Главная страница
Навигация по странице:

  • 54 Иеринг о госве и праве

  • 55Дуалистическая теория государства и

  • 56 Эволюционизм спенсера

  • 57 пол прав марксизм

  • 59 Солидаризм Дюги

  • 60 Неокантианство Штаммлер

  • 61 Психологическая теория петражицкого

  • 62 Нормативизм Ганс Кельзена

  • 63 институционалистские теории Ориу

  • 64 Соврем теории естСреди

  • ип шп. 1. Предмет изучения курса Истории политических и правовых учений


    Скачать 117.65 Kb.
    Название1. Предмет изучения курса Истории политических и правовых учений
    Дата28.10.2018
    Размер117.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаип шп.docx
    ТипДокументы
    #54737
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5

    53 Юрид позитивизм остина

    Одним из первых представителей юридического позитивизма был ученик Бентама Джон Остин (1790 – 1859 гг.), издавший в 1832 г. книгу “Лекции о юриспруденции, или философия позитивного права”.

    Термин “право”, писал Остин, используется в самых разных смыслах: для обозначения не только права, но и религиозных догматов, правил морали, законов природы;

    это существенно мешает точному определению предмета юриспруденции.

    целью правительства является общее благо, а не свобода, поскольку в разных условиях различны степень полезности свободы или степень ее ограничений.

    суверенная власть ничем не связана; преграды ее деятельности ставят только религия, мораль и согласие подданных, т.е. привычка большинства подданных к повиновению данной власти Наилучшей формой считал кодексы; он признавал частью права судебные прецеденты, поскольку решения судей (в Англии) получают нормативно-правовой характер с молчаливого согласия суверена. Потребность в судебном правотворчестве, пояснял Остин, порождена существующей неполнотой статутного права, которую желательно устранить кодификацией.

    Возникновение юридического позитивизма связано с укреплением и совершенствованием правовой оболочки развивавшихся капиталистических отношений. В теоретическом плане юридический позитивизм был основой формально-догматической юриспруденции с ее тонкой разработкой правовых форм товарообмена, беспробельности правового регулирования товарно-денежных и связанных с ними отношений, точности определений юридических ситуаций, процедур, способов и средств решения возможных споров, проблем законодательной техники. Распространение юридического позитивизма в странах континентальной Европы обусловлено развитием капитализма.

    54 Иеринг о госве и праве

    Основные работы: «Борьба за право», «Цель в праве».

    Содержание политико-правового учения. Считал, что «юриспруденция понятий» — это лиш «правовая математика», которая оторвана от реальной жизни.

    Критика исторической школы права. Право связано с целесообразной деятельностью людей и утверждается посредством борьбы.

    Борьба за право: борьба за отстаивание субъективного права индивида, нарушенное другим лицом.

    Иеринг рассматривал борьбу за право как обязанность. допускал примирение сторон в качестве средства разрешения правовых конфликтов, но лишь при условии, что ущемление прав не заключает в то же время пренебрежение к личности.

    Социология права. Право обусловлено социальными целями и интересами.

    Право имеет 2 стороны:

    1. Формальная сторона: право — это нормы, которые обеспечиваются государственным принуждением. С помощью норм права создается упорядоченная защита социальных отношений.

    Содержательная сторона: право — это совокупность общих и индивидуальных интересов и целей

    «Государство,– утверждает Иеринг,– есть организация социального принуждения». Эта организация не только порождает право, обеспечивает его существование, но и управляет им. Иеринг характеризует в данном свете право как разумно понятую политику, проводимую государственной властью. Оно служит ей (политике), как компас служит капитану корабля. Попечение о праве – важнейшая задача государства. Право не противостоит последнему, а является всецело зависящим от него придатком. Это свойство права быть придатком государства Иеринг подчеркивает очень выразительно:

    55Дуалистическая теория государства и права Георг Еллинек (1851 – 1911 «Общее учение о государстве».

    Право, является компромиссом в различных интересах, которые противоречат друг другу.

    Общество – совокупность психологических связей между индивидами, которые проявляются во внешнем мире.

    действие права основаны на убеждённости народа в его функционированности. На этой основе строится весь правопорядок. Право есть функция человеческого общения, и опирается она на чисто психологические элементы. Право может появиться только в организованных общественных союзах и является одной из важнейших сторон государства.

    С психологической точки зрения Еллинек рассматривает и государственную власть. Она заключается в соотношении воль властвующих и подвластных. «Власть, которой повелевают, но, которой не подчиняются, теряет свой господствующий характер». Власть основывается на повиновении подданных.

    Еллинек опирается на социальное понятие государства и права и господствующее социальное мировоззрение

    Еллинек рассматривает идею социального прогресса, говоря о том, что одним из его достижений является институт парламентаризма. Говорит, что в государстве с представительской формой правления, народ – как единый элемент является активным членом государства, коллегиальным государственным органом.

    Как подчёркивает Еллинек, необходимо устанавливать независимость депутатов от избирателей. Народ влияет на ход избирательных дел через избирательное право. Депутат, по закону, находится под фактическим контролем избирателей, хотя и не обязан отчитываться перед ним.

    Кроме того Еллинек говорит, что Парламент, воля которого расходится сволей народа, не может долго оставаться у власти

    56 Эволюционизм спенсера

    Спенсер рассматривал общество как своеобразный организм,развив по общему закону эволюции. " Общество взаимодействует с окружающей средой (природа и - или - другие общества) и испытывает на себе влияние этой среды; в результате складывается государство:

    Поначалу основными обязанностями государств были защита от внешних врагов и охрана общества от внутренних врагов. На этой основе, сложился воинственный тип социальной организации. Ее характерные черты: народ и армия имеют одинаковое строение, организованы на основе принудительного объединения, централизованной регулятивной системы; общество как организм подчинено главному нервному центру и организовано иерархически: государство устанавливает не только запреты но и предписания

    Военный тип обществ, писал Спенсер, постепенно сменяется промышленным,

    Государство-общество промышленного типа основано не на иерархии (различных статусах), а на равенстве, не на принудительно-деспотическом регулировании, а на свободных договорах и частной инициативе, не на "искусственном распределении" благ правительством в военных целях, а на принципе эквивалента, поощряющем инициативу и предприимчивость, на "естественном распределении" благ по справедливости. Единственной обязанностью правительства является поддержание справедливости; для этого осуществляется не положительное, а только отрицательное регулирование.

    Главное различие военного и промышленного обществ, по определению Спенсера, в том, что "прежде индивиды служили для цели общества, а теперь общество должно служить для целей индивидов".


    56 теория насилия гумплович

    «утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими (т.е. связана с факторами военно-политического характера).

    Гумп- внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В итоге завоев возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господ; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказ в полож рабов. Рабство в свою оч. ведёт к появлению частной собственности и классов. С частной же собств связан и ею обусловлен переход от кочевого быта к землевлу, осёдлому быту. Госвласть, возникает из физической силы: господство племени, осн на физ перераст в экон. Основные труды Гумпловича по вопросам Государства: «Раса и государство.

    Борьба за существование является, по Гумпловичу, главным фактором социальной жизни.Государство полностью находится в сфере действия данного фактора. Эта борьба — вечный спутник человечества и главный стимулятор общественного развития


    57 пол прав марксизм

    К мркс каптал, манифест комунистической партии

    общество глубоко разделено на классы, отличающиеся друг от друга .Каждый из классов непременно стремиться поставить у власти требуемое ему правительство. Тот класс, который доминирует в хозяйственной жизни страны, должен быть гегемоном также в государстве, поскольку интересы собственности – важнейшие и преобладают над всеми остальными потребностями.

    Представителями марксизма утверждалось, что «реальный базис» (экономика) всегда остается первичным и определяющим моментом для политической и юридической надстройки. Это – всеобщий закон. Конкретные его воплощения от эпохи к эпохе меняются.

    В исторической эпохе, которая откроет акт ниспровержения классового господства буржуазии, Маркс выделяет три периода:

    1. Переход от капитализма к первой ступени коммунистического общества – социализму.

    2. Первую (низшую) фазу коммунистического общества.

    3. Высшую фазу коммунизма.

    57

    В политическом плане переход от капитализма к социализму специфичен тем, что государство данного периода должно быть орудием диктатуры пролетариата, его социальной власти и решать задачи, обуславливаемые продолжающейся классовой борьбой, сопротивлением свергнутых классов, искоренением частной собственности, строительством социалистического общества.

    В своем конспекте книги М.А. Бакунина «Государственность и анархия» Маркс высказал предположение, что с полной победой рабочего класса классовое господство пролетариата закончится. Но после этого не закончится бытие государственности. Так же, как государство «появляется только на определенной ступени развития общества, оно опять исчезнет, как только общество достигнет до сих пор еще не достигнутой ступени». 58

    Советы разных уровней одновременно занимаются законотворчеством, исполнением законов, обладают контрольными, кадровыми и иными полномочиями – у них вся полнота власти в пролетарском государстве. Советская республика строится и функционирует в соответствии с принципом «демократического централизма».

    58 Пол прав учение ленина

    Большевизм «Что делать?», «Государство и революция.

    Природу государства В.И. Ленин полагал сугубо классовой. Классовость – врожденна черта госва. «Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий».

    Диктатура определенного класса заключается в осуществлении им господства над всеми остальными социальными группами, осн на насилии. Государство, удовлетворяющее интересы господствующего класса, не только может, но и должно быть антиправовым. Все завоевания буржуазно-демократической правовой и политической мысли – от прав и свобод человека и гражданина до парламентаризма – институты в условиях капиталистического общества лишь лицемерно прикрывают действительную диктатуру господствующего класса – буржуазии. В.И. Ленин не считал свободу самостоятельной социальной ценностью.

    Социалистическая революция должна полностью разрушить существующее государство. Противники пролетариата подлежат уничтожению.

    Государственной формой диктатуры пролетариата является Советская республика

    59 Солидаризм Дюги

    «Государство, объективное право и позитивный закон», «Курс конституционного права»

    .общество делится на классы, где каждый класс выполняет свою социальную функцию, свой долг. Между классами существует «особенно тесная взаимная зависимость» (тесная солидарность), они совершают часть работы, выпадающую на их долю согласно общественному разделению труда. Каждый класс зависит от другого (предприниматели необходимы обществу, также как пролетарии), т.е. классы должны солидарно трудиться в общественном производстве.

    Факт солидарности осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости. Для каждого члена общества это означает: не совершать действий, уменьшающих социальную солидарность, и делать все возможное, чтобы ее увеличить. Но эта норма создает для индивида лишь право выполнять «социальную обязанность», определенную социальную функцию, таким образом, право подменяется социальной обязанностью.

    Государство. Дюги считал, что государство – это орган, выявляющий и развивающий социальную солидарность. Поэтомуонов конце концов, исчезнет, и ему на смену придет государственный строй, обеспечивающий социальную солидарность - строй социальной справедливости.

    В качестве важного принципа солидаризма Дюги выдвинул идею синдикализма

    Синдикализм – профессионально-корпоративное представительство в государственной власти всех слоев населения.

    60 Неокантианство Штаммлер

    «Учение о правильном праве», «Теория юриспруденции». подверг критике материалистическую концепцию истории, социальный материализм (т. е. марксизм). Он отвергает краеугольный марксистский тезис о первичности экономики, хозяйственной жизни и вторичности права, политических учреждений, тезис о подчиненности права экономике. Марксистская доктрина кажется Штаммлеру незаконченной и непродуманной по двум причинам.

    Логическое основание политико-правового учения: Неокантианство — развитие теории познания и теории морали Иммануила Канта применительно к пониманию права.

    Вслед за Кантом Штаммлер полагал, что понятие права нельзя вывести из разрозненных фактов правовой действительности методом индукции: «Понятие права не может быть установлено на основании наблюдения над отдельными случаями права». Право следует понимать как логическую данность, т.е. «общезначимые условия» общественной жизни людей.

    Р. Штаммлер применил телеологический подход к пониманию права.

    Телеология (от греч. telos — цель и logos — слово) — учение о целесообразности человеческой деятельности

    62критиковал естественно-правовую концепцию, т.к. «естественное право» скрывает лишь субъективные оценки того или иного мыслителя, принадлежащего к естественно-правовой школе. В реальной научной жизни существует не одна-единственная доктрина естественного права,

    61 Психологическая теория петражицкого

    «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Петражицкий исходил из того, что все социальные явления существуют исключительно в психике человека, в его эмоциях. Эмоции Петражицкий делил на мораль и правовые. В правовых эмоциях чувс обязанности сопровождается представлен о правомочии, т.е. праве отдельных субъектов требовать выполнения от других определенных обязанностей . В моральнх эмоциях мотив должного, исходящего от иного субъекта, отсутствует. В этом случае наше благодеяние другому целиком зависит от нашей доброй воли. Другими словами, это такая обязанность, которая не связана обязательством по отношению к другому субъекту (императивные нормы). Если моральные нормы представляют собой внутренние требования психики, то в правовых эмоциях чувство долга сопровождается убеждением в правомочиях других лиц.

    Итак, право – исключительно элемент субъективной психики: В область права включается весь порядок отношений, сущ в разл общественных группахПетражицкий подразделял право на официальное и неофициальное. Официальное право подлежит поддержке со стороны государственной власти, неофициальное право лишено ее. Однако именно неофициальное право регулирует значительную часть общественных отношений, тогда как официальное представляет собой «совершенно микроскопическую величину». Справедливость заключена в субъективном факторе. она изменчива у разных народов и в разные времена.


    62 Нормативизм Ганс Кельзена

    Чистая теория права», которое было издано в 1934

    В «чистой» теории права Г. Кельзена устанавливалось, что специальная наука права (юриспруденция) должна быть отделена от философии справедливости, социологии и политологии. Предмет изучения – исключительно законодательные нормы, их элементы и взаимоотношения, правопорядок (позитивный законный порядок) как целое, его структура, отношения между различными правопорядками.

    Цель правовой теории – снабдить практикующего юриста пониманием и описанием позитивного права. Эта теория не должна предписывать (например, законодателю), каким он должен быть с точки зрения некоторых ценностных предпочтений.Основание теории права – гипотеза о базисной норме. Государство выступает в двух измерениях – как господство и как право. Государство является «законным правовым порядком», при котором одни приказывают и правят, а другие подчиняются и управляются. Право не может существовать без власти, социальная теория зачастую – жертва полит интересов и, пока в правовой науке все еще отсутствует влиятельное противодействие такому преобладающему интересу, время чистой теории права еще не наступило. Наука в отличие от политики направлена на познание, объяснение явлений, а не на управление ими. Ученый не должен изначально склоняться в пользу какой-либо ценности, даже господствующей на данный момент в обществе. Он должен ограничивать себя объяснением и описанием объекта своих исследований и не обсуждать его с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.

    63 институционалистские теории Ориу

    «Принципы публичного права».

    Институционализм утверждает, что сущ в общеве коллективы являются основными механизмами, преобразуют общество в нацию-государство. Такая функция подобных коллективов выполнся ими в связи с реализ более частных социальных ролей, связанных со служением, выгодным им самим.

    Основа институциональной теории в праве восходит к идее равновесия. М. Ориу и другие институционалисты утверждают, что в обществе нет никакого предустановленного (ни природой, ни каким-либо сувереном) порядка:

    Правовые отношения с точки зрения выполняемых ими социальных функций предстают у М. Ориу областью социального мира, в котором уравновешиваются враждебные и антагонистические интересы отдельных личностей, социальных групп, право уравновешивает, таким образом, перманентное противостояние между личностью и обществом. Таким образом и создается универсальная система правового равновесия.

    Право собстти явл «естественно вечным, так как сама возможность уничтожения вещи длится вечно».


    64 Соврем теории естСреди видных теоретиков современного естественного права наибольшую известность, приобрел Жак Маритеп(1882-1973гг.), французский религиозный философ, представитель неотомизма.Соедтнял религиоз вер-я с соврем достиж науки..

    Маритен определял естественный закон как установленные божественным разумом «универсальные нормы права и долга». Естественный закон для него – то, что требуется для нормального человеческого существования,

    Права человека, по Маритену, основываются на естественном законе, являющемся одновременно источником обязанностей и прав. Философия прав человека, развитая им, стала одним из источников Всеобщей декларации прав человека (1949), в разработке которой участвовал Маритен.

    При этом он подчеркивал, что каждая эпоха имеет свой «исторически конкретный идеал», а потому считал бесплодными попытки составить полный каталог естественных прав индивида на все временаИ после создания в конце XIII (ф.а) в. первой такой декларации, отмечал философ, у человечества от века к веку проявляется «все больший интерес к расширению и обновлению» понимания естественного права. Современная эпоха в этом отношении – не исключение.

    собственную классификацию прав человека, распределив их на три вида.

    Фундаментальные

    Политические права (или права гражданина) определяются законодательством страны, однако

    Социальные права человека (права трудящегося) включают: Наибольшее развитие теории естественного права получили в 40-50-е гг. XX в.

    64Современные естественно-правовые теории рассматривают человека не как изолированного, обособленного индивида, а с позиций социокультурных аспектов его бытия как участника многообразных общечеловеческих связей. В перечень естественных прав поэтому включают не только неотчуждаемые права личности, призванные гарантировать её независимость от государственной власти, но и социально-экономические права человека, т.е. определяются права человека не только как человеческой и гражданской личности, но также и как социальной личности, вовлеченной в процесс производства и потребления, в особенности её права как трудящейся личности.



    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта