностями и поэтому является активной стороной в процессе познания (субъект конструирует объект). До Канта в философии нового времени доминировали представления об эмпирическом субъекте, которому предписывалась пассивная роль в познании. Хотя у Канта были предшественники, высказывавшие относительно активной роли субъекта в процессе познания ( Декарт, Локк), Кант считал, что предметом философии – должно быть исследование априорных способностей трансцендентального субъекта и называл свою философскую систему «трансцендентальным идеализмом». В введении к работе «Критика чистого разума» - 1781 год – Кант рассуждал так: 1. человек подобен строителю: обнаружив, что возведенное им здание покосилось, он заглядывает в фундамент. Если «здание» созданной человеком культуры деформируется, то надо исследовать его «фундамент», т.е. само сознание, потому что «фундамент» всего, что делает человек – это сознание. Таким образом, задача философии – исследовать основания сознания, как бы инвентаризировать его способности. 2. предмет философии по Канту – рефлексия оснований разума, предметом философской рефлексии не может быть внешний мир, ее предмет – лишь сознание. 3. с точки зрения. Канта, философия – это метафизика. Физика изучает природу, а философия изучает то, что находится за пределами природы - сознание. 4. кантовская трактовка предмета философии имеет прямое отношение к европейской философии и науке: Кант считал, что науки , не исследующие своих оснований в разуме – догматические науки. Наука должна быть критической, т.е. исследовать свои основания в разуме, опираясь на философскую рефлексию (на современном языке это значит: философия должна выполнять для науки методологическую роль, а наука без методологических рефлексий – догма). Кант до этой работы стоял на позициях натурфилософии - естествознание умозрительное, где философия пытается подменить естественные науки. натурфилософия сохраняет свои позиции до сих пор и часто выдается за подлинную философию, но Кант указывал, что философия – метафизика и предметом философской рефлексии не м.б. внешний мир. |