Главная страница
Навигация по странице:

  • 43. Очерк истории развития психологического знания.

  • 44. Характеристика основных видов деятельности человека.

  • билеты по психологии. Билеты по психологии. 1. Предмет психологии. Различные представления о предмете психологии


    Скачать 0.56 Mb.
    Название1. Предмет психологии. Различные представления о предмете психологии
    Анкорбилеты по психологии
    Дата20.10.2022
    Размер0.56 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты по психологии.docx
    ТипЗакон
    #745657
    страница7 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    42. Основные психологические школы: когнитивный подход к пониманию и трактовке психического.
    Когнитивная психология представляет собой психологию познания. Зародилась в 60-е годы двадцатого века. Главная идея заключается в том, что человек все полученные знания переиначивает в шаблоны и пользуется ими по мере необходимости. Благодаря этому каждый раз на одно и то же действие ответ находится быстрее. Но это вовсе не постоянно. Оно непрерывно развивается, так как человек вновь и вновь получает новые знания. Таким образом, обновляются старые схемы и шаблоны и создаются новые.
    Основные принципы и понятия когнитивного подхода
    Когнитивный подход базируется на знаниях, а точнее на процессах их представления, хранения, обработки, интерпретации и производстве новых знаний. Это, своего рода, ступень, благодаря которой люди могут преодолеть барьеры. Они встречаются в отношении людей, которые разговаривают и мыслят на разных языках.
    Один из основных принципов представляет собой то, что представления человека об окружающей среде не всегда соответствует действительности. Это все напрямую связано с пройденным опытом человека.
    Если брать в расчет школьников и получение ими знаний, то действуют следующие принципы в когнитивном подходе:
    –принцип применения внутренней мотивации;
    –принцип усовершенствования речевых единиц;
    –принцип применения личного опыта.
    Основные понятия в когнитивном подходе:
    1) Мыслительный процесс и способность принимать решения. Особенности понимания. Процессы роста и развития. Способность и течение распознавания образов. Речь. Внимание. Воображение. Память. Естественный и искусственный интеллект. Методы и области исследования Основной метод заключается в замене личностного конструкта, то есть мысли или идеи, которую человек применяет, чтобы осознать и предсказать свой опыт в научных терминах и на контрасте. Характеристика этого действия представляет собой различное восприятие людей информации, которая поступает из внешнего мира. И различная ее трактовка. Этот процесс делится на несколько этапов: Первый, он же вводный. На нем человек приобретает те инструменты, с помощью которых неправильно трактует информацию. Второй этап. На нем человек уже с помощью психотерапевта определяет аргументы, преимущества и недостатки каких-либо моделей поведения. Третий этап – завершающий. Человек подводит итоги и осознает собственные ответные действия. В числе методов используются опросники, тесты, анкеты, метод наблюдения. Главный метод – лабораторный эксперимент. Благодаря ему, можно узнать какие именно когнитивные процессы (память, речь, восприятие и другие психические процессы) вызывают у человека развитие и перестройку. Эксперимент предполагает вмешательство в жизнь испытуемого и создание искусственных условий, для изучения интересующих вопросов. У. Найсер подчеркивал, что сознание присутствует везде, в любом акте человеческой деятельности. П. Жане делал акцент на том, что человек может самостоятельно управлять своим эмоциональным состоянием. Это проявлялось в общении с людьми. Это помогало накапливать личностные свойства. Пияже говорил о том, что человек постоянно пытается приспособиться к изменяющимся условиям жизни. Когнитивный подход необходим для того, чтобы разузнать, что именно движет человеком. Также что он понимает об этой действительности и, каким образом он это понимает. Когнитивный подход словно расшифровывает это. Сама когнитивная психология направлена на исследование всех процессов: ощущения, осознание, различие распознавания образов, мыслительная деятельность и воображение.

    43. Очерк истории развития психологического знания.
    Психология, как и любая другая наука, прошла определенный путь развития. В ее истории можно условно выделить четыре этапа (рис. 3). На первом этапе психология существовала как наука о душе, на втором – как наука о сознании, на третьем – как наука о поведении, а на четвертом – как наука о психике. Рассмотрим более подробно каждый из них.
    За время существования человечества происходило накопление знаний о психических явлениях. Происходило становление психологии как самостоятельной науки. Однако первоначально психологические знания аккумулировались на бытовом, или житейском, уровне.
    Особенностью психологии как научной дисциплины является то, что с проявлениями психики человек сталкивается с тех пор, как начал осознавать себя человеком. Однако психические явления длительное время оставались для него непостижимой загадкой. Но задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, человек пытался объяснить их происхождение и содержание в доступной для себя форме.

    Эволюция представлений о психике в процессе развития психологии
    Житейские психологические сведения, полученные из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания, обусловленные необходимостью понимать другого человека в процессе совместного труда, совместной жизни, правильно реагировать на его действия и поступки.
    Вполне вероятно, что такое стремление человека разобраться в самом себе привели к образованию одной из первых наук – философии. Именно в рамках этой науки рассматривался вопрос о природе души. Поэтому не случайно, что один из центральных вопросов любого философского направления связан с проблемой происхождения человека и его духовности. А именно, что первично: душа, дух, т. е. идеальное, или тело, материя. Второй, не менее значимый, вопрос философии – это вопрос о том, можно ли познать окружающую нас реальность и самого человека.
    Само название науки психологии в переводе с древнегреческого означает «наука о душе» (psyche – душа, logos – учение, наука).
    Изучение и объяснение души является первым этапом в становлении психологии. Представители идеалистической философии рассматривают психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Они видят в психической деятельности проявление нематериальной, бесплотной и бессмертной души, а все материальные вещи и процессы толкуют либо как наши ощущения и представления, либо как некоторое загадочное проявление «абсолютного духа», «мировой воли», «идеи». Подобные взгляды вполне объяснимы, поскольку идеализм зародился тогда, когда люди, практически не имея никаких представлений о строении и функциях тела, думали, что психические явления представляют собой деятельность особого, сверхъестественного существа – души и духа, который вселяется в человека в момент рождения и покидает его в момент сна и смерти.
    Первоначально душа представлялась в виде особого тонкого тела или существа, живущего в разных органах. С развитием религиозных взглядов душа стала пониматься как своеобразный двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. На этой основе и возникли различные идеалистические системы философии, утверждавшие, что идеи, дух, сознание являются первичными, началом всего существующего, а природа, материя – вторичными, производными от духа, идей, сознания. Наиболее яркими представителями данного направления являются философы школы Пифагора с острова Самос. Пифагорейская школа проповедовала учение о вечном круговороте душ, о том, что душа прикреплена к телу в порядке наказания. Однако эта школа была не просто религиозной, а представляла собой религиозно-мистический союз. Согласно воззрениям пифагорейцев, мироздание имеет не вещественную, а арифметическигеометрическую структуру. Во всем существующем – от движения небесных тел до грамматики – царит гармония, имеющая числовое выражение. Душе тоже присуща гармония – гармония противоположностей тела.
    Материалистическое понимание психики отличается от идеалистических воззрений тем, что с этой точки зрения психика – вторичное, производное от материи явление. Однако первые представители материализма были весьма далеки в своих толкованиях о душе от современных представлений о психике. Так, Гераклит (530–470 гг. до н. э.) вслед за философами милетской школы – Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом – говорит о материальной природе психических явлений и единстве души и тела. По его учению все вещи суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется. В микрокосмосе организма повторяется общий ритм превращений огня в масштабах всего космоса, а огненное начало в организме и есть душа – психея. Душа, согласно Гераклиту, рождается путем испарения из влаги и, возвращаясь во влажное состояние, гибнет. Однако между состоянием «влажности» и «огненности» есть множество переходов. Например, о пьяном человеке Гераклит говорит, что «он не замечает куда идет, ибо психея его влажна». Напротив, чем душа суше, тем она мудрее.
    С идеей огня как основой существующего мира мы встречаемся и в работах другого известного древнегреческого мыслителя Демокрита (460–370 гг. до н. э.), который разработал атомистическую модель мира. Согласно Демокриту, душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Так, по его мнению, ощущения человека возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов. Таким образом, материализм Демокрита носил наивный механистический характер.
    Гораздо более сложные понятия о душе встречаются в воззрениях Аристотеля (384–322 гг. до н. э.). Его трактат «О душе» – первое специально психологическое сочинение, которое в течение длительного времени оставалось главным руководством по психологии, а сам Аристотель по праву может считаться основателем психологии. Он отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философыидеалисты. Душа, согласно Аристотелю, – это целесообразно работающая органическая система. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия». «…Душа, – писал он, – необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела». Познакомившись с изречением Аристотеля, невольно задаешься вопросом о том, какой смысл вложен в понятие «энтелехия». Аристотель дает следующий ответ: «Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение». Итак, душа есть сущность живого тела, так же как зрение – сущность глаза как органа зрения. Следовательно, главная сущность души, по Аристотелю, – реализация биологического существования организма.
    Впоследствии понятие «душа» все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека.
    С этическими проблемами душевного развития можно встретиться в религиозных учениях джайнизма и буддизма (VI в. до н. э.). Однако наиболее ярко этические аспекты души впервые были раскрыты учеником Сократа (470–399 гг. до н. э.) Платоном (427–347 гг. до н. э.). В работах Платона изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. По его мнению, душа существует наряду с телом и независимо от него. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом. Однако иногда тело, раздираемое различными желаниями и страстями, берет верх над душою. В этих взглядах Платона ярко выражен его идеализм. Из своего представления о душе Платон и Сократ делают этические выводы. Душа – самое высокое, что есть в человеке, поэтому он должен заботиться о ее здоровье значительно больше, чем о здоровье тела. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: либо она будет блуждать вблизи земли, отягощенная земными элементами, либо отлетит от нее в идеальный мир.
    Второй значительный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1569–1650). Латинский вариант его имени – Ренатус Картезиус. Декарт считается родоначальником рационалистической философии. Согласно его представлениям, знания должны строиться на непосредственно очевидных данных, на непосредственной интуиции. Из нее они должны выводиться методом логического рассуждения. Данная позиция известна в научном мире как «картезианская философия», или «картезианская интуиция».
    Декарт считал, что человек с детства впитывает в себя очень многие заблуждения, принимая на веру различные утверждения и идеи. Поэтому для того, чтобы найти истину, по его мнению, сначала надо все подвергнуть сомнению, в том числе и достоверность информации, получаемой органами чувств. В таком отрицании можно дойти до того, что и Земли не существует. Что же тогда остается? Остается наше сомнение – верный признак того, что мы мыслим. Отсюда и известное выражение, принадлежащее Декарту «Мыслю, значит существую». Далее, отвечая на вопрос: «Что же такое мысль?», он говорит, что мышление – это «все то, что происходит в нас», все то, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». В этих суждениях заключается основной постулат психологии второй половины XIX в.: первое, что обнаруживает человек в самом себе, – это его сознание.
    Однако в своих трудах Декарт доказывал, что не только работа внутренних органов, но и поведение организма – его взаимодействие с другими внешними телами – не нуждается в душе. По его мнению, взаимодействие организма с внешней средой осуществляется посредством нервной машины, состоящей из мозга как центра и «нервных трубок». Внешние предметы действуют на периферические окончания, расположенные внутри нервных трубок, нервных «нитей», последние, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, по каналам которых «животные духи» устремляются в соответствующие мышцы, которые в результате «надуваются». Таким образом, по мнению Декарта, причина поведенческой активности человека лежит вне его и определяется внешними факторами, а сознание не принимает участия в регуляции поведения. Поэтому в своем учении он резко противопоставляет душу и тело, утверждая, что существуют две независимые друг от друга субстанции – материя и дух.
    В истории психологии это учение получило название «дуализм» (от лат. dualis – «двойственный»). С точки зрения дуалистов, психическое не является функцией мозга, его продуктом, а существует как бы само по себе, вне мозга, никак не завися от него. На почве дуалистических учений в психологии XIX в. получила широкое распространение идеалистическая теория так называемого психофизического параллелизма, утверждающая, что психическое и физическое существуют параллельно: не зависимо друг от друга, но совместно. Основными представителями этого направления в психологии являются В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Спенсер, Т. Рибо, А. Бине и У. Джемс.
    Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания. Однако сознание еще долго рассматривали отдельно от всех других естественных процессов. Философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений. Но всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь – это проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания.
    Однако такой подход к рассмотрению психического вызывал определенные противоречия. С одной стороны, это было связано с тем, что раз сознание является замкнутым в самом себе, то его нельзя изучить объективными методами, а значит, насколько перспективны все исследования, которые его изучают? С другой стороны, подобный подход к рассмотрению психических явлений не давал никакого практического результата, и, следовательно, психология начала рассматриваться как некая умозрительная наука. Поэтому в противовес этому направлению возник бихевиористический подход, который стал рассматривать поведение в качестве предмета психологии.
    Четвертый этап развития психологии связан со становлением отечественной психологической школы.

    44. Характеристика основных видов деятельности человека.
    Основными видами деятельности являются: общение, учебная, трудовая и игровая.
    Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми.
    Помимо этого целью общения является установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.
    Это первый вид деятельности, возникший в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд.
    Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным.
    При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной и невербальной информацией, не пользуются никакими вспомогательными средствами.
    При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, радио, телевидение, телефон, телефакс и т.п.).
    Труд – деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.
    Труд занимает особое место в системе человеческой деятельности. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда.
    Учение – процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями необходимыми для выполнения трудовой деятельности.
    Учение может быть организованным и осуществляться в специальных учебных учреждениях.
    Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.
    У взрослых учение может приобретать характер самообразования.
    Учебная деятельность школьника осуществляется под руководством учителя.
    Содержание учебной деятельности определяется учебными планами и программами.
    Учение школьника носит развивающий характер. В результате ученик не только приобретает знания и умения, но у него развивается активное, самостоятельное, творческое мышление, расширяется кругозор, формируется наблюдательность, совершенствуется память и внимание.
    Учение носит воспитывающий характер: в процессе учения формируется личность, складываются такие ценные черты, как целеустремленность, настойчивость, формируются нравственные качества.
    Игра – вид деятельности в условных ситуациях, имитирующих реальные, в которых усваивается общественный опыт.
    Существует несколько типов игр:
    –индивидуальная игра представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек.
    –групповая игра – включает несколько участнико.
    –предметная игра связана с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.
    –сюжетно-ролевая игра – в этой игре дети воспроизводят человеческие отношения и роли.
    –игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.
    –дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
    Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке.
    Игра имеет особо важное значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста.
    Игра – средство познания детьми окружающего мира и подготовки их к учению и труду.
    Игра имеет огромное воспитательное значение. Она готовит ребенка к творческому труду, деятельности, жизни.
    Игра удовлетворяет не только физические, но и духовные потребности ребенка.
    С возрастом школьники переходят к спортивным играм (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол). В спортивной игре правила более строгие. Помимо этого, большое значение в них приобретает момент соревнования. Спортивные игры позволяют игроку широко проявлять инициативу.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта