шпаргалка по тгп. 1. Предмет, объект тгп как науки
Скачать 0.51 Mb.
|
1. -Предмет, объект ТГП как науки. Объект науки - те явления, которые она изучает. Предмет - то, что интересует данную науку в конкретном объекте. Объект ТГП - государство и право, государственно-правовые явления. Предмет ТГП - наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства. 2. ТГП в системе социальных наук. Теория государства и права взаимодействует с социальными науками. К ним относятся философия, общая социология, религиоведение, политология, культурология, экономическая теория и история. Они лишь способствуют лучшему пониманию государства и права, поскольку изучают их природу в более широком контексте. В предметы этих наук определенным образом входят вопросы государства и права. связь теории государства и права с: Философией - эта наука изучает наиболее общие закономерности развития природы, общества и мышления. Выявляет положение государственно-правовой надстройки в развитии общества в целом. Социологией - затрагивает в своей исследовательской деятельности такие важные институты социума как государство и право, но лишь их социальные аспекты, игнорирую юридические. Политологией - изучает политические системы с политическим сознанием общества, теория государства и права нуждается в политологии для характеристики взаимодействия институтов государства и негосударственных политических институтов. Политология заимствует у теории государства и права сведения о механизме и функциях государства. Психология и этика - изучают механизм регулирования поведения личности. Для теории государства и прав важны факты, влияющие на мотивы поведения лиц, соблюдающих и реализующих правовые нормы. История, исследуя в хронологическом порядке этапы развития общества (виды изменяющихся общественно-экономических, типы цивилизаций), конкретные факты государственно-правовой жизни народов, не делает обобщающих выводов, не ищет в них, в отличие от теории государства и права, каких-либо общих закономерностей. Экономическими науками - также затрагивают государство и право, но не конкретно. В зависимости от точки зрения исследователя, на роль экономики в развитии социальных процессов, по-разному определяют сущность государства (Маркс и Вебер). 3. ТГП в системе юридических наук. Юридические науки весьма разнообразны. Они делятся на три группы: 1) теоретико-исторические (история отечества государства и права, история государства и права зарубежных стран, теория права и государства); 2) отраслевые (финансовое право, административное право, конституционное право и т. д.). 3) специально-юридические (судебная бухгалтерия, судебная психиатрия, криминалистика). Теория государства и права занимает особое место в системе юридических наук. Это своеобразная «таблица умножения». Теория государства и права представляет собой фундаментальную отрасль правоведения, она выполняет методологическую функцию по отношению к другим юридическим наукам, она формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов. Теория государства и права относится к общественным наукам, которые, как известно, изучают общество, человека, сознание. Все науки в той или иной мере затрагивают вопросы государственной власти, государства, права. И отсюда их тесное взаимодействие. Например, используя законы материалистической диалектики, теория государства и права изучает специфические стороны государства и права. Знание философии позволяет избежать мировоззренческих ошибок. Опираясь на положения экономической науки, теория государства и права исходит из того, что государство и право — это важнейшие элементы надстройки, возвышающейся над экономическим базисом общества. Экономика — основной объект государственного управления. Эффективное проведение экономических реформ невозможно без участия государства. Тесные контакты имеет теория государства и права с политологией. У них общие объекты исследования, но подходы разные. Теория изучает государство и право с точки зрения их внутреннего строения, политическая наука рассматривает государство как элемент политической системы общества. Это позволяет теории удачно использовать положения и выводы, сделанные политологией, и наоборот. Теория государства и права взаимодействует и с другими гуманитарными науками (историей, социологией). Такие тесные контакты обогащают научную деятельность, поднимают ее социальную ценность, помогают проверить на практике. Таким образом, из всего вышесказанного следует, что связь ТГП с другими юридическими науками носит двусторонний характер. 4. Предпосылки возникновения государства. 1) Экономические предпосылки возникновения государства: - переход от присваивающей экономики к производящей; - появление и углубление общественного разделения труда; - рост производительности труда и появление прибавочного продукта; - появление частной собственности на орудия и продукты труда; - появление товарообмена (рынка). 2) Политические предпосылки возникновения государства: - благодаря общественному разделению труда сфера управления усложнилась. - усиление роли военной знати (князь, дружина) - стали создаваться судебные органы, а также иные органы, призванные применять легализованное принуждение во благо общества и человека (полиция, тюрьмы и т. д.). 3) Идеологические предпосылки возникновения государства: - в первобытном обществе господствующей формой идеологии была языческая религия (поклонение многим богам). - в последующем возникает единобожеи - религия способствовала консолидации людей 4) Психологические предпосылки возникновения государства: - Наличие войн вынуждало людей объединяться для отпора агрессора. - Преодоление неблагоприятных климатических, экономических условий также предполагало объединение усилий людей - факторы, лежащие в основе возникновения государства, привели к формированию нового духовного облика людей, когда человек начинает осознавать необходимость реализации общественных интересов 5. Теории происхождения государства. • Т е о л о г и ч е с к а я теория - самая древняя теория, возникшая на Древнем Востоке в III тысячелетии до н. э. Суть ее сводится к тому, что государственная власть - от Бога. Богоизбранные "высшие", "благородные" люди властвуют над "низшими", "плохими", от них зависит благополучие и судьба "низших", которые должны беспрекословно подчиняться "высшим" (Аквинский Фома) • П а т р и а р х а л ь н а я теория, сформировавшаяся в V в. до н. э. (ее основоположник — древнегреческий мыслитель Аристотель), основывалась на том, что государство - результат разросшейся семьи, следствие проявления природы человека, его стремления не просто к общению, но к его высшей форме -политической организации(+Платон) • Д о г о в о р н а я теория происхождения государства получила весьма широкое распространение. Начиная с VI в. до н. э. ее отстаивали Эпикур и Цицерон, а в ХV- ХVIII вв. развивали Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, А.Н. Радищев, к которым в XIX в. присоединился П.И. Пестель. В нашем XXI в. многие приверженцы этой теории полагают, что государственная власть - результат общественного договора и иной власти не должно быть. • В XIX в. появилась теория н а с и л и я (ее наиболее видные представители - Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский), трактующая государство как результат насилия, вражды, завоевания одних племен, народов другими племенами и народами. А) внутреннее насилие – экономическое и политическое Б) внешнее насилие – завоевание одним народом другого. • В том же XIX в. формируется к л а с с о в а я теория происхождения государства. Наиболее обстоятельно ее разработал Ф. Энгельс. Государство, согласно этой теории, есть результат взаимодействия антагонистичных, непримиримых классов, возникших на определенном этапе развития общества в связи с появлением частной собственности. Класс собственников именно для защиты своих интересов и создает государство. • Э к о н о м и ч е с к а я теория Автором теории считается французский мыслитель 18-19 веков Анре Сен-Симон. Истоки данной теории восходят к Платону, объяснявшему причины появления государства общественным разделением труда. Согласно этой теории государство есть результат исторического прогресса и экономических преобразований, оно возникает при переходе от потребления к производству. 6. Причины многообразия теорий происхождения государства и права. Вопрос о происхождении государства и права является дискуссионным. О причинах возникновения гос-ва и права говорится в различных теориях: теологической; договорной; психологической; органической; материалистической; теории насилия и т.д. Такой плюрализм мнений обусловлен следующим: 1) на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно- управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.; 2) мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний; 3) объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы Земли; 4) зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по- новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов; 5) Нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия; 6) Неизбежность различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей; 7) Преднамеренность искажения процесса первоначального или последующего возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных соображений; 8) В преднамеренном или непреднамеренном смешении в ряде случаев процесса возникновения государства с другими соотносящимися с ними процессами. 7. Основные теории происхождения государства и их краткая характеристика. [Горелов] - патриархальная (Платон и Аристотель) Во главе - патриарх. Государство- продукт разросшейся семьи. - теологическая (Фома Аквинский) государство - Божье творение - теория насилия внешнего (гумплович, Каутский) Государство - результат деятельности военно-политического фактора завоевания одних племен и народов другими.Победительный аппарат, который создают победители для управления побежденными, превращается в государство. внутреннего (Дюринг) Государство - результат насилия одной части общества над другой. - экономическая (Платон) Государство - результат исторического прогресса, а ведущим звеном человеческого прогресса являются экономические преобразования. - Классовая ( Маркс, Энгельс, Ульянов). Государство возникло в результате: общественного разделения труда, появления частной собственности, раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. - договорная (Гроций, Гоббс, Руссо, Радищев). Государство возникает в результате заключения общественного договора. 8. Современные концепции правопонимания. Современные научные концепции правопонимания можно представить тремя подходами к суждению о праве: 1. Естественно-правовой. Исходная форма бытия права — общественное сознание, идея, представление о праве. Отсюда следует, что право — не тексты закона. Право — это система идей (понятий) об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, естественных условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты. Идеи находятся в общественном сознании и ориентированы на моральные ценности. Этот подход предписывает, каким должно быть содержание права. Выразителями этого подхода являются сторонники теории естественного права: они утверждают приоритет интересов человека перед интересами государства, рождение человека с набором натуральных прав, которые не должны отчуждаться государством. 2. Нормативистский (позитивистский). Исходная форма бытия права — норма права. Право трактуется как творение власти, как система норм, изложенная в законах и иных нормативных актах, выражающих государственную волю, то есть как «позитивное право». Закон и право отождествляются, а властная принудительность считается их основным признаком. В указаниях власти отыскиваются истоки норм права. Выразителями этого подхода являются юристы, которые разделяют теорию юридического позитивизма и нормативистскую теорию права. 3. Социологический. Исходная форма бытия права — общественные отношения; право — порядок общественных отношений, проявляющийся в действиях и поведении людей. Правом признается его функционирование, «действие» в жизни, в сложившихся и складывающихся общественных отношениях («живое право»). Здесь его находит законодатель (и закрепляет в нормативно-правовых актах) или суд (и закрепляет в форме судебного прецедента). То, что записано в законах и иных нормативно-правовых актах, а не вышло из «жизни», определяется как «мертвое право». При ценности учета «жизни» права в общественной среде некоторые сторонники такого подхода прибегли почти к отождествлению самостоятельных процессов: творчества и применения права. Между тем условием соблюдения и обеспечения режима законности может быть деятельность правоприменителя в границах, установленных законом, государственная поддержка (охрана и защита) права, сформированного в обществе. Сторонники данного подхода — юристы, которые разделяют позиции социологической и реалистической теорий права. Право не сводится к норме, не существует лишь в форме абстрактного (естественного) закона, не «растворяется» в правовом отношении, в юридически значимых действиях правоприменителя либо в «народном духе» или в человеческой психике и т. д. Его аспектами являются и то, и другое, и третье. Право — сложный, многомерный, многоаспектный феномен. 9. Понятие и признаки права. Право – это система общеобязательных, формально определенных, обеспеченных государством норм (правил дозволенного и не дозволенного поведения), которые выражают возведенные в закон волю политической элиты и всего общества, и выступающих в роли общественных отношений. В современной юридической литературе, термин право принято употреблять в нескольких значениях: Во-первых, под правом понимается социально-правовые притязания людей, обусловленные природой человека и самого общества (право на жизнь или на личную неприкосновенность). Это право принято рассматривать в естественном смысле, так как оно принадлежит человеку от рождения и неотъемлемо для него. Во-вторых, правом называют систему юридических норм – это право в объективном смысле, так как нормы не зависят от воли и сознания людей, а устанавливаются законодателем и гарантируются силой государства. В-третьих, право понимается, как официально признанные возможности физических лиц и организаций (право избирать, право собираться мирно и без оружия). Это право в субъективном смысле, так как оно принадлежит отдельному лицу, субъекту права. Признаки права: 1. Нормативность – означает, что право состоит из норм, а нормы это правила поведения общего характера, мера дозволенного и не дозволенного поведения, тем самым, право регулирует общественные отношения. 2. Системность – право представляет собой совокупность юридических норм, взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных. 3. Формальная определенность и закрепленность – этот признак означает, что право имеет строго установленную форму (закон, указ, постановление), письменно закреплено в документе. Определенность, означает, что правовые предписания отличаются ясностью, понятностью и не подлежат двусмысленному толкованию. 4. Общеобязательность права состоит в том, что право обязательно для исполнения для всех на кого оно распространяется. 5. Обеспеченность права институтом государственным принуждением, т.е. если кто-то полностью или частично не исполняет требования правовых норм, то государство заставляет (принуждает) их исполнять. 6. Волевой характер права – воля это сознательно-обусловленное психологическое состояние человека, вороженное в целенаправленном поведении. Правовые нормы не создаются спонтанно, они всегда выражают чью-то волю, создаются людьми сознательно, для регулирования общественных отношений и в чьих-то интересах. 10. Сущность права. Свойства права. Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной организации общества, при которой реализуются демократия, экономическая свобода, свобода личности. Сущность права – это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает ее истинную природу и назначение в обществе. Два аспекта: 1) формальный – любое право есть прежде всего регулятор 2) содержательный – то, чьи интересы обслуживает данный регулятор Подходы: 1) Классовый – в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Широко известно определение права, данное К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии». 2) Общесоциальный – право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Признаются общесоциальная сущность и назначение права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между классами, различными социальными слоями общества. В наиболее развитых современных правовых системах (англосаксонское и романо-германское право) приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям. Таким образом, действительная сущность права заключается в том, что оно отражает нормативно-определенную, гарантированную государством меру свободы личности. 3) Религиозный 4) Национальный 5) Расовый Сущность права – то возведенная в закон воля той социальной группы, которая обладает реальной государственной властью Сущность права – это социальная свобода, соединенная с социальной ответственностью. Выражается в принципе “каждый свободен настолько, насколько его свобода не ограничивает свободу других лиц” Сущность права – это реальные общественные отношения, которые складываются в социально неоднородном обществе. 11. Принципы права: понятие и назначение, классификация. Принципы права — основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование. Назначение принципов права: обеспечивают единообразное формулирование норм права, их влияние на общественные отношения в форме правового регулирования и иных форм правового воздействия. Классификация: Общеправовые принципы (распространяются на право в целом, на все отрасли права). Общеправовые принципы права как правового закона сводятся к следующему: а) демократизм означает, что нормы права принимаются при участии широких слоев населения: — непосредственно (путем референдума); — через избираемых депутатов в законодательных органах; — опосредованно (при обсуждении законопроектов, когда свое мнение может высказать любой желающий); б) законность: реализация права или обязанности основывается на строгом соблюдении установленной процедуры в) социальная справедливость: все граждане имеют равные правовые возможности для достижения определенных результатов в той или иной сфере деятельности. г) единство прав и обязанностей: право как единое целое содержит в себе и права, и обязанности. д) гуманизм означает, что право закрепляет идею о том, что человек высшая ценность, отражает уважительное отношение к человеку вне зависимости от его социального и любого иного положения. Межотраслевые принципы распространяются на несколько смежных или родственных отраслей права. Например, для уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, административно- процессуального и арбитражно-процессуального права характерны принципы: — процессуальное равенство участников сторон; — гласность судебного разбирательства; — состязательность; — презумпция невиновности. Для отраслей уголовно-правового комплекса (уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право) характерны следующие принципы: • неотвратимость наказания; • индивидуализация наказания; • экономия уголовной репрессии (наказание должно быть не суровее, чем требуется для достижения его цели). Отраслевые принципы распространяются на какую-либо отдельную отрасль права. Например, для уголовно-исполнительного права характерны — гуманизация условий отбывания наказания; — исправление осужденных; — индивидуализация воспитательного воздействия. 12. Функции и ценность права. Функции права — это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей. Функции права классифицируют по различным критериям: — по направленности действия: экономическая, социальная, политическая, экологическая и др.; — по социальному назначению: воспитательная, культурная, информационная и т.д.; — в зависимости от основных задач, стоящих перед правом, выделяют две функции — регулятивную и охранительную. Эти две функции считаются основными функциями права. Регулятивная функция права. Суть этой функции заключается в регулировании, упорядочении общественных отношений, установлении такого их состояния, которое диктуется наиболее важными интересами общества на данном этапе его развития. Регулятивная статическая функция воздействует на общественные отношения посредством закрепления их в отдельных правовых институтах или их правового статуса. Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством оформления их движения, развития. Охранительная функция права. Суть этой функции заключается в охране установленных (социально полезных) общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей. Ценность права: порядок, свободу, ответственность, равенство, справедливость. Право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости, всеобщий, устойчивый порядок. Право способно охватить социально полезные формы поведения, отделить его от произвола и несвободы. Общесоциальная ценность права заключается в том, что, во-первых, право, являясь хранителем общечеловеческих ценностей, способствует духовному развитию общества; во-вторых, с помощью права обеспечивается необходимый уровень жизни людей; в-третьих, право – это средство рациональной организации общества, осуществления государственной власти; в-четвертых, это фактор достижения и осуществления баланса интересов индивида и общества. Инструментальная ценность права означает служебную роль права в деле решения разнообразных задач, средством воплощения в жизнь различных идеалов. 13. Понятие и признаки социального регулирования. Социальное регулирование - осуществляемое обществом с помощью всей совокупности социальных средств упорядочения общественных отношений, преодоления конфликтов и обеспечения компромисса между людьми и их социальными группами. Признаки социального регулирования: 1) осуществляется в пределах определенного общества; 2) реализует непосредственное влияние на поведение и деятельность социальных субъектов, вытесняет и блокирует деструктивные формы их проявления; 3) связано с установлением конкретных общесоциальных прав и обязанностей субъектов; 4) имеет целью упорядочение общественных отношений, преодоления конфликтов и обеспечения компромисса между людьми и их социальными группами; 5) является общим, то есть распространяется на всех субъектов гражданского общества; 6) осуществляется с помощью специальных средств; 7) гарантируется мерами социального принуждения. 14. Социальные и технические нормы как регуляторы общественных отношений. Регуляторы общественных отношений – совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности. Действующие в обществе нормы принято делить на социальные и технические. Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий. Выделяют следующие виды социальных норм: 1) обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения; 2) религиозные нормы – это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога; 3) корпоративные нормы – это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. 4) политические нормы – это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти; 5) организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами. Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности: 1) предметом регулирования являются общественные отношения; 2) субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы. Технические нормы- правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании. Технические нормы призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов. Особенности технических норм: 1) предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические; 2) субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника. Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными. Технико-социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям. 15. Обычай, традиция, обряд – их соотношение. Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Традиция — все то, что унаследовано от предшественников. В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления. Разновидностью традиции является обряд. Он характеризует не избирательные, а массовые действия. Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались публичной властью по мере практической необходимости.В более широком значении к обычным нормам относят не только обычаи, но и нравы, традиции, обряды, ритуалы. К большинству традиций, ритуалов и обрядов право индифферентно. В юридической науке обычаи подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей Конституционного Суда к присяге регламентируется нормами Конституции и федерального конституционного закона Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. 16. Корпоративные нормы, их отличие от норм права. Корпоративные нормы - правила поведения, которые установлены в корпорации (предприятии, учреждении, организации) для урегулирования отношений между людьми, направлены на достижение целей ее функционирования и выражены в ее уставах, положениях, решениях. К корпоративным нормам относятся: — нормы, содержащиеся в документах некоммерческих, негосударственных, корпораций — общественных объединений (партий, профсоюзов, добровольных обществ, основанных на членстве); — нормы, содержащиеся в документах коммерческих корпораций, прежде всего тех, которые создаются для предпринимательской деятельности (хозяйственных товариществ — полных, коммандитных, акционерных обществ — открытых, закрытых и т.п.). Общее у корпоративных норм и норм права состоит в том, что они: • регулируют типичные ситуации или вид отношений, а не отдельный случай или конкретное общественное отношение; • имеют многоразовое использование, т.е. рассчитаны на многократное повторение; • имеют общий неперсонифицированный характер, т.е. относятся сразу ко многим, поименно не указанным, лицам; • излагаются в письменных актах, принятых в официально установленном порядке уполномоченными органами (государственными органами, съездами, конференциями, собраниями общественных объединений и др.). Различия между корпоративными нормами и нормами права: Корпоративные нормы Нормы права 1. Устанавливаются соответствующими общественными структурами 2. Обеспечиваются силой общественного мнения данной организации 3. Обязательны только для членов соответствующих общественных организаций 4. Призваны регулировать только внутриорганизационные отношения 1. Принимаются государством 2. Обеспечиваются мерами государственного воздействия 3. Общеобязательны для всех 4. Призваны регулировать широкий круг общественных отношений 17. Нормы морали их взаимодействие с нормами права. Мораль — система норм и принципов, которые возникают из потребности согласования интересов индивидов друг с другом и обществом. Направлены на регулирование поведения людей в соответствии с понятиями добра и зла и поддерживаются личными убеждениями, традициями, воспитанием, силой общественного мнения. Общее у норм права и норм морали состоит в том, что они: 1) действуют в едином поле социальных связей, т.е. является социальными нормами; 2) преследуют общую цель — установление и поддержание порядка в обществе; 3) имеют единое функциональное назначение — воздействовать на поведение людей, регулировать их отношения, формировать масштабы (эталоны, стандарты) поведения; 4) адресованы ко всем либо к большой группе людей, т.< являются правилами поведения общего характера; 5) имеют единую духовную природу, общий ценностный стержень — справедливость. Даже в классовом государстве норм права являлись выражением справедливости, лежащей в основании норм морали. Последние, в свою очередь, были обусловлены материальным и духовным развитием общества. Но и тогда нормы права и нормы морали противостоят произволу и анархии. Взаимодействие норм права и норм морали в процессе правотворчества: 1. Нормы права создаются с учетом норм морали, господствующих в обществе, выступают как формально (официально) определенная мера справедливости, и потому право в широком понимании представляет собой нравственное явление. 2. Нормы права изменяются и развиваются под влиянием норм морали. 3. Нормы права отменяются в случае несоответствия требованиям норм морали, господствующим в обществе. Воздействие норм права на нормы морали: 1. Нормы права содействуют утверждению прогрессивных моральных представлений. 2. Нормы права способствуют устранению преград на пути развития новых моральных норм. 3. Нормы права выступают в качестве средства охраны и защиты норм морали. 18. Религиозные нормы как регулятор отношений в обществе. Религиозные нормы — это правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных предписаний. Эти предписания обладают всеми качествами нормативности, выражают принципы того или иного вероисповедания, издаются и реализуются посредством официально принятого порядка и процедуры, регулируют широкий круг отношений как непосредственно религиозных, так и находящихся в сфере интересов того или иного вероисповедания. Они содержатся в религиозных книгах — Библии, Коране и др., либо в сознании верующих, исповедующих различные религии. В религиозных нормах: — определяется отношение религии к истине, к окружающему миру; — определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств; — регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни; — закрепляется порядок отправления религиозных обрядов. Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими. 19. Правовые и неправовые нормы, основные отличия. Правовые нормы отличаются от не правовых по следующим параметрам: 1) по характеру отношений: Нормы права закрепляют основные, жизненно важные для всего общества, государства и граждан общественные отношения. Не правовые регулируют весь круг общественных отношений - межличностных, межгрупповых и др.; 2) по порядку и способу установления. Не правовые нормы возникают в результате нормотворческой деятельности политических партий, различных общественных объединений и организаций или же складываются (как, например, нормы морали, обычаи) в процессе общественной жизни, в быту. нормы права содержатся в актах, издаваемых или санкционируемых государством, уполномоченными на то государственными органами; 3) по формам или способам выражения. нормы права содержатся в конкретных правовых актах и излагаются в письменной форме, не правовые нормы не облекаются в такие формы. 4) по форме и средствам обеспечения. Основными формами и средствами обеспечения норм права, кроме материальных, организационных и иных форм и средств, которые свойственны и не правовым нормам, являются такие специфические средства, как юридические; 5) по характеру и степени определенности мер воздействия, применяемых в случае нарушения содержащихся в социальных нормах велений. Если нормы права всегда содержатся в конкретных правовых актах и излагаются в письменной форме, то не правовые нормы (кроме норм, содержащихся в актах — решениях партийных органов или в актах общественных организаций), как правило, не облекаются в такие формы. 20. Источники (формы права): понятие, соотношение понятий «форма права» и «источник права». Формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения. Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий “форма права” и “источник права”. Если исходить из общепринятого значения слова “источник” как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора: 1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть форма права. Следовательно, понятие «источник права» более широкое, чем понятие «форма права». Существует точка зрения, согласно которой понятие «источник права» тождественно понятию «форма права». Виды форм права: • нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.); • правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота); • юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.); • нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права • доктрины и мнения выдающихся учёных • религиозные тексты • общие принципы (международного) права 21. Правовой обычай как источник права. Правовой обычай - это санкционированный государством обычай, приобретающий в силу этого общеобязательное значение. Правовому обычаю как источнику права отведена вспомогательная роль. Закон, как писаный нормативный акт, подкрепляет свою силу и общепризнанность благодаря базированию на обычае. Толкование закона, чтобы сделать его доступным для населения, осуществляют с точки зрения обычая. Это наблюдается, например, в Нидерландах и касается, главным образом, торговых обычаев. Сохранились и другие обычаи, которые признаются не в полной мере. Один из главных принципов современной парламентской системы Нидерландов — «министры не могут оставаться в должности, если они утратили доверие парламента» — не записан в конституции и является правовым обычаем, оформившимся в 1867 г. Тем не менее роль правового обычая в странах романо-германского типа ограничена, а в некоторых из этих стран сведена на-нет. Он выполняет второстепенную роль в качестве источника права в силу того, что исторически многие из обычаев уже получили закрепление в законе. Правовой обычай может быть лишь дополнением к закону. Пожалуй, только в Италии он сохранил характер самостоятельного источника права. 22. Правовой (юридический) прецедент как источник права. Юридическим прецедентом является судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права при разрешении аналогичных дел в дальнейшем. Юридический прецедент является своеобразным эталоном, моделью для разрешения конкретного спора. Он создается не правотворческим органом, а непосредственно судебными или административными органами. Юридический прецедент является преобладающим источником права в странах общего права (Великобритания, США, Новая Зеландия, Канада). В современном мире отсутствуют правовые системы, основанные только на юридическом прецеденте как источнике права. Но законы, которыми руководствуются судьи в странах общей системы права, носят настолько обобщенный характер, что на их основе часто бывает трудно разрешить конкретное юридическое дело. В разных странах даже одной правовой семьи юридический прецедент применяется по-разному. В Великобритании, например, практика применения прецедента связана следующими правилами: решения, вынесенные Палатой лордов, обязательны для всех судов; решения, принятые апелляционным судом, обязательны для него самого и для нижестоящих судов. Кроме того, в Великобритании авторитет юридического прецедента тем выше, чем старше его возраст. В США, в силу особенностей федеративного устройства страны, правило прецедента не действует так строго: Верховный Суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям; штаты независимы и каждый имеет собственную судебную систему и соответственно – судебную практику. Источником права может стать прецедент не любого суда, а лишь решения по конкретным делам судов высших судебных инстанций. В странах романо-германской правовой системы преобладающим источником права является нормативно-правовой акт. Но в случаях наличия коллизий норм права в законах, для решения конкретного дела применяется юридический прецедент. В странах романо-германской правовой системы юридический прецедент даже обладает определенным авторитетом. Но он рассматривается в качестве способа фиксации норм права лишь в чрезвычайных ситуациях. В основном роль прецедента в странах романо-германской системы и России не выходит за рамки толкования права. Юридический прецедент в России имеет форму Постановлений Верховного Суда, в которых конкретизируются и детализируются общие нормы закона. 23. Нормативный договор как источник права. Нормативный договор - это добровольное соглашение двух или более субъектов права, содержащее нормы права, основанное на равенстве сторон, их согласию по всем существенным аспектам договора и взаимной ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств (межгосударственные договоры, федеративный договор и др.). Признаки нормативного договора: - содержит нормы права; - заключается добровольно; - устанавливает взаимную ответственность; - обеспечивается правом. В настоящее время нормативно-правовые договоры, как и все иные виды договоров, рассматриваются в основном в пределах отдельных отраслей права. За редким исключением - в рамках общей теории права. Нормативный договор должен порождать права и обязанности для неопределенного круга лиц, а не только для договаривающихся сторон. Среди договоров нормативного содержания выделяют внутринациональный и международный договоры. Внутринациональный договор как часть национального законодательства регулирует отношения между государством и государственными образованиями, субъектами федерации, правительствами субъектов и т.д. Предметом договоров нормативного содержания обычно являются сотрудничество, делегирование полномочий и др. Для субъектов внутригосударственного договора эти нормы являются источником права, в соответствии с которым могут издаваться нормативно-правовые акты. Широкое распространение нормативные договоры получают в международном праве. Также важное значение они имеют в гражданском праве. К ним относится так называемый публичный договор. Договоры нормативного характера (коллективные договоры) могут заключаться в области трудового права между работодателями и работниками. 24. Юридическая доктрина как источник права. [Синепупова] Юридическая доктрина как источник права — это разработанные и обоснованные учеными- юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Обязательные доктринальные правоположения принято называть «правом юристов». Значительную роль юридическая доктрина как источник права играет в мусульманском праве. Определенное правовое значение она имеет и в системах общего права. В России по традиции законодательством и наукой правовая доктрина не признаётся источником права; – правовая доктрина включает в себя не только научно доказанные и достоверные знания о праве, но и вероятностные суждения, не обладающие свойствами истинности и обоснованности. Иными словами правовая доктрина, будучи результатом мыслительной деятельности человека, носит идеологический характер и нередко выражает те или иные идеалы, ценности; – правовая доктрина выражает интересы тех или иных слоев общества. Так, концепция естественных прав человека, общественного договора возникла в недрах зарождавшегося в Европе класса буржуазии — торговцев, промышленников, банкиров, инициатива которых сковывалась феодальными порядками неравноправия сословий и королевским абсолютизмом. Та или иная правовая доктрина может быть использована для оправдания противоречащих конституционному порядку действий государственных органов; – правовая доктрина является основным и первичным источником права. Официально признаваемая в данном обществе правовая доктрина пронизывает правовую систему, механизм правового регулирования. Законодательство является отражением господствующих в данном обществе представлений о сущности и назначении права в обществе. Правовая доктрина наполняет содержанием юридическое образование и формирует правосознание, как профессиональных юристов, так и граждан. Правовая доктрина имеет регулятивный характер и юридическое значение, когда является |