Главная страница
Навигация по странице:

  • 19. Политико-правовые воззрения Данилы Заточника.

  • 23 Возрождение и маккиавелли

  • Учение Локка о государстве и праве.

  • 27Политико-правовое учение Б. Спинозы: обоснование демократии

  • 28 Общая характеристика направлений развития политико-правовой мысли в Англии в период буржуазных революций.

  • Партия независимых (индепенденты) – Джон Мильтон

  • Левеллеры – Джон Лилльберн

  • Диггеры – Уинстенли

  • , т.к. это означ. разделение суверенитета. Формы гос-ва

  • ип шп. 1. Предмет изучения курса Истории политических и правовых учений


    Скачать 117.65 Kb.
    Название1. Предмет изучения курса Истории политических и правовых учений
    Дата28.10.2018
    Размер117.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаип шп.docx
    ТипДокументы
    #54737
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5
    1   2   3   4   5

    16. Исламская мысль 19 20

    Перелом произошел только к концу столетия. Основоположником идейного течения исламской реформации по праву считается Джемаль ад-Дин аль-Афгани (1839–1897), В основе политико-правовых воззрений аль-Афгани лежит его общий подход к исламу. Решительно отвергая атеизм, аль-Афгани отстаивал возрождение ислама, освобождение его от «новшеств», которые исказили его истинную суть и привели мусульман к отсталости. По его мнению, рациональное толкование Корана позволяет понять основы идеального общественного и политического строя. Возвращаясь в поисках лучшей модели государства к кораническим принципам власти, аль-Афгани безоговорочно отвергал абсолютизм. Власть сильного справедливого монарха должна быть сбалансирована такими институтами, как конституция и парламент, обеспечивающими участие народа в осуществлении власти. Влияние ислама на политико-правовые воззрения аль-Афгани ярко проявилось в его взглядах на шариат. Придавая особое значение шариату, аль-Афгани рассматривал его в качестве основной силы, направляющей жизнь мусульман, а степень соблюдения его норм считал единственным критерием различий между людьми..Конец XIX в. явился переломным периодом в эволюции исламских политических и правовых идей на Арабском Востоке. Выдвинутые в это время концепции и подходы к анализу государства и права предопределили развитие арабо-исламской политической и правовой мысли.

    17. Иларион

    Генезис политико-правовой мысли в Древней Руси тесно связан с распространением христианской религии.

    Одним из первых политических трактатов Киевской Руси является «Слова о Законе и Благодати» Иллариона.митрополит проводит в нем сравнение двух религиозно-этических систем – иудейской (Закон) и христианской (Благодать). Хотя Илларион и относит иудейскую веру к предтечам христианской, он осуждает ее за узость и ограниченность. В отличие от иудаизма, христианская религия дана для всех народов.

    Илларион чтит идеального правителя. Князь является для своего народа «учителем и наставником». сила религии заключается в ее союзе с властью.

    Близким по содержанию является «Поучение», Владимира Мономаха Большое внимание уделяет фигуре идеального правителя, в которой видит самого себя. Главной добродетелью он называет упование на Бога, смирение перед Его волей. Владимир советует отказаться от смертной казни. Князь должен ограждать население от произвола должностных лиц, выступать в качестве отца. В условиях начавшейся на Руси политической раздробленности он призывает многочисленных князей подчиняться старшему (великому князю Киевскому). В этом случае все конфликты будут разрешаться без пролития крови.

    18 Мономах

    (1053--1125 “Поучение детям”, “Послание Олегу Черниговскому” и “Отрывок” (Автобиография), в которых советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины, не допускать в стране “беззакония” . Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения Отрицание кровной мести вылилось у него в полное неприятие смертной казни Призыв не “мстить” рассматривается в “Поучении” не только как принцип законодательства, но и как основа межкняжеских отношений.

    Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, усилия на поиски путей достижения мира. Все споры возможно разрешать “добром” в том случае, если недовольные князья напишут “грамоту” со своими притязаниями. При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной властей Мономах отводит церкви почетное, но явно подчиненное место. Он “чтил чернеческий и поповский чин”, но тем не менее отдавал предпочтение мирским людям, которые “малым добрым делом” стараются помочь своей стране и народу, перед монахами, которые терпят “одиночество, чернечество и голод” в поисках личного спасения.


    19. Политико-правовые воззрения Данилы Заточника.

    Автор «Моления Даниила Заточника»

    Сильная княжеская власть – основная идея всего произведения. Князь должен управлять крепко и справедливо, иметь при себе «думцев» и опираться в своей деятельности на их совет. Задача заключается в правильном подборе людей. Советники князя должны быть умны, мудры, не допускать в своих действиях беззакония, поскольку, по мнению автора, «с хорошим советчиком совещаясь, князь высокого стола да будет, а с дурным советчиком и меньшего лишиться». Даниил предостерегает князя от засилия бояр. Князь должен быть милостив. Князь должен заботиться о благе своих подданных. Князь должен быть гарантом безопасности и имущества подданных от произвола княжеских слуг, бояр. Боярское засилье ведет к ослаблению государства. Даниил выступает за ограничение полномочий местных феодалов и сплочение русских земель под началом великого князя. Князю необходимо хорошее и многочисленное войско. Силовые методы в деятельности князя Даниил заменяет «царскою грозою». Основные задачи князя – укрепление внутреннего порядка и обеспечение внешней безопасности. Даниил Заточник отдает предпочтение мирным способам разрешения межкняжеских конфликтов.

    Поддержка сильной великокняжеской власти, осуждение своеволия боярства, содержащиеся в произведении Даниила Заточника, призваны были способствовать объединению русских земель в едином государстве.


    21 публицистика 16

    переписка первого русского царя Ивана IV Грозного с князем А.М. Курбским. Историк СМ. Соловьев считал, что в этом споре Иван Грозный предстает как защитник нового централизованного государственного порядка, а А.М. Курбский – как представитель интересов боярской олигархии.

    ИГ развивал мысль об особой роли России как единственной и последней православной державы, фактически теория Филофея «Москва – третий Рим» становилась частью официальной идеологии.

    АК утверждает права, а не обязанности боярства по отношению к государству и царю. упоминает о естественном законе, едином для всех людей. На второе место он ставит христианский закон. С его точки зрения, Иван Грозный повинен в нарушении естественного закона, т.к. являясь тираном, он не признает над собой никаких законов, действует единолично,

    1Царь считал, что все сословия (в т.ч. бояре) равны перед Богом и царем в их служении общему делу. У государства должна быть стройная централизованная система постоянно действующих органов.Грозный уверен в божественности царской власти, ее едиственности, незыблемости. Наследие власти – единственный путь назначения.


    20 рус лит 15-16

    Автор теории "Москва – третий Рим", был Филофей.

    Происхождение царской власти - Царь поставлен от Бога и сердце царево в руке Божьей.

    В обязанности государя вменяется забота..

    Величие России сравнивает славой Рима.

    Православие представлялось мыслителю единственной истинной верой,

    Большое внимание уделялось формам воздействия на население власти, вопросам внутренней свободы православного христианина в государстве.

    Он был против свободы суждений и научных исследований.

    стяжателей и нестяжателей. реформа никона

    В конце XV две проблемы: казни еретиков и секуляризация церковного имущества.Во главе стяжателей стоял Иосиф Волоцкий, впоследствии канонизирован Русской православной церковью. Стяжатели считали, что правитель, как и все остальные люди, имеет греховную природу Главной обязанностью правителя стяжатели полагали защиту веры и преследование еретиков. Князь, не берегущий народ от ереси, есть дьявольский слуга, а не праведный правитель.

    классификацию законов: Божественные заповеди; постановления церковных соборов; государственные законы, основанные на предписаниях первых двух.

    Стяжатели отрицательно относились к секуляризации церковного имущества, т.к.. Но Иосиф Волоцкий выделяет обязанность личного нестяжания для священнослужителей.


    20

    Во главе нестяжателей стоял Нил Сорский, не оставивший писаного политического учения. Вместе с осуждением еретиков нестяжатели считали, что государство и церковь не вправе вмешиваться в дела друг друга,еретики не должны подвергаться наказанию со стороны государства монах не должен иметь личной собственности, однако и не призывали прямо к секуляризации. Победили стяжатели на церк соборах.

    политические идеи максима грека

    (около 1475-1555) заявляет о необходимости генеральной правки всех русских богослужебных текстов. Прибыл из италии.

    он был заточен в монастырь за ересь, шпионаж и проповедь нестяжания.

    - выборы, наряду с наследованием, законным способом замещения монаршего престола. М. Власть монарха должна быть ограничена не только Божественным, но и государственным (позитивным) законом.

    23

    Для Возрождения и Реформации характерны такие общие моменты, как: ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление авторитета буржуазных прослоек общества, критический пересмотр религиозных учений, серьезный сдвиг в сторону секуляризации, «обмирщения» общественного сознания.


    23 Возрождение и маккиавелли

    Соотношение политики и морали. Никколо Макиавелли (1469–1527) «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (первое издание – 1532) и др. Введение самого термина stato, т. е. «государство», в политическую науку Нового времени связывают с Макиавелли, Оно трактуется в «Государе» преимущественно в значении аппарата, управляющего подданными, обществом. Такой государственный аппарат включает в себя государя и его министров, чиновников -центральной администрацией. Этому аппарату, а вернее, конечно, государю, распоряжающемуся им, принадлежит публичная власть – право командовать государством по своему усмотрению. Государь не должен допускать того, чтобы политическая власть в стране находилась еще в чьих-то руках; он обязан концентрировать ее всю только у себя.

    отрицательно относится к тому, чтобы государь, принимая решения, был ограничен чьей либо волей, испытывал давление постороннего интереса. Суть власти, что все определяется лишь его собственным усмотрением. народу надлежит быть пассивной массой, послушным объектом государственной власти. нет, места предоставлению подданным гарантированных прав и свобод, особенно политических. непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных.Завоевывать расположение народа – вот его задача. Ему надлежит принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в нем. Если люди отчуждаются от него, то в таком случае оказывается обреченным и народ – он ввергается в пучину анархи

    30. Учение Локка о государстве и праве.

    «Два трактата о государственном правлении»

    Д. Локк – разрабатывает свою модель теории (либеральная). Человек не добр и не зол, он явл. разумным, рациональным существом, поэтому в естеств. состоянии нет войны против всех. Собственность возникает в естеств. состоянии ч-ка, имеет трудовое происхождение.

    Го необходимо как арбитр, способный разрешать споры и конфликты м/у людьми.

    С целью надежного обеспечения естеств. прав защиты личности, собственности люди соглашаются учредить Го., но они отдают ему не все свои права. Право на жизнь и на собственность ч-к не отчуждает никому.

    Гражданский закон является обязательным для всех (подданных и власти).

    Локк разделяет полномочия Го на 3 ветви власти: законодательную, исполнительную и федеральную.

    Народ имеет право на протест против власти, если она нарушает законы. Следовательно, суверенитет народа выше суверенитета власти

    25. Утопия Мор

    Англичанин Томас Мор (1478—1535), правовед по об¬разованию, автор «Утопии».Сочинение написано в форме диалога: мореплаватель расска¬зывает автору и др-м лицам о различных народах и странах, в том числе об острове Утопия.

    По¬рицая бессмысленную жестокость многочисленных законов Англии, направ¬ленных против краж и бродяжничества, Мор остро ставит вопрос о причинах преступности в совр-ом ему обществе. Основная при¬чина всех вообще пороков и бедствий, считал Мор, — частная соб-ть и обусловленные ею противоречия интересов личности и об-ва, богатых и бедных, праздности и изнурительного труда, роскоши и нищеты.

    Во второй части книги описываются учреждения и нравы жи¬телей острова Утопия, находящегося в Новом Свете, где-то в юж¬ном полушарии . В Уто¬пии существуют общность имуществ и всеобщая обязательность труда; это коренным образом отличает общ-ый и пол-кий строй утопийцев от порядков всех др-х государств. Гос-во стремится обойтись без лишних запретов и регла¬ментации, широко исполь¬зует меры поощрения лиц, совершающих полезные для об-ва действия. Поскольку в Утопии нет частной соб-ти, преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном закон-ве.

    26 Гроций

    Голландский юрист Гуго Гроций (де Грот) (1583-1645) «Свободное море» (1609), «О праве войны и мира в 3 книгах» (1625).его считают во многом основателем современной доктрины международного права.

    государство должно обеспечивать общую пользу, являясь союзом свободных людей. Государство – сознательная деятельность людей, результат общественного договора, основа длящихся отношений власти и подчинения. Верховная государственная власть, обладающая государственным суверенитетом, издает законы, осуществляет правосудие, назначает должностных лиц и руководит ими, взимает налоги, решает вопросы войны и мира, заключает международные договоры. Государство обязано признавать и охранять частную собственность своих граждан.

    осуждал агрессивные захватнические войны. Во время войны Г. Гроций требовал щадить женщин, стариков, военнопленных. В международных отношениях все решает не сила, а договор, считал Г. Гроций.

    Г. Гроций не был согласен с концепцией народного суверенитета, считая более важной волю государства, нежели граждан. Носителем государственного суверенитета могут являться либо одно лицо (монарх), либо несколько лиц (парламент). Без согласия правителей народ не может изменить форму правления..

    изложил концепцию естественного права право основано прежде всего не на воле Бога, а на природе человека. У людей есть стремление к мирному общению.

    27Политико-правовое учение Б. Спинозы: обоснование демократии

    Законы природы - "решения Бога, открытые человеческим разумом.

    Право природы - законы или правила, согласно которым все совершается.

    Чтобы перейти к жизни по законам разума, т. е. к жизни в мире, безопасности люди должны были договориться об этом.

    Верховная власть - суверенитет государства. Верховная власть не связывается никаким законом, но все должны ей повиноваться.

    Спиноза в принципе отвергал право подданных на сопротивление властям, изменение, толкование или нарушение этих учредительных договоров и законов.

    Спиноза был защитником свободы совести и веротерпимости.

    Спиноза выделяет три формы государства - монархию, аристократию и демократию.

    При освещении проблем межгосударственных отношений Спиноза отмечает, что государства в своих взаимоотношениях находятся в естественном состоянии и "два государства – по природе враги". Право войны принадлежит каждому государству в отдельности, право же мира – это право, по меньшей мере, двух государств, именуемых союзными.

    28 Общая характеристика направлений развития политико-правовой мысли в Англии в период буржуазных революций.

    в 17 в. возникает наука о ГиП как таковая, основанная на идеях детерминизма и механистич.материализма. Основа учений – отказ от идей церкви, от того, что Бог правит миром. Мыслители не явл. атеистами, а осознавали, что Бог создал мир, но после этого не вмешивается в его существование. Поэтому мир сущ-т как самостоятельный механизм. Буржуазия Англии и Фр. вступает в противореч. с абсолют.монархиями. Буржуа тяготятся феод.нормами, нуждалась в новом правопорядке, поэтому постепенно форм-ся общеф., в т.ч. прав., концепция естеств.права, в кот. зафиксированы нормы св-ды, рав-ва, священности и неприкосновенности собств-ти. Эти нормы – базовые принципы позитив.пр. Юриспруденция основ-ся не на богословских аргументах, а на рационалистич.методах. Наиболее абстракт.категориями стали истина, разумность, природа ч-ка, справ-ть, рав-во. К.п., ист-ком этих идей явл. антич. лит-ра

    Шла практически 18 лет, пока ее задачи не б. решены

    Партия независимых (индепенденты) – Джон Мильтон. Выдвинул концепцию этического подхода, т.е. право – то же, что и мораль, подчиняется законам св-ды, добра. Народ д.б. своб-м и участв-ть в упр. гос-м, доказал преимущество республиканской ФП (демокр.респ-ка). Под народом понимает не все соц.группы, а только достойнейших. Были и сторонники конст.монархии (Сидней), основанной на общест.дог-ре и институте народовластия.

    Левеллеры – Джон Лилльберн. Считал, что править д. собственники земли, т.к. явл. наиболее ответственными людьми. Парламент д. состоять из 2х палат – нижняя д. представлять интересы низов, верхняя – собственников.

    Диггеры – Уинстенли. Гос-во нужно, об-во д. упр-ся с помощью м.с. Пред-ль социалист.утопии

    29. Т.Гоббс.

    Отвергает разделение властей, т.к. это означ. разделение суверенитета.

    Формы гос-ва: 1.демократия (не одобр., черни не доступ.мудрость, полит.партии – гр.война) 2.аристократия (чем ближе к монархии, тем лучше) 3.монархия (идеал, идея гос.абсолютизма и нераздел.власти)

    Задачи государственной власти: обеспечение равной для всех справедливости, незыблемости договоров, равных налогов, установление равного для всех суда присяжных, гарантии права на защиту.Написал трактат «Левиафан». Первоначально люди жили в естественном состоянии, не было Го и з-ов, отсутствовала к-л регуляция человеческих отношений, кроме естественного з-на. Естественное состояние – свобода всякого ч-ка использовать свои силы по своему усмотрению.Человек по своей природе зол, врожденных норм нравственности не имеет. Он существо эгоистическое, жадное, поэтому люди не могут жить мирно, естественное состояние заканчивается «войной всех против всех» или «человек человеку волк».Действует естественный закон, как божественное установление, он запрещает делать человеку то, что пагубно для его жизни, но люди самостоятельно, без присутствия власти плохо исполняют естеств. закон.У человека появляется страх за свою жизнь, из-за него люди заключают м/у собой договор и отдают часть своей свободы суверенному Го, следовательно, власть имеет человеческое происхождение. Го – это объединение в одном лице множества людей.Гобсс сторонник абсолютистского Го, не правового, без разделения властей, держащего в страхе подданных. Принимаемые в Го законы ограничивают свободу граждан.Позитивное право – это приказ суверена, к-й граждане должны выполнять


    написать администратору сайта