Главная страница
Навигация по странице:

  • 46 Бентам пол прав. введ в осн нравти

  • 50 Политико-правовая доктрина критически-утоптческих социалистов

  • 51пол-прав. Взгл.рус.рев.демок и нар.

  • 52Либ.пол-прав.мысль России в сер.19-20вв

  • ип шп. 1. Предмет изучения курса Истории политических и правовых учений


    Скачать 117.65 Kb.
    Название1. Предмет изучения курса Истории политических и правовых учений
    Дата28.10.2018
    Размер117.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаип шп.docx
    ТипДокументы
    #54737
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5
    1   2   3   4   5

    42 Кант о гос и праве

    «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве».

    каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью, личность не есть орудие осуществления каких-либо планов, даже благороднейших планов общего блага.

    Человек – субъект нравственного познания, в корне отличный от окружающей природы, – в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен. Кант называет его «категорическим императивом».

    Право – совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения закона свободы.

    Основной задачей права является допущение только таких действий отдельных лиц, которые совместимы с требованиями категорического императива.

    Классификация права по Канту:

    1. Естественное право

    2. Положительное право, источником которого является воля законодателя.

    3. Справедливость – притязания человека, не предусмотренные законом и не обеспеченные принуждением. Верховенство народа обеспечивает свободу, равенство в государстве.

    демократия – эта форма правления нецелесообразна, человеческую мысль необходимо освободить от всяческих пут, чтобы восторжествовала свобода совести. Необходимо стремиться к установлению республиканской формы правления. В республике существует законодательная, исполнительная, судебнаявл

    43 гегель фил-я права

    Г. Гегель (1770–1831 гг.), основные труды: «Конституция Германии», «Феноменология духа», «Философия духа», «Английский билль о реформе 1831 г.».

    Философия права – основная часть всей гегелевской системы философии.

    Основная задача философии права – научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть.

    Понятие права употребляется в трех значениях:

    1) право как свобода («идея права»);

    2) право как определенная ступень и форма свободы («особое право»);

    3) право как закон («позитивное право»).

    Абстрактное право представляет собой первую ступень в движении понятия право от абстрактного к конкретному. Абстрактное право имеет тот смысл, что вообще в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности).

    В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия:

    1) субстанциальное (землевладельцы – дворяне и крестьяне);

    2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);

    3) всеобщее (чиновники).

    Государство рассматривается трояко:

    1) как непосредственная действительность в виде индивидуального государства;

    2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право;

    3) во всемирной истории.

    Тремя властями, на которые подразделяется политическое государство, являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.

    44 декабристы

    Дворянские революционеры – декабристы

    П. И. Пестель (1793–1826 гг.) – представитель южного общества, основные документы: «Русская правда», «

    1. Аграрная программа.

    освобождение крепостных крестьян с землей;

    · ограничение помещичьего землевладения

    · создание двух зем фондов: об и частного.

    2. Политическая программа:

    · ликвидировать сословные привилегии;

    · предоставить политические права муж с 20 лет;

    · физически уничтожить всех членов цар фам

    · ввести равенство всех граждан перед законом;

    · самодерж свер перевор

    · введение всеобщего избирательного права.

    3. Программа государственного устройства:

    · идеал – централизованная республика;

    · законная власть должна осуществляться Вече, исп власть – Держ думой, блюст – Верх Собором.

    Н. М. Муравьев (1796–1843 гг.) – глава Северного общества, член «Союза спасения»

    1. Осуждал абсолютную монархию

    2. Источник власти есть народ,

    3. Необходимо отменить крепостное право

    Наилучшая форма правления для России – конст монархия, с разд властей

    · зак власть вручена Нар Вече, сост из 2 пал;

    · монарх как глава исполнительной власти не может изменять или отменять законы

    · судебная власть отделена от административной и осуществляется центр сист суд органов. В уездах действуют совестные суды. В областях – обл суды, состав которых избирается областными палатами из числа лиц, с опр доходом

    Конституция Муравьева предусматривает и организацию местного самоуправления на выборной основе. Крит дикт пестеля

    45 пол прав зап и слфил

    Славянофилы (Калмыков, Аксаковы, Самарин, Киреевский) выделяли национальные черты рос.цивилизации (общинность, коллективизм, православие, соборность, слепое доверие гос-ву). Рекомендовали провести реформы, не меняющие этих черт – крестьян осв-ть с коллектив.собств-ю на землю, ввести парламент с представительством всех сословий, сохр-ть общинное судопроизв-во, коллект.отв-ть

    Аксаков писал, что «только при неограниченной власти монархической народ может отделить от себя государство, предоставив себе жизнь Государство, по Аксакову, является воплощением «правды внешней», тогда как Земля выражает «закон внутренний». царь и правительство должны учитывать интересы всех общественных групп.

    Западники считали, что Р. д. разв-ся по уже пройденному Западом пути. Различие д.б. закл-ся лишь в проводимых реформах. 3 течения:

    1. либеральное (Грановский – историк) – необх. развивать идею индивидуализма, предоставить ч-ку западноевр. права и свободы, за эволюционное развитие (искусственное течение)

    2. либерально-демократич. (поздний Герцен – журнал «Колокол») – об-во необх. развивать сверху путем гос.реформ. Гос-во д. спланировать путь развития рос.об-ва. Идея постепенности – 50 лет на развитие

    3. «правые» (Боткин) – реформирование об-ва сверху, исходя из задач гос-ва. Все и сразу, за один раз, быстро (у нас господствует право-реформатор. идеология и по сей день, деят-ть многих политиков б. основана на этом направлении (Витте, Столыпин))

    46 Бентам пол прав. введ в осн нравти

    Своеобразную конц-ю права и гос-ва в Англии этого периода разрабатывал Иеремия Бентам.

    Еще в первых своих произведениях Бентам отвергал теорию ест-го права. Он писал, что содержание ест-го пра¬ва неопределенно и всеми толкуется по-разному. Бессмыс явл понятие "общ-ый договор", так как гос-ва создавались насилием и утверждались привычкой.

    Б., как и Гоббс, считал право выражением воли суверена. Право — это повеления и запреты, установленные гос-вом и обеспеченные санкцией. Субъективные права — детище закона; вне повелений суверена нет никаких прав личности. Б. признает реальным правом лишь то, которое установ¬лено гос-вом. Однако существующее закон-во арха¬ично и несовершенно.

    Единственно реальными интересами Б. считает интере¬сы отдельных лиц.

    Применяя утилитаризм к вопросам права, Б. приходит к следующим выводам. Закон сам по себе — зло, поскольку он связан с применением наказания (страдание). Кроме того, при его осуще-ствлении возможны ошибки. Отсюда неизбежно следовал вывод, что закон-во не должно вмешиваться в деят-ть предпринимателей и в их отн-ния с рабочими, по теории утилитаризма стороны сами, руко-водствуясь "моральной арифметикой", определяют условия договора исходя из собственной пользы. Теория утилитаризма оправдывала любые условия договора, продиктованные наемному рабочему, и от-вергала попытки законодателя взять последнего под свою защиту в обществе, где рабочий класс еще не имел собственных орг-й Для защиты от произвола частных предпринимателей, а в обществе не было систем соц-й защиты личности.

    Б. — сторонник свободной конкуренции, противник гос-венной регламентации хозяйственной жизни. Его теория ути¬литаризма давала этико-фил-ую основу либеральному тече¬нию в Англии XIX в.

    47 констан полправ

    Большую часть работ по вопросам политики, власти, государства Бенжамен Констан (1767–1830), которого исследователи считают духовным отцом либерализма на европейском континенте, написал в период между 1810–1820 гг. Затем он их собрал и свел в «Курс конституционной политики», излагавший в удобной систематической форме либеральное учение о государстве. Стержень политико-теоретических конструкций Констана – проблема индивидуальной свободы. Для европейца Нового времени эта свобода есть нечто иное, нежели свобода, которой обладали люди в античном мире. У древних греков и римлян она заключалась в возможности коллективного осуществления гражданами верховной власти, в возможности каждого гражданина непосредственно участвовать в делах государства. Свобода современного европейца – личная независимость, самостоятельность, безопасность, право влиять на управление государством. Прямое постоянное участие каждого индивида в отправлении функций государства не входит в ряд строго обязательных элементов данного типа свободы. Материальная и духовная автономия человека, его надежная защищенность законом стоят у Констана на первом месте и тогда, когда он рассматривает проблему индивидуальной свободы в практически-политическом плане. Этим ценностям должны быть подчинены цели и устройство государства. Современное государство должно быть по форме конституционной монархией. Предпочтение конституционно-монархическому устройству отдается не случайно. В лице конституционного монарха политическое сообщество обретает, согласно Констану, «нейтральную власть». Она – вне трех «классических» властей (законодательной, исполнительной, судебной), независима от них и потому способна (и обязана) обеспечивать их единство, кооперацию, нормальную деятельнос

    48 Накласс мон штейн

    все большее распространение получали идеи социализма и коммунизма. немецкий государствовед, Лоренц фон Штейн (1815–1890 гг.). “Социализм и коммунизм в современной Франции” (1842 г.)

    что социалистическое движение связано с развитием класса наемных рабочих и имеет интернациональное значение; он предсказывал неизбежность социальных революций.

    различает государство и гражданское общество. Последнее основано на разделении труда, которое в свою очередь зависит от формы собственности.

    Штейн признает, что общество делится на классы. В феодальном обществе существовали землевладельцы и зависимые от них крестьяне, после Французской революции общество делится на капиталистов и рабочих. его интересуют идеи социализма и коммунизма, в которых он видит выражение надежд и чаяний рабочего класса, борющегося против класса капиталистов.

    если общество делится на классы, то государство должно носить надклассовый характер. Противоположные классы стремятся овладеть государственной властью и использовать ее в своих интересах.

    Победа капиталистов грозит обществу застоем, ибо при помощи государства они поработили бы рабочий класс и лишили бы его возможности приобретать собственность. Еще опаснее, по Штейну, захват государства рабочим классом; это привело бы к дележке всех благ поровну, к прекращению производства, к разложению и смерти гражданского общества, к возрождению деспотизма. С этой точки зрения Штейн осуждает республику как государство, подчиненное обществу. Если в республике имеется высокий имущественный ценз, пояснял Штейн, она становится орудием власти капиталистов; и наоборот, наделение большинства политическими правами подчиняет республику пролетариату.

    Единственной формой государства, независимой от классов, Штейн считает конститумонархию.


    49 полправ взгл конта

    Родоначальник философии позитивизма Огюст Конт (1798-1857 гг.) в течение нескольких лет был секретарем Сен-Симона, чьи взгляды повлияли на его собственное мировоззрение. Главный труд Конта – «Курс позитивной философии», в котором он попытался освободить науку от поиска сверхъестественных причин и построить систему знания, опирающегося исключительно на факты. Согласно Конту, для анализа общества могут использоваться методы естественных наук. Французский мыслитель создал полную классификацию наук, построив ее в порядке убывания общности и простоты (математика, астрономия, физика, химия, биология, «социальная физика» - социология). Сам Конт считается родоначальником социологии как науки.

    Согласно Конту, необходимость государства обусловлена объединением частных сил для общей цели; правительства поддерживают общественную солидарность, препятствуя частным силам разорвать общественное целое. Поскольку общественная солидарность достигается средствами материальными и нравственными, необходимо наличие двух властей: светской и духовной. Конт выступал против индивидуализма, против теорий невмешательства государства в частную жизнь.

    Взгляды Конта на право и на права личности весьма своеобразны; он отвергает и то, и другое. Право он считает авторитарно-теологическим понятием, основанным на представлении о богоустановленности власти. Конт осуждал агрессивные войны, видя в них враждебный промышленности пережиток “военного быта”. Конт критиковал колониализм, ставил задачу полной ликвидации колониального гнета. По мнению Конта, в результате морального возрождения человечества угнетенные народы займут достойное место во всемирном союзе социократии; тогда же окончательно исчезнут войны.

    50 Политико-правовая доктрина критически-утоптческих социалистов

    Жан Мелье (1664—1729) — один из основоположников утопического социализма. Перу Ж. Мелье принадлежит произведение «Завещание», которое представляет собой обличение феодального общества, крепостнической эксплуатации, привилегий дворянства, осуждает зло и несправедливость, царящие в миреЧастная собственность и социальное неравенство — источник несправедливости существующего строя.

    Он предлагает. Bce жители одной и той же местности должны составить одну семью, жить мирно и сообща, питаться одной и той же пищей, иметь одинаково хорошую одежду и обувь, одинаково хорошие жилища. Труд должен стать обязанностью и потребностью члена общества.

    Г. Бабеф критиковал формальное, «бумажное» равенство перед закономМыслитель объявляет равенство первым требованием природы.Причина всякого неравенства — частная собственность.

    Модель государственного устройства, предложенная Бабефом, кроме социального равенства предполагала полное единомыслие, благодаря которому возможно достижение единой цели; религия предусматривается как определенная система взглядов, способствующая формированию человека нового мира.

    51пол-прав. Взгл.рус.рев.демок и нар.

    В середине XIX века решение крестьянского вопроса было главной задачей, стоявшей перед российской властью. Ибо оттого как будет решен этот вопрос зависело дальнейшее развитие страны. В среде интеллигенции предлагалось много вариантов развития страны, но все они сходились на скорейшей отмене крепостничества. Свое виденье на этот счет на рубеже 1840-1850 годов изложил публицист, писатель и философ А. И. Герцен. Под впечатлением от поражения европейских революций конца 1840 годов, он выдвинул теорию о том, что социализм должен утвердится именно в России на основе крестьянской общины. «Общинный социализм» Герцена был развит в конце 1850 годов другим видным публицистом и философом Н. Г. Чернышевским. Но в отличие от Герцена, он полагал, что община – переходный этап к коллективной форме производства и потребления. Идеи «общинного социализма» нашли горячий отклик в среде разночинной интеллигенции. А ее неудовлетворенность ходом крестьянской реформы 1861 года, стала поводом к действию. Кроме того, введенная в 1861 году плата за получение высшего образования закрыла двери университетов для большого числа разночинной молодежи, не имеющей возможности оплачивать свое обучение.

    52Либ.пол-прав.мысль России в сер.19-20вв

    ,Борис Николаевич Чичерин (1828 – 1904), Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910

    Чичерин определял государство, как “союз народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага”Государственность трактовалась Чичериным как главный фактор не только правовых, но и общественных перемен. Суть либерализма, состоит в представлении о человеке как о существе свободном Вместо совокупности юридических норм Муромцев под правом понимал совокупность юридических отношений (правовой порядок). Нормы представляются как атрибут порядка. Он проводил резкую грань между судом и законом начале XX в. в. й вклад в ее развитие внесли, Б.А. Кистяковский, Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) выделял четыре направления: государственно-повелительное, социологическое, психологическое, нормативное. Методологической основой его исследования явилось комплексное применение собственно юридического метода с идеями психологической и социологической школ. Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931),. Источником права выступают эмоции, т.к. именно они заставляют людей совершать поступки. Петражицкий различал два вида эмоций: моральные и правовые.

    51 народники

    Народничество, как общественно-политическое течение, не было однородным.
    Пропагандистское направление. Его идеологи - П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Основной постулат – социальная революция должна готовиться постоянной пропагандой интеллигенции среди народа. Неприемлемость насильственного пути переустройства.
    Бунтарское или анархическое течение. Его главным идеологом был М. А. Бакунин. В основе этого направления – отрицание государства как такого и замена его обществами на принципе автономии. Путь достижения цели – через революцию, бунт и восстания. Череда мелких бунтов и восстаний готовит собой большой революционный взрыв.
    Социально-революционное или заговорщицкое. Лидер – П. Н. Ткачев. Приверженцы этого течения полагали, что не просвещение должно готовить революцию, а, наоборот, – революция должна дать народу просвещение, равенство и братство. Поэтому не стоит тратить время на просвещение, а создав тайную, дисциплинированную организацию профессиональных революционеров захватить власть. В отличие от анархизма Бакунина, Ткачев выступал за сильное государство, способное превратит страну в большую коммуну.


    написать администратору сайта