Главная страница
Навигация по странице:

  • характеризовалось патриархальностью

  • юридическая ответственность носила в основном уголовный характер

  • в основу правовой системы была поставлена община, коллектив

  • 3. Государство и право Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи

  • Государственное устройство

  • Законы Хаммурапи

  • 4. Государство и право Древнего Египта

  • в период Раннего царства

  • Билеты игпзс. 1. Предмет, периодизация и методология истории государства и права зарубежных стран


    Скачать 0.52 Mb.
    Название1. Предмет, периодизация и методология истории государства и права зарубежных стран
    АнкорБилеты игпзс
    Дата30.06.2020
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIGPZS (4).docx
    ТипДокументы
    #133265
    страница2 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
    право Древнего Востока было сословным. Оно открыто закрепляло социальное неравенство, что про- являлось прежде всего в приниженном положении рабов. Вне зависимости от того, мог ли раб иметь семью или владеть в интересах хозяина тем или иным имуществом, на Востоке он выступал в качестве вещи и таковой рассматривался действующим правом. Закреплялось также сословное неравенство свободных. Оно в той или иной форме присутствовало во всех древневосточных правовых системах;

    4) характеризовалось патриархальностью. Общие черты древневосточного права определялись в значительной мере длительным существованием такой социальной формы, как большая патриархальная семья. Во всех нормах древневосточного брачно-семейного и наследственного права прослеживаются, например, такие традиционные черты, как подчиненное, приниженное положение женщин, детей в патриархальной семье, неравенство наследственных прав женщин и мужчин;

    5) юридическая ответственность носила в основном уголовный характер. В древневосточном праве нельзя обнаружить представления об отраслях права, о четких отличиях преступлений от частных правонарушений. На первый взгляд, правовые документы Древнего Востока изложены не только бессистемно, но и без какой бы то ни было внутренней логики. Но внутренняя логика изложения норм в этих правовых памятниках присутствует. Она определяется или религиозными концепциями о греховности того или иного поведения, или религиозной концепцией мироздания;

    6) в основу правовой системы была поставлена община, коллектив. В правовых системах, которые формировались в медленно эволюционирующих древневосточных обществах, нашли отражение нормы старого родового строя, например, предусматривающие коллективную ответственность членов семьи или даже всех членов соседской общины за проступки, совершенные одним из них, кровную месть, самосуд, талион.

    3. Государство и право Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи.
    Общественный строй


    Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы - вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные.

    Рабы подразделялись на: царских; храмовых; частновладельческих.

    Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле.

    Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб.

    Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности гос- подина и переходило к нему после смерти раба.

    Свободное население Вавилона делилось на: полноправных (авилум); неполноправных(мушкену).

    Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане - авилум. Они могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности.

    Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу.

    Другую часть населения составляли жители покоренных городов и областей - мушкену.

    Наряду с сословным делением существовало разделение по профессиональным занятиям:

    • первое место занимали придворные служащие - царские телохранители и высшее жречество;

    • далее следовали "редум", "баирум", "декум", "лубуттум" - различного родавоеннослужащие;

    • в соответствии с государственным значением религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служащие;

    • высокое положение в обществе занимало чиновничество;

    • низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.

    Государственное устройство

    По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника.

    Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления - все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы.

    Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве.

    К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник.

    В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть.

    В вавилонском обществе до правления Хаммурапи ведущее место в осуществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В общинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руководство ими осуществляли рабианумы.

    Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были введены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция - он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии.

    В нововавилонском обществе в храмовые советы, осуществлявшие судебные функции, включались представители народных собраний городов, на территории которых находились храмы.

    В Вавилонии имелась регулярная армия. Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получал надел царской земли, который обеспечивал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожными. Если воин бросал свой надел ради избавления от службы, то не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям.

    В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушавших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдат ("илку") или отдававших это имущество внаем.

    Законы Хаммурапи

    Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.

    Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе.Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов.

    Текст сборника состоит из трех частей:

    - введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

    - 282 статьи законов;

    - обширное заключение.

    Источниками при составлении сборника послужили: обычное право; шумерские судебники; новое законодательство.

    Собственность

    При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития.

    В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царские; храмовые; общинные; частные.

    Царским и храмовым хозяйством управлял царь.

    С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких- либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.

    Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами.

    Земельные наделы воинов, а также имущество солдат, как сказано в вопросе 9 "Государственное устройство Вавилонии", подчинялись особому правовому режиму.

    Виды обязательств

    Законодательству Хаммурапи известны договоры: аренды; имущественного найма; личного найма; займа; купли-продажи; хранения; товарищества; мены; поручения.

    Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли.

    В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

    При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:

    • ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;

    ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

    • ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

    Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

    • продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;

    • продавцом мог быть только собственник вещи;

    • продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

    Брачно-семейные отношения

    Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

    Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой право- способностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.

    Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

    Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети; усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей); внуки; дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

    Виды преступлений и наказаний

    Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений:

    • против личности;

    • имущественные;

    • против семьи.

    К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

    Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

    Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды.

    Основными видами наказаний являлись:

    • смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол;

    • членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;

    • штрафы;

    • изгнание.

    При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.

    Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

    Процесс

    Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

    4. Государство и право Древнего Египта.

    Периодизация

    • период Раннего царства (3100 - 2800 гг. до н. э.);

    • период Древнего царства (около 2800 - 2250 гг. до н. э.);

    • период Среднего царства (около 2250 - 1700 гг. до н. э.);

    • период Нового царства (около 1575 - 1087 гг. до н. э.).

    В конце Нового царства Египет приходит в упадок, его завоевывают сна- чала персы, затем римляне, включившие Египет в состав Римской империи.

    1) Египетское государство в период Раннего царства представляло собой древний племенной союз.

    Основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники. Общины владели землей на основе общинного землевладения. Государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин.

    В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество. Уже в период Раннего царства в результате ведения многочисленных войн появились пленники-рабы, которых использовали в крупных хозяйствах.

    В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей. В руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

    2)
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта