Главная страница

ип шп. 1. Предмет изучения курса Истории политических и правовых учений


Скачать 117.65 Kb.
Название1. Предмет изучения курса Истории политических и правовых учений
Дата28.10.2018
Размер117.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаип шп.docx
ТипДокументы
#54737
страница1 из 5
  1   2   3   4   5

1. Предмет изучения курса «Истории политических и правовых учений».

История политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей.

Общий предмет - политические и правовые учения прошлого, взятые в историческом развитии и в связи с современностью.

Специфический предмет - история возникновения и развития теоретических знаний о государстве и праве, государственной власти, политики.

Функции:

  1. познавательная функция - познание и объяснение различных политико-правовых доктрин.

  2. эвристическая функция - открывает новые тенденции, особенности и закономерности генезиса государственно-правовой жизни общества;

прогностическая функция - определяя устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений

2. Метод и методологические проблемы, критерии анализа

– наука гуманитарная в ней используются философские и специальные научные методы.

Для исследования политико-правовых учений применяются:

исторический метод, позволяющий понять и оценить учение в историческом контексте, с учетом специфических условий данной эпохи;

сравнительный метод, позволяющий сравнивать политико-правовые явления;

системный анализ, позволяет изучать проблемы политики, государства, права, их отдельных явлений с позиции их системности, взаимосвязи;

структурный метод позволяет анализировать составные части учения и их связи.

хронологический, проблемно-теоретический, портретный и страноведческий. В качестве специфического метода - контекстный метод исследования. Он ориентирует на рассмотрение каждого учения в контексте обстоятельств личной жизни мыслителя, каждое учение и направление мысли – в контексте социально-политических и иных условий жизни страны в тот или иной период ее развития.

Данные и иные методы помогают выделить общее и особенное в учениях мыслителей, понять преемственность и развитие тех или иных идей.

3. Периодизиция, структура и задачи курса «Истории политических и правовых учений»

проблема периодизации данной дисциплины тесно связана с проблемой периодизации самой истории.

наиболее распространенной периодизацией исторического процесса яв-ся:

  1. Древний мир (Др Восток, Др Греция и Др Рим).– IV тыс. до н.э. – 476 н.э. (падение Рима). Это пора зарождения государственности и политико-правовых идей. выражаются понятия правды и справедливости, власти, форм государства.

  2. Средние века. датируется временем от падения Рима до конца XVII в.

  3. Новое время (XVII–XIX вв.) – эпоха буржуазных рев-ций, Мыслители эпохи Просвещения были убеждены во всесилии чел-го разума, в его способности перестроить систему гос-х и правовых отношений. Главными объектами критики просветителей были церковь и сословное неравенство феодального строя.

  4. Новейшее время (XX в.) – это эпоха империализма, социализма и кризиса социалистической системы.

4. Политическая и правовая мысль Др. Индии.

Политич. и правовая теория брахманизма

Осн. источником явл. книга «Веды». Веды указывают на существование 4 варн: жрецы – брахманы кшатрии – воины вальшии – торговцы шутрии – работники.

Особую роль играли жрецы, т.к. они явл. проводниками божеств. з-на драхмы.

во 2в. появился письм. политико-правовой источник «З-ны Ману». Гл. цель – утвердить господствующее положение жрецов в обществе. Царь должен следовать советам и наставлениям брахмана. Главное назначение царя – охранитель системы варн. Существенная роль уделяется наказанию – данда-палка. Идея – чем выше сословие, тем более жестокой явл. форма ответственности.

Буддизм – открыл 4 основные истины:

  1. жизнь есть страдание (нереализация чел-х потреб-й)

  2. причина страданий в жажде жизни

  3. избавиться от страданий можно обуздав жажду жизни

  4. восьмеричный путь самосознания

Из этих истин следует духовное равенство людей.

Причиной конфликта и неравенства явл. частная собственность, к-ая порождает 4 вида зла: кража, ложь, насилие, осуждение.

Буддисты критиковали деятельность брахманов за бессмысленные жертвоприношения. Они считали, что в политической жизни главное место должна занимать варна шатриев – воинов.

5. Политико-правовая мысль Др. Китая.

Политико-правовые взгляды китайского мудреца VI в. до н.э. Лао-цзы

Основатель даосизма (6 в. до н.э.) – Лао-цзы считает, что в основе всего лежит ЗАКОН ДАО. Он определяет естественный ход вещей, высшую добродетель и справедливость. Для Дао – все равны, и его можно толковать как проявление естественного права.

Правитель не должен притеснять народ и проявлять излишнюю активность. Он должен верить в способность Дао самостоятельно восстанавливать справедливость. Полагаясь на Дао можно построить идеальное справедливое общество (близкое к природе, состоящее из небольших сообществ, использование простых орудий труда).

Этико-правовая доктрина конфуцианства Конфуций исслед-т взаимоотношение чел-ка и общ-ва. считает, что общество развивается регрессивно и задача Го остановить этот регресс, затормозить развитие общества. Это можно сделать, основываясь на традициях и ритуале.

Конфуций делит всех людей на: благородные мужья, простолюдины, все соц. институты общества д.б. пострены по модели семьи.

Политич. этика Конфуция построена на достижении мира м/у верхами и низами. Гл. принцип этот мира – добродетель и человеколюбие. Мораль – выше права, т.к. более гуманно регулирует отношения людей.

К позитивному праву относится отрицательно, т.к. оно связано с жесткими наказаниями. Конфуций вводит принцип исправления имен: каждый должен иметь имя в соотв. с гос. статусом

6. Идеальное государство Платона

Согласно Платону государство возникает по предначертанию богов как результат потребностей, которые люди могут удовлетворить лишь коллективно, сотрудничая друг с другом, на основе разделения труда Свои идеи о государстве и праве Платон изложил в своей работе «Государство».

По Платону, в Го д.б. осуществлен идеал справедливости – это разделение труда соответственно потребностям и природным задаткам.

Он делит всех граждан Го на 3 сословия:

1)мудрецы, управляющие государством;

2)стражи, охраняющие его;

3)торговцы и ремесленники.

Все сферы жизни строго регламентированы.

Платон разработал подробную типологию форм государства. Их 3 но каждый вид представлен в двух вариантах - правильном и неправильном, основанном на законе или нет:

монархия, построенная на законах и тирания(при несоблюдении законов);

аристократия (законная власть немногих) и олигархия (незаконная власть);

демократия (среди законных форм она наихудшая) и демократия, основанная на беззаконии – наилучшая форма правления.

В диалоге «Государство» Платон выделяет четыре разновидности отрицательного типа государства: тимократия, олигархия, демократия и тирания.

Большое внимание Платон уделяет проблеме законов. Закон - это та основная несущая опора, на которой держится государство. Высшая его цель - благо государство.

. Платон различает правильные (установленные для общего блага) и неправильные законы (установленные в интересах какого-либо лица или группы лиц,

7 Аристотель о государстве (полис) и государственном устройстве (полития).

Государство - это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни.

Цель государства – благо людей.

Аристотель выделяет две формы накопления богатства. Первая - создание материальных ценностей своим трудом, при этом увеличивается и богатство полиса, вторая форма - торговля, спекуляция или эгоистическое накопление. Защищает частную собственность, но лишь первую форму.

Выделяет следующие признаки государства:

-единство власти и территории;

-власть распространяется на свободных и равных граждан, на тех, кто участвует в политической жизни;

-социальная основа власти – собственники земли.

Выделял 6 видов государственного устройства:

  1. правильные - монархия, аристократия и полития

  2. неправильные - тирания, олигархия и демократия.

Государственный идеал Аристотеля – полития (смешанная форма из положительного от олигархии и демократии).

Главную задачу пол-кой теории А.ь видел в том, чтобы отыскать совершенное гос-венное уст-во. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы гос-ва, их недостатки и причины гос-венных переворотов. Клас-я форм гос-ва в "Пол-ке" проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и осуществляемой в гос-ве цели. В зав-ти от числа властвующих А.ь выделяет прав-е одного, немногих и бол-ва. По второму критерию выделяются правильные гос-ва, где верховная власть преследует цели общего блага гр-н, и неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды

9. Учения римских юристов о праве.

римские юристы определяли право посредством понятия справедливости.

Цель: право есть искусство добра и справедливости

Критерий классификации права —благо, которое защищено правом. Это благо может быть общественным, а может быть частным.

Ульпиан, различал:

• право публичное, которое относится к положению Римского государства;

• право частное, которое относится к пользе отдельных лиц

Частное право Ульпиан разделил на три вида:

  1. естественное право - общее для всех живых существ. Согласно ему все рождаются свободными.

  2. право народов - Согласно этому праву ведутся войны; море признается общим для всех; обеспечивается неприкосновенность послов; люди делятся на свободных и рабов.

  3. цивильное право - естественное право и право народов, которые адаптированы к потребностям римских граждан для них это право частной собственности и семейное право.

В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом понтификов, одной из коллегий жрецов. Ежегодно один из понтификов сообщал частным лицам позицию коллегии по правовым вопросам

Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиниан (II–III вв.), Павел вв.), Ульпиан вв.) и Модестин вв.) Ветвь права, которая защищала политические позиции римского государства и частные интересы римлян в их отношениях с неримскими народами и отдельными лицами. Понятие «враги» используется у Гая и Помпония для обозначения лишь тех, кому римлянами публично объявлена война или кто сам публично объявил войну римлянам.

8. Политические взгляды Цицерона.

Основные работы: «О Го», «О законах».

Государство берет начало из природного стремления людей жить вместе. Государство - гарант соблюдения всеми гражданами закона.

Законы имеют легальное основание, если соответ-т божественному порядку. Охранять их должны жрецы.

Главные задачи государства:1) сохранение сложившихся отношений собственности;2) поддержание должного порядка;

3) управление присоединенными к государству территориями.

Цицерон выделяет 3 основные формы государственного устройства:

1)власть царя - монархия; Наилучшая

2)власть оптиматов - аристократия;

3) народовластие - демократия.

В правовой системе Рим. Имп. выделил 3 части:

1)естественное право, распространяется на все живое, - на животных, на людей .Брак, семья, воспитание являются следствием этого закона. Согласно естественному праву все людирождаются свободными;

2) право народов, используют по отношению к завоеванным народам и другим гос-м. касается войны, рабства, основаниягосударств, внешней торговли и;

3)право граждан, регулирующее отношения между

римскими гражданами. Его источником юристы на-

зывали законы, решения плебеев и т. д.

8. Политико-правовые воззрения римских стоиков (Сенека, Марк Аврелий).

расцвет в период кризиса рим.гос-ти (1-2 вв), идеи фатализма, покорности судьбе, полит.пассивности

Сенека – сторонник систем., дедукт.мышления; идеи дух.свободы личности независимо от обществ. положения. Объектом рабства явл. лишь телесная оболочка личности раба, по природе же раб = рим.гр-ну. За отмену рабства. Характ-т природу ч-ка – разумное существо, надел. свободой воли. Перед рожд-м ч-ка, перед созд-м гос-ва боги опр-т их судьбу, кот. явл естественным порядком, в силу кот. все в мире соверш-ся, его нельзя изменить, но м. жить в соотв. с ним, заранее готов-ся к ударам Сенека – сторонник всемир.гос-ва, т.е. об-ва, где кажд.ч-к явл.гр-м и труд-ся на общее благо. Форма гос-ва знач-я не имеет, главное – разумность граждан.

Марк Аврелий. судьба – независ. от ч-ка естеств.процесс. Судьба – это з-н, его н.знать. Само гос-во д. издавать з-ны, кот. соотв.судьбе. Закон – общ.соглашение граждан. Любые неудачи – «заслуга» самого ч-ка. Судьбу нельзя познать, но м. науч. жить в соотв.с судьбой. Гос-во д.уст-ть з-ны, одинаковые для всех.


10. Общая характеристика политико-правовой мысли в Средневековой европе

Три крупных исторических этапа включает в себя эта эволюция. Первый – раннефеодальный (конец V – середина XI в.); феодализм только еще и упрочивается как новая общественно-экономическая формация; государственность сначала организуется, а потом распадается на конгломераты раздробленных политических образований. Второй этап – пора полного развития феодального строя, фаза его расцвета типичны централизованные сословно-представительные монархии. Третий – позднее Средневековье (конец XV – начало XVII в.); упадка феодализма и зарождения капиталистических общественных отношений; государственность на этом, последнем этапе феодальной формации строится по преимуществу как абсолютная монархия.

Своеобразие последней придавал также факт исключительно сильного влияния на нее христианской религии и римско-католической церкви. Эта церковь практически безраздельно господствовала в сфере духовной жизни на протяжении почти всех Средних веков. В руках священнослужителей политика и юриспруденция, как и все остальные науки, оставались прикладными отраслями богословия. На протяжении всей политической истории западно-европейского Средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью, папством и светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных проблем тогдашнего политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).


11. Христианская политико-правовая мысль Августина Блаженного,

Аврелий Августин (354–430 гг.) – один из видных идеологов христианской церкви и западной патристики. Был автором, разработавшим основные положения христианской философии. Его политические и правовые взгляды изложены в работах «О граде Божием», «О свободной воле» и ряде других сочинений.Идеи:

  1. Бог – это творец человеческой истории и все совершается по промыслу божьему.

  2. Весь мир организован иерархически, т.е. от небесного высшего к низшему земному. Земная иерархия – отражение иерархии небесной и поэтому монарх явл. наместником Бога на земле.

Неравенство в обществе возникает не по воле Бога, а в силу первородного греха и своеволия человечества. Правопорядок не способен установить сам человек. Основание правопорядка – страх божий, грозя человеку наказанием, Бог помогает ему удержаться на краю пропасти.

выделяет шесть периодов в жизни человечества: младенческий период, детство (время, когда развивается память), юность (зарождение «низшего разума», морального сознания), зрелость (распространение религиозного сознания), начало старости (время, когда душа постигает бога). Таким образом, торжество религиозного начала Августин относил к зрелому и позднему возрасту человечества, по аналогии с нравственным взрослением отдельного человека.

12 Фома Аквинский

Учение Фомы Аквинского считает, что Го основано на воле правителя, лучшая форма Го – монархия.

Закон – это общее правило. должен выражать общее благо всех членов общества быть известным каждому.

Классификация законов по Ф. Аквинскому:

- Вечные - всеобщий закон миропорядка.

- естественные - подчинены природе

- человечекие – создаются людьми, обладают принудительной санкцией.

- божественные - это нравственное правило, к-е дано человеку в Божественном откровении.

Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинений. Всякая власть имеет божественное восхождение.Форма власти – способ ее получения, она м.б. справедливой и несправедливой.

Церковь должна подчинять себе светскую власть.

«О правлении властителей» (1265–1266 гг.), в произведении «Сумма теологии» (1266–1274 гг.) и в иных работах. От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том, что человек по природе есть «животное общительное и политическое». В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом.

13. Политико правовые идеи м падуанског

В XI–XIII вв. в Западной Европе происходил быстрый рост производительных сил. Бюргерство.

В своем пространном сочинении «Защитник мира» (1324–1326 гг.) Марсилий Падуанский возлагает на церковь ответственность за все беды и несчастья мира. Они устранимы, если только впредь церковники будут заниматься исключительно сферой духовной жизни людей. Церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти. Эта власть и представляющее ее государство возникли, как считал Марсилий Падуанский, в процессе постепенного усложнения форм человеческого общежития. Поначалу семьи во имя общего блага и с общего согласия соединяются в роды, роды – в племена. Затем таким же путем и во имя той же цели консолидируются города; завершающая стадия – появление государства, базирующегося на общем согласии всех составляющих его лиц и преследующего их общее благо. В этом описании происхождения и природы государства легко распознать следы соответствующих аристотелевских идей.

Марсилий Падуанский отстаивал тезис о том, что настоящий источник всякой власти – народ. От него исходит как власть светская, так и духовная. Только он один – носитель суверенитета и верховный законодатель. Правда, под народом Марсилий Падуанский разумел отнюдь не все население государства, а лишь лучшую, достойнейшую его часть.

14. Формирование и развитие исламской политико-правовой мысли.

Источники права: Коран, сунны (выдержки жизни пророка). 2 школы: суниты и шииты.

Исмаилиты – отвергали Коран. Вахабизм – желание умереть и унести с собой побольше жизней. Они не исламисты, борются за чистоту веры. Возникают на стыке 2 цивилизаций. Появление школ-толков фактически закрепило положение доктрины в качестве источника мусульманского права.

Имамат – руководство молитвой. Халифат – преемство.

Шииты полагали, что государство есть продолжение и завершение пророческой миссии и пророка. Государство устанавливается волей Аллаха, это не является обязанностью общины. Суниты считали, что верховная власть в Халифате принадлежит Аллаху. Высшая власть принадлежит общине, так как она обладает верховным суверенитетом, а она есть отражение воли Аллаха.

Шииты полагали, что суверенитет принадлежит Аллаху, а от его имени руководит глава государства и он подчиняется только шариату, но не связан с общиной. По суннитской концепции халифом становился человек не в порядке наследования или назначения предшественника, а в силу особого договора, заключенного между общиной и претендентом на халифат. Общину представляют мучтахиды (знатоки права).

период разложения родоплеменной организации и становления феодального общества в Арабском халифате в VII– Х вв.

15. Араб мыслители

Аль-Фараби. « (873–950) «Гражданская политика», «Книга о войне и мирной жизни», Люди не могут жить в одиночку, и минимальный уровень объединения, на котором возможно устроение добродетельной жизни, - это город. В городе, который добродетелен, должна царить строгая иерархия. Имам добродетельного города – его глава – устанавливает единые для всех истинные законы В добродетельных городах стремятся к достижению истинного счастья для всех жителей им противопоставляет невежественные города, правители и жители которых не имеют представления об истинном счастье и не стремятся к нему, а уделяют внимание только телесному здоровью, наслаждениям и богатству.

Ибн Бадж. (1082–1138) задачей человека самосовершенствование. Пренебрегал свящ книгами«Образ жизни одинокого».- образ идеального государства, в котором не будет надобности ни во врачах, ни в судьях. Врачи не будут нужны потому, что люди не будут допускать излишеств в пище, а судьи потому, что отношения людей будут основаны на любви, исчезнут угнетение, споры, коварство, не будет нарушения законов и обычаев..Путь к установлению совершенного государства через внешние преобразования, а через совершенствование отдельных людей.

Философ, историк ИбнХальдун (1332–1406) – «Мукаддима».Государство Ибн Хальдун рассматривает как следствие присущих людям естественных свойств, заявляя, что люди в отличие от других живых существ испытывают потребность в установлении власти и правительства. объединение людей служит целям их взаимопомощи и возникло для совместного добывания средств существования. Монархию он объявляет формой, соответствующей природе человека, и в качестве политического идеала отстаивает сильную монархическую власть

  1   2   3   4   5


написать администратору сайта