Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Право собственности

  • 3. Обязательства

  • . Уголовное право

  • 6. Государство и право Древнего Китая

  • Чжоу

  • ЦАРСТВО ШАНЬ

  • Западного Чжоу

  • Восточного Чжоу

  • ЦАРСТВО ЦИНЬ

  • Билеты игпзс. 1. Предмет, периодизация и методология истории государства и права зарубежных стран


    Скачать 0.52 Mb.
    Название1. Предмет, периодизация и методология истории государства и права зарубежных стран
    АнкорБилеты игпзс
    Дата30.06.2020
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIGPZS (4).docx
    ТипДокументы
    #133265
    страница4 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
    Законы Ману

    1. Общие положения 

    Законы Ману являются так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

    Всего в Законах Ману 12 глав, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

    2. Право собственности 

    В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности:

    ·      наследование;

    ·      получение в виде дара или находка;

    ·      покупка;

    ·      завоевание;

    ·      ростовщичество;

    ·      исполнение работы;

    ·      получение милостыни;

    ·      давность владения (10 лет).

    Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное.

    3. Обязательства 

    В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:

    ·       договор займа; договор найма рабочей силы; договор аренды земли;

    ·       договор купли-продажи; договор дарения.

    Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

    Вследствие применения труда свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.

    Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проникновения в общину процесса имущественной дифференциации - землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее.

    Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

    В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

    4. Уголовное право 

    Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:  формы вины;  рецидив;  соучастие; тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

    Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий:

    ·       принцип талиона ("мера за меру»);

    ·       ордалии (суд богов);

    ·       принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

    Виды преступлений, называемых Законами Ману:

    ·       государственные преступления;

    ·       преступления против собственности;  против личности;

    ·       преступления, посягающие на семейные отношения.

    На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.

    ЗМ подробно описывают преступления против собственности и против личности.

    Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

    К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.

    Законы Ману знают также понятие необходимой обороны, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

    Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Существовало множество видов наказаний, в том числе:

    ·       смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);

    ·       для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;

    ·       членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

    ·       штрафы; изгнание; тюремное заключение. 


    6. Государство и право Древнего Китая.
    Периодизация


    - царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;

    - царство Чжоу - с XIIв. до н.э. до 221г. до н.э.;

    • царство Цинь - с 221г. до н.э. до 207г. до н.э.;

    • царство Хань - с 206г. до н.э. до 220г. н.э.

    Характерной особенностью образования государства в Китае является то, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классово- му обществу был активизирован покорением одного народа другим. Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, был создан специальный государственный аппарат.

    ЦАРСТВО ШАНЬ

    Общественный строй

    Общество и государство были рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства.

    Господствующий класс - жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных племен. Социальное положение светской аристократии определялось земельными владениями, наличием рабов, близостью к царю, занимаемой должностью. В соответствии с этим присваивались титулы, дававшие определенные привилегии.

    Большую часть населения составляли свободные общинники.

    Земля считалась государственной собственностью и находилась в распоряжении царей. Все земли делились на две категории:

    • общественное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной. Весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю;

    • частные поля, которые находились в индивидуальном пользовании се- мьи, не являясь, однако, собственностью их держателей.

    В частной собственности были рабы, дома, орудия труда.

    Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества.

    Основными источниками рабства были: захват пленных на войне; продажа в рабство за долги; обращение в рабство за некоторые преступления; получение рабов от подчиненных племен в качестве дани.

    Государственный строй

    Государственный строй на раннем этапе сохранял черты родоплеменной военной демократии. В дальнейшем наблюдается переход всей полноты власти к царю - вану. Старейшины из племенных вождей становятся единоличными правителями. Среди подданных укрепляется представление о них как о "сыновьях Неба", получивших власть по воле божественных сил.

    Самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и первосвященником был царь. Он же возглавлял государственный аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники. Более мелкие должности - профессиональные чиновники: писцы, сборщики налогов, судьи и т. п.

    В Древнем Китае существовало разделение должностных лиц на три основные категории: высшие гражданские чиновники; военные чиновники; советники, прорицатели.

    Падение

    В XII в. до н. э. обостряются внутренние противоречия. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством этого племени объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства.

    В 1076 г. до н. э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шань пало, и на смену ему пришло царство Чжоу.

    ЧЖОУ

    Периодизация:

    • период Западного Чжоу - 1122 - 742 гг. до н. э.;

    • период Восточного Чжоу - 770 - 403 гг. до н. э.;

    • период Чжаньго ("семи воюющих царств") - 403 - 221 гг. до н. э.

    1) В период Западного Чжоу (1122 - 742 гг. до н. э.) укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура. Общество характеризуется более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением численности рабов, развитием крупного землевладения. Верховная власть принадлежала наследственному царю (вану), однако централизованное государство в течение всего периода Чжоу создано не было. Ван непосредственно управлял только столичной областью, а остальная территория страны делилась на княжества, которыми управляли владетельные князья (чжухоу). Территории княжеств подразделялись на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-территориальной единицей была сельская община.

    Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных личных слуг вана и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной.

    В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она включала в себя большое количество чиновников, имеющих разнообразную компетенцию. Высшие чиновники (дафу) разделялись на три класса - старшие, средние, младшие.

    На верху общественной лестницы находилась рабовладельческая аристократия, которая состояла из чжоуской наследственной и военной знати, а также отчасти уцелевшей после покорения иньской аристократии.

    В данный период интенсивно развивается крупное землевладение, появляется тенденция к превращению владений в частную земельную собственность. Формально собственником земли считался царь, однако рабовладельческая аристократия могла свободно распоряжаться своими владениями. С течением времени право крупных рабовладельцев на владение землей превращается в право собственности на землю. Общинное землепользование в период Западного Чжоу продолжало играть заметную роль. Положение земледельцев (нунфу) было в целом тяжелым. Многие разорялись и переходили в разряд безземельных арендаторов.

    Число рабов пополнялось в этот период за счет: военнопленных; завоеванного мирного населения; государственных преступников.

    Армия в царстве Чжоу была постоянной лишь отчасти, будучи составлена из небольших кадровых отрядов и ополчения, которое присоединялось к ним во время войны.

    В середине VIII в. до н. э. произошел развал Западного Чжоу ввиду ослабления связей центральной власти и правителей зависимых княжеств, а также неудачных войн с кочевниками. Когда страна распалась на ряд самостоятельных государств, то чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения - Восточного Чжоу.

    Экономическая и политическая жизнь страны в период Восточного Чжоу (770 - 403 гг. до н. э.) характеризуется следующими изменениями:

    • развитием ремесел и торговли, что привело к возрастанию роли купечества в общественной жизни;

    • упадком наследственного землевладения родовой аристократии. Ее земли постепенно переходят к служилой знати.

    Значительные земельные владения сосредоточиваются в руках военачальников, служилых людей, купцов. Укрепляется частная собственность рабовладельцев на землю.

    В период "воюющих царств" - Чжаньго (403 - 221 гг. до н. э.) продолжается развитие крупного землевладения. Оно сопровождается разрушением старого типа землевладения - общинного. С введением земельного налога, когда вместо обработки общинных полей земледельцев обязали уплачивать налог со своей земли, по общинному землевладению был на- несен один из первых ударов.

    ЦАРСТВО ЦИНЬ

    С середины VIII в. до н. э., после уничтожения монархии Западного Чжоу, страна распалась на множество самостоятельных государств. Они вели между собой завоевательные войны, в ходе которых более слабые государства поглощались более сильными.

    Царство Цинь возникло примерно в X в. до н. э. Первоначально оно находилось в зависимости от династии Чжоу, а затем, в период Чжаньго, "вошло в число семи могущественных "воюющих царств". В III в. до н. э. оно подчинило себе остальные китайские государства.

    Реформы нового императора

    В 359 - 348 гг. до н. э. государственный деятель, главный советник императора Шан Ян провел серию реформ, которые способствовали усилению центральной власти.

    Шан Ян являлся одним из основоположников философской школы легистов, ставившей превыше всего государственный закон. При нем строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием порядка в стране. В этот период императором были утверждены обязательные для всех законы, введены единые письменные знаки, упорядочены меры веса и длины.

    В результате преобразований Шан Яна:

    • узаконивалось право частной собственности на землю и была официально разрешена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному землевладению;

    • проводилось принудительное дробление больших патриархальных семей, что также ускоряло распад общины;

    • в целях централизации вся территория государства была разделена на административные уезды - новое административное деление было проведено по территориальному принципу;

    • налоги стали взиматься исходя из количества обрабатываемой земли; • войско было перевооружено и реорганизовано.

    Государственный строй

    В централизованной Циньской империи главой государства являлся император - хуанди. В его руках была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.

    Имелся разветвленный государственный аппарат, возглавляемый двумя министрами - левым и правым ченсянами. Заместителями ченсянов были секретари. Другими высшими государственными чиновниками являлись начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.

    Когда царство Цинь подчинило себе остальные древнекитайские царства, реформы Шан Яна были распространены на всю страну. В империи были произведены следующие преобразования:

    • административное. Территорию разделили на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды, уезды - на волости, а волости - на тин, представлявший собой низшую административную единицу;

    • аграрное. Поощрялось земледелие;

    • финансовое;

    • военное.

    Каждую область возглавляли два управителя - представители военной и гражданской власти, назначаемые и смещаемые императором.

    Твердо установленные единые законы, каравшие за малейшие проступки, направляли деятельность имперских чиновников. Прежние аристократические титулы были уничтожены, критерием знатности стали богатство и заслуги перед государством.

    Судебная «система»

    В Циньской империи наличествовало специальное судебное ведомство, что свидетельствует о выделении судебных функций из общеадминистративных.

    В качестве высшей судебной инстанции выступал сам император, который мог непосредственно разбирать судебные дела.

    Судебное ведомство следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками.

    Во главе этого Ведомства стоял тинвэй.

    Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.

    Армия

    играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось частыми войнами и крестьянскими восстания-ми.

    Постепенно формировалась постоянная армия, находившаяся на содержании казны. Поначалу ее составляли телохранители императора и части, охранявшие столицу. На эти части возлагались и полицейские функции.

    В империи Цинь существовала воинская повинность. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства. Без указания сроков службы на охрану государственных границ направлялись провинившиеся чиновники, преступники, бродячие торговцы, а также те, кто потерял свободу за долги.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта