ТГП - http://be5.biz/pravo/t002/index.html
1. Предмет и методология ТГП
ТГП – система социально-гуманитарных знаний, в пределах и посредством которых происходит описание и объяснение государственно-правовой действительности.
Предмет – общие и основные закономерности возникновения, развития, функционирования государственно-правовой действительности с момента ее зарождения и до сегодняшнего дня, как в разных странах мира, так и в России.
Предметом науки ТГП служат многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место гос-ва и права в политической системе общества.
Она изучает не только гос-правовые явления и процессы, но и представления людей о них.
В предмет входят: общественное, групповое, индвидуальное политическое и правовое сознание.
Таким образом, предмет ТГП – явления обещственной жизни, такие как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.
Объект ТГП – государство и право.
Функции ТГП:
1. Теоретико-познавательная (эвристическая).
Задача - Описать и объяснить, чтобы понять сущность, содержание и внешнее выражение государственно-правовой действительности.
2. Методологическая функция
Задача – служить познавательным ориентиром в процессе изучения других юр дисциплин
Здесь ТГП выступает как система методов, необходимых для изучения дисциплин.
3. Прогностическая –
Задача – прогнозировать тенденции развития гос-правовой действительности, чтобы можно было своевременно принимать верные и адекватные решения
4. Прагматическая (практико-прикладная)
Задача – оказание помощи юристу-практику в его каждодневной работе в любой сфере правовой жизни общества.
Методология ТГП:
Метод ТГП – приемы, способы, подходы, которые используются для познания своего предмета и получения научны результатов.
Методология – учение о методах.
Сегодня в нашей стране свобода выбора методов, способов, подходов к изучению государства и права, плюрализм учений и мнений, идеологическое многообразие.
Метод связан с предметом: предмет отвечает на вопрос что изучает тгп, методы – каким способом она это делает.
Философские основания метода тгп:
1. Материализм – предлагает выделить в обществе бытие человека, определяет его сознание:
- экономическую базу (производственные силы – люди; предмет труда, средство треда)
- социальную структуру общество – разделение его на классы
2. Идеализм – противопоставит № 1:
- субъективные идеализм – дух превыше экономики, социальной структуры общества
- объективный – всем в мире правят судьба и бог.
3. Диалектика – ТГп берет из нее следующие подходы:
- рассматривать ТГп а развитии как изменяющую системы
- видеть взаимосвязь ГиП и народа
- видеть закономерность в развитии
- видеть все стороны развития
- критический подход к накопленным знаниям (самооценка).
3. Метафизика – противоположна диалектике. Рассматривает ГиП в статике, без связей.
4. Позитивизм – требует изучать только то, что лежит на поверхности
5. Герменевтика – дает методологии толкование текстов.
Методы познания в ТГП:
1. Общенаучные методы познания государственно-правовой действительности
- характерны для различных наук – как для общественных, так и для естественных.
Можно разделить на 2 уровня:
1. Эмпирические – характерен для начальных этапов исследования, когда ученые лишь накапливают фактические данные (описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, моделирование).
2. Теоретические - направлен на то, чтобы объяснить собранный фактологический материал, построить на его основе объяснительную схему или теорию, включает: классификация, типология, анализ, синтез, системный подход, функциональный подход, аналогия.
Анализ: мысленное разделение сложного теоретического материала о государстве и праве на части и исследование его по частям.
Н-р: в понятии механизм гос-ва выделяют звенья: органы законодательной, исполнительной, судебной власти и т.д.
Н-р: в системе права исследуют отрасли, подотрасли, институты
Синтез: используется ля обобщения тех данных, к-ые получены в результате анализа.
Н-р: путем синтеза свойств присущих зак, исп, суд власти мы получаем обобщенное представление о механизме государства в целом.
Системный подход: восприятие изучаемого материала как единой системы, выявление и изучение всевозможных связей в исследуемом явлении. То есть рассматриваем как систему.
Тгп изучает системы права: институты, отрасли, подотрасли, и т.д.
Функциональный подход: выявление механизма функционирования.
Н-р: примение этого метода в характеристике гос-ва позволяет выделить и охарактеризовать свойственные ему относительно самостоятельные направления гос деятельности в разных сферах общества. 2. Частнонаучные методы познания.
- эти методы заимстованы из конкретных наук.
Конкретно-социологический метод – позволяет путем наблюдения, анкетирования, интервьюирования, опросов собрать и сконцентрировать данных о к-л явлениях.
С его помощью можно выявить степень эффективности функционирования всех ветвей власти, правового регулирования, состояния законности и правопорядка в стране.
Метод моделирования – создание моделей отдельных институтов. Для поиска наилучших схем гос аппарата, наиболее рациональной структуры деления и т.д.
Метод правового эксперимента – используется для поиска необходимой модели орг-ии механизма гос-ва, ветвей власти.
Статистический метод – при исследовании гос-правовых вопросов с тз количесственных показателей, отражающих динамику явления.
Н-р: динамика уровня законности и преступности.
Включает свободную обработку данных о явлениях, отличающихся массовостью и повторяемостью. Частноправовые методы:
Формально-юридический (догматический): основан на формировании юр понятий и категорий, на различных классификациях, на установлении приемов толкования и т.д.
Сравнительно-правовой: предполагает сопоставление гос-правовых явлений, понятий и процессов и выяснение между ними сходства и различий.
Н-р: достоинства и недостатки гос или правового института могут опред-ся в сравнении с аналогичными институтами зарубежных стран.
Н-р: сравнение нпа в РФ.
| 2. Происхождение государства (протогосударство-чифдом, раннее и древнее госуарство) и права (мононормы, ранее право и его характеристика) Первобытное общество:
Состояло из 1 или нескольких групп родственных семей. Среднее число 25-50 человек.
Была гибкой и динамичной, семьи могли уходить из группы в группу.
Равноправие. Забота о потомстве на всех.
Роли у всех отличаются. Социальные права одинаковы, все имею равный голос.
Пример – идейцы. У них был один выборный лидер который: шел первым по военной тропе, выбирал стоянку, руководил сезонными работами, отвечал за порядок в группе.
Вождь дб все уметь, но главное быть щедрым. Все что имел отдавал группе, получая взамен престиж.
Имел привилегию – несколько жен.
Добыча – общая, всем поровну. Вождество: протогосудартсво, чидом).
Вождество – тип социально-политической орг-ии, состоящей из группы общинных поселений, иерархически подчиненных центральному, аниболее крупного из них, в котором проживаем правитель-вождь.
Возникает в обществе состоящим из племен.
Организация власти:
1. В собраниях только взрослые мужчины, проходят собрания в закрытых помещениях «мужских домах».
2. Идет расслоение на больших и значимых людей:
а- чифы – главы
б- бигмены – большие люди, их не выбирали, ими становились;
чтобы стать им происходило соперничество с друг другом, они устаревали пиры, старались привлечь к себе внимание во врем военных д-ий, охоты и т.д. со временем статус наследовался.
3. Быт вождей: чифов и бигменов
Жили в просторных домах. Семья большая. Много еды. Пышные похороны. Иная одежда, атрибуты власти. Его должны все знать в лицо.
Функции вождя:
1. Организационная
2. Перераспределительная:
3. Контроль за ресурсами – вождь мог дарить ресурмы (землю, воды)
3. контроль над обменом и торговлей
4. военная функция
Таким образом, вождество - это самостоятельный тип власти, существовавший на позднем этапе первобытного общества, этапе его распада. Раннее государство.
РГ – более многочисленная общность: до нескольких сотен тысяч жителей. Существует ирерхия и разделение властей.
Администрация представлена в трех уровнях:
1. Админитсрация в гос центре
2. Администрация областей – как чифдом
3. Общинная администрация – исполняет решения высших урвоней.
Распределение по уровням закрепляется, как правило, образованием профессиональных классов-сословий: жрецов, воинов, писцов, ремесленников, сборщиков податей и т. д.
Развитие гос-ва проходит в улсовиях городской жизни, она закрелпяет классовое деление.
В отличи от вождества: более крупная теория у ранненого, распределительная ф-я утрачивается тут, появляется некая разновидность налогооблажения здесь, в частности у нас было «полюдбе»(князь со своей дружиной осуществлял обход и объезд территории и собирал дань). Теории происхождения государства:
1. Теологическая – государство существует в силу божественной воли.
2. Патриархальная – государство возникла благодаря вождям, отцам.
3. теория договорного происхождения – гос-во возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости.
4. Учение о гос-ве Гегеля – в основе гос-ва лежит абсолютное духовное и разумное начало (мировой разум, дух).
5. теория насилия – гос-во возникло в рез-те войны и завоеваний.
6. Марксистская – гос-ва возникла благодаря частной соб-ти, расколом общества на классы. Пути становления государства (политогенез:
1. Военный – военный предварительь завоевывал все больше земель а потом стал парвителем.
2. Аристократический - характеризуется постепенным превращением в правящую верхушку родоплеменной знати, которая сосредоточивает в своих руках руководство всеми без исключения сферами общественной жизни, в том числе и военной.
3. Плутократический – власть у богатых. В основе этого пути политогенеза лежит накопление в руках отдельных лиц значительных по местным условиям материальных ценностей. Затем вокруг этих лиц, выделяющихся своим богатством и авторитетом, начинают формироваться многочисленные и активные группы сторонников и зависимых людей. Постепенно индивиды с более высоким авторитетом и статусом в обществе приобретают возможность оказывать решающее влияние на жизнь коллектива, т. е. приобретают власть.
Мононормы – единые, нерасчлененные нормы, определявшие порядок организации общественной жизни, взаимоотношений между членами общества, отправления религиозных обрядов, ритуалов, этикета, исполнявшиеся в силу обычая.
Особенности:
1. имели естсественно-природную основу, существовали в самом поведении и сознании людей
2. действовали в силу привычки (люди поступали так, как это диктовалось привычкой, если нарушали возможно принуждение.
3. служили воплощением единства, сплоченности рода в целом.
Появление права во многом связано с отделением индивида от коллектива, с осознанием им своей обособленности, свободы, право по сути своей выражает меру свободы и ответственности в обществе.
У индивидов, обладающих частной собственностью, появляется не только сознание собственной независимости от членов рода, но и притязания к другим индивидам, связанные с желанием максимально полно реализовывать свои возможности в своих интересах. Теории возникновения права:
1. Теологическая – право это вченое, выражающее божью волю. (понятие добро, зло, справедливость)
2. Теория естественного права - мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней
3. Историческая теория - право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем.
4. Психологическая – причины образования права в психике людей.
5. марксистская – корни права лежат в экономике Пути политогинеза рассказать
| 3. Понятие и сущность государства
В понятии государства даются все его признаки.
Государство – это
1) политико-территориальная,
2) суверенная и
3) легитимная
4) организация публичной власти
5) социально неоднородного общества (то есть стратифицированного или классового, часто этнически и (или) конфессионально гетерогенного),
6) обладающая аппаратом принуждения и монополией на легальное применение силы в интересах всего общества (фактически же осуществляемого часто в интересах господствующих социальных групп),
7) издающая законы,
8) взимающая налоги и выступающая в качестве
9) организатора общих дел и
10) посредника в разрешении социальных конфликтов, поиске компромиссов и согласовании различных (нередко противоположных) интересов
11) с целью обеспечения общественной безопасности и
12) создания условий для производства и нормальной жизнедеятельности людей, т. е. с целью защиты последних как свободных индивидов-личностей и собственников. 1. Территориальная орг-я населения и осуществления публичной власти в территориальных пределах:
Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства.
Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт – подданство или гражданство.
2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.
3. Государственный суверенитет.
Обязательный признак гос-ва.
Суверенитет – верховенство, самостоятельность и независимость власти.
Верховенство внутри страны обозначает:
- власть распр-ся на все население
-прерогативы – власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти
- наличие средств воздействия , которыми никакая другая общественная власть не обладает. (армия, тюрьма, полиция).
Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела. Сущность гос-ва – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование.
Вопрос о сущности государства – вопрос о том, кому принадлежит гос власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.
Сущность раскрывается через содержание как совокупность всех явлений:
1. экономика – любое государство может находится на разных этапах: экономического подъема ли застоя, или на этапе экономического спада
2. политика – наличие или отсутствие многопартийности , и на разных этапах развития могут выдвигаться те или иные направления
3. правопорядок – на разных этапах мб разный контроль
4. экологическая сфера – либо жесткий контроль за состоянием окр среды либо ухудшается состояние окр среды.
5. состояние соц-х отношений – либо соц сотрудничество, меж классового меж группового, либо состояние этих отн-ий может находится в конфликтности либо же до уровня ярко выраженного конфликта или гражданская война.
Теории сущности государства:
1. теория элит - народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.
2. Технократическая теория - властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.
3. Демократическа доктрина - первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.
4. Марксисткая теория - политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах.
Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.
5. Классовый подход -
Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых, сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.
Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.
На государство и его сущность наряду с общесоциальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.
| |