ип шп. 1. Предмет изучения курса Истории политических и правовых учений
Скачать 117.65 Kb.
|
24 Полит-прав боден «Шесть книг о государстве». Ж. Боден изложил свободное от богословия, светское учение о государственной власти, обосновал требование политической централизации страны. Сравнивал гос власть с семьей. считал частную собственность, он подчеркивал, что общность имущества невозможна, т.к. противоречит Божественным установлениям и природе человека. Государственная власть, верховна и суверенна, Правитель делает все, что считает нужным.Власть ограничивается лишь естественными и Божественными законами (в частности, неприкосновенностью частной собственности). Суверенитет может принадлежать либо одному лицу (королю), либо одному собранию (парламенту), либо всему народу; смешанная форма государства с разделением государственного суверенитета невозможна. Смешанной может быть только правительственная (исполнительная) власть. отвергает разделение форм государства на правильные и неправильные. отдает предпочтение монархии, В республике народ не способен прийти к правильным решениям. Демократия соседствует с анархией, общее благо там погибает. Боден выделяет при этом следующие монархии. 1) Законная (королевская). 2) Сеньориальная (основанная на праве завоевания). 3) Тирания (незаконная и неправедная форма монархии), Особенно монархия необходима обширным государствам. Все государства, по Ж. Бодену, создавались путем либо завоевания, либо внутреннего насилия, но никак не по договору. Ж. Боден не поддерживал идею выборности монарха, т.к. выборы сопровождаются междоусобицами. Монарх должен быть наследственен. Наилучшая форма – королевская монархия, где верховным сувереном является король, а правительственная власть может делегироваться королем другим государственным органам и должностным лицам. | 31 Германия 17 18 Самуил Пуфендорф (1632–1694). В естественном.Потребности людей удовлетворяются, отсутствует стеснение естественного равенства и свободы, здесь над индивидами не довлеет принудительная сила. Увеличение численности населения, возрастающая неуверенность в обеспечении права, наконец, страх перед возможным злом привели к тому, что человечеству пришлось распрощаться с первоначальной формой общежития. Был дан импульс к созданию государства, единственно надежного учреждения для безопасности людей. Борьбу за освобождение юриспруденции от богословия вел Христиан Томазий (1655–1728). Томазий был глубоко верующим и полагал, что в конечном счете всем в мире повелевает бог. Вместе с тем он считал, что квинтэссенцию дарованного бо-ом естественного права составляет максима: поступай согласно гуманным требованиям человеческого общежития – воздерживайся от дурных, противоречащих им поступков – и это будет предпосылкой для реализации изначально присущего человеку стремления к счастью. По Томазию, эта максима коренилась в самой природе человека, что придавало естественному праву характер свода заповедей морали. По существу, не понадобился бог и для сотворения государства. Оно возникло из договора в результате того, что на пути людей, не знавших частной собственности и жаждавших блаженной жизни появились различные препоны. Устранить их и было призвано государство. Под влиянием идей С. Пуфендорфа и X. Томазия складывались государственно-правовые взгляды выдающегося энциклопедиста немецкого Просвещения Христиана Вольфа (1679–1754). Бог вдохнул в людские души тягу к совершенствованию. Она заставляет делать добро, избегать зла и предпочитать лучшее худшему. Соблюдать эти обязанности – естественный закон поведения людей.. Государство есть плод соглашения между семьями заключенного ими в силу того, что каждая семья в отдельности не могла обеспечивать себе все необходимые удобства для жизни. Верховная власть образуется сложением воль вступающих в договор контрагентов. Назначение государства – содействовать достижению «общего блага» народа. | ||
33.Учение Ш.Монтескье о государстве и праве Среди произведений видного французского просветителя, юриста и политического мыслителя Ш.Л. Монтескье (1689-1755) можно упомянуть "Персидские письма" (1721), "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734), "О духе законов" (1748), "Защиту "О духе законов" (1750). Главная тема всей политико-правовой теории Ш.Л. Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, - политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности. Решающее влияние на законы, согласно Ш.Л. Монтескье, оказывают природа и принцип правительства, учреждаемого в гражданском состоянии. Он различает три образа (формы) правления: республиканский, монархический и деспотический. При республиканском правлении верховная власть находится в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия – это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил. Теория разделения властей Монтескье. Основная цель разделения властей – избежать злоупотребления властью. Взаимное сдерживание властей – необходимое условие их правомерного и согласованного функционирования в законно | 34 политико правовые доктрины Ж,Ж Руссо Жан-Жак Руссо (1712–1778) –. Его социальные и политико-правовые взгляды изложены в таких произведениях, как: «Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов» (1750), «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754), «О политической экономии» (1755), «Суждение о вечном мире», «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762). Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета. Распространенные в то время представления о естественном состоянии Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета.. В естественном состоянии, по Руссо, нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. Основная мысль Руссо состоит в том, что только установление государства, политических отношений и законов, соответствующих его концепции общественного договора, может | 32 политико-правовые идеи Дж.Вико и Ч Беккария Джамбаттиста Вико(1668-1744 гг.)"Основания новой науки об общей природе наций" он попытался применить историко-сравнительный метод и детерминистский подход также и к объяснению государственно-правовых институтов. начальная стадия - божественная, эпоха богов Законами здесь служат мистерии и прорицания оракулов, сообщающих волю богов. Вико не связывает возникновение государства с договором. Каждой форме государственности он указывает свое особое основание, свои причины появления. На второй фазе исторического цикла , в эпоху героев, государство существует как власть аристократии, которая диктует правовые нормы и беспощадно подавляет плебеев. Право здесь - право грубой силы.Третья, последняя фаза, - эпоха людей. Ей присущи республиканско-демократические устройства или же представительные монархии с достойными человека правами и свободами, обеспечивающими народный суверенитет . Чезаре Беккария (1738-1794 гг.) – автор "О преступлениях и наказаниях "Сторонник естественно-правовой доктриныти идеи защищают такие универсальные ценности, как свобода,человека, общественный порядок, обеспечиваемый, прежде всего, не репрессиями, | 33Взаимное сдерживание властей – необходимое условие их правомерного и согласованного функционирования в законно очерченных границах. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Ш.Л. Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству. Ведущие и определяющие позиции в системе различных властей занимает, согласно Ш.Л. Монтескье, законодательная власть. 34оправдать – с точки зрения разума, справедливости и права – переход от естественного состояния в гражданское. Моральное вообще не может результатом физической мощи. Основой любой законной власти могут быть лишь соглашения. Руссо различает четыре рода законов: политические, гражданские, уголовные и законы четвертого рода, «наиболее важные из всех» – «нравы, обычаи и особенно мнение общественное». индивидов. 32 грубой силой, но справедливыми законами, самодисциплиной и высоким сознанием индивидов. ля предотвращения преступлений и оздоровления общества Беккариа предпочитает говорить об устранении нищеты и постепенном уравнении всех граждан как в нравственных, так и в материальных выгодах пишет о простых, мудрых законах и равенстве перед ними всех людей, о необходимости зак-ти и собл прав |
35 Пол-прав идеи россии нач18 Сподвижник императора Петра I, архиепископ Феофан Прокопович (1681-1736 гг.) обосновал концепцию абсолютной власти монарха в произведениях «Слово о власти и чести царской» и «Правда воли монаршей». Первоначальное состояние человечества Прокопович характеризовал как свободу творить добро или зло, последствием чего были хаос и постоянные столкновения между людьми. Люди был подобны «неукротимым зверям». Необходимость защищать естественные права обусловила создание государства. Государство, использующее законы, сможет удержать в узде дурные наклонности людей. Прокопович полагал, что государство создается путем заключения общественного договора, посредством которого отказывается от своих прав и передает их монарху. Даже если последний будет нарушать условия этого «договора», народ не имеет права отказать правителю в подчинении, поскольку его власть опирается на Бога. Поэтому Прокопович осуждал народные выступления, вызванные Прокопович различал 4 формы правления: народодержавство (демократию), аристократию, самодержавство (монархию) и «смешанный состав». Он впервые употребил термин «самодержавие» для обозначения неограниченной власти монарха, а не государственного суверенитета, как это делалось раньше. Для России, считал он, идеалом является наследственная и неограниченная монархия. Произведение «Правда воли монаршей» посвящено обоснованию порядка наследования российского престола, утвержденного Петром I. Согласно ему, император сам назначает себе наследника, и Прокопович поддерживал эту идею. В то же время он критиковал выборы монарха своими подданными (как это было в Речи Посполитой), ибо избираемый правитель больше будет заботиться о собственном благе, нежели о счастье своего народа. | 36. Екатерина11 и идеология просвященного Целью Екатерины II было реализовать идею «всеобщего блага» через развитую законодательную систему, обеспечивавшую полноту прав и взаимных обязанностей власти и народа. Роль своего рода гаранта законности, осуществлявшего функцию контроля и одновременно воспитания и просвещения народа, отводилась рационально организованному аппарату управления, основанному на принципе разделения властей. заключались в следующем: • Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. • Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддержать общество и заставить его соблюдать законы. • Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. • Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. • Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям. Каждый гражданин должен быть воспитан в сознании долга своего перед Высшим Существом, перед собой, перед обществом и нужно ему преподать некоторые искусства, без которых он почти не может обойтись в повседневной жизни. Исходя из такого понимания места и роли государственного аппарата в развитии и совершенствовании государства, просвещённый абсолютизм-система общества при которой сословия признают свою ответственность перед монархом, который в свою очередь, осознаёт себя в роли попечителя империи. | 37 рос пол прав взгл 2 пол 18 В. Н. Тащищев (1668–1750 гг.), основным трудом которого является «История Российская». 1. Теоретической базой являются концепции естественного права и договорного происхождения государства.. 2 преддоговорном естественном состоянии, в котором господствует «война всех против всех». 3. все человеческие сообщества возникли исторически: вначале люди заключили договор супружества, затем из него возник второй договор между родителями и детьми, затем – господами и слугами. 4. Согласно договору, возникает власть господина над слугой. Крепостное право рассматривается как договорное 5. Настаивал на установлении экономического и юридического статуса основных сословий в государстве, упорядоченное состояние которых придаст прочность государственному устройству. 6. Наличие той или иной формы правления ставится в зависимость от размеров территории страны и степени обеспечения ее внешней безопасности. 7. Тирания (деспотия) – худшая из всех форм правления для России. Лучшая форма правления – монархия, опирающаяся на двухпалатный (Сенат и Совет) выборный орган. М. М. Щербатов (1733–1790 гг.), основные произведения: «О надобности и пользе градских законов», «Разные рассуждения о правлении», 1. Абсолютная монархия подвергается резкой критике как форма правленияI. 2. естественно-правовой теории и концепции договорного происхождения государства. 3. Происхождение собственности ставится в зависимость от личных качеств 4 формы правления:· монархия;· аристократия;· демократия;· деспотия. 5. Классификация законов дана в духе традиций естественно-правовой школы:· божественные законы· естественные законы· положительные | 38 Пейн о гос ве и праве наиболее радикально настроенных представителей политической, демократической правовой аудитории развивающуюся в период Войны за независимость. Именно он поставил ребром вопрос об отделении от Англии колоний, а также создании независимого отдельного государства. В своём памфлете «Здравый смысл» автор рассказывал обо всех «прорехах» несовершенного английского государственного строя. Там же он предлагает своё название нового государство, которое обязаны сформировать отделившиеся колонисты – Соединённые Штаты Америки. Некоторые важные идеи памфлета были отражены в Декларации Независимости. различал гражданские и естественные человеческие права. С образованием государства и общества, люди пожертвовали частью своей естественной свободы и прав в «общий фонд», учредив союз для развития общества. Таким образом, сформировались те права, которые человек получил за членство в тч пр собстти Кроме того, Пейн утверждал, что в естественном состоянии не было такого понятия как частная земельная собственность, так как вся земля воспринималась в качестве общей . Част появ с разв земл-я, тогда же появ бедность и бог-во против рабовладения в Северной Америке. Госво возникло вследствие объединения людей республиканское правление должно базироваться на принципе народного представительства. Также Пейн довольно критично относился к Конституции США принятой в 1787 году. Основным недостатком он считал создание законодательного двухпалатного органа, который формировался на базе цензового избирательного права. Пейн говорил, что каждое поколение людей должно само определять, что отражает и соответствует его интересам и оно обязано иметь право изменения Конституции. |
39 Джефферсон пол прав Плантатор Томас Джефферсон (1743-1826 гг.) играл видную роль в борьбе колоний за отделение от Англии; он был избран третьим президентом США. Джефферсон является автором Декларации независимости США 1776 г. В своем проекте, принятом практически без изменений, он исходил из естественного равенства людей. Правительство создается людьми для охраны своих естественных прав, и его власть основывается на согласии народа повиноваться властям. Развивая идею народного суверенитета, Джефферсон поддерживал право народа на свержение деспотического правительства. Это значит, что каждое поколение имеет право менять конституцию сообразно с изменившимися условиями жизни. Джефферсон опасался усиления центральной власти федерального правительства США, что может привести к ограничению прав граждан. Большое значение в функционировании общества Джефферсон придавал признанию государством естественных прав личности. Поэтому он выступал за включение в конституцию Билля о правах, что было сделано в 1791 г Джефферсон был сторонником аграрного пути развития страны. Богатства крупных плантаторов необходимо ограничить и, напротив, следует поощрять создание средних фермерских хозяйств. Это позволит избавиться от нищеты, характерной для крупных городов, и обеспечить подлинно демократическое устройство. | 40 гамилтьтон Федералисты – создатели теории разделения властей в США, идея президент.вл., сторонники федерализма с сильной гос.вл. Гамильтон, Джеймс Мэдисон, Адамс.Александр Гамильтон. Установление системы сдержек и противовесов в сфере власти необходимо вследствие неистребимого эгоизма людей, которых нужно заставлять сотрудничать во имя общего блага.Он отстаивал неограниченные полномочия нового правительства в области обороны.Пожизненно назначенные, независимые, почитаемые и хорошо оплачиваемые члены суда в состоянии обеспечить управление с надлежащей ответственностью В своем конституционном проекте Гамильтон ориентировался на Англию. Хотя его предложение об учреждении в Америке монархии не было принято, в Конституции США нашли свое отражение идеи о сильной власти президента. Американский политик писал об опасности «узурпации всей власти законодательными органами». Поэтому глава исполнительной власти президент – должен получить широкие полномочия, в том числе контроль за законодательной властью. Американский мыслитель полагал, что право собственности обусловливает неизбежное деление общества на два класса. Он выступал за предоставление власти в руки богатой элиты, поскольку она ничего не выиграет от перемен в государственном устройстве и сдержит неустойчивость бедняков. Орудием правящего класса будет Сенат – верхняя палата парламента. Напротив, простой народ должен иметь минимум возможностей для реального участия в политике | 41 Нем истор шк права Историческая школа права возникла в Германии в конце 18 в. на основе критики естественно-правовой теории и окончательно сформировалась к середине следующего столетия. Ее основные положения: критика учения о произвольном создании права законодателем, отрицание наличия общих для всех народов норм и законов (включая «естественные права»). Основоположник Густав Гуго «Учебник естественного права», Гуго исходил из несовпадения понятий «право» и «закон». Право формируется исторически, длительно, из обычаев и традиций народа: подобно языку и нравам оно складывается само по себе, без чьих-то соглашений и приказов. Нормы права утверждаются постепенно в результате сложившейся практики и не связаны с волей законодателя. Поэтому любой закон хорош, ибо он соответствует сложившимся историческим условиям. Закон может считаться плохим лишь при его неправильном исполнении. Карла Фридриха Савиньи (1779-1861 гг.), автора работы «Система современного римского права». отрицал всемогущество законодателей. Он критиковал их деятельность, если она игнорирует историческое прошлое. Савиньи считал, что право, как язык и нравы, определяется своеобразием, свойственным каждому народу. Не может быть единого для всех людей права. Право – не произвольное установление законодателя, а органический продукт «народного духа». Поэтому наилучшим источником права является не писаный закон, а обычай, национальное | 41 сознание, т.е. убеждения, одинаково присущие всему народу. Савиньи выделял две главные стадии в развитии права: стадию естественного права и стадию ученого права. Если на первой стадии право живет непосредственно в сознании народа и проявляется в форме обычного права, то на второй стадии оно обнаруживается в трудах ученых-юристов, выступающих в роли представителей народа. Кодификация является продуктов второй стадии. Что касается законодательства как такового, то ему Савиньи отводил техническое значение. Законодатель должен выяснять обычаи, разрешать противоречия между ними, уточнять их содержание. Третий представитель исторической школы права – Георг Пухта (1798-1846 гг.). Его взгляды изложены в произведениях «История римского права», «Энциклопедия права». Как и его предшественники, Пухта полагал, что право есть результат деятельности народа, продукт «народного духа». Оно развивается и имеет свою историю. Правовая норма является обязательной в силу обоснованности убеждениями народа. Однако право любого народа подвергается влияниям со стороны иных правовых систем. Поэтому оно включает как своеобразные, уникальные для данного народа положения, так и общие начала. Процесс заимствования отдельных норм и общих принципов неизбежен. |