Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Формирование государственности у восточных славян. «Норманская» теория.

  • 3. Общественный строй и правовой статус отельных групп населения Древнерусского государства.

  • 4. Органы власти и управления Древнерусского государства.

  • 5. Общая характеристика источников права Древнерусского государства.

  • 6. Институты гражданского права по Русской Правде.

  • 1. Предмет, метод, периодизация дисциплины История государства и права России


    Скачать 111.11 Kb.
    Название1. Предмет, метод, периодизация дисциплины История государства и права России
    Дата13.11.2022
    Размер111.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIGPR.docx
    ТипДокументы
    #786844
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1. Предмет, метод, периодизация дисциплины «История государства и права России»

    Предмет. Предметом ИГПР является изучение процесса возникновения и развития государства и права у народов нашей страны, исторические типы и формы государства и права, политические институты и правовые формы в их историческом развитии. Методология.

    Общенаучные методы определяют общих подход исследователя к познавательному процессу и объекту познания: системный анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, диалектика, моделирование и т.д.

    Частнонаучные методы: историзм, хронологический метод исследования, сравнительный, формально-юридический и т.д.

    Критерии:1. По форме государственного единства:Относительно централизованное государств (IX-XII в.);Период феодальной раздробленности (XII-XIV в.); ФормированиеМосковского государства (XIV-XVII в.);Империя (XVIII-XX в.);Распад Империи; Становление СССР; Становление РФ

    2. По форме правления:Раннефеодальная монархия с элементами республиканской формы; Сословно-представительная монархия; Абсолютная монархия.; Абсолютная монархия с элементами парламентаризма и конституциализма.; Буржуазно-демократическая республика. ;Советская республика.; Президентская республика.

    3. Периодизация российской правовой системы.

    Становление Российской правовой системы эпохи Древней Руси ;Правовая система единого Московского государства.; Становление и развитие правовой системы Империи.;Советская правовая система ;Постсоветская правовая система РФ.

    2. Формирование государственности у восточных славян. «Норманская» теория.

    Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.

    Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. В середине первого тысячелетия нашей эры на обширной территории Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, сложились восточнославянские племена.

    Историки насчитывают около 15 таких племен. Каждое племя представляло собой совокупность родов, занимавшую сравнительно небольшую обособленную область. Карта расселения восточных славян в VIII -- IX веках вы-глядела так: словенец (ильменские славяне) жили на берегах Ильменского озера и Волхова; кривичи с полочакагли -- у верховьев Западной Двины, Волги и Днепра; дреговичи -- между Припятью и Березиной; вятичи -- на Оке и Москве-реке; радимичи -- на Соже и Десне; северяне -- на Десне, Сейме, Суле и Северском Донце; древляне - на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне -- по среднему течению Днепра; бужане, волыняне, дулебы -- на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи -- на самом юге, у Черного моря и у Дуная. Путь «из варяг в греки». Великий водный путь «из варяг в гре­ки» был своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжско­го) моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов — в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Запад­ным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда).

    Предпосылки образования государства:

    1. Экономические:Активное развитие земледелия (Переход от подсечного земледелия к пашенному)

    Развитие ремесла, скотоводства, кожевенного дела,

    Значение и развитие городов.

    ·2. Социальные:· Переход от родовой общины к соседской (В общине было две формы собственности — личная и общественная). Социальное расслоение по линии основного занятия – земледелия (выделение управленческой верхушки).

    3. Политические:

    · Складывание протогосударственных образований:

    • Куяба (Киев).• Славия (Новгород).• Артания (Рязань).

    · Возникновение Древнерусского государства происходило в момент упадка прежних политических центров (Хазарское Царство, Арабский Халифат).

    Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.

    Норманнская теория. Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Но главным опровержением данной теории является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варяга, поэтому позаимствовать опыт у пришельцев они не могли.

    Антинорманнская теория (Ломоносов): У варягов не было в IX в. собственного государства; представителей скандинавских племен на территории расселения восточных славян было немного; они не могли завоевать восточных славян; норманнская культура не оказала преобладающего воздействия на русскую; т.е. возникновение ДРГ стало процессом самостоятельного и поэтапного развития восточных славян.

    Научные теории о происхождении Древнерусского государства.

    1. Теория государственной школы:

    Западники (Кавелин, Огарев, Белинский)

    Славянофилы (Беляев, Хомяков, Аксаков)

    2. Земская теория (Владимирский-Буданов): ДРГ сформировалось благодаря союзу трех элементов: монархического в лице князя, аристократического (княжеский совет), демократического (вече).

    3. Торговая теория (Ключевский): Решающая роль отводится внешней торговле.

    4. Славянская теория (Нестор).

    5. Договорная теория (Сергеевич).

    6. Норманнская теория (Байер, Миллер, Шлецер): Славяне к IX в. оставались дикими неразвитыми племенами, не знавшими ни земледелия, ни скотоводства, и только варяги, придя на русскую землю, смогли сформировать государство.

    3. Общественный строй и правовой статус отельных групп населения Древнерусского государства.

    Социальная структура Древнерусского государства была сложной, но уже вполне отчетливо вырисовывались основные черты феодальных отношений. Формировалась феодальная собственность на землю-экономическая основа феодализма. Соответственно складываются основные класса феодального общества феодалы и феодально зависимое крестьяне.

    1.Феодалы (от «феод» - земельный надел): князья, представители великокняжеской династиистаршая дружины (бояре и мужи). 2.Духовенство (постепенно приобретают землю, князья жалуют десятую часть доходов с населения и иные доходы.) 3.Младшая дружина и слуги княжеские и боярские (формировались из вольных людей и выслуживались перед господином)

    4.Купцы.

    Главной привилегией феодалов являлось право иммунитета(жаловалось князем за особые заслуги), позволяющее самостоятельно собирать налог с подвластного населения, судить его и судиться судом великого князя, право н землю и эксплуатацию крестьян.

    Феодально-зависимое население:

    * Холопы – не субъекты права.

    Источники холопства: Рождение от рабы. Женитьба на рабе. Злостное банкротство.Совершение преступления (поджог, убийство или кража коня). Бегство закупа от господина. Военный плен. Поступление в ключники без договора. Самопродажа.

    •* Закупы – крестьяне, взявшие в долг и обязанные работать на земле господина. (Труд закупа не идет в счет оплаты долго. Нельзя отдавать в холопы и безнаказанно отнять имущество. Имеет право владеть имуществом. Может жаловаться князю на произвол господина.

    •* Челядь – низшие дворцовые слуги, фактически рабы.

    •* Рядовичи – заключившие договор с господином.

    •* Смерды – лично свободные крестьяне-общинники, уплачивающие дань и обязанные нести военную службу, жившие общинами-вервями, которые имели территориальный характер и были связаны круговой порукой, системой взаимопомощи. Смерды имели орудия производства, лошадей, имущество, землю, вели общественное хозяйство, жили общинами.

    •* изгои (человек, вышедший из общины)•*Городское население в древнерусском государстве было свободнее крестьян.

    Холопы и челядь они не являлись субъектами права, а за них отвечал хозяин. Таким образом, они были собственниками феодала (если он совершал кражу, то платил господин). Однако холопы на Руси не составляли основу производства, рабство было преимущественно патриархальным, домашним. Для данной стадии развития феодализма характерно отсутствие прикрепления крестьян к земле и личности феодала.

    Господствующий класс феодалов сформировался в IX веке. К ним относились великие князья, местные князья, бояре. Государственное и личное княжение не было разделено, поэтому княжеский домен был имением, принадлежащим не государству, а князю как феодалу. Наряду с великокняжеским доменом существовало и боярско-дружинное земледелие. Свободные общинники составляли основную массу населения Киевской Руси. Под термином "люди" в Русской правде подразумеваются свободные преимущественно крестьяне-общинники и городское население. Свободные общинники подвергались государственной эксплуатации, уплачивая дань, способом взимания которой было полюдье. Князья постепенно передавали право взимания дани своим вассалам, а свободные общинники постепенно попадали в зависимость к феодалу.


    4. Органы власти и управления Древнерусского государства.

    Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При этом Киевская Русь имеет уже первые вышеперечисленные черты государственности, выделившие ее из ранее существовавшего племенного союза славян. Форма правления в Киевской Руси – раннефеодальная монархия. Главой Киевской Руси являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. На местах власть Великого князя Киева осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

    Признаки раннефеодальной монархии:1) переход власти в порядке наследования, при этом нет законодательного закрепления механизма этого перехода власти по старшинству – от отца к старшему сыну;

    2) отсутствует юридическая ответственность правителя;

    3) не сформированы институты власти; 4) полномочия и статус совета при князе никак не установлены; 5) вече является чертой демократического государства, но оно созывалось в исключительных случаях и не было постоянным представительным органом; 6) городское собрание как одна из черт ограничения власти функционировало достаточно постоянно.

    Органы власти не имели постоянных полномочий.

    Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название дворцово-вотчинной. Киевская Русь имела сильный центр – Киев, который с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств.

    Во главе всей Руси стоял Великий киевский князь, во главе отдельных княжеств – собственные князья. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами.

    Со временем власть местных феодалов (XI–XII вв.) значительно возрастает и образуется новый орган власти – феодальный съезд, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета.

    Население в Киевской Руси делилось на:

    1) дружинников. Они подчинялись непосредственно киевскому князю либо удельному князю;

    2) служилых людей, высшими среди них являлись удельные князья и собственно служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата, а также к этому сословию относили и слуг князей – это низшая категория; 3) крупных феодалов-землевладельцев, боярвотчинников. Они обладали значительной властью в пределах собственной вотчины, эта власть постоянно возрастала и в дальнейшем послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси; 4) крестьян. Их правовое положение в период раннефеодальной монархии было почти равным всем другим сословиям, за исключением имущественного положения, однако с течением времени крестьяне все более попадали в зависимость от феодалов, что в дальнейшем породило крепостную зависимость.
    Особая категория населения – это церковные служители. Они в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.

    Политический режим в Киевской Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.



    5. Общая характеристика источников права Древнерусского государства.

    Исторически первым источником права Древнерусского государства были правовые обычаи —нормы обычаев доклассового общества, среди которых можно отметить кровную месть, принцип талиона: «равным за равное». Совокупность этих норм называют «Законом русским». Первыми писанными памятниками древнерусского права были договоры Руси с Византией. Эти договоры носили международно-правовой характер, но в них получили отражение и нормы Закона русского. Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право. Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская правда», сохранившая свое значение и в последующие (за киевским) периоды отечественной истории. Она известна в трех редакциях — Пространной, Краткой (Правда Ярославичей) и Сокращенной. Кроме «Русской правды» в эпоху Киевской Руси из правовых источников были известны церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, от которых пошла история церковного законодательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов («Закон Судный людем» из Болгарии, Кормчие книги— византийские сборники церковно-гражданских постановлений).«Русская правда» и другие источники древнерусского права четко различают две основные части гражданского права —право собственности и обязательственное право. Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю. Обязательственное право сосредоточено на обязательствах из договоров и обязательствах из причинения вреда. Брачно-семейное право с принятием христианства стало вводить новые для народа понятия: моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи. По Церковному уставу Ярослава, моногамная семья становится объектом защиты со стороны Церкви. Наследственное право сохраняло многие черты патриархальных отношений. Уголовное право было феодальным. Жизнь, честь, имущество холопов законом не охранялись. Блага же, принадлежащие феодалам, защищались всемерно. «Русская правда» знает лишь два родовых объекта преступления — личность человека и его имущество. Отсюда только два рода преступлений, хотя и имеющие целый список возможных нарушений


    6. Институты гражданского права по Русской Правде.

    1)вещное право (Вещи в русской правде не делились на движимое и не движимое имущество, упомянуты конкретные объекты вещных прав(скот) однако нарушение вещных прав влечет за собой в одних случаях возмещение ущерба хозяину, в других случаях еще и штрафы в пользу гос-ва. Наиболее важные объекты вещных прав получают знаки собственника (например: межа). Земля и природные ресурсы находились в коллективной собственности общин, частных лиц(бояр) или князя гос-ва. причем объекты собственности защищаемые государством исчерпывающе перечислялись в статьях русской правды. Основания возникновения личных прав: договор и наследование, причем каких либо специальных процедур договора не существовало. Основания прекращения личных прав: тот же договор; решения органов гос власти. Можно говорить о некой условности возникновения прав на личность должника у кредиторов, поскольку должник отвечал личной свободой а не имуществом перед кредитором.

    2) обязательственное право (Обязательства возникали из договора либо из деликта(правонарушение). Договор заключался в устной форме при наличии не менее двух свидетелей либо мытника. Единственным требование заключения договора законодатель устанавливает согласие сторон. В русской правде допускается вступление в договорные отношения не собственникам имущества но по поручению собственника( например: если раб или холоп осуществляет сделку по поручению хозяина то хозяин не имеет право отказаться от обязательств вытекающих из договора) Гарантии исполнения обязательств является поручительство. Виды договоров:1) купли-продажа; 2) личный и имущественный найм 3) займ 4)поклажа(безвозмездный договор) 5) ссуды или поручительства

    3) наследственное право (наследование по закону или завещанию в устной форме и при свещеннослужителе, воля завещателя ограничена законом а именно завещать только прямым наследникам(мужчинам) примерно в равных долях. При отсутствии законных наследников имущество бояр наследуют дочери а имущество смердов переходит к князю. Дом отца наследуют младшие сыновья. Наследуется только имущество принадлежащее умершему отцу, вдова получает собственное имущество, кроме того вдова получает вдовью долю на прожиток и право жить в доме умершего мужа причем в отличии от супруга вдова свободна в завещании своего имущества детям( она может оставить все имущество одному и даже дочери) Русская правда знает институт опеки малолетних причем опекун обязан передать наследникам наследуемое имущество в полном объеме. Если вдова получила вдовью долю и вышла замуж то ей не достается. Если умер человек сыновья поделили имущества а были еще и дочери то сыновья должны были выдать замуж и обеспечить им приданное.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта