53. Методика обучения детей звуковому анализу слова. Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается еще в мл. и ср. гр., когда в процессе воспитания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых играх они учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают значение слова звук. Все это позволяет обратить внимание детей на звуковую форму слова. Подводить детей к звуковому анализу начинают в средней группе. Этот этап рассматривается как подготовительный в последующем обучении звуковому анализу, а затем и чтению. Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове явл. особое произнесение слова – с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. В данном случае артикуляция начинает играть особую роль, выполнять функцию ориентировки в слове. Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с», «Назови слова». Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук – в начале, середине или конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Следующий этап работы – формирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук. Сначала для анализа предлагаются слова из трех звуков: мак, сыр, дом, кит. После их анализа рекомендуется вводить в обучение различение гласных и согласных звуков. После переходят к анализу слов из четырех звуков. Следующий этап работы – обучение вычленению ударного звука. 48.Методика обучения дошк. творческому рассказыванию. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Развитие у детей творческого рассказывания способствуют стимулирующие и побуждающие условия. Выделяется три этапа: 1 этап – происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего. 2 этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел. 3 этап – появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. В творческом рассказывании важен не только результат, но и процесс его создания. При обучении используются разные виды творческого рассказывания: - придумывание продолжения и завершения рассказа, начатого воспитателем. - Придумывание рассказа по плану воспитателя. - Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем без плана. Ребенок сам выбирает содержание рассказа и его форму. - Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему. - Придумывание рассказа по литературному образцу. Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа: 1. Рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. 2. Вспомогательные вопросы, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием. 3. План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета.
52.Методика ознакомления дош-ов с словом, его звуковой формой. Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается еще в мл. и ср. гр., когда в процессе воспитания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых играх они учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе. Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра – шшш, насоса – ссс, их произношения, обнаружения звука в произносимых взрослым словах. Для этого подбирают слова, которые можно произносить протяжно. Далее детям предлагают назвать картинки, игрушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар, кошшшка,;«песенка» жука – жжжук, ножжжницы. Постепенно вместо слова песенка начинает употребляться слово звук. Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с», «Назови слова». Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук – в начале, середине или конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук.. Следующий этап работы – формирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук.. Сначала для анализа предлагаются слова из трех звуков: мак, сыр, дом, кит, кот, шар, лук, жук, дым, нос, рак. После их анализа рекомендуется вводить в обучение различение гласных и согласных звуков. В дальнейшем детей знакомят с согласными звуками. После ознакомления с согласными и гласными звуками переходят к анализу слов из четырех звуков. Следующий этап работы – обучение вычленению ударного звука.
| 49.Методика чтения и рассказывания лит. произведений в разных возрастных группах. В мл. дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Начиная с мл. гр. детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями. Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь. В ср. гр. углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям. В ст. гр. возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее. Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными.
| 56. Методика развития речевого дыхания у дош-ов. Речевое дыхание—короткий вдох и продолжительный выдох. Работа по развитию речевого дыхания начинается с младшего дош-го в-та. Последовательность работы по развитию РД была определена А.И. Максаковым: 1.Обучение РД на неречевом материале (проводится во всех возрастных группах). Упражнения: «Дуть на султанчики», «Сдувать лепестки», «Буря в стакане». 2. Развитие РД в процессе произнесения звуков. Упражнения: различное звукоподражание и произношение звуков. 3. Развитие РД в процессе речи. Осуществляется в процессе произнесения на одном дыхании скороговорок, фраз, чистоговорок.
60. Методика ознакомления дош-ов с малыми формами фольклора. Работа по ознакомлению дошкольников с богатейшим искусством народа позволяет приобщить детей к национальной культуре. Нам, взрослым, необходимо окружить детей любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира и осознания себя в этом мире, играя с ним, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка - это комфортное проживание детства. В игре он проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Вот тут- то нам на помощь и приходит детский фольклор, где каждую потешку, прибаутку, приговорку мы с ребенком обыгрывание. На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи формирования эмоционально-образного восприятия произведений разных жанров (сказки, стихотворения, малых фольклорных форм), развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.
55.использование моделей в развитии речи детей дошкольного возраста. Наглядное моделирование– это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в ду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Модели служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, направляют процесс связного высказывания и помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
| 57. Методика развития речевого голоса у дош-ов. Голос—это звук, издаваемый при разговоре, пении, крике, смехе, плаче.Охрана и развитие детского голоса является составной частью в воспитании слуховой культуры речи. Голос человека сложный инструмент. На качество голоса влияют общее физическое самочувствие, осанка, настроение, эмоциональное состояние человека. К основным свойствам относится высота, сила, тембр. Высота голоса характеризуется повышением и понижением тона, смена высоты тона делает речь певучей, мягкой, мелодичной. Сила голоса обеспечивает произнесение звуков, фраз с различной громкостью. Тембр голоса—это его качественная окраска. Он может быть звонкий, глухой, тусклый, гнусавый. Развитие силы голоса осуществляется в 2-х направлениях:
Формирование умения пользоваться голосом зависимости от ситуации общения; Формирование умения менять силу голоса с учётом содержания высказывания. Здесь смена силы голоса выступает как элемент интонации. Работа по этим направлениям ведётся параллельно. Детям предлагают произносить изолированные звуки громко, умеренно, тихо. Воспроизводить скороговорки и чистоговорки с разной громкостью и силой голоса. Детям предлагают такие д/игры как «Паровоз и паровозик», «Песенка ветра и ветерка», «Комары и комарики», «Метель», «Угадай, чей голос» и т.д. В ст. даются упражнения, цель которых научить детей пользоваться своим голосом в зависимости от ситуации общения: отвечать только на занятиях; разговаривать, тихо общаясь с товарищем и т. Развитию способности силы голоса—чтение стихов по ролям, игры инсценировки, подвижные игры, игры с диалогом, народные игры-шутки.
| 58. Методика ознакомления детей с поэзией. Занятие по ознакомлению детей со стихами строится по след. плану: Подготовить детей к восприятию поэтического произведения;
Чтение педагогом всего текста; Беседа с детьми о стихотворении: вопросы формулируются так, чтобы дети отвечали на них словами текста; Повторное чтение стихов с установкой на запоминание; Воспроизведение стихов детьми: сначала рассказывают дети с хорошей памятью, а в конце те, кто читает выразительно. Хоровое заучивание стихов не разрешается. Заучивание стихов в разных возрастных группах имеет свои особенности: В мл. гр. чтение стихов сопровождается показом игрушек, предметов. После чтения стихов беседа не проводится. Для лучшего запоминания используется повторение стихов в игровой форме.
В ср. гр. при заучивании сложного по содержанию и большого по объёму стих-я использовать след. приёмы: п-г читает строку вопросом, а дети отвечают словами стихотворения.
В ст.гр. заучивание стихов проходит в соответствии с ранее указанной структурой.
54.планирование работы по развитию речи в ду. В планах непременно должны предусматриваться разнообразные виды деятельности детей, определяться методы и приемы организации и руководства дошкольниками. Коллективные (групповые, фронтальные) формы работы с дошкольниками должны рационально сочетаться с индивидуальной работой с отдельными детьми. Планирование работы в ДОУ придает процессу образования и воспитания детей организованный характер, что делает работу педагога более осмысленной и результативной. Основная цель планирования — обеспечить выполнение «Программы воспитания в детском саду» для каждой возрастной группы детского сада. По мере роста навыков и знаний дошкольников необходимо предусмотреть постепенное усложнение, как содержания, так и методов воспитания, обучения, форм организации деятельности дошкольников с учетом их развития. Непрерывный процесс усложнения создает условия для полноценного воспитания и обучения детей.
| 59. Методика ознакомления дош-ов с предложением и составной структурой слова. Последовательность в работе по ознакомлению с предложением: Сначала необходимо выделить предложение из потока речи . С этой целью предлагаются готовые или составляется с детьми небольшой рассказ по картине. Рассказ произносится чётко, с интонационным выделением каждого предложения. К каждому предложению ставится вопрос (что я сказала про сад, о чём говорится в начале и т.д.) Педагог предлагает ещё раз рассказ. Говорит, что в нём 3 предложения. В каждом предложении о чём-то говорится. Затем дети сами сост. Предложение по игрушкам или картинкам. При этом п-г говорит детям, что по 1 картинке можно сост. Разные предложения. При этом можно показать графическое изображение предложения
В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения по схемах. С самого начала ознакомления детей с предложением целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать, чтобы узнать сколько в нём слов (1 черта обозначает 1 слово). Первое слово обознач. не простой чертой, а чертой с уголком. В конце предложения ставят точку. В качестве модели можно использовать полоски бумаги, счётные палочки и т.д. Моделирование словесного состава предложения также можно осуществить с помощью игры «Живые слова» (в разных вариантах использ. упраж. на анализ и синтез предложения), игра «Путаница» (наруш. послед. слов в предлож., а дети восстанавливают).
|
|
|
|
| |